Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация детских площадокСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Детские игровые площадки могут быть классифицированы по различным видовым признакам в соответствии с принципами типологиивидов и форм среды. Типология видов и форм среды - системное расчленение совокупности окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы, составление их закономерно организованной последовательности (классификации) по ведущим для данного класса (ряда объектов) критериям [35]. Классификация средовых объектов по определенным видовым признакам позволяет выделять необходимые закономерности при проектировании детских площадок, что облегчает процесс проектирования, а также делает более эффективным взаимодействие и понимание между потребителем, дизайнером и исполнителем дизайн-проекта. Наиболее существенны для понимания феномена «среда» следующие типологические классификации, позволяющие архитектору-дизайнеру сознательно и творчески относиться к ее формированию: · функциональная (производственная среда, жилая, рекреационная, общественных зданий и сооружений и т.д.); · деление по пространственным признакам (открытые пространства, городская среда, интерьер); · по степени завершенности формирования, · по ведущим геометрическим признакам. Однако следует помнить, что ни одна из частных классификаций или типологических схем не в состоянии описать свойства среды во всей сложности ее проявлений. Для этого необходимо их совместное рассмотрение и сопоставление. Поэтому для детских площадок предлагаются следующие виды классификации по видовым признакам: · по возрастному признаку – предполагает использование разных видов игрового и спортивно-игрового оборудования в зависимости от возрастных психо-физиологических особенностей различных групп детей (см. параграф 1.1.); · по утилитарно-функциональному назначению – определяет игровые площадки по виду игровой деятельности, которая на них осуществляется: тематические, подвижные, соревновательные, статичные, малоподвижные или мультифункциональные и т.д. (см. параграф 3.3.); · по компоновочной структуре – различает детские игровые площадки в зависимости от компоновочно-композиционной схемы: являются ли элементы площадки отдельными элементами не связанными функционально-образным целостностью или представляют собой единый комплекс, объединенный общей тематикой, концепцией или образным подходом, логичностью функционально-планировочного решения, какая функциональная схема используется – замкнутая, с последовательным движением или другая, и т.д. (см. параграф 3.5.); · по конструкторско-технологическому подходу – определяется разнообразием конструктивно-технологической пространственной организации элементов детской площадки, взаимосвязью конструктивных элементов между собой и архитектурно-компоновочными приемами; по аналогии с характером конструктивных связей элементов в проектировании мебели можно выделить: неразборные, разборные, складные и трансформируемые (подвижные) элементы детских площадок; · концептуально-образному и тематическому подходу – определяются наличием или отсутствием явно выраженного единого для всей детской площадки художественно-тематического образа или концепции (см. параграф 3.2.); · по видам применяемых материалов – различает детские площадки в зависимости от материалов, используемых в конструкции, отделке элементов и оборудования или напольных (наземных) покрытий площадки (см. параграф 3.9.); · По характеру производства - элементы детских площадок подразделяют на экспериментальные, серийные и массовые(см. параграф 3.10).
Контрольные вопросы и задания 1. Опишите основные характеристики городской среды и ее структуры. 2. Какие проблемы решает городской дизайн? 3. Перечислите три основные группы объектов городского дизайна. 4. Какие виды открытых пространств вы знаете? 5. Чем отличается среда открытых пространств от среды интерьеров? 6. Назовите основные закономерности организации детских площадок и площадок отдыха на территории города. 7. Что такое типология видов и форм среды и для чего она нужна? 8. Назовите основные типологические классификации среды, которые необходимо знать дизайнеру-проектировщику. 9. Какие классификации детских игровых и спортивно-игровых площадок по видовым признакам вы знаете? 10. Можете ли вы самостоятельно предложить еще один или несколько вариантов классификации детских площадок по видовым признакам?
