Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По организации и практической деятельности

Поиск

По организации и практической деятельности

Сельскохозяйственных потребительских кооперативов

(СПоК)

 

ПЕНЗА 2006

УДК 334

ББК 65.321.8

М 54

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор В.Г. Савенко

доктор экономических наук, профессор И.С. Санду

 

Коллектив авторов:

И.В. Палаткин, В.Б. Моисеев, Г.М. Антонов, М.В. Антонова, Л.Н. Крапчина, О.К. Атюкова, Е.В. Бурлюкина, Д.Н. Левин, Ю.Ю. Частухина, О.Б. Зотова

Ответственный за выпуск – доктор экономических наук И.В. Палаткин

ISBN

Методические рекомендации по организации и практической деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) / под общей редакцией И.В. Палаткина, Л.Н. Крапчиной. ‑ Пенза, ‑ 2006. – 214 с.

Книга содержит рекомендации по организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), по формированию их организационно-управленческой структуры. Раскрываются особенности деятельности СПоК, налоговой, учетной политики, требования Банка при их кредитовании, методика подготовки бизнес-плана перерабатывающего кооператива. Предлагаются проекты нормативно-правовых документов, необходимых для организации и осуществления деятельности СПоК, Бизнес-план, примерный Устав.

Книга предназначена для руководителей и специалистов СПоК, владельцев ЛПХ, глав К(Ф)Х потенциальных членов СПоК, а таких работников сельских, районных и областных органов управления АПК.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 5

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы: сущность, особенности, классификация.. 8

Понятие сельскохозяйственного потребительского кооператива и принципы его создания и функционирования. 8

Специфика сельскохозяйственного потребительского кооператива. 10

Классификация кооперативов. 12

Организация сельскохозяйственных потребительских кооперативов 14

Подготовительная работа и этапность ее проведения. 14

2.2 Разработка бизнес – плана (технико-экономического обоснования) деятельности СПоК 15

Разработка Устава СПоК.. 29

2.4. Подготовка общего организационного собрания кооператива, его проведение и оформление отношений с учредителями. 31

Государственная регистрация СПоК.. 32

Сельскохозяйственный потребительский кооператив и его члены 36

Состав учредителей и порядок вступления в СПоК.. 36

Прекращение членства. 47

Управление сельскохозяйственным потребительским кооперативом 50

Формирование структуры органов управления. 50

Полномочия органов управления. 53

Организационно-управленческая структура сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых и обслуживающих кооперативов.. 60

Сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые кооперативы 60

Сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы.. 70

Имущество сельскохозяйственного потребительского кооператива 82

Источники формирования имущества, виды фондов. 82

Распределение прибыли. 84

Учетная и налоговая политика в сельскохозяйственном потребительском кооперативе.. 86

Ведение документации и отчетности. 86

Особенности налогообложения. 86

Организация кредитования СПоК.. 91

Требования, предъявляемые к действующим и вновь создаваемым кооперативам 91

Базовые условия кредитования СПоК в ОАО «Россельхозбанк». 94

Осуществление залоговых операций. 100

Основные направления государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственной потребительской кооперации.. 108

Совершенствование законодательной базы.. 108

Финансово-кредитная поддержка. 109

Информационное, консультационное и методическое обеспечение деятельности СПоК 113

Подготовка кадров. 118

Список использованной литературы... 119

Приложение 1. 120

Приложение 2. 122

Приложение 3. 125

Приложение 4. 154

Приложение 5. 177

Приложение 6. 182

Приложение 7. 184

Приложение 8. 185

Приложение 9. 186

Приложение 10. 196

Приложение 11. 199

Приложение 12. 204

Приложение 13. 221

Приложение 14. 224

Приложение 15. 226


"Успех кооперации измеряется ростом

Доходов ее членов, а не прибылями

самого кооператива..."

А.В.Чаянов

Введение

Одним из приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики в России является возрождение и устойчивое развитие системы сельскохозяйственной кооперации и, в частности, потребительской.

