Развитие ребенка в период младенчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие ребенка в период младенчества



План

Развитие общения ребенка со взрослым.

Развитие речи ребенка.

Развитие рецепторной и двигательной сферы ребенка.

Развитие манипулятивных действий младенца.

Кризис 1-го года жизни.

 

Литература

1.Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. М., 2001.

2.Коломинский Я.Л., Е.А. Панько, Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004.

3. Крайг Г. Психология развития. – Питер, 2002.

4. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2013.

5. Каменская В.Г. Детская психология. – М., 2005.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

 

 

1. Условия, в которых развивается ребенок, в младенческом возрасте являются максимально социальными. Особенность этих условий состоит в том, что ребенок, в отличие от животных, не способен сам, на основе врожденных механизмов поддерживать свое существование и приспосабливаться к окружающей среде. Приспосабливание младенца происходит либо через взрослого, либо в сотрудничестве с ним.

В период от 4 до 6 недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки (вскрики, гуканье).

Эта положительная эмоциональная реакция ребенка была описана Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, М.П. Денисовой и названа учеными «комплексом оживления». Комплекс оживления включает 4 основных компонента:

1. замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2. улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3. двигательное оживление – движение головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.

4. вокализации – вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки «кх», «гк»), гуление (протяжные звуки – и, а).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно. Комплекс складывается к 2,5 месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до 4-х месяцев. После этого комплекс оживления начинает распадаться, т.е. отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

В результате исследований М.И. Лисиной и С.Ю. Мещеряковой было показано, что комплекс оживления имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослым. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец, начиная со 2-го месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослым и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Если ребенок в первом полугодии жизни получает от взрослого достаточно внимания, то его общее психическое развитие происходит быстрыми темпами – во время бодрствования он активен, весел, рано начинает гулить, улыбаться, у него своевременно появляется «комплекс оживления». Отсутствие впечатлений, эмоционального контакта со взрослыми у здорового, ухоженного ребенка вызывает апатию или крик, приводит к задержке развития в двигательном, умственном и даже физическом отношении. Такое отставание в психическом развитии получило название «госпитализм». Дети, живущие в условиях дефицита общения, обнаруживают дезадаптативные формы поведения и чаще оказываются подверженными разного рода заболеваниям.

Для эмоционального общения важно, чтобы взрослые отнеслись к ребенку авансом как к сознательной личности, как к субъекту, который способен понять их.

Являясь ведущей деятельностью в младенческом возрасте, эмоциональное общение со взрослыми в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка, переходу его на следующую возрастную ступень. Убедительным доказательством этого являются результаты исследований, проведенных отечественными психологами в последние десятилетия (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова и др.). Так, например, М.И. Лисина, исследуя детей первого полугодия жизни, пришла к выводу, что систематические словесно- эмоциональные воздействия взрослого вызывают у младенцев сдвиги в эмоциональной сфере и значительно благоприятствуют их познавательному развитию. По мере роста ребенка изменяются его потребности, возможности. Все больше его привлекают окружающие предметы, он начинает с ними действовать. Но примитивные манипуляции ребенка, простота, ограниченность его действий не позволяет ему самостоятельно открыть разнообразные, специфические свойства и функции предметов. И помощь ему оказывает взрослый. Он показывает новые интересные действия с предметами – подбрасывает мячик вверх, нанизывает кольца на пирамидку, раскрывает и вновь собирает половинки деревянной матрешки. Ребенку уже мало внимания и ласки, он стремится к сотрудничеству со взрослым, хочет действовать при его участии, вместе с ним. Эмоциональная форма общения изменяется на форму ситуативно-делового общения. Теперь кроме внимания и доброжелательности включаются еще сотрудничество взрослого, его соучастие в делах малыши. Обогатились средства общения – взгляды и улыбки пополнились указательным жестом, просящими интонациями в вокализациях и первых словах, которые появляются уже во второй половине года.