Раздел 3. Основные аспекты дизайн-проектирования детских Проектирование различных средовых объектов, в том числе и детских площадок может протекать по разному, в зависимости от особенностей проекта, специфических аспектов проектирования данного типа объектов, а также ряда объективных и субъективных обстоятельств. На результат проектирования может повлиять любой из данных аспектов, от особенностей климата или ландшафта, до личных качеств дизайнера. Предпроектное исследование Для осуществления полноценного процесса дизайн-проектирования детской игровой площадки необходимо принимать во внимание проектную ситуацию, для достоверного выявления которой производится всестороннее предпроектное исследование, или, другими словами – предпроектный анализ. Можно выделить несколько направлений ведения предпроектного анализа: · сбор и анализ информации о средовом объекте, социокультурном и историческом контексте проектирования данного объекта – это направление особо актуально при средовом проектировании. Выяснение точных характеристик среды, которая будет подвергаться изменению, или в которую будет помещаться детская площадка, способствует соответствию будущего объекта этой среде. Характеристики среды могут быть различного уровня, от климатических условий, архитектурных особенностей близлежащих объектов и характера ландшафта, до исторического, семантического и культурного контекста. Более подробно данный аспект рассматривается в Разделе 4; · сбор и анализ информации о потенциальном потребителе проектируемого объекта – дизайн всегда направлен на одного или группу потребителей. При сборе информации учитываются самые разнообразные характеристики: от возраста и пола, до увлечений и психологических особенностей характера. Это тем более важно в связи с тем разнообразием физиологических и психологических факторов, связанных с ростом ребенка, постоянными изменениями в его организме. При проектировании детских площадок внимательное отношение к потенциальному потребителю особенно важно, в связи с тем, что игровая площадка играет большую роль в физическом и психическом развитии ребенка (см. Раздел I.).; · сбор и анализ технической информации об объекте – изучение технических особенностей проектирования и использования объекта. Сбор информации затрагивает такие аспекты как комфортность и эргономичность использования, технологию изготовления и функционирования, социальный заказ и др. Детская игровая площадка подразумевает повышенные требования к безопасности, прочности и гигиене. · анализ аналогов – целью данного направления поисков является изучение объектов обладающих схожими характеристиками (функционирование, конструкция, эргономические особенности, образность и т.д.). При качественном подходе к дизайн-проектированию аналоги изучаются не с целью репродуцирования, а с целью выявления закономерностей проектирования данного типа объектов, что должно послужить, в конечном итоге, открытию новых возможностей и созданию оригинального объекта. Существует определенные методики сбора информации в процессе предпроектного анализа. К ним можно отнести изучение специальной литературы, получение информации из глобальной сети ИНТЕРНЕТ и т.д. Одним из основных методов сбора информации и проектного прогнозирования, привлечение экспертов для сбора фактических данных по рассматриваемой проблеме и определения тенденций развития проектируемого объекта на основе их профессионального опыта и интуиции. Такой метод называется - экспертный опрос, и включает: · выявление проектных задач, на которые могут повлиять ответы на вопросы анкеты; · определение видов информации, имеющих значение для принятия проектных решений; определение категорий лиц, располагающих необходимыми видами информации; · составление анкеты с учетом предполагаемой процедуры опроса и конкретной проектной ситуации (вопросы должны формулироваться так, чтобы опрашиваемый мог на них ответить неуклончиво и однозначно: «да», «нет»); · распространение пробной анкеты для проверки вопросов, вариативности ответов и метода их анализа; сбор ответов на анкету путем интервьюирования, рассылки анкет и т.д.; извлечение из ответов данных, наиболее полезных для дизайнера-проектировщика; обобщение и анализ ответов. При отсутствии экспертов опрос может проводиться среди достаточно представительной группы заинтересованного населения, но с учетом возможной тенденциозности или тривиальности получаемых ответов.
