Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие бытовой деятельности в младенчествеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характеристикой последних выступают их повторяемость через определенные промежутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека социализируются в процессе освоения закрепленного в обществе способа их удовлетворения. За этим способом всегда стоят нормы, регулирующие взаимоотношения людей в бытовых процессах и определяющие правила культуры поведения, общения. Культура поведения определяется как совокупность социально одобряемых устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Одну из важных частей культуры поведения и техническую сторону бытовой деятельности составляет совокупность культурно-гигиенических навыков и привычек, направленных на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных средств и способов; регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня. При формировании навыка частично автоматизируются входящие в его состав компоненты исполнения и регуляции целесообразных движений. Благодаря появлению навыка сознание человека переходит с контроля за отдельными движениями на общие цели и условия его выполнения, на контроль и оценку его результатов. Ребенок, научившийся мыть руки, следит не за осуществлением отдельных движений, а за тем, чтобы не залить одежду, не разбрызгать воду и т. п. В процессе систематического повторения действий при определенных или сходных условиях формируются привычки. Теперь выполнение навыка становится потребностью и сопровождается чувством удовольствия. Если ребенка научили мыть руки перед едой и он делает это регулярно сначала по указанию взрослого, а затем самостоятельно, то постепенно привычка закрепляется, и он отказывается сесть за стол, не вымыв руки. На основе привычек формируются черты характера. Так, навыки умывания, приема пищи, одевания приводят к привычке содержать в чистоте тело, одежду, а затем к основам опрятности, чистоплотности, аккуратности. Писатель Л. Пантелеев в своей книге для родителей «Наша Маша», размышляя о необходимости хороших манер у детей, пишет: «В Малеевке, в Доме творчества, я наблюдал за одним известным нашим лингвистом. Почтенный и уже немолодой человек этот давно и с большой страстью борется за чистоту и красоту нашего русского языка. Честь и слава ему! Но надо было видеть, как он ест!.. Навалился всем туловищем на стол, голову наклонил так, что лысина видна, подбородком вот-вот нырнет в тарелку, вилкой и ножом размахивает, будто лезгинку пляшет, и при этом жует и глотает столь шумно, что кажется, занавески на окне вот-вот начнут колыхаться. Нет, как бы красиво, на каком бы изысканно чистом русском языке ни говорил мой уважаемый и ученый сосед, считать его по-настоящему воспитанным, культурным человеком я не могу». С первого дня взрослый организует жизнь новорожденного, включая его в разнообразные бытовые процессы: купание, кормление, переодевание и пр. Первым средством социальной организации жизни малыша является режим дня. По определению выдающегося педагога Н. М. Щелованова, это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении и активности. С момента рождения режим дня упорядочивает жизнь ребенка, придает его спонтанной активности определенную направленность. Для новорожденного не существует дня или ночи. Приучая его есть и спать в определенные часы, взрослый фиксирует специфический человеческий биоритм «сон— бодрствование». Малыш просыпается ко времени кормления и бодрствует некоторое время после приема пищи. Следует учитывать, что чем младше ребенок, тем в большей степени его самочувствие, настроение, активность во время бодрствования зависят от того, своевременно ли он накормлен и хорошо ли поспал. При ограниченной возможности младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнообразными стимулами — сенсорными, эмоциональными, удовлетворяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способствуют установлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирование предметами. Таким образом, бытовые процессы обеспечивают переход ребенка к активному, все более содержательному бодрствованию и в то же время создают условия для развития всех психических функций. Поэтому режим дня — не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное мероприятие. Определенный способ организации бытовых процессов, включение в них социальных предметов (соски, пеленки, ванночки, кроватки) перестраивают физиологические потребности ребенка, постепенно превращая их в социальные. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М. Щелованова, Г. В. Пантюхиной и др.). С первых дней жизни взрослый кормит ребенка в определенные часы. А с 3 — 4 недель приучает в одно и то же время есть, спать и бодрствовать. В этом возрасте малыш уже может принимать, хотя и небольшое, участие в кормлении, поддерживая бутылочку во время еды. В возрасте около 2 мес. укрепляется положительное отношение ребенка к приему пищи. Теперь младенец узнает бутылочку для кормления, подтягивает к ней головку, захватывает соску ртом. В 3 мес. развиваются умения, которые позволяют младенцу более активно участвовать в кормлении. С 4 мес. он уже захватывает руками бутылочку для кормления. В 4,5 — 6 мес. взрослый приучает малыша есть с ложки полугустую пищу, а с 5 —6 мес. пить из чашки, которую держит взрослый. После 6 мес. укрепляется положительное отношение к приему разнообразной пищи. При виде ложки малыш открывает рот, снимает пищу губами. В 6 — 7,5 мес. малыш во время кормления сидит, опираясь на руку взрослого, который его кормит, а с 7,5 мес. приучается есть за высоким столом. В 7 мес. ребенок удерживает хлеб, сухарик, печенье в руке и ест их. В 9— 10 мес. удерживает чашку при помощи взрослого. Если приучать ребенка к аккуратности, например повязывать ему салфетку, стараться кормить так, чтобы не пачкать лицо и одежду малыша, поддерживать чистоту на столе, то и малыш будет стремиться к аккуратности. Во второй половине первого года жизни взрослый привлекает ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия. В 8 —9 мес. малыш (по просьбе взрослого) может лечь, сесть, поднять руку и пр. С 7 —8 мес, когда ребенок научился садиться и устойчиво сидеть, можно начинать приучение к опрятности. В 9 мес. малыш спокойно относится к процессу высаживания. При правильном воспитании к концу второго и на третьем году ребенок начинает проситься на горшок; но этот навык еще остается неустойчивым и требует постоянного подкрепления. Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Взрослый, наблюдая за поведением малыша, определяет его состояние и, лишь поняв его потребности, предлагает идти спать, есть и т. п. Таким образом, положительное отношение малыша к режимным процессам складывается, если требования взрослого совпадают с потребностями ребенка. Интерес к действию, желание его выполнить формируются, если взрослый настраивает ребенка на его осуществление, создает определенную установку («Скоро будем спать», «Сейчас будем кушать»), а также своевременно показывает способы его выполнения, сопровождает их нужными словами и пояснениями. Постепенно взрослый все более вовлекает ребенка в выполнение действий, оставляя за собой контроль за его ходом, оценку результатов и своевременно оказывая помощь, не заостряющую и не подчеркивающую ошибки и недостатки на некоторых его этапах. Так ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономию от взрослого. В прием пищи и другие бытовые процедуры включается все большее число социальных предметов, а сама процедура усложняется, приближаясь к общественно принятому способу ее протекания. У малыша формируются предпосылки таких важных личностных качеств, как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навыки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение (есть ложкой, пить из чашки, надевать платок на голову). Особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: — у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический человеческий биоритм «сон—бодрствование»; — через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей начинается процесс их очеловечивания; — выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей, и формируется положительное эмоциональное отношение к ним; — формируются первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу); — закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.147 (0.009 с.) |