Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новая социально-экономическая ситуация и трансформация художественной самодеятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конец 80-х — начало 90-к годов ускорил начавшийся процесс свертывания, а далее и трансформации художественной самодеятельности. Наступил переломный этап в социально-экономическом, а потом и внутриполитическом развитии страны. В каком-то смысле произошел возврат к 20-ым годам, периоду нэпа, но. на другом витке исторической спирали. Суть его,в том, что государственные предприятия, колхозы и совхозы были сняты с государственных дотаций и переведены на хозрасчет, т. е. на условия самостоятельного экономического хозяйствования, самоокупаемости. Разрешено создание малых предприятий как на кооперативной основе, так и частных. Произошло разрушение хозяйственных связей, резкое сокращение производства и неудержимое повышение цен. Август 1991 г. ускорил процесс вхождения в условия рыночной экономики. Все это отразилось и на социокультурных институтах, которые перестраивали свою деятельность па культурно-производственную из-за резкого снижения финансирования. Учреждения культуры вынуждены были перейти на самофинансирование, что привело к необходимости использовать формы, связанные с массовым потреблением, и отказаться от нерентабельных коллективов и кружков художественной самодеятельности. 1992 г. стал годом массового изгнания кружков художественной самодеятельности из учреждений культуры. Оказавшись на улице, неспособные заработать, они просто прекращали свое существование. Но не все. Остались функционировать коллектйвы-«эвезды», получившие в прошлом звание «Народный», занимавшиеся обслуживанием зрителей, научившиеся самоокупаемости еще раньше. Они находили организацию-учредителя и открывали свои расчетные счета, арендовали помещения, или оставались на балансе клубного учреждения, принося доход. Это коллективы, в деятельности которых главной является ориентация на достижение результатов творчества по типу профессиональных, а по возможности и переход в статус профессионального. Используется денежное вознаграждение участников. Кроме того, появились коллективы кооперативно-коммерческого типа, чаще всего из профессионалов или полупрофессионалов, ставящие своей целью получение материальных средств за счет концертного обслуживания зрителей. Появились любительские коллективы типа дореволционных, которые объединены единством духовных потребностей на самоорганизационной основе. Остались и малочисленные типичные, традиционные кружки художественной самодеятельности, сохранившиеся в большинстве своем в национальных республиках и в сельской местности, где они не успели получить достаточного развития. Сохранилось также детское художественное творчество, самоокупаемые кружки и студии в различного типа учебных заведениях и внешкольных учреждениях. Широкое распространение получили прикладные виды народного творчества: лепка, резьба, плетение, кройка и шитье, вязание, машинопись, обучение иностранным языкам и др. Управленческие структуры большое значение стали придавать возрождению национальных традиций российской культуры в связи с распадом СССР и образованием самостоятельного Российского государства. Это вызвало к жизни развитие народных промыслов: изготовление сувениров (пасхальные яйца, куклы-матрешки, лапти и др.), ювелирных изделий, предметов бытового назначения (расписные подносы, плетеные корзины, мебель и т. п.). Такое расширение видов и жанров художественного творчества обусловило использование для его обозначения понятия «Народное художественное творчество», которое более емкое по значению и вбирает в себя как традиционные, так и современные направления и формы. Все эти явления народного художественного творчества развиваются на фоне общей тенденции коммерциализации и расширения рыночных отношений в культуре и художественном творчестве. А на рынке художественной культуры сегодня преобладает спрос на потребление художественной продукции над творчеством. В художественно-творческой деятельног сти изменилась ее мотивация с духовной на материальную. Если раньше изготовлением изделий народных ремесел занимались для души, для радости других, то теперь — для продажи, для денег. Это породило появление изделий ширпотреб-ного характера, что представляет массовую культуру, лишенную авторской индивидуальности, оригинальности и самобытности. Свертывание же массовых кружков художественной самодеятельности в условиях перехода к рыночным отношениям привело к отторжению широких народных масс от художественного производства, отбрасыванию их в сферу потребления массовой низкопробной культуры, большей частью идущей с Запада. Высокое искусство1, профессиональное искусство в лучших классических традициях и современные его образцы