Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-исторические условия возникновения любительстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любительство — это еще одно явление народного художественного творчества, которое появилось в XIX веке в результате глубоких социально-экономических и духовных преобразований в России. Эти изменения были связаны, с с одной стороны, с отменой крепостного права; с другой стороны, с распространением и развитием с конца XVII в. западноевропейской профессиональной художественной культуры, достигшей высокого уровня во всех своих жанрах к началу XIX века. Отмена царским правительством крепостного права, хотя и сохранила экономическую зависимость крестьян от помещиков, но она открыла путь развитию капитализма. Произошли важные перемены во всех областях жизни страны в связи с развитием техники, изменилось и сознание людей. На смену романтичности и поэтичности пришли рационализм и деловой расчет. Разрушилась патриархальная замкнутость, старые порядки и нравы российской деревни. Началось социальное расслоение крестьянства, которое вынуждено было время от времени уходить в отхожие промыслы или совсем покидать деревню, пополняя ряды пролетариата. Рост товарно-обменных отношений деревни и города создал материальные предпосылки для распространения культуры. Произошли изменения и в духовно-нравственном сознании. Крестьяне перестали быть собственностью помещика, который мог их купить, продать и т. п. Они стали «свободными сельскими поселянами», могли бывать в городах, наниматься на работу по своему умыслу. Постепенно исчезли равнодушие и апатия, характерные для крепостной деревни, подрастало новое поколение, у которого более выражено стремление к знаниям и городской культуре. К этому времени достигла своего расцвета профессиональная художественная культура. Были уже известны школьный и придворный театр, появились демократические театры для народа, музыкальные театры оперы и балета, получили признание первые профессиональные хоры — Московский Синодальный и Петербургский Придворный хор. Кроме того, немало способствовали развитию профессионального художественного исполнительства еще в XVIII веке театры и хоры, созданные из талантливых 'крепостных и содержащиеся частным образом любителями из бояр и придворной знати. Среди них наиболее известными были династии князей Голицыных, бояр Матвеевых и Романовых, графа Шереметева и других. Таким образом, в высших аристократических кругах общества, любительство появилось гораздо раньше, еще в начале XVIII века. Все это подготовило условия для того, чтобы, начиная с 19-го столетия, любительство распространилось в более низших слоях общества, среди мещан и купечества, ремеслен ников, солдат и матросов, учащихся и студенческой молодежи и среди других категорий городского люда. А после падения крепостного рабства оно пришло и в крестьянскую деревню. Этому способствовало и движение прогрессивной интеллигенции за демократизацию художественной культуры, которое ставило своей целью художественное просвещение широких слоев народных масс. Таким образом, любительство в народном творчестве возникло, с одной стороны, в результате естественной тяги к освоению высот профессионального искусства, что стало возможным с отменой крепостных устоев; с другой стороны, оно развивалось благодаря поддержке интеллигенции, стремящейся к благородной цели просвещения народа. Любительство как явление народного художественного творчества отличается от фольклора и городского «примитива». Фольклор — это продукты крестьянского творчества, непосредственно связанного с жизнью и бытом, органично вплетенного в традиции, обычаи и обряды. Городской «примитив» соединяет в себе язык, стиль, формы как фольклора, так и высокого, ученого искусства. Любительство же полностью ориентировано на освоение высот профессионального искусства, его репертуара, языка и форм. Отличие и в том, что оно имеет кружковую форму организации, где есть руководитель, а также ориентировано на сценическое исполнительство, показ своих достижений публике. Все эти три явления объединяет одна общая черта — это самодеятельная природа, сущность которой состоит в проявлении активности в той деятельности, которая не навязана извне. С этой точки зрения художественно-творческая деятельность профессионалов из народа, представлявших городской «примитив», также имела самодеятельное начало. Любительство, которому помогали представители прогрессивной интеллигенции, было бы невозможным без самодеятельной активности самого народа. Эта активность проявлялась