Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любительское хоровое исполнительство

Поиск

Наряду с театральным любительством в народе довольно широкое распространение в XIX в. получает любительство в области вокально-хорового исполнительства. К этому време­ни высокого уровня достигло профессиональное хоровое пе­ние, которое зародилось в церкви в связи с введением хри­стианства. Существовали специальные школы обучения пе­нию, хоры принимали участие в церковных службах, в опер­ных постановках и пышных дворцовых увеселениях. Еще в XVII в. появились первые хоровые композиторы, среди них — Д. С. Бортнянокий.

Развитие профессионального хорового исполнительства послужило основой для широкого развития в XVII-—XVIII веках хоров, содержащихся частным образом любителями хорового пения, меценатами из дворян, бояр, князей. Большой популярностью пользовались хор Дубенокого, капелла графа Шереметева и хор князя Ю. Н. Голицына, который сам управлял своим хором. Таким образом, хоровое люби­тельство среди высших кругов общества было достаточно распространенным явлением. Были уже хоры и в учебных

заведениях.

Все это привело к тому, что в благоприятных условиях отмены крепостного права, большей свободы личности, а зна­чит, и большей творческой свободы как в деревне, так и в городе вокально-хоровое любительство появилось и в на­роде. В XIX в. значительно возросло количество частных хо­ров, которые содержались в большинстве своем представи-теляхми средних сословий города, прежде всего богатым ку­печеством. Они не отличались высоким качеством исполне­ния и художественным вкусом, но сыграли немалую роль в художественном просвещении, т. к. были более доступны для широкой массы народа. Лучшими были в Москве капелла Губонина, хор Васильева, чаеторговца Перлова и других. В Петербурге большой известностью пользовался Почтамтский хор. Кроме столичных хоры были в Нижнем Новгороде, в Пензе и других городах.

В этот период появился и первый частный крестьянский хор. Народный хор из крестьян Ярославской губернии был создан И. Е. Молчановым. Хор давал концерты в различных городах, стал профессиональным и пользовался широкой популярностью. Впоследствии многие участники сами стали руководителями народных хоров.

Широко были распространены цыганские народные хоры. В течение XVIII—XIX веков их возглавляли представители фамилии Соколовых. Их пением восторгались Державин, Пушкин, Островский, Герцен, Толстой, Шаляпин.

Все эти частные профессиональные или полупрофессио­нальные хоры по значимости можно поставить в один ряд с демократическими театрами для народа. И те, и другие осуществляли широкое музыкально-хоровое просвещение на­рода. Певцами в них были в одних случаях наиболее та­лантливые крестьяне (крепостные или свободные), в дру­гих — представители городского люда, которые, чаще всего, ничем более не занимались и пением зарабатывали себе на жизнь.

В этот период складывались и демократические формы коллективного любительского народного вокально-хорового творчества. Они создавались представителями художествен­ной интеллигенции и служили удовлетворению и'развитию музыкально-эстетических потребностей и вкусов низших слоев города и деревни. Это те формы, которые можно считать предшественником и прообразом советской хоровой самодея­тельности. Они развивались в трех направлениях.

Первое направление связано с освоением профессиональ­ной музыкальной культуры, се языка, классического репер­туара и академического вокально-певческого стиля. Широ­кое распространение в этом направлении получили студен­ческие хоры. Высокого уровня исполнительского мастерства достигли хоры МГУ, народной консерватории, университета им. Шанявского и другие. Благодаря множеству форм музы­кального просвещения и образования представители трудя­щихся масс впервые получили возможность познакомиться с шедеврами русской и мировой оперно-хоровой музыки.

С целью демократизации музыкальной культуры были созданы многообразные бесплатные народнонпевческие и музыкально-хоровые классы, курсы певческой грамоты, хо­ровые общества, народные консерватории. Значительную роль в этом движении музыкантов для народа сыграла бес­платная музыкальная школа в Петербурге, где занимались в свободное от работы время рабочие, ремесленники, слу­жащие и студенты. Занятия вели многие выдающиеся музы­канты: М. Я- Балакирев, Г. Я- Ломакин, Римский-Корсаков. Наиболее ярким явлением в истории этой школы было соз­дание хора и симфонического оркестра. Любительский хор под управлением Г. Я. Ломакина исполнял сложнейшие про­изведения классики и за короткий период стал популярным. За годы своего существования школа распространяла музы­кально-хоровые знания среди широких слоев населения, подготовила учителей пения и хормейстеров. Деятельность этой и других подобных школ — это пример беззаветного служения профессиональных музыкантов народу в деле раз­вития любительского хорового творчества, воспитания певцов и слушателей.

Демократическая традиция превращения любительства для себя в любительство для всех нашла яркое отражение в деятельности многих любительских хоров. Своеобразным был хор под руководством талантливого самородка И. И. Юхова. Он организовал хор из членов своей семьи, рабочих Мытищенского завода и Щелковской фабрики. Коллектив просуществовал 42 года, состоял из народных талантов, истинных любителей пения.

