Основные рефлексы новорожденного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные рефлексы новорожденного



 

Название рефлекса Действия по вызыванию рефлекса Ответная реакция ребенка
Мигательный рефлекс Яркая вспышка света Закрывает глаза
Рефлекс Моро Громкий звук или по­теря головой ребенка опоры Разводит в стороны руки и ноги и сводит их в исходное положение
Рефлекс Бабинского Поглаживание ступни в направлении от пятки к пальцам Пальцы ноги расходятся веерообразно
Рефлекс отдергивания Укол или щекотание подошвы ног Сгибает ногу и отдерги­вает ее
Рефлекс Бабкина Надавливание на ладонь Поворачивает голову и открывает рот
Хватательный рефлекс (рефлекс Робин­зона) Поглаживание ладони или помещение на нее какого-либо предмета (пальца взрослого) Захватывает в кулачок предмет или палец взрослого так сильно, что ребенка можно поднять и он повисает в воздухе
Рефлекс шагания Ребенка поддерживают под ручки вертикально при легком касании его ступней о твердую поверхность, слегка наклоняя его вперед Движения ног создают иллюзию хорошо скоординированной ходьбы
Плавательный рефлекс Ребенка, поддерживая за животик и грудь, помещают в воду Хорошо скоординиро­ванные плавательные движения
Ориентировочно-пищевой рефлекс (рефлекс поиска груди) Поглаживание щеки или в области уголка губ Поворачивает голову в сторону прикоснове­ния, открывает рот и вытягивает губы
Сосательный рефлекс Прикосновение к сли­зистой оболочке языка Начинает сосать

тельные движения могут возникать и вне контакта с грудью мате­ри, когда в 2 — 3 недели ребенок начинает сосать кулачок.

Наблюдаются у новорожденного защитные рефлексы, напри­мер мигательный, а также ориентировочные, направленные на


контакт с раздражителем, например слежение за медленно пере­мещающимся источником света. Некоторые рефлексы новорож­денного имеют атавистический характер, например рефлекс Ро­бинзона, и угасают в течение первых трех месяцев жизни.

Своеобразие социальной ситуации развития в период новорож­денное™, по мнению Л.С.Выготского, позволяет рассматривать его как кризисный, переходный между внутриутробным и вне-утробным. Младенец совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть.

Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиоло­гически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опосредование состоит преж­де всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства — предметы для кормления, купания, сна, т.е. для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, вы­работаны в процессе культурно-исторического развития общества. Важнейшим средством опосредования выступает также сам соци­ально организованный образ жизни младенца, и прежде всего ре­жим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически без­граничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слу­хового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возника­ет во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение — очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообраз­ных собственно человеческих форм поведения.

Зрительное и слуховое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность малыша перестраивается. В первые недели жизни его движения носили импульсивный характер. Теперь фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение хаотических движений связывают ребенка с внешним миром, выступают первыми двигательными актами, имеющими характер поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его актив­ность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает разви­тие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.


Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании и общении. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у ма­лыша возникают положительные социальные переживания. Пер­вой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка сви­детельствует о том, что заканчивается период новорожденное™ и начинается новая стадия развития — период младенчества.

Важнейшие приобретения в плане психического развития в пе­риод новорожден ности:

— отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;

— развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зритель­ного и слухового сосредоточения на лице взрослого;

— выделение первого объекта в окружающей действительности, ко­торым выступает взрослый, ухаживающий за ребенком;

— появление в ответ на воздействия взрослого первой ответной положительной эмоциональной реакции, о которой свидетельству­ет улыбка.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденное™. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимально­го количества врожденных рефлексов, наиболее быстрое развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с ее первых дней.

