Природно-климатические факторы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природно-климатические факторы



Инсоляция

Одним из основных элементов среды, в которой живет человек, является солнце. Солнечный свет оказывает влияние на микроклимат, освещение, гигиену, на выразительность архитектурных композиций и форм.

Инсоляция – совокупность светового, ультрафиолетового и теплового действия солнца. Влияние инсоляции может быть положительным или отрицательным, в зависимости от интенсивности, продолжительности и времени действия солнца.

В соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН), детская площадка должна быть освещена прямыми солнечными лучами не менее пяти часов в сутки. Одной из задач дизайнера-проектировщика является максимально использовать положительное воздействие солнца на детей и их родителей, а также по возможности максимально устранить отрицательное, используя архитектурно-дизайнерские планировочные средства.

При проектировании детских площадок необходимо учитывать региональные природно-климатические особенности. Регион Южного Урала отличается резкой сменой климата, контрастными переходами солнечных, температурных и осадочных явлений. В таких условиях для детской площадки рекомендуется установка на южных склонах или ровных местах, с хорошим солнечным освещением и с затененностью не более 25%. На южных склонах территория максимально освещена солнцем, кроме того, такие участки быстро освобождаются от снега и других осадков.

Воздушная среда и ветер

Воздушная среда имеет большое значение при размещении и проектировании детских площадок. Одним из обязательных элементов положительного воздействия на детей игры на детской игровой площадке является игра на свежем воздухе. В связи с этим при проектировании необходимо учитывать наличие близко расположенных промышленных, хозяйственных или коммунальных зон. Неблагоприятное влияние данных зон может усилиться при ветре, дующем с них в направлении детской площадки.

Регион Южного Урала отличается резкими сезонными ветрами, особенно явно проявляющимися весной и осенью. В связи с этим участок следует располагать в хорошо защищенном от ветра месте. Кроме неблагоприятного воздействия ветра на здоровье детей, можно отметить роль ветровой нагрузки на элементы детской площадки, поэтому необходимо рассчитывать «парусность» элементов и оборудования детского игрового комплекса.

Ландшафтные особенности

Особенности ландшафта могут оказать большое влияние на результат проектирования детской площадки. В городской среде, во внутриквартальном пространстве и в жилых микрорайонах ландшафт, как правило, ровный или с небольшим уклоном, что не дает больших возможностей для его целенаправленного использования. Расположение детских площадок в парковой зоне или в местах со сложным ландшафтом (горы, островки, берег озера или реки и т.д.) позволяет использовать эти особенности и дополнить функционально-образное решение ландшафтными работами.

При проектировании следует обратить внимание на геологические особенности участка, учитывать качества пород, из которых он состоит. При обнаружении неблагоприятных признаков, например глины, торфа, скальных пород и т.д. необходимо перенести площадку на другое место или ограничить доступ детей к данным местам, в том случае если площадка останется на этом месте.

Растительность

Немаловажным фактором, который приходится учитывать при проектировании детских площадок является существующая на выбранном участке растительность. При включении деревьев и кустарников в образно-планировочное решение детской площадки, необходимо учитывать множество особенностей:

· сочетание размеров деревьев и влияние этой величины на психологическую атмосферу на площадке;

· сочетание открытых и закрытых пространств;

· влияние различных пород кустов и деревьев на формирование образа среды»;

· наличие опасных для жизни и здоровья детей пород кустов и деревьев – наличие шипов, колючек и ядовитых плодов.

В зависимости от проектной концепции растительность, произрастающую на данном участке, можно оставить в нетронутом, природном состоянии, или использовать фигурное подстригание кроны (топиарное искусство).