Россия - страна с традиционно сильными кооперативными традициями и кооперативным духом. В декабре 2006 года отмечается юбилей - 175 летие российской кооперации. Факт объединения в России крестьян и ремесленников имел место ещё в 17-18 в.в. Вместе с тем за точку отсчета взят 1831 год, когда декабристы создали в Забайкалье первое потребительское общество "Большую артель". Артель вела торговлю, организовывала общественное питание, заготовку продуктов, занималась огородничеством, закупкой, разведением и откормом скота.

Своего пика отечественная кооперация достигла в годы столыпинской реформы и в период НЭПа, тогда в кооперативы были объединены 70 процентов крестьянских хозяйств, а половина оптового и 2/3 розничного оборота находилось в руках кооперации. К 1917 году Россия вышла на первое место в мире по количеству кооперативов и численности их членов. Кооперативная сеть насчитывала 927 союзов и более 63 тыс. первичных объединений. Членами кооперативов, как правило, являлись главы семей, с учётом числа их членов кооперативными услугами на тот момент пользовалось 80 млн. населения страны[1].

Возрождение сельскохозяйственной кооперации в современной России связано с переходом к рыночным условиям хозяйствования и выходом в свет в 1995 году Федерального закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации», а также реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Целью проекта является увеличение объема товарной продукции, повышение деловой активности, решение проблем занятости и доходов населения, сохранение сельской поселенческой сети и традиционной культуры народов России. Внимание государства к мелкотоварному сектору имеет серьезное основание, так как здесь производится более половины валовой продукции сельского хозяйства, и в этой хозяйственной деятельности участвует более 30 млн. граждан.

В условиях рыночной экономики крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства испытывают серьезные проблемы сбыта сельхозпродукции собственного производства. Представителю малого и микро агробизнеса трудно получать и анализировать о рыночной конъюнктуре. Слабо развиты любые виды инфраструктур, обеспечивающих устойчивое ведение хозяйственной деятельности. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации позволит решить эти и другие насущные проблемы малого бизнеса на селе.

В условиях низкой технической оснащённости сельского хозяйства и не развитой производственной и социальной инфраструктуры села организация перечисленных кооперативов позволит сельским труженикам совместными усилиями обеспечить свои хозяйства необходимыми средствами производства, совместно перерабатывать и сбывать произведённую продукцию, не прибегая к услугам посреднических структур, тем самым повышая доходность своей производственной деятельности. Это доказывают как историческая практика России, так и зарубежный опыт.

Однако процесс кооперирования сельских товаропроизводителей проходит медленно и нелегко. Так на 1 января 2006 года по данным Росстата функционировало около 20 тысяч сельскохозяйственных производственных кооперативов и только 911 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (из которых 141 перерабатывающий, 161 снабженческо-сбытовых, 501 кредитный и 108 прочих). Причины этого имеют как социальный, так и экономический характер. Но следует отметить, что на современном этапе одним из важнейших направлений аграрной политики страны является создание первичных кооперативов и их всесторонняя поддержка со стороны государства и местных органов управления. Это способствует повышению интереса сельских товаропроизводителей к процессам кооперирования.

В этой связи актуальным становится решение проблемы методического обеспечения всех заинтересованных в создании СПоК и обеспечения свободного доступа к информации сельских жителей. Предлагаемые к рассмотрению методические рекомендации освещают основные правовые и экономические вопросы по организации СПоК, представляющие практический интерес как для руководителей и членов уже созданных кооперативов, так и для владельцев ЛПХ, глав К(Ф)Х, планирующих кооперирование по обслуживанию своих подворий, а также работников сельских, районных и областных органов управления АПК.

 

Классификация кооперативов

В зависимости от вида деятельности СПоК подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные и страховые кооперативы.

К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других).

Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги.

Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).

Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.

 

Часто на практике наблюдается организация многофункциональных СПоК, которые объединяют несколько видов деятельности, например снабжение и сбыт, обслуживание и переработку, кредитование и сбережение и т.д. Определение видов деятельности кооперативов зависит от потребностей в тех или иных услугах самих членов.