все больше превращаются в достояние избранной элиты, но часто далеко не по духовному, а материальному принципу. Таким образом, на данном этапе социально-экономическое и внутриполитическое развитие страны на первое место ставит материальные ценности в ущерб не только худол<ест-венному творчеству, но и всей социокультурной сфере. Причина резкого спада и свертывания художественной самодеятельности состоит не только в снижении финансирования и внедрении хозрасчета, но и в том, что новая экономическая ситуация вызвала резкое и массовое обнищание всех категорий населения. На этом фоне у большинства произошла перестройка духовных потребностей в сторону материальных ■, ради выживания, а также изменение объема и структуры свободного времени, которое сократилось в результате увеличения времени, необходимого на коммунально-бытовые нужды. Потребности заниматься в каких-либо художественно-творческих коллективах отошли на второй план. К тому же последние десятилетия показали, что эти потребности в художественном творчестве во многом уступали занятиям техникой и спортом. По результатам исследований они находятся на 9—10 месте. Художественная самодеятельность все годы развивалась благодаря государственной поддержке и усилиям управленческих структур. В последние годы она переживала большие трудности в связи с катастрофическим снижением участников, зрительской аудитории и превратилась в искусственно развиваемую систему. Вполне закономерно, что, лишившись административно-командного управления, оказавшись в условиях демократического саморазвития и саморегулирования, художественная самодеятельность мгновенно рассыпалась. Как явление советской массовой культуры она оказалась нежизнеспособной в условиях демократизации общества и социокультурных процессов, что свидетельствует об отсутствии на данном этапе реальных потребностей. Сыграли свою роль и управленченские просчеты. Прежде всего это игнорирование объективных заколов развития художественной самодеятельности, администрирование в развитии видов и жанров, в выборе репертуара, негативное воздействие критериев оценок на смотрах и фестивалях, недостаток кадров, низкий уровень их подготовки по специализации, общего уровня образованности и культуры. Все годы негативно воздействовал на развитие культуры «остаточный» принцип финансирования, а теперь — перевод на хозрасчет, отсутствие прогнозирования в развитии художественной культуры. Таким образом, художественная самодеятельность как явление, зародившееся после революции, как естественный порыв масс, как проявление социально-политической активности через художествендо-выразительные средства развивалось под влиянием управленческих структур, достигло своего расцвета в середине 60-х годов, постепенно стало свертываться, изживать себя и окончательно распалось с введением хозрасчета, потеряв финансовую поддержку государства и социальную значимость. 75-летний путь завершен. Однако следует оговориться. Изжила себя та художественная самодеятельность, которая представляла собой идеологический механизм передачи культурных ценностей, которая была призвана выполнять партийные установки в воспитательном воздействии на массы. Но не исчезла художественная деятельность взрослых и детей в сфере свободного времени. Она лишь трансформировалась, освободилась от давления, нажима и приобрела другие черты. В этих условиях демократизации общества особенно активизировалось театральное любительство как проявление самостоятельности, инициативы и творчества в атмосфере свободы личности, возможности индивидуального самовыражения. 1990-е годы породили театр подвалов, цокольных этажей, улиц. Играют стихи, прозу, документальную хронику, пьесы, которые создают сами. Современному "любительскому театру присущи новые тенденции театральной практики—игровое начало, аскетизм, метафора, студийность, завоевание пространства. Это малая сцена, где звучит вызов, психологический бунт, новая театральная эстетика, которая связана с подачей драматургического материала зрителю лицом к лицу. Альтернативой массовой зрелищности, гигантским представлениям является камерность, которая присуща не только театру, но и другим жанрам. Сегодня художественное творчество не только приобретает камерность, но и все больше одомашнивается, становится личным делом каждого и снова на «горизонте» появляется любительство, но уже на другом уровне, в других условиях. Художественная деятельность любителей ориентирована в своем репертуаре на возрождение народных национальных, фольклорных традиций. Выступления отдельных исполнителей и коллективов представляют на суд зрителей и слушателей исконно народные песни, пляски, музыкальные наигрыши, сценические действа различных национальностей России. На выставках демонстрируют изделия народных промыслов, которые представляют собой