 

4.2. Субъективные факторы, влияющие на функционально-композиционное формообразование детской игровой площадки

Субъективными факторами влияющими на планировочное и функционально-композиционное решение являются факторы зависящие от человека, его психо-физических особенностей и эстетических потребностей. Некоторые факторы происходят от существующей ситуации с которой приходится работать дизайнеру. Главным фактором, с которым приходится считаться дизайнеру является ландшафт. Безусловно, с ландшафтом можно не считаться и проводить проектные и строительные работы без учета особенностей выбранного места, копая котлованы и насыпая холмы в соответствии с проектным замыслом. Тем не менее, на наш взгляд, более корректным и гармоничным будет решение учитывающее композиционно-эстетические особенности местного ландшафта. Известный американский ландшафтный архитектор Дж. Саймондс пишет о значении «ощущения» участка следующее: «В Японии (стране с высокой культурой проектирования) глубокое познание участка имеет в процессе проектирования огромное значение. Все сооружения выглядят естественным результатом развития участка - сохраняющими, усиливающими или расширяющими его лучшие особенности». Обучаясь в Японии, Дж. Саймондс был поражен этим неизменным методом проектирования. Он убежден: «Чтобы эффективно осуществить проект на участке, мы должны полностью поднять программу и мы должны быть полностью осведомлены о физических свойствах участка и всего его окружения. Тогда наше проектирование станет наукой и искусством создания наилучших предельно возможных соотношений» [46].

Художественно-пространственные качества ландшафта

Кроме описанной оценки характера рельефа и качества почвы, ландшафт подвергается также эстетической оценке, которая определяет художественно-пространственные качества ландшафта и условия его зрительного восприятия. Результаты эстетической оценки позволяют не только уточнить ценность отдельных природных компонентов, но и обосновать размещение, композицию элементов детской площадки и комплекса в целом, предопределить индивидуализацию их архитектурного решения.

Архитектурно-дизайнерская эстетическая оценка ландшафта важна на всех уровнях (стадиях, этапах) проектирования. Композиционная оценка в большей мере связана с визуальной пейзажной характеристикой ландшафтов и носит экспертный характер, т.е. производится специалистами на основе личных впечатлений. В экспертной оценке, безусловно, трудно избежать элемента субъективизма. Один и тот же ландшафт воспринимается различными людьми по-разному в соответствии с их индивидуальными профессиональными, психологическими, возрастными и другими особенностями.

Эмоциональное восприятие детской площадки

Восприятие детской площадки зависит от внутреннего ощущения, эмоций, возникающих в процессе взаимодействия с ней. Возникновение таких эмоций зависит, прежде всего, от двух факторов: эмоционального содержания среды (заложенного дизайнером) и эмоционального восприятия среды (обусловленного эмоциональным настроем потребителя).

Эмоциональное содержание среды- гамма чувств и настроений, вызываемых средой в человеке, предтеча возникновения художественного образа.

Генерируется эмоциональное содержание среды. особенностями зрительной организации средового объекта, которая в конечном счете есть отражение «художественной необходимости» рационального начала, послужившего базой формирования среды. Как правило, эмоциональное содержание среды включает множество разноречивых настроений, оттенков, мотивов, образующих многослойное производное от немногих типов базовых эмоциональных ощущений: впечатления монументальности,мощности, парадности, массовости соответствующих процессов деятельности; камерности, доверительности, интимности, обращенности непосредственно от человека к человеку; настроя на деловитость, конструктивность, рациональность связей, или, наоборот, на развлечения, отдых, расслабленность; свою роль играет ориентация среды на статичное состояние либо мобильность, динамичность общего впечатления. Названные ощущения в принципе поддаются архитектурно-дизайнерскому прогнозированию, т.к. опираются на эмоциональный климат функциональных процессов в среде и на систему впечатлений от ее визуальных характеристик.

Разные типы среды имеют свой диапазон эмоциональной окраски: в производственной или жилой среде господствуют, соответственно, деловые или камерные оттенки, в общественных комплексах может проявиться вся палитра возможных эмоциональных характеристик, часто в самых неожиданных сочетаниях, рекреационной среде не свойственны отношения деловитости, жесткого порядка.

