Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие личности дошкольника

Поиск

Глава 15

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ

§ 1. Развитие самосознания в младенчестве

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В осно­ве самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Представление о себе включает когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Когнитивный представлен процессами самопознания, в результате которых рождается зна­ние о себе — образ своих качеств, внешних особенностей, спо­собностей, возможностей, умений, навыков, социальной значи­мости и т.д.

Эмоционально-ценностное отношение к себе составляют эмо­циональные переживания, в которых отражается отношение лич­ности к тому, что она делает, узнает, понимает. Оно может проте­кать в виде непосредственных эмоциональных реакций и в виде оценочных суждений.

Самопознание и самоотношение рождают деятельность само­оценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает не только знания о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка адекватна, когда человек критически, правильно оценивает свои возможности. Неадекватная самооценка бывает завышенной и за­ниженной соответственно переоценке или недооценке себя.

Результаты самопознания и самоотношения влекут за собой организацию личностью своего поведения — процесс саморегу­лирования.

В первый год жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности — активность как «предличностное образование», отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова). Мла­денец имеет собственную и достаточно разнообразную психиче-


скую жизнь. На протяжении первого года жизни он накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого скла­дывается отношение к себе (положительное самоощущение), дру­гим людям (доверчивость и доброжелательность) и предметам (интерес и любознательность).

Главным условием развития личности выступает общение ре­бенка с другими людьми. Только в этой сфере младенец может проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку. И даже предметы вызывают интерес малыша, если они включены в контекст общения со взрослым. Ребенка привлекает прежде всего то, с чем увлеченно действует взрослый.

С момента рождения взрослый заботливо ухаживает за ребен­ком, разговаривает с ним, дает нежные имена, с готовностью откликается на любые реакции малыша (от крика до улыбки), чутко улавливает его состояние, настроение, нужды, тем самым способствует формированию у него первичного доверия к миру.

Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Он не понимает обращенных к нему слов, не вьщеляет содержание оцен­ки, но очень чувствителен к отношению со стороны взрослых. Эта чувствительность ярко выражена уже к 3 мес. Таким образом, взрос­лый вьщеляет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя, тем самым закладывая основы для формирования у него глобальной положительной самооцен­ки — отношения к себе как к важному и любимому вне сопостав­ления себя с другими людьми. Взрослый, отвечая на инициативу ребенка, позволяет ему воздействовать на себя. Он авансом наде­ляет малыша личностным своеобразием, неповторимостью и уни­кальностью.

Такое отношение к ребенку формирует у него положительное отношение к людям и положительное самоощущение, когда он переживает свою значимость для близких. Это переживание созда­ет условие для того, чтобы ребенок активно проявлял себя. Инте­рес к взрослому и ответная реакция на его инициативные дей­ствия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к 2 мес. нарастает интерес к людям и предметам. С 3 мес. малыш начинает воздействовать на взрослых, вызывая их на кон­такты с помощью такого средства, как комплекс оживления.

В 4 —5 мес. ребенок показывает себя как доверчивое, жизнера­достное, любознательное и требовательное существо. Его инициа­тивность очень высока, разнообразно поведение. В общении со взрослыми младенец уже в первом полугодии жизни воспринима­ет себя как равноправного партнера, переживает свое «Я» и «Я» другого человека как разные. Он оказывается способным разли­чать отношение взрослого к себе в целом как к личности и к сво­им действиям.


Положительное самоощущение, складываясь в первом полуго­дии жизни под влиянием доброжелательного внимания взросло­го, после 6 мес. во многом зависит от успешности манипуляций малыша с предметами. Ребенок четко воспринимает результаты своих действий. Малыш старается с помощью взрослого получить какой-то объект, потрогать недосягаемый предмет, обследовать его. При повторяющихся неудачах он ощущает себя неуверенным, неумелым. А успех побуждает его снова и снова совершать дей­ствие, способствует развитию любознательности и интереса к предметному миру. В процессе освоения этого мира и действий с предметами во втором полугодии жизни у ребенка появляется переживание себя как активно воздействующего на мир существа. В 10—11 мес. можно говорить об активности как устойчивой ха­рактеристике личности младенца.

О развитии самосознания свидетельствуют складывающиеся первые аффективно-личностные связи — привязанности к близ­ким взрослым.

