Раздел 2. Личность и творчество



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Личность и творчество



Тема 2. Креативная личность: теория черт и мотивов.

Основные подходы к изучению творческих личностей. Теория личностных черт креативного человека.

Подходы Р.Кеттелла, К. Мартиндейла.

 

 

Тема 3. Творчество и самоактуализация личности.

Подходы к проблеме креативности А.Маслоу, К.Роджерса, А. Адлера, С. Шутца, Р. Мэя.

Креативность и психическое здоровье личности

 

Тема 4. Творчество и психопатология

Безумие или сверхразум: корни проблемы.

Исследования Айзенка, Ранка по проблемам творчества и психопатологии.

Тема 5. Развитие креативного потенциала личности

Основные механизмы развития креативного потенциала личности.

Место феномена подражания в становлении творческой личности на разных этапах возрастного развития.

Феномен подражания. Актуальные и потенциальные характеристики креативности. Роль подражания в преобразовании потенциальной творческости в актуальную. Со­держательная специфика этапов. Онтогенетические этапы развития подражательной стадии активности субъекта. Идентификация с личностью образца: механизм идентификации. Система индивидуального творческого осуществления.

Тема 6. . Половозрастные аспекты проявления креативности

Половозрастные особенности проявления креативности

Гендерные особенности в проявлении креативности. Феномен исчезающей женской одаренности. Характеристика социальных факторов, оказывающих влияние на проявление креативности у мужчин и женщин.

Специфика проявления творческости на разных возрастных этапах развития человека. Формирование креативности и обучаемость.

Раздел 3. Творческое мышление

Тема 6. Интеллект и творчество

Творчество как познавательный процесс.

Концепция редукции творчества к интеллекту.

Особенности взаимосвязи интеллекта и творчества.

Особенности развития личности ребенка при разных уровнях интеллекта и креативности.

 

Концепции креативности в зарубежной и отечественной психологии

 

Концепция креативности Гилфорда. Дивергентное мышление.

Концепция креативности Торренса.

Креативность и ее диагностика. Тесты творческого мышления. Анализ существующих диагностических процедур в рамках когнитивного подхода.

Концепции креативности М. Воллаха, Н. Когана, С.Медника.

Подходы к изучению креативности в отечественной психологии: теория Я. Пономарева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина; А.М. Матюшкина.

 

Тема 7. Стратегии творческого мышления.

«Теория инвестирования» Р. Стернберга.

Латеральное мышление Э. Боно.

«Янусианское» мышление.

Стереотипы мышления. Условия развития творческого мышления

 

Раздел 4. Творчество в различных видах профессиональной

Деятельности

 

Тема 8. . Творчество в научной деятельности.

Творческий процесс в науке и его стадии.

Психологические особенности личности ученого и их формирование.

Мотивация научного творчества

 

Творчество в профессиональной деятельности психолога.

Творчество в профессиональной деятельности психолога-консультанта и психотерапевта

(Р.Кочунас, Р.Мэй, К.Роджерс, Э.Шостром, Ф.Перз, У.Шутц и др.)

Творческое приспособление в гкштальт-терапии (Ф.Перз)

Методы арт-терапии (А.Копытин)

 

Творчество в менеджменте

Креативность как профессионально важная характеристика топ-менеджнра.

Особенности проявления креативности на разных уровнях управления

 

Творчество в образовательной деятельности

Креативная психопедагогика.

Принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное Реализация творческой парадигмы в образовательных инновационных системах обучения. Творческие лаборатории региона.

 

Тема 9. Художественное творчество

Творческий процесс.

Общая характеристика творческого процесса.

Личность Художника. З.Фрейд. К.Г.Юнг. Диалектика творческого процесса.

Основные этапы творческого процесса. Замысел. Концен­трация. Исполнение. Импровизация.

Отношение сознания и бессознательного.

Сновидение как особое состояние сознания. Его роль в творческом процессе.

 

Художественное восприятие.

 

Роль художественного восприятия в развитии личности на разных этапах онтогенеза.

Специфика художественного восприятия.

Ресурсы развития художественного восприятия.