В пространствах разного типа зритель ощущает себя неодинаково. Так, локальные ситуации вызывают в человеке чувства защищенности, устойчивости, имеющие либо «центростремительный» оттенок, если основой компоновки являются ограждения, вычленяющие объект из окружения (интерьеры, активно застроенные городские площади), либо «центробежный», если ограждения играют незначительную по сравнению с поверхностью и наполнением площади композиционную роль. Линейные построения придают среде ощущение мобильности, эмоциональной направленности соответственно характеру замыкания перспектив на торцах.

Определенный эффект вызывают размеры пространственной основы: помещения и площадки небольшой величины (5-10 м в поперечнике) порождают чувство интимности, камерности среды; по мере увеличения появляются ощущения деловитости, парадности, торжественности (около 100-200 м), в дальнейшем эмоциональная напряженность и окраска среды теряют определенность (предел допустимой величины «выразительного» пространства для неподвижного зрителя - около 3 км).

Свою роль играют и другие зрительные характеристики компонентов среды: сложность, острота или лапидарность, успокоенность их «рисунка»; пластика, «графика» покрытий образующих ее форм, их фактура, материальность, цветовые характеристики, которые вместе с графическими решениями составляют один из важнейших компонентов зрительной организации среды. Следует помнить, что конкретика восприятия эмоционального содержание среды человеком весьма индивидуальна и зависит от его воспитания, национальных обычаев, нацеленности на определенный вид потребления среды и т.д.

Однако в целом объективность связей визуальных характеристик среды и ее эмоционального содержания сомнений не вызывает.

К сожалению, изучение эмоциональной составляющей средового образа - дело, теорией почти не затронутое. Тем более, что нас сегодня интересует не мировоззренческие аспекты проблемы (гуманизация, связь частного и всеобщего и пр.), а конкретные следствия реальных «физических» причин, породивших ту или иную эмоциональную реакцию. Здесь практически не помогает опыт восприятия других видов искусства - музыки, поэзии, изобразительного творчества. Прежде всего потому, что в архитектуре и дизайне затрагиваются совсем другие эмоциональные струны: «пространственному творчеству» неподвластны столь важные в других сферах искусства негодование, гнев, ненависть, даже ирония. Потому что архитектуре и дизайну вообще не свойственно критиковать мир, проповедовать деструктивное. И даже когда их произведения изображают острые, противоречивые ситуации или разрушения, они подчеркивают в них утверждающее начало, гармонию связей «руины» с ландшафтом, выразительность формы, контраст нового и старого, подменяя «прямой» текст визуального послания его более высоким художественным смыслом. Тем более это актуально при проектировании детских игровых площадок.

Поэтому первое, с чем надо подступаться к проблеме - это отбор и классификация эмоциональных состояний и характеристик, определенных проектной концепцией детской площадки.

Второе - мы не знаем элементарных форм организации причинно-следственных связей в системе «визуальные характеристики среды - их эмоциональная оценка» ни для комплекса в целом, ни для его отдельных слагаемых. Тем более, что часто одни и те же чувственные реакции возникают у человека в ответ на действия совершенно разных раздражителей - состояние «неудобства» может вызвать слишком яркий цвет объекта, теснота или запутанность пространства, неорганизованность компоновки предметного наполнения и даже просто жара в помещении.

Третье - на данный момент не разработан метод работы с эмоциональным содержанием образа среды, «операционной» системы его количественного измерения и качественной оценки». Т.е. нет ни «эталонов» эмоциональных ощущений, ни технологии описания их величины в процессе формирования или «потребления». Тем не менее, при проектировании детских площадок следует стараться отделять эмоциональные характеристики среды от «внеэмоциональных» факторов ее проектирования: влияния пропагандистских кампаний, соображений экономики и т.п. и, что гораздо важнее, к эмоциональной оценке среды в целом (ярко, уютно, пустынно и т.п.) всегда примешивается оценка чувственных характеристик происходящего вокруг. Так атмосфера спортивного соревнования на стадионе с его страстями и азартом принципиально отличается от почти деловых установок тренировочного процесса [35].