О первых привязанностях можно судить по ярко выраженным положительным эмоциям младенца, когда возникает взаимооб­мен переживаниями со взрослым. С возрастом растет и изби­рательность отношения к взрослому. Если трехмесячный малыш примерно одинаково реагирует на любого взрослого, улыбаясь и радуясь, то во втором полугодии он четко разделяет родных, зна­комых и совершенно чужих людей. Общаясь с близкими, ребенок активен, инициативен, его переживания, не только положитель­ные, но и отрицательные, очень яркие. Он выражает радость, удо­вольствие, огорчение, обиду, как бы стремясь поделиться своим эмоциональным состоянием. Дети как бы ищут поддержку у взрос­лых, предвосхищая положительные переживания. К знакомым людям ребенок проявляет интерес, но более сдержан в выраже­нии эмоций.

Малыши, особенно после 8 мес, начинают бояться незнаком­цев. Часто, если отсутствует близкий взрослый, они плачут, отво­рачиваются, отползают от чужого взрослого, проявляя робость и неуверенность. В то же время негативная реакция на чужих в при­сутствии родных людей сменяется интересом и стремлением при­влечь к себе внимание. Сидя на руках у мамы, малыш смотрит на незнакомого человека, пытается поймать его взгляд, издает звуки и совершает другие инициативные действия.

К 12 мес. ребенок связывает знакомого взрослого с определен­ными действиями, ожидая их от него. Так, заглядывает в сумку, с которой пришла бабушка, если она все время приносит в ней подарки. Он просится на руки к папе, если тот постоянно играет с ним. Неодинаковое отношение к разным лицам говорит о том, что к концу первого года жизни у ребенка складываются устойчи­вые образы взрослых. В это же время у малыша резко нарастают


проявления упрямства, негативизма в ответ на замечание взрос­лого, настойчивость в осуществлении своих желаний и требова­ний. В более младшем возрасте ребенка значительно легче можно отвлечь от привлекательного, но запретного предмета. Теперь же у него появляется некоторое противопоставление себя взросло­му, возрастает радость при успехе и огорчение при неудаче, ко­торые выступают естественными признаками зарождающейся лич­ности.

О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит от­ношение ребенка к своему отражению в зеркале. В 2—3 мес. младе­нец долго, сосредоточенно рассматривает свое отражение в зер­кале. Положительное переживание себя выражается в радостном отношении к своему зеркальному отражению.

К 6 мес. у ребенка возникает исследовательское поведение, он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотраги­вается до отражения руки. После 6 мес. дети соотносят свои реаль­ные действия с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчика­ми, размахивают руками, прослеживают взглядом отражение своих действий. В возрасте 11 — 12 мес. малыши подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются, совершая ритмические и мимические действия. Наблюдаются действия, направленные на коррекцию своего внешнего вида. (Так, в 10 мес. малыш, которо­му на голову надели повязку и поднесли к зеркалу, проявил не­доумение, изумление, а затем безошибочно точным движением начал ее стаскивать.) В первом полугодии второго года жизни дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговки, кармашки, шнурочки на своей одежде, с интересом наблюдают за меняю­щимся отражением. Разнообразнее становятся игры перед зерка­лом. К двум годам малыши часто подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом смеясь. Они уверенно узнают себя и с удоволь­ствием меняют свой внешний облик: надевают платочек, приче­сываются и пр.

Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте:

— под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка в первом полугодии складывается ощущение своей важ­ности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим;

— в процессе освоения предметно-манипулятивной деятельности у ребенка во втором полугодии появляется переживание себя как активно действующего субъекта;

— формируются основы глобальной положительной самооценки;

— формируется первое предличностное новообразование — актив­ность как особая позиция младенца в отношении к окружающему миру и к себе.


§ 2. Развитие самосознания в раннем детстве

Для поведения ребенка в раннем детстве характерна ситуатив-ность, т. е. оно неразрывно связано с самой воспринимаемой си­туацией и целиком определяется ею. К.Левин назвал такое пове­дение «полевым», когда дверь, коробочка притягивают ребенка, чтобы он закрыл и открыл их; лестница — чтобы он поднялся по ней; колокольчик — чтобы он позвонил в него; шарик — чтобы он покатил его и т. д. От каждого предмета исходит определенный побудительный аффект, притягивающий и отталкивающий ребенка. У ребенка нет равнодушного или отстраненного отношения к предметам. Вещи, заряженные аффективной силой, заставляют его действовать соответствующим образом.