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протя­жении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Пра-мы». Она характеризуется изначальной психической общно­стью матери и ребенка, когда осознанию своего отдельного «Я» предшествует переживание слитности себя и другого. Наличие та­кого сознания, по мнению, Л. С. Выготского, доказывается двумя фактами. Во-первых, младенец не осознает своего существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира. Так, он рассматривает свои руч­ки и ножки как посторонние предметы, а не части собственного тела. Во-вторых, для младенца социальная и предметная ситуа­ции, отношения к человеку и предмету еще не расчленены. Об этом говорит такой факт. Предмет по мере отдаления от ребенка теряет для него свою привлекательную силу, но эта сила вновь появляется, как только рядом с предметом в одном оптическом


поле оказывается взрослый. В данном случае ребенок еще не пони­мает, что он может обратиться к взрослому за помощью в овладе­нии предметом. Эти факты свидетельствуют о том, что с момента рождения ребенок живет во внутренней общности с другими людь­ми и именно через них воспринимает и познает окружающий мир, а взрослый является центром всякой ситуации взаимодействия с ребенком. Действительно, ребенок не может существовать без взрос­лого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление активности по отношению к внешнему миру. По­скольку ребенок не может самостоятельно передвигаться, само­стоятельно поддерживать свое существование, взрослый создает возможности для изменения положения и передвижения младен­ца в пространстве, захватывания тех или иных предметов.

Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взросло­го, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.

Противоречие этой ситуации развития и состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понима­ет обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих дей­ствий. И в результате такого поведения взрослого у ребенка появ­ляется первая социальная потребность — потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятель­ности ребенка — деятельности общения, где предметом стано­вится другой человек (М. И.Лисина). Теперь активность в установ­лении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Малыш еще не владеет основным средством обще­ния — речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида — ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей деятельностью в младенческом воз­расте, поскольку обеспечивает главные линии психического раз­вития.

Период младенчества делится на два этапа развития. Первый — от рождения до 5 — 6 мес. — характеризуется становлением ситуа­тивно-личностного общения и интенсивным развитием сенсор­ных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, уста­новлением зрительно-двигательных координации (координации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и


поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и предметного восприятия. Теперь общение протекает на фоне манипуляций по поводу пред­метов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сна­чала складываются основы понимания речи взрослого.

Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность — предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходь­бы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет действовать.

Быстрый темп развития, наибольшая неравномерность, скач­кообразность, характерные для первого года жизни ребенка, позволяют выделить кроме периода новорожденное™ еще четы­ре: с 1 до 3 мес; с 3 до 5 — 6; от 5 — 6 до 9—10; от 9—10 до 12 мес. Основанием для такого выделения служат достижения младенца в развитии его зрительной и слуховой систем, эмоций, социально­го поведения и речи, в освоении общих движений, движений руки и действий с предметами.

В возрасте от 1 до 3 мес. формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций придает бодрствованию все более ак­тивный характер. Ребенок сосредоточивается на взрослом, пред­мете, прислушивается к звучащей игрушке, речи, пению взрос­лого, следит взглядом за движущейся игрушкой. С начала 2 мес. начинается становление общения ребенка со взрослым, в кото­ром активными становятся оба партнера, а малыш сам стремится установить контакт со взрослым. Усложняются эмоциональные реакции младенца в ответ на общение с ним взрослого, появляет­ся радость. К 3 мес. он выделяет мать как наиболее значимого и предпочитаемого взрослого, между ними закладываются отноше­ния привязанности. Формируется комплекс оживления как осо­бая форма поведения ребенка и средство воздействия на взросло­го. Функционирование механизмов звукопроизношения приводит к появлению голосовых реакций — гуканья и гуления. К концу 3 мес. малыш хорошо поднимает и удерживает голову вертикально в положении на животе и на руках взрослого, отталкивается нога­ми от твердой поверхности, выпрямляя ноги в коленях.

