Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая социально-экономическая ситуация и трансформация художественной самодеятельности

Поиск

Конец 80-х — начало 90-к годов ускорил начавшийся про­цесс свертывания, а далее и трансформации художественной самодеятельности. Наступил переломный этап в социально-экономическом, а потом и внутриполитическом развитии страны. В каком-то смысле произошел возврат к 20-ым го­дам, периоду нэпа, но. на другом витке исторической спирали. Суть его,в том, что государственные предприятия, колхозы и совхозы были сняты с государственных дотаций и переве­дены на хозрасчет, т. е. на условия самостоятельного эконо­мического хозяйствования, самоокупаемости. Разрешено соз­дание малых предприятий как на кооперативной основе, так и частных. Произошло разрушение хозяйственных связей, резкое сокращение производства и неудержимое повышение цен. Август 1991 г. ускорил процесс вхождения в условия ры­ночной экономики.

Все это отразилось и на социокультурных институтах, ко­торые перестраивали свою деятельность па культурно-про­изводственную из-за резкого снижения финансирования. Уч­реждения культуры вынуждены были перейти на самофинан­сирование, что привело к необходимости использовать фор­мы, связанные с массовым потреблением, и отказаться от не­рентабельных коллективов и кружков художественной само­деятельности.

1992 г. стал годом массового изгнания кружков худо­жественной самодеятельности из учреждений культуры. Ока­завшись на улице, неспособные заработать, они просто пре­кращали свое существование. Но не все. Остались функцио­нировать коллектйвы-«эвезды», получившие в прошлом зва­ние «Народный», занимавшиеся обслуживанием зрителей, научившиеся самоокупаемости еще раньше. Они находили организацию-учредителя и открывали свои расчетные счета, арендовали помещения, или оставались на балансе клубного учреждения, принося доход. Это коллективы, в деятельно­сти которых главной является ориентация на достижение ре­зультатов творчества по типу профессиональных, а по возможности и переход в статус профессионального. Использу­ется денежное вознаграждение участников.

Кроме того, появились коллективы кооперативно-коммер­ческого типа, чаще всего из профессионалов или полупро­фессионалов, ставящие своей целью получение материальных средств за счет концертного обслуживания зрителей. Появи­лись любительские коллективы типа дореволционных, кото­рые объединены единством духовных потребностей на само­организационной основе. Остались и малочисленные типич­ные, традиционные кружки художественной самодеятельно­сти, сохранившиеся в большинстве своем в национальных республиках и в сельской местности, где они не успели по­лучить достаточного развития. Сохранилось также детское художественное творчество, самоокупаемые кружки и студии в различного типа учебных заведениях и внешкольных уч­реждениях.

Широкое распространение получили прикладные виды на­родного творчества: лепка, резьба, плетение, кройка и шитье, вязание, машинопись, обучение иностранным языкам и др. Управленческие структуры большое значение стали прида­вать возрождению национальных традиций российской куль­туры в связи с распадом СССР и образованием самостоя­тельного Российского государства. Это вызвало к жизни раз­витие народных промыслов: изготовление сувениров (пас­хальные яйца, куклы-матрешки, лапти и др.), ювелирных из­делий, предметов бытового назначения (расписные подносы, плетеные корзины, мебель и т. п.). Такое расширение видов и жанров художественного творчества обусловило использова­ние для его обозначения понятия «Народное художественное творчество», которое более емкое по значению и вбирает в себя как традиционные, так и современные направления и формы.

Все эти явления народного художественного творчества развиваются на фоне общей тенденции коммерциализации и расширения рыночных отношений в культуре и художествен­ном творчестве. А на рынке художественной культуры сегодня преобладает спрос на потребление художественной продук­ции над творчеством. В художественно-творческой деятельног сти изменилась ее мотивация с духовной на материальную. Если раньше изготовлением изделий народных ремесел зани­мались для души, для радости других, то теперь — для про­дажи, для денег. Это породило появление изделий ширпотреб-ного характера, что представляет массовую культуру, лишен­ную авторской индивидуальности, оригинальности и самобыт­ности.


Свертывание же массовых кружков художественной само­деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям привело к отторжению широких народных масс от художест­венного производства, отбрасыванию их в сферу потребления массовой низкопробной культуры, большей частью идущей с Запада. Высокое искусство1, профессиональное искусство в лучших классических традициях и современные его образцы все больше превращаются в достояние избранной элиты, но часто далеко не по духовному, а материальному принци­пу. Таким образом, на данном этапе социально-экономичес­кое и внутриполитическое развитие страны на первое место ставит материальные ценности в ущерб не только худол<ест-венному творчеству, но и всей социокультурной сфере.

