Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения психики ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Литература:
1.Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. М., 2001. 2.Коломинский Я.Л., Е.А. Панько, Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004. 3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2013. 4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. – М., 2005. 5. Каменская В.Г. Детская психология с основами психофизиологии. –М., 2005. 6.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. –М., 2004. 7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995. 8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2013. § 1. Методологические принципы изучения психологии ребенка Развитие любой науки, в том числе и детской психологии, зависит от уровня разработанности методов исследования, т. е. тех путей, средств и способов, с помощью которых добываются научные факты. И. П. Павлов писал: «Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории — пустые потуги». Что же такое психологический факт? Прежде всего это определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем группу детей, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности группы, проявления общего настроения, акты общения между детьми. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Следовательно, факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей. Наблюдательные родители и опытные педагоги дошкольных учреждений располагают огромным запасом конкретных фактов из жизни детей, но это не делает их научными работниками в области детской психологии. Даже более или менее систематизированные повседневные записи, которые составляют содержание опубликованных дневников родителей и воспитателей, не могут рассматриваться в качестве научных произведений по детской психологии, а служат лишь материалом (порой исключительно ценным!) для дальнейшего научного анализа. «Факт сам по себе ничто, — отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, — он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает». Принцип объективности и целостности предполагает использование целого ряда методов, которые позволяют получить фактический материал о различных сторонах психической жизни ребенка, взаимосвязи этих сторон. Этот принцип требует от исследователя не смешивать факты и их интерпретацию. Например, при изучении продуктивности детской деятельности мы сталкиваемся с множеством факторов, влияющих на ее показатели: желанием или нежеланием ее выполнять, опытом ребенка в момент осуществления деятельности, способностью ребенка преодолевать трудности, его физическим состоянием, характером педагогической оценки. Или во время занятий ребенок смотрел в окно. Это есть констатация факта. Но утверждение типа «ребенок не внимателен на занятии» является интерпретацией. По сути, это утверждение может не иметь ничего общего с истинной причиной, заставившей ребенка смотреть в окно. Более того, именно в тот момент, когда ребенок смотрит в окно, он может быть наиболее внимателен к словам воспитателя. Требование объективности изучения явлений осуществляется в методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка и формируется, и проявляется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности. В данном случае при рассмотрении методов психологического исследования важно подчеркнуть, что о внутренней психической жизни ребенка мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам детского творчества и т. д. Для детской психологии чрезвычайно важен и принцип генетического (исторического) подхода к изучению психики ребенка. Согласно данному принципу при изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как различаются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками. Генетический принцип направляет исследователя и на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики детей, на становление их личности. Диалектический подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.
§ 2. Формы исследования в детской психологии Исходя из методологических принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка, определяется стратегия, общий путь психологического исследования. Можно выделить три основные стратегии исследований в детской и возрастной психологии: исследование путем «поперечных срезов» (трансверсальная стратегия), «продольное изучение» (лонгитюдная стратегия). Исследования путем «поперечных срезов» осуществляются следующим образом. Подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку — по возрасту, полу, времени пребывания и дошкольном учреждении и т. п., — и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристики. Так, например, при изучении памяти подбирается по 100 испытуемых трех-, четырех- и пятилетнего возраста. Посредством определенных методов у них измеряются основные показатели памяти (скорость запоминания словесного или образного материала, количество усвоенных объектов, время сохранения и т. п.). Полученные данные сравниваются и на их основе делаются выводы о возрастных особенностях памяти. Положительная сторона данной стратегии заключается в том, что за сравнительно короткое время можно получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или какой-либо другой из выделенных факторов на основные тенденции психического развития. Есть в этой стратегии и слабые места. Так, при исследовании детей различного возраста почти ничего нельзя узнать о самом процессе развития, о его природе и движущих силах. Кроме того, при массовых обследованиях, когда полученные результаты суммируются и усредняются, невозможно учесть индивидуальные особенности в характере и типах психического развития. При продольном (лонгитюдном) исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей па протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить их причины. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический процесс, и комплексным, когда исследуется психическое развитие ребенка в целом. Отечественный ученый-лингвист А. Н. Гвоздев (1949) на протяжении восьми лет изучал развитие речи своего сына. Многолетнее лонгитюдное исследование было осуществлено и отечественным психологом Н. Н. Ладыгиной-Котc (1955), которая провела сравнительное комплексное изучение психического развития своего сына и маленькой обезьянки-шимпанзе. Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осуществлены сотрудниками Института развития человека Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было предпринято в 1928 г. 248 детей в возрасте 21 месяца регулярно изучали до 18 лет, затем проводились однократные обследования в 30 и 40 лет. Основной недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что их результаты, основанные на изучении небольшого числа детей (а в некоторых случаях даже одного ребенка), не всегда можно распространить на всю детскую популяцию. Здесь может быть преувеличена роль индивидуальных различий и в динамике, и в содержании психического развития. Поэтому, как отмечает Д. Б. Эльконин, «наиболее рациональна такая организация исследования, когда сначала путем возрастных „срезов" определяется общая тенденция в развитии той или иной психической деятельности, а затем в некоторых „поворотных" пунктах, требующих дополнительного изучения, проводится продольное исследование».