явление городского «примитива». Но фольклор ли это? Конечно, нет. Фольклор — это такое явление народной художественной культуры, которое непосредственно было связано с жизнью и бытом и неотделимо вплеталось в производство или отражало его особенности. Показ фольклорных произведений со сцены — это не что иное, как любительство или, художественная самодеятельность в зависимости от организационной основы и социальной сущности, значимости. Любители осваивают художественную культуру своих далеких предков и передают другим эти ценности как память о прошлом. Неслучайно поэтому и народные ремесла возрождаются те, которые связаны с изготовлением сувенирных изделий и украшений. Однако едва ли имеет перспективу народное художественное творчество и его традиции, зародившиеся в условиях натурального хозяйства, в стране, которая ориентируется на цивилизацию. Возрождение этих традиций поможет лишь сохранить их в окультуренном виде как сувениры, музейные экспонаты и воспроизводство в специальных учебных заведениях и учреждениях культуры и искусства. Они безвозвратно ушли из жизни и быта народа, стали его историческим прошлым, которое требует анализа, осмысления, памяти и уважения. Перспективы развития народной художественной культуры в современных условиях связаны с детским художественным творчеством. Наиболее благоприятные условия для развития художественно-творческих способностей детей в возрасте с 3 до 7 лет. Именно в этот период необходимо закладывать основы, с тем чтобы не произошло одностороннего развития рационального сознания. Дети — будущее человечества. Каким око будет? Это целиком и полностью зависш от наполненности содержания обучения и воспитания во все? образовательных и социокультурных учреждениях. ЗАКЛЮЧЕНИЕ За всю историю народное художественное творчество про шло в своем развитии несколько стадий. Вместе с этим про исходила смена типов народного искусства, или они существовали параллельно, взаимодополняя друг друга. Особенности их были обусловлены всей социально-исторической и социокультурной ситуацией. Первый этап начался с первобытнообщинного строя и продолжался вплоть до отмены крепостного права. Это фольклорный тип народного искусства, расцвет которого приходится на эпоху феодализма. Он зародился в условиях натурального крестьянского хозяйства и тесно связан с устным народным творчеством. Вбирает в себя игрищные, обрядовые элементы искусства и характеризуется синкретизмом духовной и практической деятельности. Второй этап начался с развитием городов, обусловивших появление нового типа народной художественной культуры— городского «примитива». Как явление он четко обозначился в XVII веке, развивался параллельно с крестьянским фольклором и просуществовал в разных видах и формах вплоть до Октябрьской революции. Это 'было народное искусство городских окраин, в большинстве своем выходцев из крестьян. Особенностью его было сохранение фольклорных элементов и ориентация на ученое, академическое искусство. Во многом этот тип городского народного искусства сформировался на основе скоморошества. Третий этап связан с падением крепостного права и движением прогрессивных представителей интеллигенции за демократизацию художественной культуры. Появился новый тип народного искусства — любительство, которое полностью отошло от фольклорной основы. Это явление выражало стремление народных масс освоить формы, методы и стиль академического искусства, его репертуар. Это искусство рабочих, крестьян, солдат и матросов, учащихся и студентов, которое было организовано в кружки, использовало силу воздействия сцены на зрителя через исполнение классического, художественного наследия и лучших образцов фольклора. Четвертый этап развития народного художественного творчества начался после Октябрьской революции. Появился новый тип народной художественной культуры — советская художественная самодеятельность. Она вытеснила собой и фольклор, и городской «примитив», сохранила элементы любительства и развивалась как явление массовой культуры. Прошла сложный путь поисков, становления, высшего подъема и распада. Художественная самодеятельность была создана государством, развивалась усилиями управленцев и распалась, как только лишилась экономической поддержки. В условиях современных социально-экономических реформ народное художественное творчество вступило в новый этап своего развития. Оно снова стало явлением саморазвивающимся по своим объективным закономерностям и саморегулирующимся в зависимости от общей социокультурной ситуации. Сегодня народное творчество многообразно. Оно включает в себя элементы и фольклора, и городского «примитива», и любительства, и художественной самодеятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................... 3 Глава I. Понятие и структура народного художественного творчества 1. Понятие и концепции творчества.......................... 6 2. Понятие и концепции народного художественного творчества 17 3. Структура и классификация современного народного художественного творчества •. • Глава II. Происхождение и развитие художественного творчества