Причина резкого спада и свертывания художественной са­модеятельности состоит не только в снижении финансирова­ния и внедрении хозрасчета, но и в том, что новая экономиче­ская ситуация вызвала резкое и массовое обнищание всех категорий населения. На этом фоне у большинства произошла перестройка духовных потребностей в сторону материальных ■, ради выживания, а также изменение объема и структуры сво­бодного времени, которое сократилось в результате увели­чения времени, необходимого на коммунально-бытовые нуж­ды. Потребности заниматься в каких-либо художественно-творческих коллективах отошли на второй план.

К тому же последние десятилетия показали, что эти пот­ребности в художественном творчестве во многом уступали занятиям техникой и спортом. По результатам исследований они находятся на 9—10 месте. Художественная самодеятель­ность все годы развивалась благодаря государственной под­держке и усилиям управленческих структур. В последние го­ды она переживала большие трудности в связи с катастрофи­ческим снижением участников, зрительской аудитории и пре­вратилась в искусственно развиваемую систему.

Вполне закономерно, что, лишившись административно-командного управления, оказавшись в условиях демократиче­ского саморазвития и саморегулирования, художественная са­модеятельность мгновенно рассыпалась. Как явление совет­ской массовой культуры она оказалась нежизнеспособной в условиях демократизации общества и социокультурных про­цессов, что свидетельствует об отсутствии на данном этапе реальных потребностей.

Сыграли свою роль и управленченские просчеты. Прежде всего это игнорирование объективных заколов развития ху­дожественной самодеятельности, администрирование в разви­тии видов и жанров, в выборе репертуара, негативное воздействие критериев оценок на смотрах и фестивалях, недо­статок кадров, низкий уровень их подготовки по специали­зации, общего уровня образованности и культуры. Все годы негативно воздействовал на развитие культуры «остаточный» принцип финансирования, а теперь — перевод на хозрасчет, отсутствие прогнозирования в развитии художественной куль­туры.

Таким образом, художественная самодеятельность как явление, зародившееся после революции, как естественный порыв масс, как проявление социально-политической активно­сти через художествендо-выразительные средства развива­лось под влиянием управленческих структур, достигло своего расцвета в середине 60-х годов, постепенно стало свертывать­ся, изживать себя и окончательно распалось с введением хоз­расчета, потеряв финансовую поддержку государства и со­циальную значимость. 75-летний путь завершен.

Однако следует оговориться. Изжила себя та художест­венная самодеятельность, которая представляла собой идео­логический механизм передачи культурных ценностей, кото­рая была призвана выполнять партийные установки в воспи­тательном воздействии на массы. Но не исчезла художествен­ная деятельность взрослых и детей в сфере свободного вре­мени. Она лишь трансформировалась, освободилась от давле­ния, нажима и приобрела другие черты.

В этих условиях демократизации общества особенно ак­тивизировалось театральное любительство как проявление самостоятельности, инициативы и творчества в атмосфере свободы личности, возможности индивидуального самовыра­жения. 1990-е годы породили театр подвалов, цокольных эта­жей, улиц. Играют стихи, прозу, документальную хронику, пьесы, которые создают сами. Современному "любительскому театру присущи новые тенденции театральной практики—иг­ровое начало, аскетизм, метафора, студийность, завоевание пространства. Это малая сцена, где звучит вызов, психологи­ческий бунт, новая театральная эстетика, которая связана с подачей драматургического материала зрителю лицом к ли­цу. Альтернативой массовой зрелищности, гигантским пред­ставлениям является камерность, которая присуща не только театру, но и другим жанрам.

Сегодня художественное творчество не только приобре­тает камерность, но и все больше одомашнивается, становит­ся личным делом каждого и снова на «горизонте» появляется любительство, но уже на другом уровне, в других условиях. Художественная деятельность любителей ориентирована в своем репертуаре на возрождение народных национальных, фольклорных традиций. Выступления отдельных исполните­лей и коллективов представляют на суд зрителей и слушате­лей исконно народные песни, пляски, музыкальные наигры­ши, сценические действа различных национальностей России. На выставках демонстрируют изделия народных промыслов, которые представляют собой явление городского «примитива». Но фольклор ли это? Конечно, нет. Фольклор — это такое явление народной художественной культуры, которое непо­средственно было связано с жизнью и бытом и неотделимо вплеталось в производство или отражало его особенности. Показ фольклорных произведений со сцены — это не что иное, как любительство или, художественная самодеятель­ность в зависимости от организационной основы и социаль­ной сущности, значимости. Любители осваивают художест­венную культуру своих далеких предков и передают другим эти ценности как память о прошлом. Неслучайно поэтому и народные ремесла возрождаются те, которые связаны с из­готовлением сувенирных изделий и украшений.