В возрасте от 3 до 5—6 мес., если соблюдается правильный режим дня, формируется положительное эмоциональное отношение к режимным процессам и соответствующий уровень активности во время их выполнения. Закладываются основы для развития спо­собности наблюдать, не только сосредоточиваться на предмете, но и внимательно рассматривать. Начинают устанавливаться зри­тельные, слуховые, тактильные, двигательные взаимосвязи, зри-


тельно-двигательные координации, складываться согласованная работа руки и глаза. Развиваются движения руки, когда ребенок захватывает, ощупывает, бросает, перекладывает предметы и игрушки из одной руки в другую, научается приспосабливать руку к их форме и величине. К 6 мес. начинается освоение предметных действий и манипуляций с игрушками, появляются целенаправ­ленные действия с предметами. Развитие артикуляционного аппа­рата, слухового сосредоточения и речевого слуха способствует переходу ребенка к подготовительному этапу в развитии актив­ной речи, появлению лепета. В 4 мес. младенец длительно гулит, к 5 мес. наблюдается певучее гуление с разной интонацией, в 5— 6 мес. появляются согласные звуки и первые слоги, когда малыш произносит не отдельные звуки, а звукосочетания. Формируется первое предличностное образование — активность, — выража­ющее отношение ребенка к другим людям, к миру предметов и к самому себе. Возникает избирательное эмоциональное отношение к взрослым. Малыш радуется близким, настораживается при по­явлении чужого, по-разному реагирует на строгий и ласковый голос. Он становится инициативным, любознательным, заинтере­сованным по отношению к предметному миру. Под влиянием любовного, бережного, заботливого отношения взрослого к мла­денцу начинает складываться общая самооценка, общее положи­тельное отношение к себе, представление о том, что он нужен. Ребенок овладевает первыми самостоятельными движениями, на­ходясь в горизонтальном положении. Он может переворачиваться на бок, на живот, на спину, хорошо упираться ножками, вып­рямлять их, отталкиваться от твердой поверхности, немного сто­ять при поддержке взрослого.

В возрасте от 5 — 6 до 9—10 мес. манипулирование с предмета­ми превращается в особую предметно-манипулятивную деятель­ность. Ребенок начинает осваивать специфические действия с од­ним предметом (мячик катают, юла крутится и т.п.), с двумя предметами (открывать крышки у разных емкостей, вынимать из них предметы, снимать колечки со стрежня и т.п.). Усложнение манипулирования с предметами в свою очередь стимулирует раз­витие внимания, памяти, наглядно-действенного мышления, спо­собствует познанию свойств предметов, расширению границ опы­та ребенка. К 6 мес. овладение действиями с предметами приводит к появлению новой формы общения со взрослыми — ситуативно-деловой, в которой центр сотрудничества ребенка со взрослыми составляют действия с предметами. В 7 — 8 мес. формируется пред­ставление о постоянстве людей и предметов, складывается при­вязанность к матери как первое социальное отношение, которое малыш активно эмоционально выражает. В 6 —7 мес. для ребенка существуют лишь те предметы, которые находятся в его поле зре­ния, а в 9— 10 мес. он помнит об исчезновении предмета и ищет 50


его. Теперь младенец понимает речь взрослого. В 7 мес. он находит взглядом называемый взрослыми предмет, в 8 мес. настойчиво ищет и показывает этот предмет. К 9 мес. речь взрослого, его просьбы начинают регулировать действия и движения ребенка («дай руч­ку», «садись», «пей» и пр.), т.е. начинается установление связи слова с предметом, действием, ситуацией. Значительно расши­ряется звуковой состав лепета, которым малыш сопровождает все свои действия. Ребенок приобретает умение в лепете и дей­ствиях с предметами подражать взрослому. Важнейшим достиже­нием младенца в сфере общих движений выступает развитие умений садиться, ползать (с 7 мес), самостоятельно вставать, держась за перекладины кровати или манежа (8 мес), благодаря которым границы мира и активности ребенка значительно рас­ширяются.