Планирование и построение исследования Психологическое исследование, как и всякая другая творческая деятельность, начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих теоретических и практических задач, стоящих перед детской психологией. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния тех или иных видов деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками на развитие отдельных сторон психики и становление его личности. Задачи исследования могут диктоваться новыми условиями воспитания и обучения детей, связанными с потребностями определенного этапа развития общества. На основе общих проблем и анализа опубликованных исследований в соответствующей области детской психологии определяются задачи конкретного исследования, его объект и предмет. Объект исследования — это тот детский контингент, который будет изучаться. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо ответить на вопрос: кого изучают? Определяется возраст испытуемых, их пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада или дети, воспитывающиеся дома), состояние здоровья и т. д. Для характеристики предмета исследования нужно установить, что именно изучается. Например, если изучается влияние игры на взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста, то здесь предмет исследования — психологические особенности формирования взаимоотношений в группе сверстников. После того как определены объект и предмет исследования, поставлены его задачи и цели, исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, формулирует гипотезу. Гипотеза — это предположение, возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между этими явлениями, с одной стороны, и теми или иными условиями жизни детей — с другой стороны. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования, Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать результаты ранее проведенных исследований, общие законы развития психики ребенка и, в определенной мере, педагогический опыт. Все это обеспечивает правдоподобность гипотезы. Другое важное качество правильной гипотезы — доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность. Приведем пример, В ходе изучения взаимоотношений между детьми в дошкольной группе выяснилось, что положение сверстников неодинаково; одних любят, всегда приглашают в игру, охотно вступают с ними в общение, делятся игрушками и лакомствами и т. д. Другие занимают не столь благоприятное положение, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Возникает проблема: от чего зависит положение ребенка в группе сверстников? Данная проблема определила задачи исследования: выяснить, какие факторы определяют взаимоотношения сверстников. На основе предыдущих исследований была выдвинута гипотеза: положение ребенка в группе зависит от степени соответствия психологических особенностей и поведения ребенка уровню нравственных представлений, требованиям, которые дети данной группы предъявляют друг к другу. В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась. В ходе психологического исследования используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы. Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов — методика изучения тех или иных сторон развития психики ребенка.