К.Левин описал опыт, показывающий, какую трудность пред­ставляет для ребенка двух лет задача сесть на большой камень, находящийся вне поля его зрения. Как только ребенок повора­чивается к нему спиной, чтобы сесть, он теряет камень из виду. Из затруднения ребенок вышел таким образом: он наклонился и смотрел между ног так, чтобы, стоя спиной к камню, видеть его.

В исследовании Л.С.Славиной было показано, что слова ре­бенка двух лет не могут разойтись с действительностью. Он повто­ряет за взрослыми фразы: «Курица идет», «Собака бежит», но затрудняется сказать: «Таня идет», когда Таня сидит перед ним на стуле. Ребенок не способен к вьщумке, лжи и обману, и лишь к концу раннего детства появляется элементарная способность го­ворить не то, что есть на самом деле.

По мнению Л. С. Выготского, ситуативность поведения ребен­ка обусловлена своеобразностью его сознания, для которого ха­рактерно, во-первых, единство между сенсорными и моторными функциями. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Восприятие любого предмета аффективно окрашено и поэтому влечет за собой действие с ним. Во-вторых, восприятие и чувство­вание существуют в неразрывном единстве. Ребенок смотрит на вещи, не отвлекаясь от непосредственных эмоций, которые они вызывают.

Для ребенка в раннем возрасте характерно особое отношение к действительности. Познавательные процессы еще не дифферен­цированы и действуют целостно, подчиняясь восприятию как до­минирующей функции. Для малыша сознавать еще не означает воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью вни­мания, памяти, мышления. Память преддошкольника проявляется только в активном восприятии — узнавании знакомых предметов и явлений. Мышление в этом возрасте проявляется исключитель­но как наглядно-действенное — умение устанавливать связи меж­ду предметами в наглядной ситуации. Мыслить для ребенка не


означает думать, вспоминать, а означает совершать соответству­ющие внешней воспринимаемой ситуации действия с конкрет­ными предметами. Воображения еще нет. Господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходя­щее в действие.

Преодоление ситуативности обусловлено развитием предмет­ной деятельности, речи. Речь способствует началу осмысления, осознания окружающей действительности, она анализирует и ка-тегоризирует воспринимаемое, т.е. вычленяет предметы, действия, качества и т. п.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приво­дит к изменению отношения ребенка к людям, предметам, само­му себе. Изменение отношения определяется тем, что овладение общественно выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б.Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предме­тами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функ­цией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первона­чально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку. Возникает личное действие — такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому: «Я рисую. Я гуляю. Я умываюсь».

Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продол­жая относиться к малышу заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения в области дей­ствий с предметами. У преддошкольника возникает новое отно­шение к взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для подражания.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата — значит хороший. Не достиг — значит плохой. Поэтому дети в раннем воз­расте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Дифференцируется общее по­ложительное отношение к малышу («Ты хороший, я тебя люб­лю») и отношение, опосредованное результатом деятельности («Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший».

Отделение себя от своих действий связано с усложнением ви­дов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «от-


крывает» материальную проекцию своего «Я» в достигнутом ре­зультате — нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он понимает, что действия совершает именно он и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности ста­новится для ребенка утверждением своего «Я», для него очень важ­но, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил. Таким цените­лем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой самореали­зации, утверждения своего «Я», сферой достижений. Ребенок, дей­ствуя с предметами, пробует свои силы.

Сложившееся у детей на протяжении раннего детства предмет­ное отношение к действительности, к взрослому как к образцу и к себе, опосредованное достижением, интегрируется в новообразо­вании, названном М.И.Лисиной гордостью за достижения. О его появлении свидетельствует своеобразный комплекс детского поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности, когда дети настойчиво и долго манипулиру­ют предметом для отыскания нужного варианта действия, а в слу­чае неудачи обращаются за помощью к взрослому, не отказываясь от задуманного, от конечной цели. Во-вторых, стремление проде­монстрировать достигнутый успех взрослому, добиться его вни­мания и положительной оценки, без которых этот успех теряет свою ценность, а радость по его поводу омрачается. В-третьих, переживание обостренного чувства собственного достоинства, выражающегося в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений ребенка взрослым.

