Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как воспитателю изучать психические особенности ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одна из функций профессиональной педагогической деятельности воспитателя детского сада — гностическая. Эта функция предполагает, что воспитатель умеет распознавать и учитывать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, это важно для обеспечения индивидуального подхода педагога к детям. Необходимость индивидуального подхода в воспитании неоднократно подчеркивалась педагогами и психологами (Е.А. Аркин, М.Я. Басов, Я. И. Ковальчук, В. А. Сухомлинский, А. П. Усова и др.). Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, он приобретает особую значимость для осуществления личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми. Такой подход предполагает, что воспитатель владеет умениями наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты. Воспитатель детского сада наблюдает за ребенком достаточно долго, в течение нескольких лет. Изо дня в день он выполняет вместе с ребенком все бытовые процессы, организует его деятельность, читает ему книжки, выводит на прогулки. Постепенно он накапливает знания о ходе психического развития малыша. То есть, воспитывая и обучая ребенка, педагог одновременно и изучает его, причем такое изучение включено в контекст воспитательно-образовательной работы и неотделимо от нее. Организуя пересказ сказки, воспитатель одновременно исследует уровень развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выявляет элементы творчества. Именно о такой организации работы воспитателя детского сада говорил М.Я. Басов: «Не может быть такого положения, что сначала только исследование, а потом только педагогическая работа. Весь смысл и важность вопроса заключается в том, что исследование должно целиком входить в педагогическую работу, а последняя — в первое, сливаясь в одно органическое целое». Цель психологического исследования воспитателя отличается своей практической направленностью. Воспитатель не формулирует психологические законы, не выделяет механизмы психического развития, а прослеживает их проявление в каждом конкретном случае у своих воспитанников. Таким образом, смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы понять причины их поведения, заметить их склонности и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее. А в итоге воспитатель сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход психического развития малыша и формирование у него образований, позволяющих перейти на новую возрастную ступень, обеспечить становление его индивидуальности. Таким образом, особая исследовательская установка педагога является основой и условием педагогического творчества и педагогического процесса, которые идут к цели кратчайшим путем с наименьшей затратой сил при наибольших результатах. Для воспитателя очень важно: во-первых, иметь четкое представление о центральных линиях психического развития ребенка в дошкольном детстве, таких, как развитие личности, становление видов деятельности и познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные новообразования (например, в развитии мышления речь идет о его формах, а также мыслительных операциях); во-вторых, видеть взаимосвязи в развитии всех центральных линий и свойств психики. (Так, речь выступает средством умственной деятельности и общения; внимание является условием успешного протекания практической и умственной деятельности и т.п.); в-третьих, представлять преемственность в развитии психики детей раннего и дошкольного возраста, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного поведения, свойств внимания или мыслительных операций. Вопросы и задания 1. Каковы основные методологические принципы применительно к исследованиям в детской психологии? 2. Какими методами пользуется детская психология? Сравните их основные преимущества и недостатки. 3. Дайте характеристику метода наблюдения в детской психологии. 4. Дайте характеристику метода эксперимента в детской психологии. В чем состоит различие между наблюдением и экспериментом? 5. Охарактеризуйте основные виды наблюдения и эксперимента в детской психологии. 6. Опишите своеобразие и возможности метода беседы и анализа продуктов деятельности в детской психологии. 7. Какими методами изучения детей может пользоваться воспитатель детского сада? В чем состоит специфика изучения детей воспитателем? Литература Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми // Избр. психол. произв. — М., 1975. Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 5. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении / под ред. Е.А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. — Ростов н/Д, 2004. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1997. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.— М., 1998. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. — Ростов н/Д, 2004. Элъконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Избр. психол. труды. — М., 1989. Глава 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.008 с.) |