§ 4. Методы изучения психики ребенка Методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. Основные – наблюдение, эксперимент – дают достоверную информацию о специфике детского развития. Вспомогательные методы исследования – тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности – дают информацию иллюстративного плана. На основе полученных данных можно лишь строить гипотезы и предположения. Наблюдение-—это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Возможность использования этого метода естественных наук в психологии вообще и детской психологии в частности основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в его деятельности — действиях, словах, мимике и т. д., мы можем на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях. Главной особенностью наблюдения как метода психологического исследования является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно, «как в жизни». Эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. Не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научно-то исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Требования к проведению наблюдения: 1. Постановка четкой цели наблюдения. Требуется определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребенка необходимо наблюдать. 2. Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. До проведения основных, серий, сеансов наблюдения необходимо составить подробную программу того, какие дети или группы детей будут наблюдатъся, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут наблюдаться. Результаты заносятся в протокол, а затем подвергаются математической обработке. На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных. Опасность субъективизма возрастает в том случае, если исследователь-наблюдатель не столько фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, сколько высказывает свое мнение о происходящем. 3. Наблюдение должно быть объективным. В ходе наблюдения необходимо фиксировать лишь наличие того или иного процесса, но никак не подменять его «необоснованным истолкованием субъективных состояний ребенка». 4. Наблюдение проводится таким образом, чтобы ребенок о нем не знал. 5. Исследователь должен владеть техникой быстрой записи наблюдаемых фактов. В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, па которой отмечается интенсивность протекания того или иного психического явления Различают наблюдения: а) внутреннее, внешнее, включенное; б)стандартизированное и свободное; в) сплошное и выборочное. Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача — описать общую картину поведения. Конечно, фиксировать все движения и слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ребенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует). В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, выражение эмоций у ребенка, его действия с игрушками, особенности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо специальных естественных ситуациях или в определенные отрезки времени (во время игры, общения со взрослыми и пр.). При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания. Для этого используют специальный прибор - зеркало, обладающее односторонней проницаемостью – «зеркало Гезелла». Его помещают между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате на стене висит обычное зеркало, а во второй проделано окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скрытого наблюдения используют телевизионные установки и кинокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный для ребенка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденности и естественности поведения ребенка. Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.) Он включен в деятельность ребенка. В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отмечает для себя его реакции, инициативные и ответные действия, эмоции, высказывания и пр.), потом описывает свои наблюдения Наблюдение может быть одноразовым (срезовым) Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей). Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет и ряд недостатков, главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получения новых фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему не известно, проходит мимо его внимания. Поэтому более эффективным оказывается другой, более активный и целенаправленный метод - эксперимент.
Эксперимент Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок. Поведение ребенка в разных экспериментальных условиях (его качественный и количественный анализ) позволяет делать некоторые выводы о его психологических характеристиках. Например, чтобы выяснить, какую форму общения со взрослым предпочитают дошкольники, экспериментатор организует различные ситуации общения с ребенком. В одной из них взрослый играет с ним в игрушки, в другой читает книжки или беседует о чем-то познавательном, в третьей — разговаривает на личностные темы: о его отношениях с друзьями, разных человеческих качествах и пр. Затем экспериментатор сравнивает характер поведения ребенка в этих ситуациях и выясняет, какая из них является для дошкольника предпочтительной. Этот эксперимент позволяет констатировать главную форму общения ребенка. Подобные эксперименты называют констатирующими, поскольку они позволяют зафиксировать (или констатировать) какие-либо особенности развития ребенка.