Деловое общение обеспечивает дальнейшее развитие психики ребенка. Он овладевает речью, учится выполнять более сложные действия с предметами, переходит к простейшим действиям с ними.

2. Младенчество – период, когда активно формируются предпосылки усвоения речи. У ребенка рано проявляется интерес к речи человека. Вначале возникает реакция на голос и разговор с ним взрослого в виде сосредоточения на лице и полной остановки движения. В возрасте 1 месяца и нескольких дней во время пауз в разговоре с ним взрослого ребенок начинает произносить спокойные звуки: а-а, э-э. В дальнейшем реакция на человека становится специфической, отличной от реакций на предметы, - более частое и длительное сосредоточение, большая активность в движениях, большая эмоциональность.

Первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития. Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи); 2) развитие предречевых вокализаций ребенка (гуканье, гуление), которые предшествуют собственной активной речи. Первый связан с развитием речевого слуха, второй – с отработкой речевых артикуляций.

Среди голосовых реакций, выполняющих роль подготовительных этапов речи, последовательно возникают звуки «гуканья» в 2-4 месяца, певучее гуление в 5 месяцев, лепет в 6 месяцев. В 9-10 месяцев возникают облегченные слова. К концу года у многих детей появляются отдельные слова, которые имеют свое значение и свое звучание (няй-няй, ау-ау, дя-дя-дя). Это так называемые автономные слова.

Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. В этот период интенсивно развиваются фонематический слух (который отделяет высоту звуков от их фонематических особенностей, например, том –дом, мак – лак) и предречевые вокализации младенца (вскрики, гуканье, гуление). Лепет способствует развитию речи ребенка. Играет большую роль в подготовке его артикуляционного аппарата к произнесению звуков.

Интересно то, что предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже глухих от рождения. Но в случаях отсутствия слуха никогда не появляется лепет.

В этот период ребенок способен понять обращенную к нему речь. Он реагирует на определенные слова выразительными движениями.

Важной предпосылкой развития понимания речи является общее развитие ребенка, развитие движений, действий и восприятий. Е.К. Каверина отмечает, что первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова. Например, в 5 месяцев поворачивается в ту сторону, откуда его зовут, после 11- го месяца приближается к взрослому на чисто словесный призыв. Начиная со второго полугодия жизни интенсивно развивается понимание речи. Самыми употребляемыми приемами обучения служат обращения – вопросы взрослого к ребенку (вопрос «где?») или доступное поручение (принеси то-то, скажи то-то).

Ребенок связывает предмет с его названием в 6 – 6,5 месяца – сосредоточенно смотрит на него, в 7,5 месяцев наблюдается ориентировочно-двигательная реакция – не только поворачивает голову в сторону предмета, но и протягивает к нему руки, подползает. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения: на слово «ладушки», он хлопает в ладошки, а на слова «До свидания» - машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).

Развитию понимания речи ребенком способствует предоставление возможности манипулировать, действовать с предметом (потрогать, погладить, поиграть и т.п.). Выработка у ребенка большого числа двигательных условных связей на слово способствует тому, что слово – название становится словом-понятием (Кольцова М.М.). Исследования, проведенное М.М. Кольцовой подтвердили положение о том, что всякое ощущение является смешанным. К ощущениям ребенка всегда примешивается мышечное, которое является более смешанным. При объединении нескольких ощущений в единый образ синтез происходит прежде всего в двигательной области. Именно «мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связывать их в единое целое.

В конце 1-го года жизни в процессе общения ребенок начинает произносить первые слова, но активный словарь его невелик (4-20 слов).