Специализированным считается кооператив, занимающийся, например, сбытом ограниченного ассортимента продукции, например, молочный или зерновойкооператив. Кооператив также может быть многоцелевым. По целям деятельности СПоК можно подразделить на кооперативы, ставящие цель общего использования средств производства, и кооперативы с целью совместных действий на рынке.

 

 


Разработка Устава СПоК

Основным учредительным документом кооперативов любой формы является устав. Федеральный закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации» подробно описывает содержание разделов этого документа. На основании устава СПоК выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав должен быть разработан и подписан членами кооператива к моменту его регистрации.

Для разработки Устава члены организационного комитета должны изучить ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», воспользоваться разработанными проектами Уставов действующих кооперативов и доработать их в соответствии с потребностями кооператива (приложение 6).

В Уставе кооператива обязательно должны быть следующие сведения:

1) наименование кооператива;

2) место нахождения кооператива;

3) срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива;

4) предмет и цели деятельности кооператива. При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых кооператив образован;

5) порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе;

6) условия о размере паевых взносов членов кооператива;

7) состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению;

8) размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены;

9) условия образования и использования иных фондов кооператива;

10) порядок распределения прибыли и убытков кооператива;

11) условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного настоящим Федеральным законом;

12) состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов;

13) права и обязанности членов кооператива и ассоциированных членов кооператива;

14) характер, порядок и минимальный размер личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию;

15) время начала и конца финансового года;

16) порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса;

17) порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации кооператива в официальном органе;

18) порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива.

Копия устава кооператива, а также зарегистрированные в установленном порядке внесенные в него изменения выдаются каждому члену кооператива или каждому его ассоциированному члену либо должны быть доступны для ознакомления. Правление кооператива по требованию члена кооператива или ассоциированного члена кооператива обязано выдать им копию устава кооператива с внесенными в него изменениями за плату, не превышающую расходов на изготовление этой копии.

Примерный Устав СПоК представлен в приложении 3.

 

2.4. Подготовка общего организационного собрания кооператива, его проведение и оформление отношений с учредителями

Первое, что необходимо для этого сделать, это раздать всем членам инициативной группы проект Устава, собрать от них предложения и внести изменения и дополнения в соответствии с поступившими предложениями.

Второе направление работы – продолжение пропаганды среди потенциальных членов сельскохозяйственного потребительского кооператива, налаживание контактов с местными органами власти, налоговой инспекцией и др.

Также необходимо продумать технические вопросы проведения собрания: организовать зал, обеспечить ведение протокола и т.п.

На повестку дня общего организационного (учредительного) собрания кооператива выносятся следующие основные вопросы:

1. создание сельскохозяйственного потребительского кооператива;

2. обсуждение и утверждение устава кооператива;

3. принятие решения о приеме в члены кооператива;

4. выборы органов управления кооперативом: Председателя, Правления, Наблюдательного совета.

На общее организационное собрание сельские товаропроизводители, изъявившие желание вступить в кооператив, должны представить заявление о вступлении в СПоК в качестве членов (приложение 4). Для каждого члена кооператива оформляется членская книжка (приложение 5).

Факт принятия устава собранием, подтверждается протоколом этого собранием, подписанным всеми его участниками с указанием их паспортных данных и адресов прописки. Протокол составляется и оформляется в соответствии с приложением 6. Участники собрания могут аналогичным образом подписать и сам Устав, однако, считается достаточным, если он будет подписан председателем и секретарем учредительного собрания.

 

Прекращение членства

Членство в кооперативе прекращается в случаях:

1) выхода члена кооператива из кооператива на основании заявления о выходе из него по истечении срока, установленного уставом кооператива, или, если уставом кооператива срок рассмотрения такого заявления не установлен, по истечении двух недель с даты поступления в правление кооператива такого заявления;

2) смерти гражданина, являющегося членом кооператива, - с даты его смерти;

3) передачи пая членом производственного кооператива другому члену данного кооператива - с даты решения общего собрания членов кооператива о такой передаче;

4) передачи пая членом потребительского кооператива другому члену данного кооператива или другому лицу - с даты решения правления кооператива о такой передаче;

5) исключения из членов кооператива - с момента получения уведомления в письменной форме об исключении из членов кооператива.