Эксперимент — это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Рассмотрим вытекающие из приведенного определения основные признаки эксперимента, которыми он отличается от наблюдения. 1. Наиболее существенной отличительной особенностью эксперимента, которая определяет все остальные, является активная позиция самого исследователя. Он может вызвать интересующее его явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства или проверки выдвинутой гипотезы. 2. В эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания. Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах. Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении, с помощью различных приборов и приспособлений. Для того чтобы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных методических приемов детской психологии — игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций. Так, при исследовании движений глаз ребенка и других реакций, для регистрации которых необходимо было закреплять на теле ребенка датчики, эксперимент организовывали, как игру в космонавты: специальные очки и другие приборы входили в космическое снаряжение — скафандр, средства связи и т. д, Наиболее продуктивным и распространенным в детской психологии является естественный эксперимент. Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности детей. Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния напряжения и преднамеренности ответной реакции. В виде естественных экспериментов проводятся исследования по изучению межличностных отношений и общения между детъми. Игровое моделирование ситуаций позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов. Требования к организации экспериментального исследования: 1. определить цель исследования; 2. определить выборку исследования (состав участников исследования; 3. тщательно продумать и прописать методики проведения эксперимента; 4. определить условия, в которых будет проходить эксперимент (место и время проведения); 5. Необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется процедура эксперимента Также выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На этапе констатирующего эксперимента фиксируется некоторый показатель детского развития: в сфере эмоциональной, интеллектуальной, волевой. 1. Например, вы хотите исследовать, в какой мере супружеские конфликты оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка – дошкольника. В таком случае вам необходимо на этапе констатирующего эксперимента выяснить, имеет ли место конфликт в семьях детей, посещающих вашу группу; как дети переживают и воспринимают конфликтную ситуацию, сложившуюся дома; каково их эмоциональное состояние. 2. Как уже отмечалось, игровое моделирование используется и для изучения взаимоотношений в дошкольной группе. Один из вариантов — эксперименталъная игра «Поздравь товарища» проводится следующим образом. На каждого ребенка заготавливается по три поздравительных открытки и конверт, которые раскладываются на столах, где дети обычно сидят на занятиях. Дети по одному входят в групповую комнату. Экспериментатор (в его роли чаше всего выступает воспитатель) говорит ребенку: «Мы поиграем в интересную игру. Вот тебе три открытки. Положи их по одной в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с наступающим праздником. Себе класть нельзя». После того как ребенок -распределит открытки (при этом экспериментатор фиксирует его слова и другие реакции), ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил или еще положит открытку?» Для соблюдения чистоты эксперимента он должен быть организован так, чтобы дети, которые уже осуществили выбор, не встречались с теми, кому это предстоит. На основе учета количества открыток, полученных каждым ребенком, делается вывод об их положении среди сверстников. Подсчитываются взаимные выборы, число выборов, которое ожидает ребенок, персональное совпадение ожидавшихся и полученных выборов и т. д. В формирующих экспериментах гипотеза проверяется в процессе активного воздействия, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать создание специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, которые должны принести согласно предположению исследователя к определенным изменениям психики ребенка. Если запланированные новообразования действительно возникают, это означает, что мы научились управлять определенной стороной психического развития. На данном этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. 1. Пример. Если в качестве фактора, определяющего эмоциональное благополучие, вы избрали отсутствие супружеских конфликтов, то формирующий этап исследования будет состоять в том, чтобы сформировать гармонию внутрисемейных отношений. На контрольном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем результаты. 1. Пример. На данном этапе необходимо вернуться к измерению уровня конфликтности супружеских отношений и степени эмоционального благополучия, переживаемого ребенком. Если в большинстве семей, принявших участие в исследовании, изменение уровня конфликтности повлекло за собой повышение степени эмоционального благополучия, переживаемого ребенком, то есть основания говорить, что гипотеза подтвердилась: действительно формирование гармонично и бесконфликтных форм внутрисемейных отношений способно повлиять на эмоциональное благополучие ребенка. 2. Пример При изучении причин, по которым дети в дошкольной группе занимают различное положение среди сверстников, мы предположили и, что большое значение имеет субъективная информативность ребенка. Иными словами, не выбирают ли дети для общения тех сверстников, которые обладают какими-либо интересными для многих знаниями и умеют ими поделиться. Для доказательства этой гипотезы было проведено специальное исследование. На первом этапе изучались межличностные предпочтения в группах детей в том числе и описанным выше социометрическим методом («Поздравь товарища») и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка. На втором этапе детей, которые занимали и группе неблагоприятное положение, «наделяли» новой интересной информацией (рассказывали им незнакомые другим сказки, обучали новым играм и т.д.) и учили приемам ее передачи товарищам. После того как дети стали применять полученные знания в повседневном общении со сверстниками, был проведен контрольный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о правильности гипотезы; положение детей, ранее находившихся в неблагоприятном положении, значительно улучшилось (исследование Я. Л. Коломинского). Беседа В конкретном психологическом исследовании почти всегда применяется несколько методов. Каждый этап изучения психики ребенка требует своего метода или сочетания нескольких. Обычно в психологических исследованиях с детьми, уже владеющими речью, используется беседа, которая дает возможность установить, как сам ребенок понимает ту или иную ситуацию, что он о ней думает, как относится к определенным событиям и т. д. При этом ответы детей рассматриваются не как окончательный результат, а скорее как материал, нуждающийся в дальнейшем анализе. Беседа как метод детской психологии – это выяснение при помощи системы специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психического развития ребенка. Беседа используется при изучении интересов ребенка, его отношения к другим людям, самому себе, мотивам его деятельности, уровня развития речи и т.