Однако едва ли имеет перспективу народное художест­венное творчество и его традиции, зародившиеся в условиях натурального хозяйства, в стране, которая ориентируется на цивилизацию. Возрождение этих традиций поможет лишь сохранить их в окультуренном виде как сувениры, музейные экспонаты и воспроизводство в специальных учебных заведе­ниях и учреждениях культуры и искусства. Они безвозврат­но ушли из жизни и быта народа, стали его историческим прошлым, которое требует анализа, осмысления, памяти и

уважения.

Перспективы развития народной художественной культу­ры в современных условиях связаны с детским художествен­ным творчеством. Наиболее благоприятные условия для раз­вития художественно-творческих способностей детей в воз­расте с 3 до 7 лет. Именно в этот период необходимо закла­дывать основы, с тем чтобы не произошло одностороннего развития рационального сознания. Дети — будущее челове­чества. Каким око будет? Это целиком и полностью зависш от наполненности содержания обучения и воспитания во все? образовательных и социокультурных учреждениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За всю историю народное художественное творчество про шло в своем развитии несколько стадий. Вместе с этим про исходила смена типов народного искусства, или они существовали параллельно, взаимодополняя друг друга. Особен­ности их были обусловлены всей социально-исторической и социокультурной ситуацией.

Первый этап начался с первобытнообщинного строя и продолжался вплоть до отмены крепостного права. Это фольклорный тип народного искусства, расцвет которого при­ходится на эпоху феодализма. Он зародился в условиях на­турального крестьянского хозяйства и тесно связан с устным народным творчеством. Вбирает в себя игрищные, обрядовые элементы искусства и характеризуется синкретизмом духов­ной и практической деятельности.

Второй этап начался с развитием городов, обусловивших появление нового типа народной художественной культуры— городского «примитива». Как явление он четко обозначился в XVII веке, развивался параллельно с крестьянским фольк­лором и просуществовал в разных видах и формах вплоть до Октябрьской революции. Это 'было народное искусство го­родских окраин, в большинстве своем выходцев из крестьян. Особенностью его было сохранение фольклорных элементов и ориентация на ученое, академическое искусство. Во мно­гом этот тип городского народного искусства сформировался на основе скоморошества.

Третий этап связан с падением крепостного права и дви­жением прогрессивных представителей интеллигенции за де­мократизацию художественной культуры. Появился новый тип народного искусства — любительство, которое полностью отошло от фольклорной основы. Это явление выражало стрем­ление народных масс освоить формы, методы и стиль ака­демического искусства, его репертуар. Это искусство рабочих, крестьян, солдат и матросов, учащихся и студентов, которое было организовано в кружки, использовало силу воздействия сцены на зрителя через исполнение классического, художест­венного наследия и лучших образцов фольклора.

Четвертый этап развития народного художественного творчества начался после Октябрьской революции. Появился новый тип народной художественной культуры — советская художественная самодеятельность. Она вытеснила собой и фольклор, и городской «примитив», сохранила элементы лю­бительства и развивалась как явление массовой культуры. Прошла сложный путь поисков, становления, высшего подъ­ема и распада. Художественная самодеятельность была соз­дана государством, развивалась усилиями управленцев и рас­палась, как только лишилась экономической поддержки.

В условиях современных социально-экономических ре­форм народное художественное творчество вступило в новый этап своего развития. Оно снова стало явлением саморазви­вающимся по своим объективным закономерностям и само­регулирующимся в зависимости от общей социокультурной ситуации. Сегодня народное творчество многообразно. Оно включает в себя элементы и фольклора, и городского «при­митива», и любительства, и художественной самодеятельно­сти.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................... 3

Глава I. Понятие и структура народного художественного творчества

 

1. Понятие и концепции творчества.......................... 6

2. Понятие и концепции народного художественного творчества 17

3. Структура и классификация современного народного худо­жественного творчества •. •

Глава II. Происхождение и развитие художественного творчества

31 39 46

1. Подлинно народная основа происхождения художественного

творчества................................................................

2. Появление трех типов художественной культуры как резуль­тат разделения труда и развития городов.........................................................................

