Руководство развитием воображения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство развитием воображения



Возникновение и развитие воображения — социально обус­ловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка ме­ханизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваи­вает общественно выработанные и фиксированные в культуре сред­ства создания новых образов: сначала действия, а позднее — речь.

На втором году жизни главным средством развития воображе­ния является включение ребенка в мнимые ситуации «как будто», на которых основаны забавы, розыгрыши (Н.Н.Палагина). Ма­лыша катают на коленях, делая вид, что роняют. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольк­лора, игрушки, которые он включает в бытовые процессы. Взрос­лый показывает игрушку ребенку и говорит: «Лисичка помыла лапки, а теперь ты помой ручки», «Зайка сидит и смотрит, как дети кушают». В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом — условных, когда, слушая потешку «Сорока-ворона», водит паль­чиком по ладошке, как будто варит кашу. Взрослый учит сопро­вождать условным действием стихи, сказки, песенки. Например,


поет колыбельную и предлагает малышу: «Покажи, как ты спишь». Ребенок приседает, наклоняет голову и закрывает глаза. Взрослый учит его имитировать действия людей и животных: «Покажи, как...» (мама несет тяжелую сумку, прыгает белочка, бежит лисичка, ходит медведь). Постепенно малыш приобретает большую само­стоятельность в создании мнимых ситуаций и включает в них соб­ственную речь.

Подобные ситуации интересны и для ребенка третьего года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным в руководстве этим процессом ста­новится обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Для развития заме­щений необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Ведь чтобы, например, действовать палочкой как ложкой, он должен уметь обращаться с реальной ложкой. Только достаточно знако­мое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.

Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуа­ций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители (например, что делать, когда надо угостить куклу конфетами, а их нет, или нужно покормить мишку, а нет тарелочки). Расширение представлений об окру­жающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогают малышу создать воображаемую ситуацию. Ус­ловием для формирования воображения является освоение про­дуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания (Е. В.Зворыгина).

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждают ре­бенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатле­ния. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (ко­робки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В.Зворыгина, Е.М.Гаспарова и др.).

Развитие воображения тесно связано с освоением законов род­ного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преоб­разовать предмет в его отсутствие.


Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт до­школьника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбина­торные способности.

Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соеди­нения разнородных объектов в новый образ.

Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их прежде всего в продук­тивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправ­ленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

Формирование критичности мышления («Так бывает или нет?») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя кри­тическое отношение и к образам своей фантазии.

Руководство воображением требует от взрослого создания про­блемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены. Е. Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. При общении с ребенком младше­го дошкольного возраста взрослому целесообразно занять пози­цию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопро­сов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В четыре — пять лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрос­лый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.

Вопросы и задания

1. Опишите предпосылки и первые проявления воображения в ран­нем детстве.

2. Как взаимосвязано развитие игры и воображения в раннем детстве?

3. Охарактеризуйте особенности развития воображения в дошколь­ном возрасте.

4. Перечислите, какие приемы и средства создания образов осваивает дошкольник?

5. Какие функции выполняет воображение?

6. Как развивается произвольное воображение у дошкольника?


Литература

Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно ода­ренных детей // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 8.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.

Кириллова Г. О воображении детей младшего дошкольного возраста в игре //Дошкольное воспитание. — 1973. — № 12.

Кириллова Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей //Дошкольное воспитание. — 1978. — № 12.

Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // До­школьное воспитание. —1981. — № 12.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.

Кравцова Е. Развитие воображения //Дошкольное воспитание. — 1989. — № 12.

Палагина Н. Н. Воображение у самого истока: психологические меха­низмы формирования. — М., 1997.

Палагина Н. Н. Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 6.

Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 9.

Сапогова Е. Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. — 1990. — № 6.

8 Урунтаева


Глава 14

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.007 с.)