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И семинарских занятий

Тема 1 Стереотипы мышления. Условия развития творческого мышления

1.Условия формирования и проявления стереотипов мышления. Влияние эмоций на стереотипное мышление

2.Закономерности динамики мышления в нестандартных ситуациях

3.Особенности проявления творческого мышления в групповой деятельности

4.Методы развития творческого мышления. Личностные методы стимулирования творческого мышления.

Дополнительная литература

 

1. Эдвард де Боно. Латеральное мышление. С-Пб. 1997.

2. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.С-Пб., 1994.

3. Халперн Д. Психология критического мышления. С-Пб., 2000.

 

 

Тема 2 Развитие креативного потенциала личности

1.Условия, способствующие актуализации творческого потенциала личности.

2.Диагностика креативности как свойства личности.

3.Ресурсы креативности личности. Творческое приспособление. Жизнетворчество.

Дополнительная литература

 

1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М. 1997.

2. Роджерс К. Взгляд на сихотерапию. Становление человека. М., 1994.

3. Мэй Р. Мужество творить. Львов, 2001.

 

 

Тема 3 Творчество в профессиональной деятельности психолога.

(Практическое занятие: терапия творческим самовыражением)

 

1. Использование творческих методов в психологической коррекции.

2. Использование творческих методов в психотерапии.

3. Метод М. Бурно: терапия творческим самовыражением.

Дополнительная литература

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1984.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением M.I 989.

 

 

Тема 4 Художественное восприятие.

 

Практическое занятие 1: методики диагностики и развития художественного восприятия.

1. Методики диагностики художественного восприятия в разные периоды возрастного развития человека.

2. Методики развития художественного восприятия.

 

Практическое занятие 2: Условия развития художественного восприятия.

1. Внешние условия, влияющие на развития художественного восприятия.

2. Внутренние факторы, влияющие на уровень развития художественного восприятия.

Дополнительная литература

1. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.1991.

2. ВишняковаН.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обу­чения. Минск. 1995.

3. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М. 1987.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ

 

Обязательной формой самостоятельной работы в ходе изучения курса «Психология творчества» является подготовка реферата. Каждый студент выбирает, исходя из предложенных разделов учебного курса, а также с учетом собственных интересов, согласуя с преподавателем тему реферата, которая не должна повторяться в данной учебной группе. Реферат сдается на проверку преподавателю не позднее, чем за 10 дней до начала зачетной недели. Его проверка, анализ и собеседования по итогам работы проводятся также до начала зачетной недели.

· Обязательными структурными элементами реферата являются:

· Титульный лист;

· Оглавление;

· Введение (краткое указание актуальности, предмета, целей, задач работы);

· Основная теоретическая часть (главы и параграфы реферата);

· Практическая часть по теме реферата, которая может включать методы и методики диагностики, коррекции, развития семейных отношений;

· Заключение (включает основные выводы по итогам раскрытия темы реферата);

· Библиографический список;

· Приложения

Реферат должен быть напечатан на принтере, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, поля: слева – 3 см, справа 1,5 см, сверху, снизу – 2 см. Рекомендованный объем реферата может быть в пределах 30 страниц стандартного печатного текста. Все страницы работы (включая приложения), начиная с третьей (Оглавление), последовательно нумеруются. Нумерация проставляются сверху по центру. Листы работы прошиваются и помещаются в обложку.

1. Каждый раздел реферата начинается с новой страницы. Заголовок выделяется жирным шрифтом. Заголовки первого уровня (Содержание, Введение, Заключение, названия Глав и параграфов) выделяются 16-м размером (пунктом) шрифта Times New Roman.

2. Нумерация глав, параграфов и разделов внутри параграфа имеет сквозной характер (например: 1.2.1. - первый пункт второго параграфа первой главы). Ведение и заключение не нумеруются.

3. Если имеются какие-либо графические материалы и таблицы, они также имеют сквозную нумерацию. Для таблиц и рисунков должна быть раздельная нумерация.

 

Библиографические ссылки на литературные или иные (интернет, законодательные нормы и т.п.) источники в автореферате обязательны. Их употребляют при цитировании, при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций, при необходимости отсылки к другому изданию, при анализе в тексте опубликованных работ. В ходе оформления реферата рекомендуются внутритекстовые ссылки. Они размещаются непосредственно в строке после текста, к которому относятся. Допускается использование двух вариантов оформления ссылок. Наиболее предпочтительным является следующий вариант, например: (Айзенк, 1995; Дружинин, 2000; Bowling & Mackenzie, 1996). Если приводится цитата, обязательно указывается конкретная страница, например (Геодакян, 1989, с. 64). Этот вариант позволяет оформлять ссылки уже на этапе подготовки черновиков рефератов, курсовых или выпускных работ.

