Развитие словесно-логического мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие словесно-логического мышления.



 

 

Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности, основанный на раскрытии связей и отношений между предметами и явлениями.

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны. Мышление неразрывно связано с речью. Слово помогает назвать признак или свойство объекта. В речи формируется процесс рассуждения.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса.

Общая линия развития мышления в дошкольном возрасте такова: от решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями во внешнем плане, с помощью внешних действий ребенок переходит к решению их в уме с помощью образов и элементарных интеллектуальных действий. Это путь от наглядно-действенной формы мышления к наглядно-образной.

Одна из наиболее ранних форм мышления – наглядно-действенное – возникает в тесной связи с практическими действиями ребенка. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познавательный предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.

Если в процессе восприятия, пишет Н.Н. Поддъяков, ребенок получает сведения о внешних свойствах вещей (форме, величине, цвете), то наглядно-действенное мышление направлено на выявление хотя и лежащих «на поверхности», но все же скрытых свойств предметов и явлений. Восприятие здесь уже не может достичь результата. «В этом процессе важную роль начинают играть практические способы преобразования объекта, в ходе которых обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов и формируются представления о них».

В первые три года жизни малыша его интеллектуальная деятельность формируется в плане действия. С.Л. Рубинштейн обращал внимание на то, что ребенок сначала манипулирует предметами без учета их специфических особенностей, продукты таких действий случайны. С того времени, как результат его деятельности приобретает некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, это действие приобретает осмысленный характер. Ребенок начинает понимать, что одним предметом можно достать другой, из строительного материала можно построить дом для кукол или гараж для машин и т.д.; таким образом появляются первые интеллектуальные акты ребенка.

Н.Н. Поддъяков считает, что наглядно-действенное мышление, появляясь в раннем детстве и опережая другие виды мышления, в то же время остается актуальным в детском возрасте. Оно отличается от наглядно –образного и словесно-логического мышления особым способом добывания знаний, недублируемым другими видами мышления. Поэтому в более старших возрастах оно существует наряду с ними.

В экспериментах А.В. Запорожца, Г.Д. Лукова перед ребенком ставился на столе таз с водой и раскладывались разные предметы, сделанные из металла, целлулоида, дерева и т.п. Экспериментатор показывал на какой-либо предмет и спрашивал, будет этот предмет плавать или потонет, если его опустить в воду. После того как ребенок отвечал на вопрос, ему предлагали опустить предмет в воду. Данная процедура является практическим преобразованием, потому что другого способа определить плавучесть предмета у ребенка нет.

В педагогическом плане формирование у ребенка наглядно-действенного мышления возможно благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого предмета выделяются через практические действия, преобразующими объект.

Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными образами, а их образами и представлениями.

Наглядно-образное мышление позволяет представить себе реальное действие с объектом и результат этого действия. Образное мышление позволяет решать задачи, где требуется воспроизвести те свойства, которые представимы, наглядны (например, растапливание снега на огне).

Успешное осуществление данных мыслительных процедур возможно только в том случае, если ребенок может комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, а, кроме того, выделять в них существенные признаки, важные для решения различных задач.

Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж.Пиаже, А. Валлон, А.В. Запорожец и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ. Игру также можно рассматривать как форму подражания: в этой деятельности у детей возникает способность представить одну вещь посредством другой.

В дошкольном возрасте образное мышление характеризуется конкретностью образов. Особенно проявляется эта особенность мышления дошкольника в процессе понимания ими иносказательной речи.

«Буря плачет, как дитя», - слышит Игорь и сразу задает вопрос: «А где у нее глазки?».

«Почему ты говоришь «добрый день», разве он тебе что-нибудь подарил?»