Рис. 8. Предпроектный анализ участка под детский игровой комплекс для базы отдыха «Горный ручеек» (фотосъемка местности) Автор: Торченюк Е. Проектная концепция Концепция является основополагающим аспектом при проектировании детских площадок. Дизайн-концепция или проектная концепция рассматривается как – «основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания в качестве идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект» [35, 29-30]. В основе концептуального проектирования лежит сложный синтез таких основных составляющих как: идеология, смыслообразование, функционирование, образность и т.д. Дизайн-концепция, рассматривая перспективность реализации детской площадки в свете выявленных во время анализа задания функционально-эстетических проблем, вырабатывает своего рода предпроектную идею будущего решения, формулирующую принципы роботы. Главным результатом концептуального проектирования является не четкий план по реализации средового объекта в материальном виде, а идея объекта, концептуальный замысел рассматривающий тот или иной аспект существования среды, часто в конкретном социально-культурном контексте. Важным элементом дизайн-концепции является образ, который рассматривается как «свойство позволяющее раскрыть эмоционально-чувственное содержание через живую конкретность проявления, этим достигается целостность внешнего выражения с внутренним содержанием, как с неким живым, одушевленным» (О.Б. Чепурова). Мы можем выделить два важных для нас аспекта разработки проектной концепции детских игровых площадок: · наличие обязательного эмоционально-образного начала в характеристиках средового объекта; · проектирование не столько материального пространства среды, сколько средовых ситуаций. Эти аспекты являются ключевыми, в дизайн-проектировании детских площадок, направленном на формирование явно выраженной идеи или образа. При разработке проектной концепции детской площадки основанной на ярко выраженном визуальном образе, перед дизайнерами, как правило, встает главная проблема – невозможность полноценного сопереживания ребенку, отсутствие эмпатийного опыта. В пространстве взрослого мира элементы детской игровой площадки должны организовывать соразмерную ребенку среду. Такие средства дизайна, как масштабность, пропорциональность, ассоциативность и цвето-фактурные сочетания должны быть использованы в полной мере для решения задачи создания художественного образа детской игровой площадки. На практике довольно часто встречаются примеры «оформительского» подхода в проектировании детских площадок. Например: предложения детской площадки в виде уменьшенных копий взрослой предметно-пространственной среды, или упрощенных представлений о том, как должна выглядеть детская игровая среда, украшенные картинками с персонажами популярных сказок и мультфильмов. Этот декор, как правило, не связанный с формообразующими аспектами элементов детской площадки, с общей проектной идеей, назойливый в своей безусловности, довольно скоро перестает привлекать внимание ребенка, в то время как художественные образы, связанные с формообразованием площадки, ее пластикой и абрисами, построенными по принципу ассоциативности, способны каждый раз восприниматься по-новому, давая волю воображению и развивая фантазию ребенка.
Рис. 9. а. б. Примеры «оформительского» подхода в проектировании детских игровых площадок
а. б. Рис. 10. а. б. Концептуальные поиски детского игрового комплекса «Коралловый риф» Автор: Исаева А. Установление качественных характеристик элементов комплекса позволяет кратко охарактеризовать основные требования к современной детской игровой площадке с функциональной, конструктивной, технико-экономической и эстетически-образной стороны. Планировочное решение Генеральный план В основании плана постройки будущей детской площадки лежит планировочное решение – генеральный план размещения функциональных зон, расположения элементов и оборудования комплекса. Рис. 11. Генеральный план детского игрового комплекса «Стороны света» для базы отдыха «Горный ручеек» Автор: Торченюк Е. Функциональное зонирование Функциональное зонирование - расчленение в процессе проектирования совокупной предметно-пространственной среды на участки с набором определенных функций;раздел проекта, фиксирующий подобное разделение. Функциональные требования к детской площадке определяют, прежде всего, степень соответствия объекта или его элемента назначению. В процессе дизайн-проектирования учитывается весь процесс функционирования изделия по отдельным этапам и стадиям в связи с назначением и использованием его ребенком. Определяются рациональные размеры, степень обеспечения необходимых удобств, устанавливаются оптимальные объемы пространств, взаимосвязь элементов в общем ансамбле или комплексе. Комплекс функциональных требований базируется на данных антропометрии, физиологии и гигиены, инженерной психологии с учетом последних достижений в этих областях знаний. В процессе предпроектного анализа или собственно проектирования функционального зонирования позволяет выявить в средовой системе компоненты с разной предметно-пространственной структурой, дает возможность с определенной степенью вероятности прогнозировать зоны и участки, нужные для размещения функций, возникающих при росте или развитии системы (прогностическое функциональное зонирование). Работа по функциональному зонированию ведется с учетом многих факторов (функциональных, конструктивных, эргономических, экономических, социокультурных и т.д.), которые формируют большинство материально-технических и визуальных параметров каждой зоны. Поэтому функциональное зонирование не следует понимать как узкоприкладную часть средового дизайна. Напротив, будучи основным инструментом предметно-пространственной дифференциации среды в соответствии с ее назначением, функциональное зонирование практически предопределяет последующую художественную (композиционную) структуру средового образования. Функциональные зоны - участки (фрагменты) среды, предназначенные для выполнения определенных видов деятельности, процессов или группы взаимосвязанных функций, необходимых для заданного использования среды. Предметно-пространственное решение функциональные зоны должно обеспечивать эффективность соответствующих видов деятельности и возможность их разумного соединения в целостный средовой комплекс. В соответствии с технологией и характером функций различают функциональные зоны: · коммуникационные; · «рабочие поля» и ячейки разного назначения; · Специализированные; · комплексные и др. Каждая зона со своими формами пространственной организации, видами оборудования, визуальными характеристиками. Следует помнить, что связь «функция-зона» направлена в обе стороны, то есть не только процесс задает параметры отведенной ему среды, но и наоборот, конкретные свойства среды могут активно воздействовать на функцию, видоизменяя ее в нужном направлении. Функциональная схема Необходимую информацию о функционировании детских площадок и последовательности процессов игры можно выразить в виде функциональной схемы.