3. Социально-исторические условия и этапы развития народного художественного творчества

Глава III. Фольклор как явление народного художественного творчества

1. Календарно-обрядовые формы бытования фольклора...51

2. Дотеатральный фольклор.......................................... 57

3. Музыкально-песенный фольклор......................... 61

4. Танцевальный фольклор.......................................... 67

5. Народные ремесла и декоративно-прикладное творчество. 73

Глава IV.

Городской «примитив» как явление народного художественного творчества

1. Истоки возникновения городского «примитива»....81

2. Народный театр городского «примитива».... 84

3. Народное музыкальное искусство городского «примитива». 89

4. Народное танцевальное искусство городского «примитива». 92

5. Народные промыслы, декоративно-прикладное и изобрази­тельное искусство городского «примитива»... 95

Глава V.

Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества

1. Социально-исторические условия возникновения любительства 102

2. Любительский народный театр-........105

3. Любительское хоровое исполнительство.......110

4. Любительское музыкальное исполнительство на народных ин­струментах.....:"-,..115

Глава VI.

Советская художественная самодеятельность как явление художественного творчества

1. Понятие самодеятельности и художественной самодеятельности 121

2. Становление художественной самодеятельности..... 123

 

2.1. Художественная самодеятельность в первое годы после революции.".'.-■.......123

2.2. Нэп и агитационно-художественная направленность художественной самодеятельности 130

■3. Развитие и расцвет художественной самодеятельности..138

3.1. Возврат художественной самодеятельности к традици­ям профессионального искусства.... -..138

3.2. Новые формы и содержание художественной самодея­тельности в военных условиях. 146

3.3. Восстановление и утверждение художественной са­модеятельности.. 150

3.4. Расцвет художественной самодеятельности как явле­ния советской массовой культуры...... 154

4. Тревожные симптомы, кризис и трансформация художествен­
ной самодеятельности (1970—1990)........................... 157

4.1. Тревожные симптомы, застой в развитии художест­венной самодеятельности 70-х годов...... 157

4.2/ Основные тенденции развития художественной само­
деятельности 80-х годов.......................................... 163

4.3. Новая социально-экономическая ситуация и трансфор­мация художественной самодеятельности.....169

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Л. И. Михайлова

НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ


К печати 20. 06. 94 г. Форм. бум. 60X84Vi6 Печ. л. 11

Тираж 1000 экз. Зак. 359

Типография ПВВКИУ


УДК 398; 7.071.7

Рецензенты: Иванов В. Г.—кандидат искусствоведения, доцент кафедры хореографии ПГИИК; Ильев В. А.—доцент кафедры театральной режис­суры ПГИИК; Салин В. А. —заслуженный деятель искусств России, доцент кафедры оркестрового дирижирования ПГИИК; Черниченко В. И. — кандидат педагогических наук, доцент МГИК

ВВЕДЕНИЕ

Михайлова Людмила Ивановна. Народное художественное творчество как социокультурное явление.—Пермь, 1994.

В книф 'рассматривается понятие народного художественного творчест­ва на основе значения слов «народ», «художественное», «творчество», что позволяет отнести к этому явлению не только фольклор, но и городской «примитив», дореволюционное любительство и советскую художественную самодеятельность. Дается социокультурный анализ названных типов на­родного художественного творчества, раскрываются их характерные чер­ты и особенности, связанные с конкретной социально-исторической ситу­ацией. В этом контексте представлены в совокупности различные виды и жанры, прослеживается их развитие от синкретизма до самостоятельных форм проявления.

Предназначена для учащихся, студентов и преподавателей шщэл, учи­лищ и вузов культуры и искусства, а также для широкого круга читате^ лей, Социально-экономические реформы, происходящие • стра­не, охватили и социокультурную сферу, в которой значитель­ное место занимает непрофессиональное творчество трудя­щихся масс. С распадом СССР и-образованием Российского государства возникла необходимость поиска % утверждений' новых ценностей, идеалов, представлений, на основе- котор-щ могло бы произойти объединение большинстве населен»*. Эти функции единения призвана выполнить народная нацио­нальная культура, которая является фактором идентифика­ции и дает человеку чувство принадлежности к тому ила ино­му народу.

В связи с этим появляется необходимость ш-иовому взглянуть, заново проанализировать и переосмыслить явле­ние народного художественного творчества. В исследова­тельской литературе утвердилось его понимание как традици­онного фольклора, связанного с устным народиад творчест­вом. Истоки его связаны с крестьянством, так как на Руси на- протяжении многих веков именно крепостное крестьянство было олицетворением народа. Однако история показывает, что уже с появлением и развитием городе® это понятие р*с-ширяется за счет городского, населения, его низших й сред* них слоев. С развитием капиталистических отношений появ­ляются новые представители народа — это рабочие. После революции понятием «народ» обозначают вое населениестрв-ны, подчеркивая тем самым отсутствие господ.

