Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и виды воображения. Воображение и творчество.

Поиск

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование,планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Выделяют три вида воображения: творческое, мечта и воссоздающее. При творческом воображении создаются образы, не существующие в данное время. Происходит вычленение элементов и свойств, комбинирование их в целостный образ, причем могут соединяться части, присущие разным объектам (русалка, кентавр и т.п.). Таким способом могут создаваться религиозно-мистические, сказочные и научно-фантастические образы. Значительную роль занимает фантазия в детских шрах.,

Мечта - особая форма воображения, как и идеал - образ желаемого будущего - должны быть связаны с жизнью. Несбыточные мечты (грезы) порождают пассивность.

Воображение может и не иметь характера волевого акта. Тогда оно лишено целенаправленности, логичности, не контролируется нашим сознанием, приобретая крайне причудливые и необыкновенные формы. Сюда относятся сновидения ("грезы во сне"), грезы наяву; такое воображение называется пассивным. В противоположность ему активное воображение предполагает участие волевых качеств, определенные этапы волевого процесса, тесное участие эмоций человека, периодическое критическое осмысление образа воображения, его отдельных элементов.

Необходимость активных волевых усилий личности особенно четко выступает в творческом воображении. Оно присуще художникам, поэтам и писателям, музыкантам, инженерам, ученым разных специальностей и другим людям созидательного труда. Другим видом фантазии является воссоздающее (репродуцирующее) воображение. Если при творческом воображении имеется в виду создание нового, доселе неведомого, то репродуцирующее воображение - это процесс образования целостного образа на основании соответствующего описания, как имевшего место в прошлом, так и при непосредственном восприятии содержания этого описания (чтение книги, объяснение).

И если творческое воображение чаще имеет в своей основе ту или иную одаренность, воспитанную и развитую в течение жизни и деятельности, то воссоздающее воображение связано преимущественно со знаниями человека, его опытом и навыками. Именно к запасам знаний апеллирует описание, в соответствии с которым требуется создать определенный образ. Чем шире и богаче знания человека, чем значительнее со стороны прошлого опыта будет "поддержка", тем легче образуется соответствующая конструкция и тем она окажется более точной. Поэтому опытные педагоги, освещая какой-нибудь сложный вопрос, разбирая трудную тему, теорию, стараются создать более или менее красочный образ, проиллюстрировать излагаемое. Делается это для того, чтобы образовать у слушателей яркие представления, которые при необходимости будут ими легко воссозданы и примут участие в процессе репродуцирующего воображения, явятся поддержкой, которая облегчит создание нужного образа.

По силе, яркости, легкости, с которой могут быть вызваны представления, и некоторым другим их качествам люди в значительной степени отличаются друг от друга. При этом имеют значение, как уже сказано, врожденные задатки, одаренность, систематичность, их развитие в дальнейшем, условия воспитания, характер трудовой деятельности и возраст человека. Известно, например, свойство детской психики запечатлевать зрительные образы, особенно если зрительное восприятие сопровождалось действиями с соответствующими предметами.

Развитие воображения должно идти от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Воображение способствует развитию чуткости, тактичности, эмпатии - свойств личности, так необходимых в медицинской деятельности. Особое место в клинике занимает воображение бального, которое мало изучено.

Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тес­но связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не мень­шее значение, чем, скажем, степень развития мышление

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобрета­тельском, научном, литературном, художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличие определен­ных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

стадии процесса творче­ства:

34 Приемы и преобразования в процессах воображения. Диагностика воображения.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), Так, новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения носят аналитико-синтетический характер.

Перечислим основные приемы и способы процесса воображения:

· Агглютинация - "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

· Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.

· Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

· Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

· Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М. Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы.

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

· яркости образов;

· степени их реалистичности правдивости;

· новизне;

· оригинальности;

· широте воображения;

· произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);

· типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);

· устойчивости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.006 с.)