1. Подлинно народная основа происхождения художественного творчества................................................................ 2. Появление трех типов художественной культуры как результат разделения труда и развития городов......................................................................... 3. Социально-исторические условия и этапы развития народного художественного творчества Глава III. Фольклор как явление народного художественного творчества 1. Календарно-обрядовые формы бытования фольклора...51 2. Дотеатральный фольклор.......................................... 57 3. Музыкально-песенный фольклор......................... 61 4. Танцевальный фольклор.......................................... 67 5. Народные ремесла и декоративно-прикладное творчество. 73 Глава IV. Городской «примитив» как явление народного художественного творчества 1. Истоки возникновения городского «примитива»....81 2. Народный театр городского «примитива».... 84 3. Народное музыкальное искусство городского «примитива». 89 4. Народное танцевальное искусство городского «примитива». 92 5. Народные промыслы, декоративно-прикладное и изобразительное искусство городского «примитива»... 95 Глава V. Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества 1. Социально-исторические условия возникновения любительства 102 2. Любительский народный театр-........105 3. Любительское хоровое исполнительство.......110 4. Любительское музыкальное исполнительство на народных инструментах.....:"-,..115 Глава VI. Советская художественная самодеятельность как явление художественного творчества 1. Понятие самодеятельности и художественной самодеятельности 121 2. Становление художественной самодеятельности..... 123
2.1. Художественная самодеятельность в первое годы после революции.".'.-■.......123 2.2. Нэп и агитационно-художественная направленность художественной самодеятельности 130 ■3. Развитие и расцвет художественной самодеятельности..138 3.1. Возврат художественной самодеятельности к традициям профессионального искусства.... -..138 3.2. Новые формы и содержание художественной самодеятельности в военных условиях. 146 3.3. Восстановление и утверждение художественной самодеятельности.. 150 3.4. Расцвет художественной самодеятельности как явления советской массовой культуры...... 154 4. Тревожные симптомы, кризис и трансформация художествен 4.1. Тревожные симптомы, застой в развитии художественной самодеятельности 70-х годов...... 157 4.2/ Основные тенденции развития художественной само 4.3. Новая социально-экономическая ситуация и трансформация художественной самодеятельности.....169 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Л. И. Михайлова НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ К печати 20. 06. 94 г. Форм. бум. 60X84Vi6 Печ. л. 11 Тираж 1000 экз. Зак. 359 Типография ПВВКИУ УДК 398; 7.071.7 Рецензенты: Иванов В. Г.—кандидат искусствоведения, доцент кафедры хореографии ПГИИК; Ильев В. А.—доцент кафедры театральной режиссуры ПГИИК; Салин В. А. —заслуженный деятель искусств России, доцент кафедры оркестрового дирижирования ПГИИК; Черниченко В. И. — кандидат педагогических наук, доцент МГИК ВВЕДЕНИЕ Михайлова Людмила Ивановна. Народное художественное творчество как социокультурное явление.—Пермь, 1994. В книф 'рассматривается понятие народного художественного творчества на основе значения слов «народ», «художественное», «творчество», что позволяет отнести к этому явлению не только фольклор, но и городской «примитив», дореволюционное любительство и советскую художественную самодеятельность. Дается социокультурный анализ названных типов народного художественного творчества, раскрываются их характерные черты и особенности, связанные с конкретной социально-исторической ситуацией. В этом контексте представлены в совокупности различные виды и жанры, прослеживается их развитие от синкретизма до самостоятельных форм проявления. Предназначена для учащихся, студентов и преподавателей шщэл, училищ и вузов культуры и искусства, а также для широкого круга читате^ лей, Социально-экономические реформы, происходящие • стране, охватили и социокультурную сферу, в которой значительное место занимает непрофессиональное творчество трудящихся масс. С распадом СССР и-образованием Российского государства возникла необходимость поиска % утверждений' новых ценностей, идеалов, представлений, на основе- котор-щ могло бы произойти объединение большинстве населен»*. Эти функции единения призвана выполнить народная национальная культура, которая