Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие личности дошкольникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глава 15 РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ § 1. Развитие самосознания в младенчестве Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Представление о себе включает когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Когнитивный представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе — образ своих качеств, внешних особенностей, способностей, возможностей, умений, навыков, социальной значимости и т.д. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляют эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она делает, узнает, понимает. Оно может протекать в виде непосредственных эмоциональных реакций и в виде оценочных суждений. Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает не только знания о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка адекватна, когда человек критически, правильно оценивает свои возможности. Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной соответственно переоценке или недооценке себя. Результаты самопознания и самоотношения влекут за собой организацию личностью своего поведения — процесс саморегулирования. В первый год жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности — активность как «предличностное образование», отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова). Младенец имеет собственную и достаточно разнообразную психиче- скую жизнь. На протяжении первого года жизни он накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого складывается отношение к себе (положительное самоощущение), другим людям (доверчивость и доброжелательность) и предметам (интерес и любознательность). Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Только в этой сфере младенец может проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку. И даже предметы вызывают интерес малыша, если они включены в контекст общения со взрослым. Ребенка привлекает прежде всего то, с чем увлеченно действует взрослый. С момента рождения взрослый заботливо ухаживает за ребенком, разговаривает с ним, дает нежные имена, с готовностью откликается на любые реакции малыша (от крика до улыбки), чутко улавливает его состояние, настроение, нужды, тем самым способствует формированию у него первичного доверия к миру. Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Он не понимает обращенных к нему слов, не вьщеляет содержание оценки, но очень чувствителен к отношению со стороны взрослых. Эта чувствительность ярко выражена уже к 3 мес. Таким образом, взрослый вьщеляет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя, тем самым закладывая основы для формирования у него глобальной положительной самооценки — отношения к себе как к важному и любимому вне сопоставления себя с другими людьми. Взрослый, отвечая на инициативу ребенка, позволяет ему воздействовать на себя. Он авансом наделяет малыша личностным своеобразием, неповторимостью и уникальностью. Такое отношение к ребенку формирует у него положительное отношение к людям и положительное самоощущение, когда он переживает свою значимость для близких. Это переживание создает условие для того, чтобы ребенок активно проявлял себя. Интерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к 2 мес. нарастает интерес к людям и предметам. С 3 мес. малыш начинает воздействовать на взрослых, вызывая их на контакты с помощью такого средства, как комплекс оживления. В 4 —5 мес. ребенок показывает себя как доверчивое, жизнерадостное, любознательное и требовательное существо. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение. В общении со взрослыми младенец уже в первом полугодии жизни воспринимает себя как равноправного партнера, переживает свое «Я» и «Я» другого человека как разные. Он оказывается способным различать отношение взрослого к себе в целом как к личности и к своим действиям. Положительное самоощущение, складываясь в первом полугодии жизни под влиянием доброжелательного внимания взрослого, после 6 мес. во многом зависит от успешности манипуляций малыша с предметами. Ребенок четко воспринимает результаты своих действий. Малыш старается с помощью взрослого получить какой-то объект, потрогать недосягаемый предмет, обследовать его. При повторяющихся неудачах он ощущает себя неуверенным, неумелым. А успех побуждает его снова и снова совершать действие, способствует развитию любознательности и интереса к предметному миру. В процессе освоения этого мира и действий с предметами во втором полугодии жизни у ребенка появляется переживание себя как активно воздействующего на мир существа. В 10—11 мес. можно говорить об активности как устойчивой характеристике личности младенца. О развитии самосознания свидетельствуют складывающиеся первые аффективно-личностные связи — привязанности к близким взрослым. О первых привязанностях можно судить по ярко выраженным положительным эмоциям младенца, когда возникает взаимообмен переживаниями со взрослым. С возрастом растет и избирательность отношения к взрослому. Если трехмесячный малыш примерно одинаково реагирует на любого взрослого, улыбаясь и радуясь, то во втором полугодии он четко разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей. Общаясь с близкими, ребенок активен, инициативен, его переживания, не только положительные, но и отрицательные, очень яркие. Он выражает радость, удовольствие, огорчение, обиду, как бы стремясь поделиться своим эмоциональным состоянием. Дети как бы ищут поддержку у взрослых, предвосхищая положительные переживания. К знакомым людям ребенок проявляет интерес, но более сдержан в выражении эмоций. Малыши, особенно после 8 мес, начинают бояться незнакомцев. Часто, если отсутствует близкий взрослый, они плачут, отворачиваются, отползают от чужого взрослого, проявляя робость и неуверенность. В то же время негативная реакция на чужих в присутствии родных людей сменяется интересом и стремлением привлечь к себе внимание. Сидя на руках у мамы, малыш смотрит на незнакомого человека, пытается поймать его взгляд, издает звуки и совершает другие инициативные действия. К 12 мес. ребенок