Как установила в своих исследованиях А.Г. Рузская, глубокие эмоциональные связи ребенка с близкими людьми являются важнейшим условием возникновения и развития речи. Эмоциональные контакты, которые сами по себе не требуют речевых средств, способствуют речевому развитию двумя путями. Во-первых, эмоциональные контакты со взрослыми создают у ребенка состояние свободы, раскованности, эмоционального комфорта, без которых невозможна собственная активность младенца. Во-вторых, заинтересованность в общении со взрослым делает ребенка более внимательным к его речи: вызывает слуховое сосредоточение на звуках голоса и зрительное сосредоточение на внешних органах речи – ребенок начинает внимательно рассматривать шевелящиеся губы взрослого и пытается воспроизвести их движение. Благодаря этому складывается речь.

Обострением противоречия между возрастающей потребностью в общении и ограниченностью, недостатком средств для ее удовлетворения характеризуется конец периода младенца.

3. В младенческий период продолжают развиваться двигательная и рецепторная сферы ребенка. При этом наблюдается несоответствие в их формировании. Развитие сенсорных процессов младенца протекает интенсивнее, активнее, нежели развитие его моторики.

У животных, напротив, моторика к моменту рождения уже организована или же формируется раньше, чем могут быть сформированы условные рефлексы. Однако, длительное, беспомощное младенчество, отсутствие у ребенка значительного количества врожденных форм поведения представляет не слабость, а достоинство, силу его. Благодаря этому дитя человека оказывается максимально пластичным, гибким, приобретает огромные возможности в усвоении нового опыта, человеческих форм поведения, способность приспосабливаться к меняющемуся значительно быстрее, чем природная среда животных, миру, созданному человечеством.

Исследователи развития ребенка первых лет жизни (Н.М. Аксарина, М.М. Кольцова и др.) подчеркивают потребность его в движениях. Уже на 1-ом месяце жизни младенец проявляет беспокойство при ограничении движений (тугом пеленании) и успокаивается, когда получает возможность двигать конечностями. Дети, лишенные движений, эмоциональны вялы. Наиболее яркие эмоциональные реакции характерны для детей, выполняющих более сложные по структуре движения.

Важно удовлетворить потребность ребенка в движении, создавая для этого необходимые условия, разумно, умело формировать его двигательную сферу.

Изучавшая формирование двигательной активности ребенка с первых недель его жизни Р.Я. Лехтман – Абрамович отмечает, что у детей до 4-5 недель при нерезких звуках и зрительных раздражениях возникает торможение движений. С 1,5 – 3 месяцев импульсивные движения сопровождают реакцию оживления. Период от 2,5 до 4,5 месяца жизни отмечается как период «преддействий». Увидев предмет, ребенок длительно фиксирует его взглядом, затем начинает шевелиться, ощупывать кисти собственных рук, не делая пока движений в сторону предмета. Только после того, как предмет несколько раз был вложен в руку ребенка, появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета; ребенок цепляется за него пальцами. Именно на этом этапе начинается длительный процесс развития произвольно характера движений. Этот период интересен и потому, что начинается комплексное восприятие предметов – ощупывание и разглядывание объекта, поворот головы в сторону звучащего предмета.

Ребенок на 4-ом месяце жизни начинает ощупывать случайно задетый предмет, появляется повторное похлопывание по нему рукой. Притягивание случайно задетого предмета подкрепляется его непосредственным схватыванием. Действия ребенка становятся результативными - он повторно притягивает или отбрасывает предмет, размахивает им, стаскивает один предмет с другого. В этих действиях появляется новое - предмет перемещается в пространстве. С этого времени, увидев предмет на досягаемом расстоянии, ребенок сразу же протягивает к нему руки и пытается его достать; захватывания происходят посредством противопоставления большого пальца. Такое хватание наблюдается у детей 5-ти месяцев. Из 2-3 игрушек ребенок начинает выбирать предпочтительную.

Движения руки младенца имеют особенно большое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка (М.М. Кольцова и др.). Координированные действия рук развиваются с появлением комплекса оживления. В процессе этих движений у ребенка укрепляются мышцы разгибатели, появляется способность дотрагиваться до своего тела, до окружающих предметов. Реакции захватывания предметов возникают благодаря установлению условно-рефлекторных связей между зрительными, слуховыми, тактильными, двигательными и другими анализаторами.