в стремлении постичь искусство театра, музыки, живописи — тех видов и жанров, которые были более доступны и понятны. Но наибольшее распространение получили любительские театры, т. к. роли можно было просто декламировать. Меньшее развитие получило музыкально-инструментальное и вокально-хоровое исполнительство, ибо для этого требовалось освоение не только музыкального языка, но и техники игры и академического стиля пения. Любительство в живописи также не получило массового распространения в связи с тем, что это авторское творчество и сопряжено с большими трудностями материального плана : 104 (холсты, кисти, краски), а также морального, т. к. предполагает индивидуальную ответственность за качество продуктов творчества. Что касается хореографии, то здесь и вовсе не было любительства. Причина в том, что язык хореографического искусства как высокого, ученого искусства классического танца был слишком сложен для освоения любителями. Они не были подготовлены к постановкам балетных спектаклей, поэтому дореволюционное любительство ограничилось театром, музыкой и изобразительным искусством. Любительский народный театр После падения крепостного права и коренных перемен во всех сферах жизни фольклорный театр, существовавший в условиях города и деревни, уже не мог полностью удовлетворить возросшие духовные и художественно-эстетические потребности народа. На этой основе зародился новый тип народного театра — это любительский народный театр. Название «народный» исследователи используют, чтобы подчеркнуть его отличие как театра рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции от любительских театров привилегированных слоев общества. Понятие «любительский» подчеркивает отличие от фольклорного театра эпохи феодализма, который был связан с устным народным творчеством, и театра городского «примитива», также вобравшего в себя фольклорные традиции и ориентировавшегося на формы западноевропейского театра, в котором более четкое разделение сценической площадки и зрителя. Отличие любительского театра прежде всего в репертуаре, который состоял из произведений профессиональной драматургии. Обращение к высокохудожественным и проникнутым духом народности произведениям Гоголя, Пушкина, Островского, Писемского и к пьесам мировой драмы коренным образом изменило характер актерского исполнения и силу воздействия на зрителя. Спектакли любительских народных театров, сохраняя самобытность, приближались по своим сценическим формам к профессиональному театру той эпохи, подражали ему в средствах выразительности. Другим отличием любительского народного театра от фольклорного является то, что появилась новая форма организации народного творчества — кружок. Эта форма соответствовала любительским кружкам привилегированных слоев общества. Но были различны цели и смысл этих объединений. В высших слоях общества любительский кружок являлся главным образом формой проведения досуга. Для низших слоев общества любительский кружок имел более глубокий социальный смысл, связанный с познанием художественной культуры и с развитием самосознания, а порой и с революционным рабочим движением. Приобщая миллионы людей к художественным ценностям, созданным человечеством, любительские народные театры пробуждали и развивали сознание трудящегося народа. Их появление во многом было подготовлено школьным театром, который был распространенным явлением и способствовал развитию, художественного сознания в области театра с детских лет и охватывал довольно широкие слои населения. Они развивались в тесной связи с одним из явлений профессионального театра того времени, специально созданного в расчете на обслуживание народного зрителя. Это были демократические театры для народа, очень разнородные по содержанию и характеру своей деятельности. Создавали их богатые меценаты, часто очень далекие от искусства и преследовавшие коммерческие цели. В репертуаре было много грубого, пошлого. Но встречались изредка и прогрессивные театры, использующие классический репертуар и ставящие просветительные цели. Широкую сеть таких театров для народа царское правительство создало в рамках «Попечительства о народной трезвости», который был во всех губерниях и возглавлял его граф Витте. Театры для народа финансировались государством и играли в них профессиональные актеры. Выступали они повсюду, где было большое скопление народа, но особенно в кафе, чтобы отвлечь от пьянства. Была и другая цель театров, созданных правительством — отвлечь от массовой борьбы и направить народное сознание в нужное русло, взять под свой контроль