Такие рассуждения характерны для детей среднего дошкольного возраста. Однако конкретность образов проявляется и в более поздние периоды жизни ребенка, в частности младшем школьном возрасте. Так, при разгадывании загадок дети дошкольного и младшего школьного возраста, не умея сопоставить все условия, которые даны в формулировке загадки, ориентируются только на некоторые из них, вызывающие наиболее яркие и знакомые образы. Прослушав загадку «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят» (глаза), дети шестого года жизни рассуждают: «Потому что они слепые», «Они поссорились и так...». Загадку «Холодно – лежит. Солнце пригреет – бежит. Прозрачное, а не стекло. Согреешь – собрать не успеешь» (лед) дети отгадывают так: «Дед Мороз» («Он бежит от солнца, когда оно весной греет»). Постепенно конкретные образы предметов приобретают более обобщенный характер. В конце дошкольного возраста у ребенка проявляется возможность отражать не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами – мышление приобретает характер наглядно-схематического

Характерной особенностью мышления дошкольника является его эгоцентрический характер, описанный Ж.Пиаже. Из-за него ребенок сам не попадает в сферу собственного отражения, не может посмотреть на себя со стороны, сменить позицию, точку зрения, потому что не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которого связано с ним самим, с его «Я». Яркими примерами интеллектуального эгоцентризма являются факты, когда ребенок при перечислении членов семьи себя в их число не включает. Так, если попросить ребенка 5 лет нарисовать всю его семью, то не поставить для себя прибор.

На уровне наглядно-образного мышления ребенок зависим от восприятия, подчинен ему. Не умея отвлечься, абстрагироваться от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого объекта, дети демонстрируют эгоцентрические феномены. Преодоление эгоцентризма и смена наглядно-образного мышления логическим мышлением связано со свободным переносом начала координат, системы отсчета – децентрацией мышления: происходит овладение мерой понятиями обратимости, сохранения. Это позволяет построить систему отношений, независимых по отношению к собственному «Я».

Уровень сформированности наглядно-образного мышления определяется главным образом развитием зрительного восприятия, кратковременной и долговременной памяти. Примерно к четырехлетнему возрасту у дошкольников в целом завершен процесс формирования основных психических функций, что создает необходимую базу для становления и интенсивного развития наглядно-образного мышления ребенка.

Третьей формой интеллектуальной деятельности является логическое мышление, которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

Вначале дошкольник начинает понимать, что предмет можно обозначить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Развитие речи способствует осознанию ребенком процесса и результата решения какой-либо задачи, позволяет заранее планировать свои действия. Слово обобщает объективные свойства и соотношения предметов, с которыми ребенок сталкивается в определенных условиях, дает возможность перенести найденные действия в другие, существенно сходные условия, но слово пока не используется им как самостоятельно средство мышления. Дети иногда справляются с возникающими перед ними задачами, не умея объяснить словами свои действия. Так, дошкольники 4-5 лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случаях правильно выделяли причину поломки и устраняли ее, но не могли рассказать, почему они так делали.

Как показывают наблюдения за детьми и специальные психологические исследования, что дошкольник постепенно начинает использовать в процессе решения задач логические формы мышления. Под руководством взрослого он усваивает простейшие понятия, учится рассуждать, делать выводы. Так, например, дети старшего дошкольного возраста могут верно решать задачи, подобные «задачам Пиаже», если они обучаются определять количество при помощи измерения.

«Перед Сережей (5,3) на столе два стеклянных стаканчика одинаковой формы, в которых налито неодинаковое количество воды. Экспериментатор просит выбрать себе стаканчик воды.

Эксп.: Вот это будет твоя вода, а это моя. У кого больше воды? У тебя или у меня?

Сережа: У меня.

Эксп. (выбирает узкий высокий стакан и переливает свою воду в этот стакан.Уровень воды становится выше, чем в стакане испытуемого, хотя объем воды меньше): У кого больше воды?

Сережа: У меня. Этот стаканчик тоненький и большой, и вода поднялась. Воды больше у меня.

Эксп.: Почему ты так думаешь, что у тебя больше воды?

Сережа. Надо ваше воду перелить, где она была, и тогда будет видно, что у меня больше».

Дж. Брунер также установил, что если пяти-шестилетних детей, не обнаруживших понимания принципа сохранения, тренировать в обратном направлении, например, из «колбаски» снова сделать шарик и при этом ставить перед ребенком вопрос: «Получились одинаковые шарики?», то после серии таких тренировок у большинства детей обнаруживается понимание принципа сохранения.