Специально организуемая взрослыми деятельность ребенка с предметами приводит к развитию наглядно-действенного мышления. Направленность действия на получение определенного результата формирует и зачатки волевых качеств малыша. Накопленные к концу 1-го г.ж. разнообразные действия с предметами будут служить фундаментом более сложных игр на втором году жизни. С образованием предметных действий зрение и слух приобретают решающее значение в развитие рецепторов и познавательной сферы.

Непосредственный, практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними.

В шесть месяцев ребенок начинает сидеть, в 7 месяцев – ползать, к 8 месяцам ребенок устойчиво стоит сначала с опорой на предмет, а затем без опоры. К концу 1-го г. ж.. появляется ходьба, которая имеет важное значение для всего последующего развития ребенка. Приобретение вертикального положения тела значительно расширяет диапазон восприятия окружающей среды и активного соприкосновения с предметами, открытие их свойств и овладение соответствующими действиями происходит при условии специального обучения. Взрослому следует продумать наличие двигающихся игрушек, разных коробок с мелкими предметами, вкладышей. Легче ребенок усваивает действие, подкрепленное другим интересным раздражителем. Например, показывая малышу, как вкладывать шарик в коробочку, взрослый кладет шарик так, чтобы раздался звук.

Итак, на протяжении младенческого периода идет интенсивное развитие ребенка. У него формируется восприятие, представление о предметах окружающего мира, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Развивается потребность в общении. Появляются способность к пониманию речи и первые самостоятельные слова. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Ведущее значение в психическом развитии ребенка приобретает удовлетворение новых его потребностей – в общении с людьми, в новых впечатлениях.

4. Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей, поскольку именно в ней происходит развитие всех сторон психики ребенка.

В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на предметах – он стремится схватить и потрогать окружающие предметы. Собственный арсенал предметных действий в этом возрасте невелик. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от свойств предметов и их назначения, их называют неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую.

Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не прямо, а петлеобразно, она как бы тянется наугад. В дальнейшем, на 5-7 –м месяце жизни, происходит дальнейшее совершенствование хватания. Во-первых, движения руки становятся все более точными, направленными на цель; во-вторых, рука как бы раскрывается (ручки новорожденного плотно сжаты в кулачок), появляется противопоставление большого пальца всем остальным, расположение пальцев все больше зависит от того, какой предмет (большой или мелкий) берет ребенок: мячик берет растопыренными пальцами, шнурок – кончиками пальцев. Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предметов) вызывают тот или иной результат – приближение или удаление игрушки, бренчание погремушки, писк резиновых игрушек. Ребенок замечает этот результат и активно его воспроизводит – трясти погремушку, стучать палкой по прутьям кроватки, выбрасывать игрушки из кроватки. Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат, на изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметом.

На 11-м месяце ребенок начинает манипулировать двумя предметами. Например, постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой. Направленность на результат очевидна – результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку – включить или выключить свет, сняв трубку телефона – услышать гудок, управлять пультом от телевизора. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.

С помощью взрослого возможности действия младенца расширяются: взрослый может показать различные свойства предметов и новые способы действия с ним. Он показывает, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить. Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего возраста.

5. Во втором полугодии развивается представление ребенка о себе. На основе положительного самоощущения и манипулятивной деятельности складывается представление о самом себе как о субъекте практической деятельности, т.е. как источнике собственных действий. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, что свидетельствует о наличии образа себя.

К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Он бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадается на глаза. Он опрокидывает банки, разливает духи, грызет обувь, пробует лекарства. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш может неожиданно превратиться в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни.

В исследовании С. Ю. Мещеряковой было установлено, что в возрасте от 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в 5 групп.

1. Упрямство, настырность, непослушание, требования повышенного внимания.

2. Резкое увеличение положительных и отрицательных приобретений – попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения режимных процедур, овладение новых умений в игре и в действиях по самообслуживанию.