Эмоциональное восприятие среды представляет собой процесс особого типа, сочетающий:

· Одномоментное целостное знакомство со средой в ее наиболее ярких проявлениях. Такое восприятие характерно для восприятия образа, которое отличается мгновенностью, неразрывностью и эмоциональностью. Происходит при первичном ознакомлении ребенка с детской площадкой.

· Развернутое во времени выборочное ознакомление с отдельными чертами и характеристиками среды. Такое ознакомление происходит в процессе взаимодействия со средой и ее элементами: игрой ребенка на территории детской площадки.

Точка восприятия

Оценка условий восприятия ландшафта имеет большое значение для архитектурно-ландшафтного проектирования. Зная особенности визуального облика ландшафтов, условия их восприятия, можно заранее моделировать композиционную согласованность элементов детского игрового комплекса с природным окружением. На характер восприятия при больших расстояниях влияет воздушная перспектива. На отдалении воспринимаются в основном крупные членения, силуэт комплекса. По мере приближения к нему увеличивается роль более мелких членение деталей.

В качестве примера можно рассмотреть несколько ситуаций восприятия архитектурно-дизайнерских объектов на открытых пространствах:

· При удалении от объекта наблюдения на расстояние до 30 м выделяется зона подробного обзора (различается природный состав, индивидуальные черты деревьев, цветовые нюансы, характер листвы).

· При удалении от 30 до 200 м. различаются породы, но стираются индивидуальные отличия, обобщается цветовая характеристика.

· С расстояния от 200 до 700 м. отдельные деревья зрительно объединяются в группы и воспринимаются как обобщенная масса.

· При удалении от 700 до 1500 м можно рассмотреть массы насаждений разных пород и разницу глубины планов, но величину глубины планов определить трудно.

· С расстояния от 1500 до 3000 м и более воспринимаются лишь наиболее крупные объекты (массивы леса, зеркало воды, долины), дальний план воспринимается как сплошная полоса с тем или иным силуэтом.

· Ландшафты значительных территорий невозможно охватить одним взглядом. Они воспринимаются в определенной последовательности, через систему пейзажей, картин. Скорость восприятия имеет определяющее значение для представления о ландшафтах, что в свою очередь зависит от способа передвижения человека. Скоростью движения определяется быстрота смены впечатлений, длительность обозрения.

Композиционная оценка окружающей среды

При композиционной оценке проектной ситуации, прежде всего, выявляются и фиксируются доминирующие элементы - дома, горы, холмы, водоемы, лесные массивы и их основные пространственные параметры (горизонтальные размеры, перепады высот, уклоны и пр.). В процессе визуального анализа на планах обозначаются основные видовые панорамы и точки. Дается характеристика: панорамно-ограниченная видимость, видимость 100 - 150 м, видимость до горизонта и т.д. Выделение панорам и видовых точек ведется, как правило, и с проектируемой территории на окружающие пространства и с прилегающих территорий на оцениваемый участок, на участок размещения проектируемого объекта.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличаются субъективные факторы влияющие на функционально-композиционное формообразование детской площадки от объективных?

2. Какие объективные факторы, влияющие на функционально-композиционное формообразование детской площадки вы знаете?

3. Какие субъективные факторы, влияющие на функционально-композиционное формообразование детской площадки вы знаете?

4. Как влияют природно-климатические факторы на проектирование детской площадки?

5. Перечислите природно-климатические факторы влияющие на проектирование детской площадки.

6. Как влияют художественно-пространственные качества ландшафта на проектирование детской площадки?

7. Как влияет эмоциональное восприятие на проектирование детской площадки?

8. Как влияет точка восприятия и композиционная оценка окружающей среды на проектирование детской площадки?

 


Раздел 5. Примеры дизайн-проектирования детских игровых
и спортивно-игровых комплексов

Организация территории, прилегающей к дошкольному детскому учреждению[4]

Рассмотрим пример организации прилегающей территории детского развивающего центра. Идеология генерального плана центра исходит из тех же посылок, что и планировочная структура самого корпуса детского учреждения.

