Композиция древесно - кустарниковых насаждений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиция древесно - кустарниковых насаждений



Важным аспектом, который приходится учитывать при проектировании детских игровых площадок на открытом воздухе является дополнение композиционного решения естественными или искусственно посаженными растениями, кустарниками и деревьями. Основным материалом для этого являются деревья, кустарники, цветники и газоны.

Рост растений сопровождается последовательными изменениями их формы и величины, поэтому полный декоративный эффект задуманных композиций можно получить не сразу. В ландшафтном дизайн-проектировании надо принимать во внимание то, что деревья достигают зрелости (а соответственно и декоративности) через более продолжительное время, чем кустарники, а кустарники - через более продолжительное время, чем травянистые.

Художественно-композиционная характеристика деревьев и кустарников определяется тремя основными качествами - величиной, формой, цветом, которые для «живого» растительного материала постоянно меняются в зависимости от их возраста, сезона года, а в течение дня в зависимости от погоды и освещения.

По величине деревья подразделяют на три категории:

· представителями первой (высота 25 м. и выше) являются сосна, лиственница;

· второй (высота 15-20 м и выше) - тополь, вяз, ель;

· третьей (высота 10-15 м ) - белая акация, рябина, черемуха.

В зависимости от формы и силуэта деревья условно делятся на две группы:

· к первой группе (рис. 13, а) относятся деревья с четкой регулярной формой кроны: пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский); колонноподобные или веретеноподобные (кипарис вертикальный, туя колонноподобная); овальные и сферические (липа, ива шаровидная, акация белая шаровидная).

· вторую группу образуют деревья, отличающиеся живописной формой кроны (рис. 13, б): живописно-сферические, или раскидисто-шатровые (каштан конский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остролистный и многие другие); плакучей формы (ива плакучая, ива вавилонская, береза плакучая и др.); зонтиковидной формы (сосна приморская, сосна ленкоранская); стелющейся формы (сосна горная, яблоня стелющаяся и др.).

Важное художественное качество древесных пород - тональность их листвы, меняющаяся по сезонам года. Основной цвет лиственных пород - зеленый, но и он в течение вегетационного периода изменяет оттенки от нежно-зеленого весной до плотного насыщенного тона в конце лета (липа, дуб, клен остролистный, каштан и др.). Особенно богата цветовая гамма осенью - от золотисто-желтого, оранжево-желтого до коричнево-бронзового и пурпурного. При построении пейзажа и компоновке насаждений учитывается, какие породы раньше меняют свою летнюю окраску и какие дольше сохраняют зеленый цвет.

Из художественных качеств деревьев, используемых в парковых композициях, кроме массы и цвета листьев важны также фактура и тон ствола, рисунок листа, форма и окраска соцветий, а также плодов.

 

Рис. 13.

Классификация деревьев по форме кроны

а. первая группа, б. вторая группа

 

В построении садово-парковых композиций, в формировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Из кустарников составляют и самостоятельные группы, иногда дополняя цветочными растениями. Кустарники применяют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов.

Кустарники, как и деревья, различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий, плодов.

По величине выделяют:

· высокие кустарники, достигающие 2-3 м и более (сирень обыкновенная и венгерская, боярышник, скумпия, жимолость, туя западная и др.);

· средней величины - от 1,5 до 2 м (снежноягодник, кизильник блестящий, можжевельник казацкий и др.);

· низкие - 60-80 см (айва японская, барбарис Тунберга и др.).

К высоким кустарникам обращаются, когда надо замаскировать нежелательный вид или, наоборот, привлечь внимание к пейзажу. Из высоких кустарников образуется задний план при небольшой глубине перспективы проектируемого комплекса. Крупные группы высокого кустарника высаживают, чтобы получить зрительный интервал перед раскрытием новой перспективы (так называемый «эффект неожиданности»). Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а также в сочетании со средним и высоким. Все кустарники используются для создания живых изгородей, которые бывают свободно растущими или стриженными.

Кустарники разделяют по структуре кроны на четкие и живописные, компактные и ажурные. Для большинства кустарников характерна раскидистая живописная крона. Декоративный эффект посадок кустарника зависит, так же как у деревьев, не только от высоты и силуэта, но и от рисунка, тональности и фактуры листьев, характера цветков и плодов.

Особую роль в формировании детской игровой площадки могут играть стриженные кроны деревьев и кутов. При декоративной стрижке (формовке) растений их кронам придают искусственную форму, что достигается обрезкой, подвязкой и переплетением ветвей (рис. 14). Формовка бывает простая и сложная. При простой используется одна из геометрических форм (шар, конус, пирамида, параллелепипед и др.), при сложной - сочетание нескольких различных элементов или создаются «зеленые скульптуры, например фигуры животных - жирафов, слонов, экзотических птиц. Тапиарное искусство (декоративная стрижка растений) было известно с XIV в., но особенно стало модным в садово - парковом искусстве Франции и Англии с XVII в, В других странах широко применялось в прошлом столетии.

Рис. 14.

Примеры фигурной стрижки кустов и деревьев (топиарное искусство)

 

Наиболее распространена стрижка кустарников для создания живых изгородей. По способу формования живые изгороди подразделяются на стригущиеся или выращиваемые с помощью специальных каркасов. Для выявления светотеневых эффектов плоскости живых изгородей стригутся под небольшим углом, с отклонением от вертикали примерно на 5-10° [46].

С целью повышения сезонных художественных качеств разрабатываемой среды возможно использовать цветочные композиции и газоны.

Формообразование элементов и оборудования

Формообразование отдельных элементов детской игровой площадки зависит от многих факторов, среди которых можно назвать:

· функция данного элемента;

· конструктивные и технологические особенности реализации данного элемента;

· эргономические особенности элемента, с учетом выполняемых ребенком действий, а также возрастных особенностей;

· образное, концептуальное и композиционное соответствие данного элемента всему игровому комплексу.

Перечисленные факторы приводятся не в иерархической последовательности, в связи с тем, что любой из них может при определенной проектной ситуации занять главенствующее место. В большинстве случаев данные факторы органично взаимодействуют, составляя единое целое, синтез художественного и научного подхода, направленный на создание единой, образно-функциональной предметно - пространственной среды.

Формообразование в дизайне - процесс структурной организации элементов объекта дизайна, средства и методы которого соотносятся с задачей привнесения в объект гармонии между ним и человеком. Объектами композиционного формообразования для дизайнера являются визуальная, антропометрическая и материальная структура объекта.

В профессиональных высказываниях дизайнеров и архитекторов встречается непосредственное соединение понятий «эстетическое воздействие» и «эмоциональность» с понятиями «порядок», «организованность», «метр», «ритм» и др., характеризующими различные стороны структурной организации проектируемых объектов. Роль этих средств в построении формы бесспорна, но если особенности структурной организации объекта рассматриваются вне связи с его общей художественной идеей или с его символическим содержанием, то это значит, что пропорциональные системы самостоятельны по отношению к художественному образу и содержанию. Тогда задачи формообразования предстают лишь как гармонизация внешних форм, достижение их соразмерности. Эстетическая организация дизайнерской и архитектурной формы в этом случае оказывается независимой от того, какую образно-смысловую нагрузку несет объект, а композиция предстает как средство, вносящее в форму элементарную организованность.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.018 с.)