3.Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых - обидчивость, недовольство, агрессивность, направленная на взрослых или на предметы.

4. Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее).

5.Повышенная капризность ребенка.

Таким образом, симптомы кризиса охватывает все сферы жизни ребенка: его отношение к предметной деятельности, ко взрослым и самому себе. Он стремится отстоять свою независимость, и утвердить свое право на самостоятельность проявляются и в повышенной обидчивости, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.

Важным приобретением первого года жизни является способность действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых объектов, которые поставляет взрослый, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений. Если раньше все, что нужно ребенку, исходило от взрослого и определялось им, то теперь он сам может хотеть того, что совершенно не связано со взрослым.

Возникновение данного новообразования определяется возросшими возможностями ребенка (свободой передвижения) и первыми запретами взрослого. Запрет со стороны взрослого делит пространство на доступное и недоступное.

Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность.

Но автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи взрослого, даже ходить ему самому еще трудно. Взрослый по-прежнему необходим ему, но теперь уже по-другому. Малышу нужно не только хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность и активность. Отсюда повышенная чувствительность годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является тем качественным преобразованием, которое происходит в кризисный период одного года. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оценки) составляет суть этого возрастного кризиса. Это противоречие разрешается на следующем этапе развития.

Таким образом, к концу первого года жизни у малыша имеются следующие достижения:

- складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;

- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и также собственная активность;

- в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления, как установления первых простейших причинно – следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом.

 

Вопросы и учебно-методические задания

1. Охарактеризуйте особенности развития ребенка со взрослым.

Приспосабливание младенца происходит либо через взрослого, либо в сотрудничестве с ним.

В период от 4 до 6 недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения.

2. Опишите особенности развития предречевых вокализаций ребенка.

Типы предречевых вокализаций: 1) гукание — короткие тихие звуки; 2) гуление — протяжные певучие звуки; 3) вскрики — короткие звуки, отличающиеся от гукания силой, более сложным звуковым составом и интенсивной эмоциональной окраской; 4) лепет — фонематически организованные, ритмически повторяемые слоги.

3. Охарактеризуйте особенности развития рецепторной и двигательной сферы ребенка.

Развитие сенсорных процессов младенца протекает интенсивнее, активнее, нежели развитие его моторики.. Уже на 1-ом месяце жизни младенец проявляет беспокойство при ограничении движений (тугом пеленании) и успокаивается, когда получает возможность двигать конечностями.

Ребенок на 4-ом месяце жизни начинает ощупывать случайно задетый предмет, появляется повторное похлопывание по нему рукой. Притягивание случайно задетого предмета подкрепляется его непосредственным схватыванием. Действия ребенка становятся результативными. Специально организуемая взрослыми деятельность ребенка с предметами приводит к развитию наглядно-действенного мышления. Направленность действия на получение определенного результата формирует и зачатки волевых качеств малыша.

4. Опишите симптомы кризиса семи лет.

Пауза (между просьбой и выполнением), кривляние, капризность, нарочитость движений и т.д.

1. Решите психологические задачи:

Саша (4 мес.), находясь в манеже, все время передвигается. Вот он обратил внимание на игрушку – яркий волчок. Он тянется ручками, выставив их далеко вперед к игрушке, пытается схватить волчок, но промахивается

 

Почему так происходит?

У Саши только формируются «преддействия». Здесь важную роль играет собственный опыт. Необходимо сфокусировать взгляд, оценить положение предмета в пространстве, совершить правильное движение. Это сложная работа для 4хмесячного ребенка. Дайте ребенку больше пространства и времени.

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку, а сын достает их и снова бросает на пол.

Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

У Миши характерное для кризисного периода поведение. Возможно кризис 10-15мес.наступил у него чуть раньше.

2. Составьте консультацию для родителей «Общение со взрослым и его значение в развитии младенца».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.133 с.)