Значительную часть площади занимают сад, огород, цветники и лесопосадки, а игровая зона представляет собой четыре одинаковые площадки с расположенными на них верандами. Расположение дома в центральной части предполагает планировочное решение территории, предусматривающее создание нескольких функциональных зон: спортивно-игровой («Стадиум»), познавательно-развивающей («Автоград»), зоны отдыха и игр малышей («Ландшафт»), а также садово-огородной зоны.

Основные игровые зоны располагаются в задней части участка, за домом, так как она наиболее удалена от магистралей и благоприятнее в экологическом отношении. Живая зеленая изгородь, состоящая из густых кустов и деревьев, опоясывает весь участок детского учреждения по периметру. Вдоль основных дорог и проездов устраиваются искусственные ландшафтные образования.

Спортивно-игровая зона «Стадиум» занимает территорию, примерно, 50х50 м и предназначена для физического развития детей.

Все игровое пространство «Стадиума» можно условно разделить на две части - «горную» и «равнинную». «Горная» часть представляет собой искусственное возвышение-горку высотой до 2,5 м, расположенную в дальнем углу участка, на которой размещены профилированный спуск-желоб «бобслей» (1) и «канатно-подвесная дорога» с закрепленными сиденьями - подвесами (2). Длинную часть склона горки, выходящую в сторону внутренней территории, занимает «трибуна» (3), состоящая из трех рядов скамеек, у подножия которой располагается «беговая дорожка» (4) с флагштоком (5). Рядом с беговой дорожкой находится «сектор» для прыжков в длину (6) и площадка для игры в мяч (7). Тут же расположена стенка для лазанья (8). Все эти элементы относятся к оборудованию «равнинной» части «Стадиума».

Кроме них на «равнине» располагаются: пространственная структура спортивно-игрового комплекса «Арена» (9), предназначенная для коллективных игр (см. п. 2.4), игровой комплекс «Лабиринт» (10), игровая деревянная конструкция для лазанья «Крепость» (11), представляющая сочетание разновеликих по площади и разновысоких прямоугольных объемов-ящиков с различными лестницами, выступами и площадками; рядом располагаются «гимнастические» шатры спортивно-игрового комплекса (12) с многочисленными приспособлениями для физического развития (см. п. 2.4).

а. б.

в. г.

Рис. 28

Дизайнерское проектное предложение по организации прилегающей территории к детскому развивающему центру.

Авторы: Н.Б. Каптелин, Г.В. Михалев, И.М. Лукин, Т.Г. Олыпанецкая.

(а. - схема генплана; б. - схема спортивно- игровой зоны «Стадиум»; в. - игровой объект «Крепость»; г. - веранда модульного типа; блок- веранда)

д. е.

ж. з.

Рис. 29

Дизайнерское проектное предложение по организации прилегающей территории к детскому развивающему центру.

Авторы: Н.Б. Каптелин, Г.В. Михалев, И.М. Лукин, Т.Г. Олыпанецкая.

(д. - веранда модульного типа; блок-веранда; е. - схема игровой зоны «Автоград*; объемные макеты; ж.з. - фрагменты городской среды из элементов универсального игрового конструктора УДИК)

 

Помимо этих основных объектов в зоне «Стадиума» есть стенка для метания (13), карусель (14), качели (15), «баскетбольная корзина» (16), а также веранда-навес (17) для укрытия от дождя.

Вся зона имеет достаточно большую площадь и богатый выбор оборудования для одновременного занятия нескольких групп детей.

Необходимо отметить, что авторы в своих проектных решениях придерживались концепции совместного проведения игр на открытом воздухе групп детей различного возраста, конечно, при наличии соответствующего наблюдения взрослыми.

Между двумя игровыми зонами - «Стадиумом» и «Автоградом» - располагается крытая блок-веранда на четыре группы (17), состоящая из четырех самостоятельных элементов-модулей, которые по необходимости могут блокироваться друг с другом.