Дошкольники начинают устанавливать причинно-следственные связи, которые являются важнейшим видом сложных и скрытых связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. В одном из экспериментов старшим дошкольникам поочередно показывали разные предметы и предлагали сказать, будет ли предмет плавать или утонет, если его опустить в воду.

Экспериментатор показывает ребенку ключ.

Ребенок: Он потонет, он железный и тяжелый.

Экспериментатор показывает обрубок дерева.

Ребенок: Он будет плавать. Он деревянный.

Эксп.: А ты раньше говорил, что тяжелые вещи тонут. Ведь этот брусок тяжелый.

Ребенок: Это я так сказал, Деревянные все равно будут плавать, хотя и целое бревно.

Экспериментатор показывает ребенку жестяную коробочку.

Ребенок: Она потонет. Она железная.

Экспериментатор бросает коробочку в воду. Она плавает.

Ребенок (смущен, берет коробочку в руки, смотрит на нее): Она хотя и железная, но пустая внутри. Потому она и плавает. Вот пустое дерево тоже плавает.

Приобретя некоторые знания о причинах явлений, ребенок может критически относится к высказываниям взрослых, содержащих, по мнению ребенка, недостаточно точные сведения о каком-либо явлении.

Увидев на реке снег, Наташа спрашивает мать: «Мама, из чего снег?» - «Из воды» - «А как?» - «замерзла – и снег». – «Неправда, тогда лед. Не знаешь, не нужно детям объяснять».

С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков подчеркивали, что в процессе установления детьми старшего дошкольного возраста определенных зависимостей между объектами и явлениями чрезвычайно важную роль играет осознание проблемной ситуации, т.е. ситуации, которая требует специального решения. Мышление начинает использоваться ребенком для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности, об этом говорят и вопросы шести-семилетних детей.

«А что внутри земли? А как кровь течет? А если обезьянку у нас дома поселить, она в человека превратится? А звезды умирают или живут всегда? А как это – бесконечно?»

Однако надо подчеркнуть, что логическое мышление, начиная развиваться в дошкольном возрасте, не обеспечивает всех необходимых условий для усвоения детьми знаний об окружающем его мире. В этом возрасте гораздо важнее развитие образного мышления. Оно позволяет ребенку создавать обобщенные представления, лежащие в основе абстрактных понятий. Благодаря образному мышлению он значительно более точно решает конкретные задачи, с которыми сталкивается в игре, конструировании, общении окружающими, поэтому возможности логического мышления следует использовать при его ознакомлении с некоторыми основами научных знаний, не стремясь к тому, чтобы оно стало преобладающим в структуре мышления дошкольника.

 

Вопросы и учебно-методические задания

1. В чем заключается сущность эгоцентризма ребенка?

Ребенок сам не попадает в сферу собственного отражения, не может посмотреть на себя со стороны, сменить позицию, точку зрения, потому что не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которого связано с ним самим, с его «Я». Не умея отвлечься, абстрагироваться от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого объекта, дети демонстрируют эгоцентрические феномены.

2.Какие формы мышления характерные для дошкольника?

Наглядно-образное и логическое.

3. Проследите динамику форм мышления в дошкольном возрасте.

 

1. Решите психологические задачи:

Саша (6 л.) по комнате возил машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку!» На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка, ответил: «Машинка под диван укатилась, ее надо достать».

 

Какой вид мышления продемонстрировал мальчик?

Логическое.

Какое значение данный вид мышления имеет для психического развития ребенка?

Саша установил причинно-следственную связь. Машина закатилась под диван, ее нужно достать длинным предметом. Теперь он более самостоятельный так как может сам исправить свою ошибку.

Расставляя фигурки на фоне дома, лена (5 л. 2 мес.) говорит: «Эта тетя пришла домой, а эта тетя ее тут встречает…А эта девочка сидит тут и кричит: «Тетя пришла!».

Какой вид мышления свойственен Лене?

Наглядно-образный.

2. Составьте консультацию для родителей «Развитие творческого мышления дошкольников».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.035 с.)