Выход из потребительского кооператива осуществляется в порядке, предусмотренном уставом данного кооператива.

Член кооператива вправе с согласия кооператива передать другому лицу свой пай и выйти таким образом из кооператива.

Передача пая гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается только с согласия членов кооператива. В этом случае члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки такого пая.

При ликвидации кооператива в течение шести месяцев после выхода члена кооператива последний участвует в ликвидации кооператива наравне со всеми его членами.

В случае смерти члена кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива.

Член кооператива может быть исключен из его состава по окончании текущего финансового года в случаях, если:

1) не выполняет обязанностей, предусмотренных уставом кооператива, несмотря на предупреждение в письменной форме;

2) представляет недостоверные данные бухгалтерской отчетности или недостоверные сведения о своем имущественном состоянии, если такие требования предусмотрены уставом кооператива;

3) кооперативу причинен ущерб невыполнением членом кооператива обязанностей, предусмотренных уставом кооператива, либо кооперативу предъявлены исковые требования в результате невыполнения членом кооператива своего обязательства;

4) не имел права на вступление в кооператив или утратил право быть членом кооператива;

5) является учредителем или участником организации, конкурирующей с кооперативом, членом которого он состоит;

6) не участвует в деятельности потребительского кооператива в течение одного года.

Вопрос об исключении из членов кооператива определяется его уставом. Члены правления кооператива или члены наблюдательного совета кооператива могут быть исключены из членов кооператива только по решению общего собрания членов кооператива.

Член кооператива должен быть извещен правлением о причинах постановки вопроса перед общим собранием о его исключении и приглашен на общее собрание, где ему предоставляется право высказать свое мнение.

Решение об исключении из членов кооператива должно быть в четырнадцатидневный срок сообщено правлением кооператива исключенному лицу в письменной форме.

Членство в кооперативе прекращается с момента получения уведомления в письменной форме об исключении из членов кооператива.

Лицо, исключенное из членов кооператива, вправе обжаловать решение правления и наблюдательного совета очередному общему собранию кооператива или в суд.

Исключенный из членов кооператива имеет право на получение пая в порядке, определенном уставом кооператива.

Ассоциированный член кооператива в случае нарушения им условий заключаемого с кооперативом договора или осуществления им действий, причиняющих кооперативу убытки, также может быть исключен из ассоциированных членов кооператива в порядке, предусмотренном уставом.


Распределение прибыли

Прибыль кооператива, определенная по бухгалтерскому балансу и остающаяся после уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, распределяется следующим образом:

1) на погашение просроченных долгов;

2) в резервный фонд и предусмотренные уставом кооператива иные неделимые фонды;

3) на выплату причитающихся по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива дивидендов и на премирование работников кооператива и его работников, общая сумма которых не должна превышать 30 процентов от прибыли кооператива, подлежащей распределению.

4) на кооперативные выплаты.

Дивиденды представляют в данном случае часть прибыли кооператива, выплачиваемую по дополнительным паям членов кооператива и паевым взносам ассоциированных членов в размере, который устанавливается уставом.

Под кооперативными выплатами следует понимать часть прибыли кооператива, распределяемую между членами пропорционально их участию в хозяйственной деятельности.

Кооперативные выплаты используются в следующем порядке:

1) не менее чем 70 процентов суммы кооперативных выплат направляется на пополнение приращенного пая членов кооператива;

2) остаток кооперативных выплат выплачивается члену кооператива.

Средства, зачисленные в приращенные паи, используются на:

1) создание и расширение производственных и иных фондов кооператива, за исключением неделимого фонда кооператива.