Каждый модуль представляет собой самостоятельную веранду или беседку круглой в плане формы (диаметром приблизительно 6 м) с примыкающим к ней закрытым помещением, образованным двумя касательными плоскостями, которые используются в качестве укрытия в дождливую погоду, а также для хранения игрушек и другого переносного оборудования. Это помещение имеет выходящие на веранду сдвижные, складывающиеся стены-шторы, которые могут перемещаться по специальным направляющим вдоль ограждения веранды, создавая дополнительную защиту от ветра и дождя в ненастную погоду.

В середине веранды находится несущая стойка-колонна, поддерживающая крышу и поворотные кронштейны сдвижных штор. В ее нижней части расположена кольцеобразная скамья. Каждая веранда (модуль) имеет ограждение и выход на территорию. Крыша веранды стилизована в форме листа растения, а сочетание четырех модулей в блок-веранду получило название «клеверный лист».

В правой задней части территории располагается познавательно-обучающая игровая зона «Автоград». По своей площади она примерно равна рассмотренной выше зоне «Стадиум» и занимает участок 50 х 50 м.

Игровая зона «Автоград» представляет собой специально выделенный участок территории детского учреждения, на котором проложены «дороги», «площади», «перекрестки», устроены «стоянки» и т.п. атрибуты городского хозяйства с целью начального ознакомления и обучения правилам дорожного движения и поведения детей на улицах города.

Планировка «улиц» «Автограда» имеет радиально-кольцевую структуру с центральной площадью (1), радиальными «улицами» (2), кольцевой «дорогой» (3), а также периферийные «площади» (4) со «стоянками автотранспорта» (5).

«Улицы» и «дороги» «Автограда» имеют соответствующую разметку «проезжей части», снабжены «светофорами», дорожными знаками и игровым постом службы дорожного движения.

Прилегающая к «проезжей» части «улиц» территория имеет несколько функционально различных игровых зон. Например, «жилой квартал» (6), «торговая зона» (7), «стройплощадка» (8), «зона отдыха - парк». В этих зонах сосредоточено соответствующее игровое оборудование, а в «парке» сделано искусственное «озеро» - плескательный бассейн (10), поставлены скамейки, песочницы, «грибки» для защиты от солнца и т.д.

Часть «парка» и проходящих рядом «улиц» выполнена в разных уровнях за счет искусственного поднятия поверхности участка на 0,5 - 1 м. Вдоль «проезжей части улиц» проложены тротуары, на перекрестках предусмотрены пешеходные переходы, а возле одного или двух входов в «Автоград» расположен пешеходный мостик (11), соединяющий «стройплощадку» с «торговым центром», рядом с которым находятся «гараж» (12) и «бензоколонка» (13).

Таким образом, игровая зона «Автоград» может являться учебно-ознакомительным центром, предназначенным для обучения детей в игровой форме основам правил дорожного движения.

В качестве «транспортных средств» могут быть использованы велосипеды, самокаты, педальные машины и т.д. Дети сами формируют фрагменты городской среды: устанавливают дома, прокладывают дороги, участвуют в «режиссуре» дорожных ситуаций. Все строения автограда можно собрать из элементов универсального детского игрового конструктора (см. п. 2.5 [26]).

Из элементов большого модуля (900 мм) можно собирать различные игровые строительные объекты: дома, гаражи, киоски, будки, остановки транспорта и т.п. Элементы малого модуля (300 мм) можно использовать в качестве «строительного материала» в играх, для перевозки на «машинах», а также в напольном варианте «Автограда». Этот напольный вариант игры может быть обеспечен также за счет специального набора объемных элементов различной конфигурации, из которых дети могут собирать (самостоятельно или с помощью воспитателя) определенные «объекты» городской среды и располагать их в соответствии с предлагаемыми в «сценариях» игр ситуациями на игровом поле, которое, в свою очередь, собирается из плоских щитов размером 1 х 1 м с уже нанесенной на них «дорожной сеткой». Эти щиты с модульными изображениями отрезков «улиц-дорог» можно размещать на полу игровой комнаты в различных, заранее спланированных комбинациях, исходя из размеров помещения, игровых задач или желания играющих детей.