связывает знакомого взрослого с определенными действиями, ожидая их от него. Так, заглядывает в сумку, с которой пришла бабушка, если она все время приносит в ней подарки. Он просится на руки к папе, если тот постоянно играет с ним. Неодинаковое отношение к разным лицам говорит о том, что к концу первого года жизни у ребенка складываются устойчивые образы взрослых. В это же время у малыша резко нарастают проявления упрямства, негативизма в ответ на замечание взрослого, настойчивость в осуществлении своих желаний и требований. В более младшем возрасте ребенка значительно легче можно отвлечь от привлекательного, но запретного предмета. Теперь же у него появляется некоторое противопоставление себя взрослому, возрастает радость при успехе и огорчение при неудаче, которые выступают естественными признаками зарождающейся личности. О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребенка к своему отражению в зеркале. В 2—3 мес. младенец долго, сосредоточенно рассматривает свое отражение в зеркале. Положительное переживание себя выражается в радостном отношении к своему зеркальному отражению. К 6 мес. у ребенка возникает исследовательское поведение, он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотрагивается до отражения руки. После 6 мес. дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают руками, прослеживают взглядом отражение своих действий. В возрасте 11 — 12 мес. малыши подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются, совершая ритмические и мимические действия. Наблюдаются действия, направленные на коррекцию своего внешнего вида. (Так, в 10 мес. малыш, которому на голову надели повязку и поднесли к зеркалу, проявил недоумение, изумление, а затем безошибочно точным движением начал ее стаскивать.) В первом полугодии второго года жизни дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговки, кармашки, шнурочки на своей одежде, с интересом наблюдают за меняющимся отражением. Разнообразнее становятся игры перед зеркалом. К двум годам малыши часто подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом смеясь. Они уверенно узнают себя и с удовольствием меняют свой внешний облик: надевают платочек, причесываются и пр. Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте: — под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка в первом полугодии складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим; — в процессе освоения предметно-манипулятивной деятельности у ребенка во втором полугодии появляется переживание себя как активно действующего субъекта; — формируются основы глобальной положительной самооценки; — формируется первое предличностное новообразование — активность как особая позиция младенца в отношении к окружающему миру и к себе. § 2. Развитие самосознания в раннем детстве Для поведения ребенка в раннем детстве характерна ситуатив-ность, т. е. оно неразрывно связано с самой воспринимаемой ситуацией и целиком определяется ею. К.Левин назвал такое поведение «полевым», когда дверь, коробочка притягивают ребенка, чтобы он закрыл и открыл их; лестница — чтобы он поднялся по ней; колокольчик — чтобы он позвонил в него; шарик — чтобы он покатил его и т. д. От каждого предмета исходит определенный побудительный аффект, притягивающий и отталкивающий ребенка. У ребенка нет равнодушного или отстраненного отношения к предметам. Вещи, заряженные аффективной силой, заставляют его действовать соответствующим образом. К.Левин описал опыт, показывающий, какую трудность представляет для ребенка двух лет задача сесть на большой камень, находящийся вне поля его зрения. Как только ребенок поворачивается к нему спиной, чтобы сесть, он теряет камень из виду. Из затруднения ребенок вышел таким образом: он наклонился и смотрел между ног так, чтобы, стоя спиной к камню, видеть его. В исследовании Л.С.Славиной было показано, что слова ребенка двух лет не могут разойтись с действительностью. Он повторяет за взрослыми фразы: «Курица идет», «Собака бежит», но затрудняется сказать: «Таня идет», когда Таня сидит перед ним на стуле. Ребенок не способен к вьщумке, лжи и обману, и лишь к концу раннего детства появляется элементарная способность говорить не то, что есть на самом деле. По мнению Л. С. Выготского, ситуативность поведения ребенка обусловлена своеобразностью его сознания, для которого характерно, во-первых, единство между сенсорными и моторными функциями. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Восприятие любого предмета аффективно окрашено и поэтому влечет за собой действие с ним. Во-вторых, восприятие и чувствование существуют в неразрывном единстве. Ребенок смотрит на вещи, не отвлекаясь от непосредственных эмоций, которые они вызывают. Для ребенка в раннем возрасте характерно особое отношение к действительности. Познавательные процессы еще не дифференцированы и действуют целостно, подчиняясь восприятию как доминирующей функции. Для малыша сознавать еще не означает воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Память преддошкольника проявляется только в активном восприятии — узнавании знакомых предметов и явлений. Мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядно-действенное — умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для ребенка не означает думать, вспоминать, а означает совершать соответствующие внешней воспринимаемой ситуации действия с конкретными предметами. Воображения еще нет. Господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие. Преодоление ситуативности обусловлено развитием предметной деятельности, речи. Речь способствует началу осмысления, осознания окружающей действительности, она анализирует и ка-тегоризирует воспринимаемое, т.е. вычленяет предметы, действия, качества и т. п. Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приводит к изменению отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. Изменение отношения определяется тем, что овладение общественно выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б.Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку. Возникает личное действие — такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому: «Я рисую. Я гуляю. Я умываюсь». Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для подражания. Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата — значит хороший. Не достиг — значит плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности («Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший». Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «от- крывает» материальную проекцию своего «Я» в достигнутом результате — нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он понимает, что действия совершает именно он и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «Я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил. Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой самореализации, утверждения своего «Я», сферой достижений. Ребенок, действуя с предметами, пробует свои силы. Сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, к взрослому как к образцу и к себе, опосредованное достижением, интегрируется в новообразовании, названном М.И.Лисиной гордостью за достижения. О его появлении свидетельствует своеобразный комплекс детского поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности, когда дети настойчиво и долго манипулируют предметом для отыскания нужного варианта действия, а в случае неудачи обращаются за помощью к взрослому, не отказываясь от задуманного, от конечной цели. Во-вторых, стремление продемонстрировать достигнутый успех взрослому, добиться его внимания и положительной оценки, без которых этот успех теряет свою ценность, а радость по его поводу омрачается. В-третьих, переживание обостренного чувства собственного достоинства, выражающегося в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений ребенка взрослым. Устанавливающаяся связь между «Я» и «мои достижения» способствует дальнейшему развитию детского самосознания. Слияние сферы достижений со сферой отношения к себе и с «Я» ребенка подготавливает появление детского самолюбия. Представленность «Я» малыша в форме достижения создает объективные возможности для независимости оценки себя от мнения о себе окружающих, для выработки внутренних критериев самооценки, развития ее адекватности. Освобождение отношения к себе от мнения взрослых составляет основу для развития чувства самоуважения как внутреннего регулятора самостоятельной деятельности и взаимоотношений с людьми. «Я» ребенка, опредмеченное в продукте деятельности, теперь может выступить объектом осознания и анализа. В конце второго — начале третьего года жизни поступки детей все чаще оказываются не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнить все дей- ствия, присущие взрослому. Это стремление выражается в том, что теперь ребенок называет себя в первом лице, личным местоимением: «Я сам». Так в сознании ребенка обособляется его «Я». Наступает новый этап эмансипации от взрослого, появляется сознание «Я сам» (Д. Б.Эльконин), возникает система «Я», включающая некоторое знание о себе и отношение к себе (Л. И. Божо-вич). Теперь ребенок стремится, с одной стороны, действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации и предложению взрослого, чтобы утвердить и реализовать свое «Я», а с другой — соответствовать требованиям значимых взрослых, быть «хорошим». Сознание «Я сам» связано с развитием самостоятельности, показателями которой выступают «личные желания» малыша, собственные намерения, исходящие от него самого и не всегда совпадающие с намерениями взрослых: «Я хочу» (Т. В. Гуськова). Развитие подлинной самостоятельности тесно связано с развитием предметной деятельности и ситуативно-делового общения со взрослым, опирается на овладение ребенком общественно выработанными способами действий с предметами и проходит следующие этапы. Начало третьего года жизни связано с этапом целеполагания. Заметим, что младенец мог ставить элементарные цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. Целепо-лагание в раннем детстве качественно отличается тем, что ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально значимого результата, социально значимого эффекта в действии с предметами. Так, малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать ложкой. Подчеркнем, что в начале третьего года жизни возникает лишь намерение, когда ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность. Нередко ребенок не доводит начатое дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Не добившись успеха, он бурно переживает неудачу. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым к концу третьего года жизни ребенок обращается к поиску таких средств, которые помогают добиться желаемого результата не любым способом, а социально одобряемым. Малыш стремится не просто манипулировать с предметами, а достичь поставленной цели, т.е. у него формируется новое качество — целеустремленность. Последним начинается и заканчивается за пределами раннего возраста процесс формирования еще одного важного компонента самостоятельности — конкретной самооценки, способности сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнивать то, что получил, с тем, что хотел получить. Конкретная самооценка позволяет контролировать соответствие предполагаемого и реального результата. Стремясь получить одобрение взрослого, ребенок перенимает у него критерии успешности или неуспешности того или иного действия. Эти критерии, интериоризируясь, способствуют присвоению ребенком функции контроля за ходом своей деятельности. В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес. младенец реагирует на свое и чужое имена по-разному. В раннем детстве имя для ребенка является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени придает личную ад-ресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему. Особенности развития самосознания в раннем возрасте: — ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий; — появляются личное действие, личное желание, сознание «Я сам»; — постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит появление целеполагания, целеустремленности, зачатков конкретной самооценки; — возникает гордость за достижения — личностное новообразование периода кризиса трех лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.01 с.) |