Устанавливающаяся связь между «Я» и «мои достижения» спо­собствует дальнейшему развитию детского самосознания. Слия­ние сферы достижений со сферой отношения к себе и с «Я» ре­бенка подготавливает появление детского самолюбия. Представ­ленность «Я» малыша в форме достижения создает объективные возможности для независимости оценки себя от мнения о себе окружающих, для выработки внутренних критериев самооценки, развития ее адекватности. Освобождение отношения к себе от мнения взрослых составляет основу для развития чувства само­уважения как внутреннего регулятора самостоятельной деятель­ности и взаимоотношений с людьми. «Я» ребенка, опредмеченное в продукте деятельности, теперь может выступить объектом осоз­нания и анализа.

В конце второго — начале третьего года жизни поступки детей все чаще оказываются не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с конкретной ситуацией, их мотивом является стрем­ление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнить все дей-


ствия, присущие взрослому. Это стремление выражается в том, что теперь ребенок называет себя в первом лице, личным место­имением: «Я сам». Так в сознании ребенка обособляется его «Я». Наступает новый этап эмансипации от взрослого, появляется со­знание «Я сам» (Д. Б.Эльконин), возникает система «Я», включа­ющая некоторое знание о себе и отношение к себе (Л. И. Божо-вич). Теперь ребенок стремится, с одной стороны, действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации и предложе­нию взрослого, чтобы утвердить и реализовать свое «Я», а с дру­гой — соответствовать требованиям значимых взрослых, быть «хо­рошим».

Сознание «Я сам» связано с развитием самостоятельности, по­казателями которой выступают «личные желания» малыша, соб­ственные намерения, исходящие от него самого и не всегда со­впадающие с намерениями взрослых: «Я хочу» (Т. В. Гуськова). Раз­витие подлинной самостоятельности тесно связано с развитием предметной деятельности и ситуативно-делового общения со взрос­лым, опирается на овладение ребенком общественно выработан­ными способами действий с предметами и проходит следующие этапы.

Начало третьего года жизни связано с этапом целеполагания. Заметим, что младенец мог ставить элементарные цели и стре­мился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. Целепо-лагание в раннем детстве качественно отличается тем, что ребе­нок может ставить цель, достижение которой приводит к получе­нию социально значимого результата, социально значимого эффекта в действии с предметами. Так, малыш настаивает на са­мостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать лож­кой. Подчеркнем, что в начале третьего года жизни возникает лишь намерение, когда ребенок ставит перед собой задачу, а исполне­ние ее в решающей степени зависит от взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оце­нивает его деятельность. Нередко ребенок не доводит начатое дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Не добив­шись успеха, он бурно переживает неудачу.

Под влиянием делового сотрудничества со взрослым к концу третьего года жизни ребенок обращается к поиску таких средств, которые помогают добиться желаемого результата не любым спо­собом, а социально одобряемым. Малыш стремится не просто ма­нипулировать с предметами, а достичь поставленной цели, т.е. у него формируется новое качество — целеустремленность.

Последним начинается и заканчивается за пределами раннего возраста процесс формирования еще одного важного компонента самостоятельности — конкретной самооценки, способности снача­ла с помощью взрослых, а затем и самостоятельно соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнивать то,


что получил, с тем, что хотел получить. Конкретная самооценка позволяет контролировать соответствие предполагаемого и реаль­ного результата. Стремясь получить одобрение взрослого, ребенок перенимает у него критерии успешности или неуспешности того или иного действия. Эти критерии, интериоризируясь, способ­ствуют присвоению ребенком функции контроля за ходом своей деятельности.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес. младенец реагирует на свое и чужое имена по-разному. В раннем детстве имя для ребенка является показате­лем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время имя выступает средством идентификации с другими людь­ми, подчеркивая принадлежность малыша к полу, семье, нацио­нальности. Обращение к ребенку по имени придает личную ад-ресованность воздействиям взрослого, употребление его ласко­вых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

— ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от сво­их действий;

— появляются личное действие, личное желание, сознание «Я сам»;

— постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит появление целеполагания, целеустремленности, зачатков конкретной самооценки;

— возникает гордость за достижения — личностное новообразо­вание периода кризиса трех лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.195 (0.019 с.)