художественную деятельность широких трудящихся масс. Таким образом, театры для народа так или иначе участвовали в приобщении к искусству, формировали художественно-эстетические вкусы массового зрителя и во многом воздействовали на развитие любительских народных театров, на их репертуар. Любительский народный театр — театр, созданный самим народом, в котором актерами и зрителями были представители народа. Он прошел в своем развитии три периода, которые можно выделить условно. Хотя резкого разграничения между ними нет, ж> есть некоторые отличительные особенности. Первый период исследователи рассматривают с 1862 г хотя самый первый любительский театр возник еще в 20-е' годы XIX в. на Прохоровской мануфактуре в Москве и просуществовал до 40-х годов. В спектакле были заняты ученики фабричной школы. Но подобное явление было редким, 1чуть ли не единичным. Период же с 1862 г. связан с отменой крепостничества и появлением театров не только в городе, но и в деревне. К этому времени относятся первые попытки устройства театра крестьян. Летом 1862 г. писатель и переводчик С. А. Юрьев организовал крестьянский театр в своем имении Вос-кресенское Тверской губернии. Им были поставлены «Не так живи, как хочется» Островского, «Горькая судьбина» Писемского и комедия по сценарию самого Юрьева. Роли исполняли крестьяне, вход был бесплатным. В середине 80-х годов известный педагог Н. Ф. Бунаков вместе со своей женой в селе Петино Воронежской губернии создали также крестьянский любительский театр, просуществовавший 15 лет. Аналогичные театры под руководством учителей и врачей были в деревнях и других губерний — Вятской, Петербургской и т. д. В 1887 г. обер-прокурор святейшего синода К. П. Победоносцев писал Александру III: «Завелись уже театры и в селах». Но это был еще период зарождения, пробы сил, первых попыток создания любительских народных театров. Второй период с 1895 года связывают с началом проле-: тарского освободительного движения, когда развитие любительских народных театров значительно активизировалось. По документам на 1903 г. насчитывалось 170 народных театров, из них в столицах—12, в губернских городах—40, уездных городах — 55, в заштатных городах—7, в сельской местности — 56. Совершенно очевидно, что эти сведения неполные. Этот период является свидетельством того, что демократизация искусства театра была не досужей выдумкой интеллигенции, а объективной потребностью народа. Характерно и то, что любительский народный театр стал одним из главных средств приобщения неграмотной и полуграмотной массы народа к духовной культуре, пробуждения самосознания. Третий период с 1907 года характеризует движение любительских народных театров после первой русской революции и до 1917 года. Для него свойственно большее влияние сложившихся общественно-политических условий, когда воздействие оказывается с двух сторон — царского правительства, с одной стороны, и большевиков — с другой. Царское правительство стремилось взять театры под жесткий контроль, делало все, чтобы не допустить на сцену пьесы, имеющие хоть какой-то намек на социальную несправедливость, а также следило за тем, чтобы в спектаклях не участвовали политически неблагонадежные. Кроме того, предпринимались меры к тому, чтобы сократить размах движения народных театров даже в рамках «Попечительств о народной трезвости», которые ставили спектакли для народа. Были снижены их ассигнования на 20%. Но несмотря на это количество спектаклей не сокращалось и возникали все новые любительские театры, ставшие объектом пристального внимания большевиков. Если в предыдущие периоды на движение любительских народных театров оказывали влияние главным образом буржуазные просветители и либеральная интеллигенция, то в этот период все большее влияние на их деятельность оказывают большевистские организации, партийная печать и культурно-просветительные рабочие общества. Появляется тенденция политизации, стремления создать на основе любительских театральных кружков различные организации и общества со своими уставами. Не только любительские народные театры, но и демократические театры для народа рассматривались как возможность легального воздействия на трудящихся. Этот вопрос обсуждался на Пражской конференции РСДРП в 1912 г., газета «Правда» писала о художественных начинаниях, поисках и достижениях, ставила вопросы о дальнейшем развитии, функциях и задачах. А достижения любительских народных театров за эти три условных и переходящих друг в друга периода были немалые. И были они благодаря помощи и поддержке не только учителей и врачей, но