2) погашение приращенных паев. Погашение приращенных паев осуществляется не ранее чем через три года после их формирования при наличии в кооперативе необходимых средств и при условии формирования соответствующих фондов, предусмотренных уставом кооператива. При этом в первую очередь погашаются приращенные паи, сформированные в наиболее ранний период по отношению к году их погашения. Не допускается погашение приращенных паев, если размер паевого фонда кооператива превышает размер чистых активов кооператива или размер чистых активов кооператива в год погашения приращенных паев стал ниже по сравнению с предыдущим годом. Общая сумма кооперативных выплат, направляемая на погашение приращенных паев, не должна превышать сумму, определенную совместным решением правления и наблюдательного совета кооператива.

 

Особенности налогообложения

СПоК создан сельскохозяйственными товаропроизводителями, участвующими в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. В соответствии с Гражданским кодексом и законом «О сельскохозяйственной кооперации» СПоК является некоммерческой организацией. Хозяйственная деятельность имеет целью в первую очередь не извлечение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива. Бухгалтерский учет в кооперативе ведется по двум направлениям основная некоммерческая деятельность кооператива и предпринимательская деятельность (таблица 2).

 

ОБЩИЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЕСХН
Как некоммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью   Как некоммерческая организация, не занимающаяся предпринимательской деятельностью
       

 

1. «Земельный налог» (местный) Использование земли в Российской Федерации является платным (ст.65 ЗК РФ). Формы платы за использование земли: - земельный налог; - арендная плата. Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (гл.31 НК РФ вступила в силу с 01.01.2006). Плательщики земельного налога - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ). Предельные ставки земельного налога отражены в ст.394 НК РФ. 2. «Налог на имущество организаций» (региональный) Плательщиками налога на имущество юридических лиц признаются российские организации (ст.373 НК РФ). Исключение составляют организации, применяющие специальные налоговые режимы в соответствии с НК гл.26.1 (ЕСХН). Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (ст.374 НК РФ).   3. «Единый социальный налог» (федеральный) Плательщиками единого социального налога являются лица, производящие выплаты физическим лицам (ст.235 НК РФ). Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ст.236 НК РФ). Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется налоговая ставка 20,0% (п.1 ст.241 НК РФ). 4. «Налог на добавленную стоимость» (федеральный) Согласно ст.143 НК РФ СПоК являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Освобождаются от налогообложения: 1) паи в паевых фондах кооперативов (п.п.12 п.2 ст. 149 НК РФ); 2) реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы (п.п.20 п.3 ст. 149 НК РФ). Согласно ст. 154 п.4 НК РФ НДС при реализации закупленной у населения сельскохозяйственной продукции, перечень которой установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.01 № 383, НДС исчисляется не со всей цены реализованной продукции, а с разницы между продажной и закупочной ценой этой продукции. 5. «Налог на прибыль» (федеральный) СПоК уплачивает в общем порядке налог на прибыль с сумм превышения доходов над расходами. При этом в составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитываются только те расходы, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью.     1. «Земельный налог» (местный) Использование земли в Российской Федерации является платным (ст.65 ЗК РФ). Формы платы за использование земли: - земельный налог; - арендная плата. Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (гл.31 НК РФ вступила в силу с 01.01.2006). Плательщики земельного налога - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ). Предельные ставки земельного налога отражены в ст.394 НК РФ. 2. «Налог на имущество организаций» (региональный) Плательщиками налога на имущество юридических лиц признаются российские организации (ст.373 НК РФ). Исключение составляют организации, применяющие специальные налоговые режимы в соответствии с НК гл.26.1 (ЕСХН). Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (ст.374 НК РФ). Имущество (товары), приобретаемое кооперативом для своих членов, собственностью кооператива не является и соответственно принимается кооперативом к учету на забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», следовательно, налогом на имущество не облагается. 3. «Единый социальный налог» (федеральный) Плательщиками единого социального налога являются лица, производящие выплаты физическим лицам (ст.235 НК РФ). Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ст.236 НК РФ). Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется налоговая ставка 20,0% (п.1 ст.241 НК РФ). 4. «Налог на добавленную стоимость» (федеральный) Освобождаются от налогообложения: 1) паи в паевых фондах кооперативов (п.п.12 п.2 ст. 149 НК РФ); 2) реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы (п.п.20 п.3 ст. 149 НК РФ).     5. «Налог на прибыль» (федеральный) Не являются плательщиками налога на прибыль п.п.9, 11,14 п.1 ст.251 НК РФ, 1. «Земельный налог» (местный) Использование земли в Российской Федерации является платным (ст.65 ЗК РФ). Формы платы за использование земли: - земельный налог; - арендная плата. Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (гл.31 НК РФ вступила в силу с 01.01.2006). Плательщики земельного налога - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ). Предельные ставки земельного налога отражены в ст.394 НК РФ. 2. «Налог на имущество организаций» (региональный) Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество в соответствии с НК РФ п.3 ст.346.1 гл.26.1.     3. «Единый социальный налог» (федеральный) Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате единого социального налога в соответствии с НК РФ п.3 ст.346.1 гл.26.1.   4. «Налог на добавленную стоимость» (федеральный) Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) в соответствии с НК РФ п.3 ст.346.1 гл.26.1.     5. «Налог на прибыль» (федеральный) Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций в соответствии с НК РФ п.3 ст.346.1 гл.26.1.  