В данном варианте также разыгрываются различные ситуации, связанные с правилами дорожного движения, когда дети, находясь как бы внутри игры, исполняют различные роли: строителей, пешеходов, «транспортных средств», милиционеров, жильцов, продавцов и т.д., «отрабатывая» при этом их взаимодействие в сменяющихся дорожных ситуациях. Во всех играх сохраняется главный принцип: первоначальное выстраивание игровой ситуации, ее обсуждение и обыгрывание с обязательным проговариванием всех ее этапов, что особенно важно для малышей.

Конструктивно такой напольный вариант игры может быть решен в двух исполнениях: в виде формованных, пустотелых пластмассовых (полиэтилен, АБС-пластик и т.п.) «строительных» элементов различной конфигурации и уже выше упоминавшихся плоских квадратных щитов с нанесенной разметкой улиц, газонов и т.п. или только плоских щитов, на которых изображаются дома, деревья, светофоры, фонари и другие элементы городской среды. Такие щиты могут изготавливаться из плотного картона, оргалита или фанеры.

Зона для игр и отдыха малышей «Ландшафт» имеет территорию 40 х 30 м.

В этой зоне предполагается разместить блок-веранду «клеверный лист» (17), плескательный бассейн с горкой (1), «грибки» с песочницами (2), разнообразные качели (3).

По периметру «Ландшафта» располагается живая изгородь из густого кустарника, а на его территории высаживается большое количество деревьев различных пород - как лиственных, так и хвойных. Для придания своеобразия этой зоне на небольшом возвышении неподалеку от бассейна расположена блок-веранда.

Непосредственно к этой зоне прилегает (как бы «вытекает» из нее) садово-огородная территория, завершающая планировку участка детского учреждения с фасадной стороны строения.

«Сад - огород» состоит из посадок плодовых деревьев, кустарников, а также небольших плантаций овощей и ягод, на которых дети могут наблюдать рост и развитие растений и принимать посильное участие в их выращивании. Завершает участок «Хоздвор», разделяющий территории «сада - огорода» и игровой зоны «Стадиум».

Таким образом, суть разработанного проектного предложения прилегающей территории дошкольного учреждения сводится к созданию отдельных функциональных зон, предназначенных для физического развития, учебно-познавательных игр и отдыха детей различных возрастных групп.

Спортивно-игровой комплекс «Цирковые гимнасты»[5]

Этот комплекс, который включает в себя различные элементы детского гимнастического оборудования, предназначен, в основном, для размещения на открытых площадках детских учреждений. Общее образное решение комплекса напоминает цирк «Шапито».

Игровой комплекс состоит из трех или более конусов-шатров. В основу конструкции положен вантово-стержневой принцип. Центральная вертикальная стойка выполняется из стальной трубы и удерживается растяжками. Стойка и растяжки закрепляются на бетонном основании или на специальной металлической раме, которая укладывается заподлицо с полом.

Рис. 30

Дизайнерское проектное предложение по организации детского игрового комплекса «Цирковые гимнасты»

 

Все металлические детали должны иметь толстое поливинилхлоридное покрытие.

Спортивно-игровое оборудование комплекса включает:

• качели на одной или двух точках подвески;

• гимнастические кольца;

• канаты на одной или двух точках подвески;

• несколько типов лестниц;

• маленькие домики-шатры;

• горки и другое спортивное оборудования.

 

Игровой комплекс «Спелеолог»[6]

Комплекс служит для физического развития детей, их ловкости и адаптации к закрытому пространству.

Основной конструктивный модуль - это трубчатый элемент круглой или восьмигранной в сечении формы диаметром 0,8 - 1 м и длиной около 2 м. Этот элемент имеет излом в средней части и может формоваться целиком или состоять из двух одинаковых в продольном сечении половин. Желательно изготовление труб-модулей из прозрачных материалов, однако наиболее вероятно использование полупрозрачного полиэтилена высокой плотности. Возможно использование в модулях отдельных открываемых прозрачных люков или окон. Торцы трубчатых элементов должны иметь унифицированные фланцы для соединения между собой.