В возрасте от 9 —10 до 12 мес. активность малыша значительно возрастает, он становится чрезвычайно любознательным благода­ря освоению самостоятельного передвижения в пространстве — ходьбы. Речь развивается в двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь — первые слова в конце года. Теперь с помощью речи взрослый мо­жет воздействовать на младенца, поощряя или ограничивая его поведение. В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые «нельзя». С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понима­ния речи усложняются действия с предметами. Увеличивается ко­личество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Ребенок начинает осваивать не только физические свойства предметов, но и их назна­чение, простейшие предметные действия (пользоваться ложкой, пить из чашки, причесываться расческой, надевать шапку и пр.), а затем орудийные, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа — раннего дет­ства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Хотя в отношениях с близким взрос­лым и преобладают положительные эмоциональные переживания, но появляются и отрицательные — ревность, обида, грусть, печаль. Закладываются предпосылки общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: с одной стороны, он переживает свою значимость для других, а с другой — свою активность в мире предметов. Он отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

В конце года в поведении ребенка начинают появляться нега­тивные симптомы — упрямство, настырность, обидчивость, ка­призность, агрессивность, трудновоспитуемость. Их причины чаще всего состоят в непонимании взрослым желаний ребенка, его экс-


прессивно-мимических средств общения, в запретах, невыполне­нии или противодействии взрослого действиям ребенка. За аф­фективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия, в свою очередь, свидетельствуют о возникнове­нии кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных осо­бенностей ребенка и условий его воспитания.

В период кризиса изменяются отношения ребенка к окружа­ющему миру, к предметам, людям и самому себе. В течение всего первого года жизни младенец интенсивно накапливал собствен­ный опыт и возможности в сфере общения и манипулятивной деятельности. Почти все его требования удовлетворял взрослый, предоставляя необходимые и интересные предметы. Освоение и переход к активному ползанию, а затем ходьбе превращают ре­бенка в более самостоятельного, автономного от взрослого. Во-первых, благодаря ходьбе значительно расширяются границы мира ребенка, круг предметов, с которыми он может взаимодейство­вать, а следовательно, и область его исследовательской активно­сти. Теперь он начинает сталкиваться и ориентироваться среди предметов и явлений, имеющих отношение не только к нему, но и к взрослым, к их жизни и деятельности. Во-вторых, ходьба изменяет характер контакта ребенка с предметом. Так, для него доступными становятся не только предметы, показанные и предо­ставленные взрослым, но и те, с которыми он самостоятельно оперирует. Более того, ребенок от рассматривания предметов пе­реходит к практическим действиям с ними. Если раньше младе­нец был непосредственно связан со взрослым, действовал только с предлагаемыми им предметами, то теперь эта непосредственная связь распадается и ребенок стремится обойтись без взрослого в достижении желаемого, настаивая на своей самостоятельности, не­зависимости, инициативе.

И здесь возникает противоречие: с одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой — он не владеет способами действия с предметами (не может завести ма­шинку, застегнуть пуговицы, надеть сапожки и пр.). Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходи­мость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и об­щественно выработанных способов обращения с ними. Возникно­вение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств — речевых. Первые слова авто­номной речи младенцев выполняют функцию указательных жес­тов, но не собственно общения. Они прикованы к наглядной си­туации и не содержат истинного значения, свойственного речи 52


взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризис­ного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л. С. Выготский).

Появление первых слов для обозначения, указания на предме­ты и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обоб­щений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффек­тивно заряженные образы и представления памяти начинают пе­рестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение теперь может управлять­ся не только находящимися в его поле восприятия раздражителя­ми, но и этими образами и представлениями — мотивирующими представлениями (Л.И.Божович).

Стремление ребенка к самостоятельности далеко не всегда по­ощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к воз­никновению собственного стремления ребенка как такового (К. Н. Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекатель­ной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь — средством удержания стремления и его реализации.

Ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах дея­тельности, познания и личности:

— складываются первые две формы общения со взрослым, начи­нается освоение манипулятивной деятельности с предметами;

— появляются первые социальные эмоции, направленные на взрос­лого, формируется потребность в общении с ним и первое «пред-личностное» новообразование — активность;

— в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем по­стоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ре­бенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных свя­зей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают пред­посылки для освоения речи, как пассивной, так и активной, уста­навливаются первые связи слова с предметом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.156.200 (0.023 с.)