После текста реферата обязательно размещается «Библиографический список». Сведения о наличии списка отражаются в «Оглавлении», помещаемом, как правило, непосредственно после титульной страницы.

В реферате должно быть не менее 10 использованных источников, на которые содержатся ссылки в тексте самой работы. Предпочтение отдается новой литературе (за последние 5 лет). Желательно также использовать статьи из научной прессы.

Все источники приводятся в библиографическом списке. Библиографический список является обязательной составной частью реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ и показывает умение студента применять на практике знания, полученные при изучении соответствующих учебных дисциплин. В список включаются, как правило, библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по курсу «Психология творчества»

 

Обязательная литература

 

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 2006

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. 1991.

2. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творче­ского воображения. В кн. Шанс на приключение. Петрозаводск. 1991.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой лично­сти. Казань. 1988.

4. Батищев Г.С. Диалектика творчества. M.I 984.

5. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Смысл творчества. Опыт оправдания человека (1916). T.I. M. 1994.

6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Р/наД. 1983.

7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. M.I 982.

8. Эдвард де Боно Латеральное мышление. С-Пб. 1997.

9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением M.I 989.

10. Буш Г.Я. Диалектика и творчество. Рига 1985.

11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1984.

12. ВишняковаН.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обу­чения. Минск. 1995.

13.Гарфилд П. Творческое сновидение. С-Пб. 1996.

14.Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. 4.2 М. 1992.

15. Дерзкие формулы творчества. Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск. 1987.

16. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психоло­гии. №6/ 1989.

17. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М. 1987.

18. Мотков О.И., Петрайтите А.М. Исследование зависимости проявления креа­тивности от особенностей личности.//Новые исследования в психологии. №2.1983.

19. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М. 1997.

20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М. 1997.

21. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.1991.

22. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван 1980.

23. Пономарёв Я.А. Психология творчества: перспективы развития. //Психол. журнал. №6/1994.

24. Хрестоматия по психологии творчества. M.I 996.

25. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. M.I 992.

 

 

7.2. Материально-техническое и информационое обеспечение дисциплины

 

Для создания оптимальных условий освоения курса «Псхологии творчества» преподавателями ИП ПГПУ используются:

1. Мультимедийное оборудование (проектор Toshiba), ноутбук преподавателя или персональный компьютер;

2. В методкабинете ИП ПГПУ доступна электронная библиотека курса;

3. Для проведения семинаров с элементами практических занятий используются видео- и аудиальные технические средства обучения.

 

7.3. Методические указания студентам

 

 

Значительная часть времени для изучения курса «Психология творчества» отведена для самостоятельной работы студентов. Для очной формы обучения эта доля составляет 50%, а для очно-заочной формы обучения – 75%.

Особое место в самостоятельной работе по данному курсу занимает подготовка к семинарским и практическим занятиям и обязательное написание реферата по курсу.

Для самостоятельной работы используются списки литературы, материалы и иные пособия, которые находятся в методкабинете в папке с Учебно-методическим комплексом «Психология творчества». Среди этих материалов:

1. Рабочая программа курса «Психология творчества» (печатный или электронный варианты);

2. Темы практических и семинарских занятий с уточненными подробными списками литературы;

3. Электронная библиотека в папке файлов «Психология творчества».

 

 

7.4. Методические рекомендации преподавателям

 

Наряду с классическими формами проведения лекционных занятий (монологическая лекция по наиболее фундаментальным темам) рекомендуется также использовать лекции-визуализации с использованием мультимедийной аппаратуры. В ходе организации практических и семинарских занятий наряду с классическими семинарами проводятся также семинары с элементами практических занятий.

Также во время проведения практических и семинарских занятий важно вести учет итогов работы каждого студента. Активность студентов на этих занятиях должна учитываться в ходе промежуточной аттестации.

Кроме того, в ходе организации текущего контроля, в том числе на семинарских и практических занятиях, преподаватель последовательно знакомит студентов с критериями оценки знаний.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.021 с.)