д. Однако материал, полученный таким образом, не всегда достоверен и точен, поэтому его сопоставляют с данными эксперимента. Основные требования к беседе 1. Необходимо заранее продумать цель беседы, ее предмет, составить план, определить участников. 2.Четко сформулировать вопросы. Они должны быть понятны, но не следует придавать им наводящий характер. 3. В процессе беседы надо соблюдать естественность условий, расположить ребенка к себе, быть тактичным, доброжелательным. 4. Ответы испытуемого обязательно фиксируются в протоколе или опросном листе с сохранением максимальной их точности. В некоторых исследованиях метод беседы выступает одним из основных. Мастером этого метода (клиническая беседа) был выдающийся швейцарский психолог Пиаже. Нередко беседа и его исследованиях сочеталась с введением игровых экспериментальных ситуаций. Вот как проходило исследование, посвященное изучению отношения детей к правилам игры. В данном случае это была игра в шарики. Экспериментатор говорит ребенку: «Вот шарики (шарики и мел лежали на большом столе). Покажи мне, как в них играют. Я много играл в них, когда был маленьким, но теперь уже почти все забыл. А сейчас мне опять захотелось поиграть. Давай играть вместе. Ты научишь меня правилам, и я буду играть с тобой». Обратим внимание на особый прием, примененный исследователем: он ставит себя в положение ученика, которого надо обучить. «Все, что требуется, — замечает Пиаже, — это показывать свое полное незнание игры и даже сознательно делать ошибки, чтобы При массовых исследованиях, результаты которых затем подвергаются статистической обработке, используется стандартизированная беседа с точно сформулированными вопросами. Каждый вопрос при этом имеет четкую целевую установку, которая затем даст возможность осуществить содержательную интерпретацию ответов. Приведем в качестве примера программу такой беседы, направленной на изучение отношений шести-семилетних детей к школе и учению. 1. Хотел ли ты идти в школу? (Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе.) 2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (Осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу.) 3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)? (Выявляет, какие собственные действия или действия с ним ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе.) 4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Выявляет элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей.) 5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (Отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы.) 6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (Место школьных интересов в условиях свободного выбора.) Обратим внимание на два последних вопроса. Здесь в ткань беседы вводятся элементы проективной методики исследования. Суть ее заключается в том, что детям предлагается несколько неопределенная ситуация, исход которой они должны сами выбрать. Считается, что в этом случае ребенок как бы проецирует свои собственные мысли и чувства на сюжет предложенной ситуации или картинки. Для изучения желаний, стремлений, ценностных ориентации ребенка используется проективная беседа по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик». Читается сказка, а потом у каждого ребенка спрашивают: «Как бы ты распорядился, если бы у тебя был такой волшебный цветок? Что бы ты сделал с первым лепестком?» и т. д. К опросным методикам относятся и такие проективные приемы, как дополнение незаконченных рассказов и предложений, рассказы детей по картинке и т. д. Метод беседы можно использовать в работе с детьми, начиная с 4-х лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речью, но в весьма ограниченных пределах. Дошкольники еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы бывают краткими, формальными воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы – большое искусство. Они должны быть понятны и интересны детям и не содержать подсказки. 1. Каждый вопрос должен преследовать достижение определенной цели. 2. При формулировании вопроса необходимо избегать малораспространенных слов с двойным значением. 3. Вопросы не должны быть слишком длинными. 4. Необходимо избегать сдвоенных вопросов, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них. 5. Следует так формулировать вопрос, чтобы избежать шаблонных ответов. 6. В вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают определенное отрицательное (или положительное) отношение («Тебе нравятся дети, которые постоянно нарушают дисциплину?»). 7. Вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ. Преимущество хорошо спланированной беседы или другого опроса не только в том, что они дают более достоверные результаты, но и в том, что ответы детей можно обрабатывать статистически.
Изучение продуктов деятельности детей Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики дает анализ продуктов деятельности детей. Использование этого метода также основывается на - методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которого - психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Анализ результатов детского конструирования, учебы, труда, рисования и т. д. значительно обогащает наши знания о ребенке. Нередко именно произведения, созданные им, раскрывают такие стороны его психики, в которые другими путями проникнуть невозможно. Особенно продуктивно используются детские ри-сунки, которые помогают изучать познавательные процессы — ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, творческие способности ребенка, его личность в целом. При изучении детских рисунков анализируется их сюжет, содержание, манера изображения, сам процесс рисования (время, затратное на рисунок, степень увлеченности) и т. д. Особенно важным диагностическим показателем следует считать цвет, который используется ребенком не столько как изобразительное средство, поскольку как способ выражения своего отношения к изображаемому. Положительное отношени<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 6624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.022 с.) |