Высокой культурой и техникой исполнения выделялся любительский хор Пречистипских рабочих курсов в Москве под руководством В. А. Булычева. Он отличался тем, что сочетал пропаганду лучших образцов хоровой классики с распространением рабочей песни. Пречистенские рабочие курсы не были музыкальными курсами. Это были курсы об­щего образования, рабочий университет, где вели занятия многие выдающиеся ученые, в т. ч. И. М. Сеченов. Но здесь были созданы и любительские кружки: драматический, хоро­вой, инструментальный (народных инструментов). Наиболь­шую популярность приобрел хор, который стал творческим коллективом, не уступающим в исполнительском мастерстве профессиональному пению. Из любительского кружка об­разовалась настоящая хоровая капелла. Танеев посвятил хору один из лучших своих хоровых циклов из 12-ти хоров акапелл на слова Л. Полонского.

Образцом музыкально-хорового просветительства в про­винции была деятельность А. Д. Городцова. Работал он главным образом в Перми и Пермской губернии, возглав­лял «Попечительство о народной трезвости», в рамках кото­рого осуществлял просветительством Прекрасный оперный пе­вец, он посвятил свою жизнь музыкальному просвещению народа, организовал сотни хоров не только в городах, но и в селах, поставил с крестьянами оперу «Иван Сусанин». Систематически проводил курсы по подготовке руководи­телей-хормейстеров и повышению их квалификации, где про­шли обучение около 2 тыс. человек. А. Д. Городцов изда­вал хоровые сборники из произведений классики и народ­ных песен. Б. В. Асафьев писал, что «усилиями таких деяте­лей, как Александр Дмитриевич, создавались областные гнезда певческо-хоровой культуры».

Второе направление развития хорового любительства бы­ло связано с распространением и популяризацией лучших образцов фольклорной песни. Большой интерес в этом пла­не представляет деятельность талантливого певца и собира­теля русских народных песен П. Г. Яркова.

Интересна и оригинальна деятельность по развитию на­родного хорового любительства М. Е. Пятницкого, основа­теля крестьянского хора, талантливого самородка с хорошим голосом. Он родился в Воронежской губернии и вырос среди народных песен, с детства полюбил их, на всю жизнь сохра­нил память об их глубокой проникновенности, собирал на­родные песни и на свои средства издавал сборники, был участником всех этнографических концертов, выступал на эстрадах и завоевал славу исполнителя народных песен.

Но наиболее впечатляющим в его деятельности было создание хора из крестьян Воронежской, Рязанской, Смо­ленской губерний и организация нескольких ежегодных кон­цертов, которые требовали массу энергии и изобретатель-


ности, чтобы преодолеть материальные трудности и снова привезти в Москву участников хора.

М. Е. Пятницкий заботился о сохранении народно-пев­ческой манеры во всей ее чистоте. Песни исполнялись груп­пами и вызвали большой интерес слушателей. Украшени­ем концертов была 70-летняя Аринушка Колобаева с дву­мя дочерьми.

Концерты крестьянского хора явились крупным событи­ем музыкальной жизни, хотя М. Е. Пятницкий и не был единственным пропагандистом народной песни. Их пел Ша­ляпин, появилась Федосова. Но крестьянские концерты не были тогда доступны широкому кругу слушателей, не выз­вали они должного отклика и среди музыкантов. М. Е. Пятницкий остался одиноким в своих начинаниях. Тем не менее, его начинания имели большую значимость, так как представили фольклорную песню на качественно новом уровне. Исполнители-любители народной крестьянской песни собирались вместе, в кружковой форме репетировали и по­казывали свое искусство на сцене. А песня звучала не в своей привычной среде функционирования, где неотделима от жизни и быта. Она заявила о своем праве на относитель­но самостоятельное существование с возможной формой кон-цертно-хорового исполнительства. Концерты любителей-крестьян способствовали привлечению внимания широкой общественности к фольклору.

Третье направление хорового любительства было связано с революционным подъемом, который способствовал разви­тию массового пения революционных песен и гимнов. Осо­бенно популярными были «Марсельеза» и «Интернационал». Их пели в перерывах между занятиями в рабочих круж­ках, на сходках рабочих обществ и организаций, во время маевок и других массовых выступлений. Это было пение пролетарских песен об освобождении, песен, которые звали к борьбе и способствовали развитию политического само­сознания.

Таким образом, любительство получило развитие и в об­ласти музыкально-хоровой культуры. Но оно не было столь распространенным явлением, как любительский народный театр. Основная причина в том, что роль в пьесе достаточ­но было просто декламировать, а освоение классики хоровой музыки требовало знания музыкального языка и квалифи­цированного руководства. Это вносило определенные слож­ности. Но, тем не менее, любительство академическое и на­родное хоровое исполнительство крепло и ширилось благо­даря помощи прогрессивной музыкальной интеллигенции, хотя и встречало на своем пути множество трудностей ма­териального характера.

Это новое явление в народном художественном творче­стве пришло на смену фольклорным формам хорового пе­ния в соответствии с требованиями времени и потребностями людей. Оно выполняло миссию хорового просвещения и обра­зования художественно неграмотного народа и в то же вре­мя обратило внимание городской общественности на сокро­вищницу народной культуры, отшлифованной и выкристал­лизованной на протяжении многих веков. Дореволюционное любительство подготовило почву для развития советской хо­ровой самодеятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.78 (0.008 с.)