Предмет и задачи детской психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи детской психологии.



Связь детской психологии с другими науками.

Методологические проблемы детской психологии.

 

Литература:

 

1.Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. М., 2001.

2.Коломинский Я.Л., Е.А. Панько, Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004.

3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2013.

4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. – М., 2005.

5. Каменская В.Г. Детская психология с основами психофизиологии. –М., 2005.

6.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. –М., 2004.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2013.

 

Детская психология - сравнительно молодой раздел психологии, интенсивное развитие которого в конце XIX и начале XX века было обусловлено запросами общественной системы образования. Переход на всеобщее начальное обучение вызвал многочисленные вопросы о специфике психического склада детей и подростков, особенностей восприятия интеллектуальных и предметно-практиче­ских заданий. Возникла существенная проблема разработки праро­дителей современных образовательных стандартов, ибо требовалось определить, чему и как можно и нужно учить детей. Кроме того, важно было установить, с какого возраста следует организованно и целенаправленно начинать обучение. Домашняя система образова­ния, предшествовавшая государственной, не порождала подобных вопросов, так как для каждого ученика находила свои способы обу­чения, она в полной мере была индивидуализирована. Развитие промышленности и социально-демографические изменения, увели­чившие городское население, положили начало государственной общеобразовательной системе в странах Европы и России. Государ­ственное образование стандартизировано и поэтому требует опреде­ленного нормирования учебных нагрузок на возрастных этапах развития ребенка. Решение этой задачи способствовало формирова­нию новых предметных областей психологии — детской и педаго­гической.

В связи с исторической зависимостью детской психологии от запросов образования ее развитие происходило в единстве с педаго­гикой и педагогической психологией. Однако современные учебни­ки нередко рассматривают детскую психологию как один из част­ных разделов возрастной психологии. Детская психология, изучая психические и поведенческие особенности детей разных возрастов, причинно связана и с психологией развития, так как возраст от ро­ждения до 9—10 лет отличается большим числом качественных но­вообразований и стремительным изменением всех психических и физиологических функций. В детском возрасте проявляются наибо­лее отчетливо все принципы и особенности развития основных функций и систем человека.

Менее изучены, и поэтому мало известны, взаимосвязи детской психологии с психогенетикой и психофизиологией. Детский возраст-характер изучается наиболее тесной зависимостью от природных фак­торов, лежащих в основе индивидуального развития, и прежде всего от конституции и темперамента. Ребенок раннего возраста скорее биосоциальное существо, ему еще предстоит стать личностью, то есть социальным субъектом. Поэтому целесообразно рассматривать основные линии психического и социального развития ребенка как интегрированные с психофизиологическими и психогенетическими закономерностями.

Межпредметные связи и современное состояние детской психо­логии как экспериментальной науки отражены в структуре учебни­ка, в котором хронологические разделы предваряются анализом ос­новных положений о психическом и социальном развитии приме­нительно к дошкольному возрасту. Кроме того, в каждой главе приведены необходимые сведения по психофизиологии и психоге­нетике, которые помогут понять логику временных изменений в их необратимости в возрастном диапазоне от рождения до 10—12 лет.

 

ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Историю развития психики человека можно рассматривать в двух основных аспектах: 1) от начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его современного уровня (филогенез психики) и 2) от рождения ребенка до зрелости (онтогенез психики). Младенец по своим физическим, физиологическим и психологическим признакам резко отличается от ребенка, дошкольник — от подростка, подросток — от юноши, юноша — от зрелого человека и старика. Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. В соответствии с основными эпохами жизни человека она делится на детскую психологию (включая психологию младшего школьника), психологию подростка, психологию юности, психологию взрослости и геронтопсихологию (психология старческого возраста).

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой. По словам Д.Б. Эльконина, детская психология изучает закономерности развития ребенка как члена общества. В поле внимания детской психология психика, сознания, психическое развитие ребенка от момента рождения до зрелости.

Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.

Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят поистине грандиозные прогрессивные изменения в психике человека. Из самого беспомощного среди всех живых существ ребенок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы, общества и собственной психики, становится активной преобразующей силой окружающей действительности.

К ключевым понятиям детской психологии относятся категории «возраст», «детство», «развитие», «рост» «детерминизм», «гетерохронность», «системность», «социальная ситуация развития», «ведущий тип деятельности» и целый ряд других понятий, введенных в детскую психологию основными ее направлениями как в зарубежной, так и отечественной психологии. Процесс изучения детской психологии – это процесс усвоения ее категориального аппарата. Первостепенное значение в процессе обучения Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Придавали именно усвоению учащимися понятий.

Детство – это период усиленного развития, изменения обучения. Но это еще и период парадоксов, противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.

Детство - это период, включающий начальные периоды онтогенеза от рождения до младшего школьного возраста от до 10-11 лет.

Развитие

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие ребенка – от момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности (Д.Б. Эльконин).

В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах является близкий взрослый.

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. Хронологический возраст выражает длительность существования индивида с момента рождения.

Психологический возраст обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно – историческое происхождение.

В психологии возраст психологический чаще всего рассматривают как возраст умственный. Он определяется по результатам специального организованного исследования (тестирования). Каждое тестовое задание имеет определенный вес, измеряемый в днях и месяцах. В зависимости от количества решенных задач ребенок набирает определенную сумму баллов. Их количество покажет, каков умственный возраст ребенка. Он может быть как ниже так и выше возраста хронологического. Соотношение хронологического и умственного возраста позволяет говорить об особом показателе детского развития – коэффициенте интеллектуального развития. Этот показатель обозначается английскими буквами IQ.

IQ= Умственный возраст/хронологический возраст х 100%

 

Предмет детской психологии был неоднократно сформулирован во многих учебниках и учебных пособиях, причем у каждого автора имеется свое конкретное представление о самых важных его мо­ментах

Как отмечает Л.Ф. Обухова, предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Предметом изучения детской психологии являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирование различных типов деятельности (игра, труд, учение), качеств его личности, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Задачи детской психологии

1. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин.

2. Описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

3. Активизация процессов обучения и воспитания.

4. Контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.

Расширение предмета детской психологии происходит за счет попыток ввести в поле исследования детской психологии период внутриутробного развития ребенка. Одной из таких работ, в которой проводятся веские доказательства необходимости такого шага, является исследование Г.Г. Филипповой.

Целью своего исследования Г.Г. Филиппова определила построение концептуальной модели материнства для обеспечения целостного научного исследования данного явления в психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.73.214 (0.011 с.)