Исторический процесс, который постепенно привел к Щ' менению социальной и классовой структуры народа-, обуслог вил необходимость переосмысления понятия «народное?удо* жественное творчество». Этому и посвящена первая глава книги, в которой это понятие определяется на основе этимоло­гии слов «народ», «художественное» и «творчество». Кроме того, дается авторская, оригинальная классификация совре­менного народного художественного творчества.

В последующих главах рассматриваются различные исто­рические типы художественного творчества, которые отражали жизнь и быт народа, а также общие социокультурные про­цессы. Особенности жизненного уклада натурального кресть­янского хозяйства в условиях феодального общества показы­вает фольклор. Народную культуру городских слоев населе­ния XVII—XVIII веков отражает городской «примитив», ко-.... нец XIX— начала XX веков связаны с любительством, совет­ский период — с художественной самодеятельностью. Все это — различные типы народного художественного творчества, которое представляет собой довольно сложное явление со своими объективными закономерностями развития.

Сегодня имеются исследования этого социокультурного явления, особенно фольклора и художественной самодеятель­ности. Меньше изучено дореволюционное любительство и почти нет материалов по городскому «примитиву», так как всего лишь несколько десятилетий, начиная с 60-х годов, он признан в качестве самостоятельного типа художественной культуры. Большинство исследователей его относили к фоль­клору, называли городским фольклором, а некоторые видели в этом явлении признаки вырождения ученого искусства.

В данной книге автор ставит задачу систематизации всех типов народного художественного творчества, анализа и ос­мысления их как социокультурных явлений. В этом плане особенно внимательный подход осуществлен при рассмотрении художественной' самодеятельности, которая ранее преподно-- силась исследователями недостаточно объективно в силу су-• шествовавшего идеологического давления.

В основу работы над книгой легли исследования, осуще­ствленные ранее НИИ искусствознания и отдельными учены-_ми, те фактологические данные, которые были взяты ими из различных документальных источников. Вклад их поистине неоценим. Были использованы материалы таких авторов, как А. Ф. Еремеев, В. Е. Ларичев, В. Б. Мириманов, Я- Я. Рогин-окий, М: С. Каган, Л. Алексеева, А. А. Белкин,,В. П. Дарке-вич, Е. Й. Смирнова и других.

По различным жанрам художественного творчества данная работа учитывает: бесценный вклад в изучение явлений на­родного театра В. Е. Гусева, Н. И. Савушкиной, Г. А. Хай-ченко, В. М. Кукаретина, В. А. Саруханова; исследования на­родной певческой культуры В. М. Беляева, В. П. Ильина, Л.-В. Ша1мИной; материалы об исполнительстве на народных инструментах К. Верткова, Ф. Соколова, М. И. Имханицкого, Ё. Максимова, А. Пересады, В. Б. Попонова'; о развитии на­родного танцевального искусства работы Н. П. Ивановского, Э. А. Королева, В. И. Уральской, Ю. М. Чурко; по декора­тивно-прикладному И изобразительному искусству исследова-4Ния М. А. Некрасовой, В. С. Воронова, В. М. Василенко, * О. С. Поповой, Н. И. Каплан и других.

Однако книга не является компиляцией работ вышеназ-ванных авторов. Она систематизирует явление народного ху-' \ дожественного творчества, сопоставляет и анализирует ранее известные материалы с социокультурных позиций, впервые рассматривает в совокупности, во взаимосвязи целый комп­лекс видов и жанров, раскрывая их исторический путь раз­вития от синкретизма в ранних формах до полной самостоя­тельности в современных условиях. Предлагаемая работа поможет читателю лучше понять роль и место народного художественного творчества в жизни общества и каждого отдельного человека. Зная исторические типы художественного творчества, сегодня можно'решать за­
дачи сохранения народных традиций для будущих поколений редостеречь их от тех ошибок, которые были совершены в результате игнорирования объективных 'закономерностей' развития. Сокровищница народного искусства —это' и. бога­тый материал для воспитания целостной, всесторонне раз­витой личности.

 

Автор выражает благодарность рецензентам В. Г..Иванову,
В. А.-Ильеву, В. А. Салину и В., И. Черничецко..,'


,5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.012 с.)