является фактором идентификации и дает человеку чувство принадлежности к тому ила иному народу. В связи с этим появляется необходимость ш-иовому взглянуть, заново проанализировать и переосмыслить явление народного художественного творчества. В исследовательской литературе утвердилось его понимание как традиционного фольклора, связанного с устным народиад творчеством. Истоки его связаны с крестьянством, так как на Руси на- протяжении многих веков именно крепостное крестьянство было олицетворением народа. Однако история показывает, что уже с появлением и развитием городе® это понятие р*с-ширяется за счет городского, населения, его низших й сред* них слоев. С развитием капиталистических отношений появляются новые представители народа — это рабочие. После революции понятием «народ» обозначают вое населениестрв-ны, подчеркивая тем самым отсутствие господ. Исторический процесс, который постепенно привел к Щ' менению социальной и классовой структуры народа-, обуслог вил необходимость переосмысления понятия «народное?удо* жественное творчество». Этому и посвящена первая глава книги, в которой это понятие определяется на основе этимологии слов «народ», «художественное» и «творчество». Кроме того, дается авторская, оригинальная классификация современного народного художественного творчества. В последующих главах рассматриваются различные исторические типы художественного творчества, которые отражали жизнь и быт народа, а также общие социокультурные процессы. Особенности жизненного уклада натурального крестьянского хозяйства в условиях феодального общества показывает фольклор. Народную культуру городских слоев населения XVII—XVIII веков отражает городской «примитив», ко-.... нец XIX— начала XX веков связаны с любительством, советский период — с художественной самодеятельностью. Все это — различные типы народного художественного творчества, которое представляет собой довольно сложное явление со своими объективными закономерностями развития. Сегодня имеются исследования этого социокультурного явления, особенно фольклора и художественной самодеятельности. Меньше изучено дореволюционное любительство и почти нет материалов по городскому «примитиву», так как всего лишь несколько десятилетий, начиная с 60-х годов, он признан в качестве самостоятельного типа художественной культуры. Большинство исследователей его относили к фольклору, называли городским фольклором, а некоторые видели в этом явлении признаки вырождения ученого искусства. В данной книге автор ставит задачу систематизации всех типов народного художественного творчества, анализа и осмысления их как социокультурных явлений. В этом плане особенно внимательный подход осуществлен при рассмотрении художественной' самодеятельности, которая ранее преподно-- силась исследователями недостаточно объективно в силу су-• шествовавшего идеологического давления. В основу работы над книгой легли исследования, осуществленные ранее НИИ искусствознания и отдельными учены-_ми, те фактологические данные, которые были взяты ими из различных документальных источников. Вклад их поистине неоценим. Были использованы материалы таких авторов, как А. Ф. Еремеев, В. Е. Ларичев, В. Б. Мириманов, Я- Я. Рогин-окий, М: С. Каган, Л. Алексеева, А. А. Белкин,,В. П. Дарке-вич, Е. Й. Смирнова и других. По различным жанрам художественного творчества данная работа учитывает: бесценный вклад в изучение явлений народного театра В. Е. Гусева, Н. И. Савушкиной, Г. А. Хай-ченко, В. М. Кукаретина, В. А. Саруханова; исследования народной певческой культуры В. М. Беляева, В. П. Ильина, Л.-В. Ша1мИной; материалы об исполнительстве на народных инструментах К. Верткова, Ф. Соколова, М. И. Имханицкого, Ё. Максимова, А. Пересады, В. Б. Попонова'; о развитии народного танцевального искусства работы Н. П. Ивановского, Э. А. Королева, В. И. Уральской, Ю. М. Чурко; по декоративно-прикладному И изобразительному искусству исследова-4Ния М. А. Некрасовой, В. С. Воронова, В. М. Василенко, * О. С. Поповой, Н. И. Каплан и других. Однако книга не является компиляцией работ вышеназ-ванных авторов. Она систематизирует явление народного ху-' \ дожественного творчества, сопоставляет и анализирует ранее известные материалы с социокультурных позиций, впервые рассматривает в совокупности, во взаимосвязи целый комплекс видов и жанров, раскрывая их исторический путь развития от синкретизма в ранних формах до полной самостоятельности в современных условиях. Предлагаемая работа поможет читателю лучше понять роль и место народного художественного творчества в жизни общества и каждого отдельного человека. Зная исторические типы художественного творчества, сегодня можно'решать за
Автор выражает благодарность рецензентам В. Г..Иванову, ,5
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.012 с.) |