и выдающихся деятелей литературы и искусства. Вопрос о народном театре волновал Л. Н. Толстого, активно участвовавшего в создании театров и их репертуара. Он заявлял, что народному театру доступны все художественные произведения, но в то же время считал необходимым создавать особые произведения для народа — откровенно назидательные, проникнутые нравственно-религиозным содержанием. В этом нашла отражение противоречивость его взглядов. Специльно для народного театра он написал комедию «Первый винокур», которая была поставлена в балаганном театре. Под влиянием изменившейся социально-художественной атмосферы балаганные театры также во многом стали использовать в своем репертуаре арлекинады и 108 Инсценировки классических произведений, заменив ими" устную народную драму и инсценировки рыцарских романов. В создании любительских народных театров принимал участие и А. М. Горький. Он организовал крестьянский театр на Украине летом 1897 и 1898 годов, был в качестве режиссера и актера. В 1902 г. сделал попытку организовать в Тифлисе передвижной народный театр для обслуживания зрителей аулов, в 1903 г. создал народный дом с театром в Нижнем Новгороде. По инициативе К. С. Станиславского на золотокани-тельной фабрике, одним из директоров и владельцев которой он являлся, был создан любительский театр. Было пон строено даже специальное театральное здание. Внимательно следил он и за крестьянским театром, который был организован его сестрой в селе Никольском Воронежской губернии. Не остались в стороне от деятельности любительских народных театров и другие деятели культуры, благодаря которым за короткий период они достигли своего расцвета. Но было у них и немало трудностей, прежде всего материальных— это отсутствие помещений, декораций, костюмов, реквизита. Большинство любительских народных театров существовало на скудные средства самих участников, просветительных обществ, местных помещиков. Спектакли устраивали в трактирах, сараях, палатках и других временно приспособленных помещениях. Костюмы собирали по дворам, брали друг у друга, перешивали; в качестве парика, бороды «усов использовали паклю, а вместо грима — сажу, свеклу и т. д. Задачу снабжения народных театров различными материалами— пьесами, декорациями, костюмами, гримом, осветительными приборами частично выполняла «Секция содействия устройству фабричных, деревенских и школьных театров» при «Обществе народных университетов». Участником, а потом и главой этой секции был художник В. Д. Поленов, который последние годы жизни посвятил народному театру и вовлек в эту работу всех своих друзей художников и других деятелей искусства. Благодаря его усилиям в 1915 году было построено специальное помещение, которое впоследствии получило название «Дом им. академика В. Д. Поленова». Но среди художественной интеллигенции были и противники любительских театров. Они считали, что любительский дилетантизм — это лишь суррогат искусства и потому нежелателен. Отношение царского правительства к любительским народным театрам было двойственным. Наиболее реакционные круги опасались культуры и просвещения народа, поэтому нередки были случаи, когда применялись административные меры, чтобы затормозить, задержать развитие театров. Под разным предлогом запрещали спектакли, изымали единственные экземпляры. Особенно жесткой была цензура на национальных окраинах в отношении пьес на языках народов. Но в то же время правительство понимало, что театр можно использовать для отвлечения народа от политики и развития сознания в нужном направлении. Свидетельством такой двойственности явилась деятельность «Попечительств о народной трезвости» по развитию театров для народа. Несмотря на большие трудности, множество противоречивых мнений и отношений, при своем порой очень низком и примитивном художественно-исполнительском уровне любительские народные театры выполняли задачу огромного культурного значения. Они удовлетворяли и развивали эстетические потребности и способности самих участников, знакомили с произведениями классической драматургии миллионы рабочих и крестьян, расширив круг людей, причастных к искусству. Они открыли много природно одаренных, талантливых людей, которые потом пришли в профессиональный театр. Таким образом, любительский народный театр как наследник фольклорного и предшественник советского самодеятельного театра, детище своего времени, успешно справился со своими задачами и подготовил почву для развития нового явления в народном художественном творчестве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.172 (0.009 с.) |