 

Все поступления, относимые к целевым (т.е. зачисляемые на счет 86), не облагаются налогом на прибыль и НДС. Счета-фактуры по таким операциям не составляются. При этом суммы НДС, предъявленные налогоплательщику (СПоК) и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления основной некоммерческой деятельности не подлежат вычетам и включаются в стоимость товаров, работ или услуг.

При осуществлении предпринимательской деятельности, СПоК уплачивает в общем порядке налог на прибыль с сумм превышения доходов над расходами. При этом в составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитываются только те расходы, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью.

По производству с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется с учетом принципа равномерного признания дохода, пропорционально понесенным в отчетном периоде расходам.

При реализации покупных товаров доходы уменьшаются на стоимость приобретения данных товаров.

Метод признания доходов и расходов – по начислению.

Для осуществления своей деятельности СПоК вправе нанимать работников, в том числе из числа своих членов. При этом производится начисление налогов и обязательных платежей, базой для начисления которых служит начисленная оплата труда работникам кооператива.

Основным, вопросом налогообложения при заключении договоров комиссии является вопрос об исчислении НДС. Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется фермером в виде разницы между суммами НДС по продукции, передаваемой кооперативу и через него реализуемой покупателю, и суммами НДС, уплаченными фермеру за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки обращения (комиссионное вознаграждение). Причем основанием для зачета НДС по комиссионному вознаграждению, относимому фермером на издержки обращения, кроме отчета кооператива служит счет-фактура, выписанный кооперативом, а также акт приемки-сдачи работ, оформленный участниками договора комиссии в произвольной форме. Объектом налогообложения на прибыль у фермера является прибыль, исчисленная как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС) и затратами, относимыми на издержки обращения. Но в числе затрат, включаемых фермером в издержки обращения, отражается и сумма причитающегося кооперативу вознаграждения. При этом необходимо особо отменить, что согласно ст. 999 ГК РФ, после исполнения поручения кооператив обязан передать фермеру все полученное по договору комиссии. То есть, под словами «все полученное» подразумевается вся сумма денежных средств, полученных от покупателя в качестве оплаты за реализованную продукцию.

В связи с тем, что право собственности на продукцию переходит от фермера непосредственно покупателю при получении ее покупателем, то начисление налогов производится в момент отгрузки продукции покупателю, т. е. в момент представления кооперативом отчета о реализации.

Особенностью учета у кооператива является то, что порядок отражения расчетных операций несколько различается в зависимости от того, участвует кооператив в расчетах с покупателями или нет, проходят ли деньги за продукцию через расчетный счет кооператива (второй вариант) или непосредственно поступают от покупателей на расчетный счет фермера, минуя кооператив (третий вариант). Налогообложение кооператива также имее



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.223 (0.012 с.)