а. б. Рис. 12. Функциональная схема детской площадки а. Замкнутая центрированная схема, б. Схема с последовательным движением
В данной схеме должна четко прослеживаться взаимосвязь и взаимозависимость отдельных функциональных зон, которая определяется проектной концепцией детской площадки, предполагаемыми игровыми ситуациями, что определяет характер игры (подвижный или малоподвижный), взаимосвязь или независимость функциональных зон, главные и второстепенные элементы. При разработке функциональной схемы руководствуются принципами взаимодействия функционального, эстетически-образного и композиционного аспекта проектирования. Одним из возможных подходов для определения взаимосвязи этих аспектов является сценарное проектирование. Сценарный подход (в средовом проектировании) - построение пространственно-поведенческого сценария использования человеком среды с «привязкой» стабильных элементов среды к вариантам реализации заданного вида деятельности. К стабильным элементам среды относятся: планировочные константы средовой ситуации (узлы, оси, архитектурные доминанты), обладающие постоянством в пространстве и времени процессы (маршруты движения людей, технологические цепочки). Возможности реализации включают частные преобразования пространственной основы, декоративного убранства, «событийные» дополнения, техническое переоснащение и т.д. Но главным в сценарном подходе является организация по законам композиции собственно процесса деятельности, хода события, которые и определяют их предметно-пространственную атрибутику. При разработке детской игровой площадки сценарный подход тем более актуален, если она разрабатывается в определенной образно-тематической концепции. Тематическая направленность позволяет разрабатывать правила, сценарии, сюжетно-поведенческие линии, которые могут быть отображены в композиционных элементах и оборудовании предметно-пространственной среды площадки. Построение сценария соединяет характер события и эмоциональный потенциал детской площадки, что подсказывает два подхода к сценарному проектированию: 1. по принципу «хронометрирования», который предусматривает последовательное ритмизированное раскрытие структуры действия во времени и движении; 2. по принципу «кульминации», когда подчеркивается и во времени, и в пространстве доминантный элемент композиции. Большинство сценарных разработок, как правило, соединяет оба принципа. Составление сценария завершается подробной проработкой его элементов- мизансцен, которые моделируют единство данного фрагмента пространственной ситуации и отрезка общего действия через их детали - функциональные формы игрового оборудования, колорит, элементы игры и пр. 3.4 Функционально-композиционное формообразование Визуальные художественно-эстетические характеристики проектируемой детской площадки определяются в основном специфичными средствами средовой, объемно-пространственной композиции. Композиция в дизайне среды - целенаправленная художественная организация предметно-пространственной средовой системы, задачей которой является создание определенного, задуманного автором эмоционально-художественного эффекта, согласующегося с функциональной основой системы за счет визуального соподчинения ее компонентов и деталей. Различные композиционные средства невозможно рассматривать лишь как способы гармонизации внешних форм, например, размерные отношения, которыми оперирует проектировщик, объективно выражают многие значения, а, следовательно могут и должны служить для решения ряда самостоятельных содержательных задач, поэтому их использование не сводится к созданию формальной структуры, напротив, эти отношения включаются в сложную образно-содержательную ткань, и многое зависит от того, насколько осмысленно это происходит и понятие «гармонизация» уступает место понятию «выразительность».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.015 с.) |