Соединяя модули между собой, можно образовывать простые горки, сложные пространственные лабиринты, а также различные переходы в виде мостиков, плавающих переправ, подземных или подводных переходов и т.д.

Основные модули комплекса дополняются опорными конструкциями, смотровыми площадками, полыми сферическими элементами. Эти объекты позволяют разнообразить как пространственную форму комплекса, так и игровые ситуации.

Комплекс может быть использован как игровое оборудование открытой спортплощадки или включен в спортивно-игровую зону внутри помещения.

а.

б.

в.

Рис. 31

(а, б, в) Дизайнерское проектное предложение по организации детского игрового комплекса «Спелеолог»

 

Спортивно-игровой оздоровительный комплекс «Арена» [7]

Такой комплекс, который может быть развернут в универсальной игровой зоне детского дошкольного учреждения или на его открытой площадке (прилегающей территории), представляет собой сборно-разборную пространственную структуру, насыщенную различными отвлеченными и сюжетными игровыми и информационными элементами, спортивными снарядами, тренажерами и т.д.

Сборка и использование оборудования комплекса могут осуществляться как по отдельным фрагментам, так и целиком в соответствии с той или иной игровой и учебно-игровой ситуацией в универсальной игровой зоне.

а. б.

Рис. 32

(а. б. в. г.) Дизайнерское проектное предложение по организации детского игрового комплекса «Арена»

 

Принцип открытой структуры позволяет включать новые элементы оборудования, производить их замену, обеспечивая при этом ту или иную педагогическую задачу.

Каркас всего сооружения комплекса, который по форме напоминает усеченный конус, состоит, в основном, из четырех пар наклонных стоек, среднего кольцеобразного элемента большого диаметра и верхнего квадратного элемента со вписанным в него кольцом малого диаметра. Весь комплекс, его пространственная структура, делится на два уровня, первый из которых состоит, в свою очередь, из четырех секторов. Есть еще уровень т.н. арены, который образуется за счет понижения пола первого уровня, и служебный уровень, предназначенный для монтажа технических коммуникаций.

Кольцеобразный по форме второй уровень, задрапированный по периметру оболочками-сетками, образует полупрозрачный объем в виде висящей в воздухе «летающей тарелки». Из этого объема свешиваются на первый уровень трапы-лестницы и различные спортивные снаряды.

Внутренний объем кольца второго уровня образует игровое пространство «космического корабля», для удобства перемещения в котором сетка «пола» (основания кольца) делается более плотной и имеет более мелкий размер ячеек. Поперечные сетчатые стенки-перегородки с круглыми отверстиями-лазами членят внутреннее пространство «корабля» на отдельные зоны - отсеки, в которых находятся различные игровые объекты. На условном входе на арену и имеет лестницы для подъема на второй уровень.

а. б.

в. г.

Рис. 33

(а, б, в, г) Дизайнерское проектное предложение по организации детского игрового комплекса «Арена»

 

Пространство первого сектора отдано спортивным снарядам, которые подвешены на трубе кольцевого элемента каркаса, - кольцам, канатам, качелям, веревочным лестницам, различным приспособлениям для развития акробатических навыков и т.д. Это - активная динамическая моторная зона. Здесь удовлетворяется двигательная потребность детей, развиваются их ловкость и сила.

Второй сектор первого уровня оборудован целым рядом глухих и полых объемных элементов с приспособлениями для лазания. Лазание, развивающее смелость, уверенность в себе, силу, требует от ребенка совсем других навыков - внимания, точных медленных и напряженных движений.

а. б.

в. г.

Рис. 34

(а, б, в, г) Дизайнерское проектное предложение по организации детского игрового комплекса «Арена»

 

Третий сектор первого уровня представляет собой плоско-объемную сетчатую структуру, не который сложный «порядок», образно напоминающий паутину. В «сетях» паутины расположены многочисленные петли, сетчатые объемные и плоские элементы различных цветов и фактур, как бы «заманивающие» и «подстерегающие» ребенка. Оборудование этого сектора развивает координированность движений, сообразительнос



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.014 с.)