Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Любительское хоровое исполнительствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наряду с театральным любительством в народе довольно широкое распространение в XIX в. получает любительство в области вокально-хорового исполнительства. К этому времени высокого уровня достигло профессиональное хоровое пение, которое зародилось в церкви в связи с введением христианства. Существовали специальные школы обучения пению, хоры принимали участие в церковных службах, в оперных постановках и пышных дворцовых увеселениях. Еще в XVII в. появились первые хоровые композиторы, среди них — Д. С. Бортнянокий. Развитие профессионального хорового исполнительства послужило основой для широкого развития в XVII-—XVIII веках хоров, содержащихся частным образом любителями хорового пения, меценатами из дворян, бояр, князей. Большой популярностью пользовались хор Дубенокого, капелла графа Шереметева и хор князя Ю. Н. Голицына, который сам управлял своим хором. Таким образом, хоровое любительство среди высших кругов общества было достаточно распространенным явлением. Были уже хоры и в учебных заведениях. Все это привело к тому, что в благоприятных условиях отмены крепостного права, большей свободы личности, а значит, и большей творческой свободы как в деревне, так и в городе вокально-хоровое любительство появилось и в народе. В XIX в. значительно возросло количество частных хоров, которые содержались в большинстве своем представи-теляхми средних сословий города, прежде всего богатым купечеством. Они не отличались высоким качеством исполнения и художественным вкусом, но сыграли немалую роль в художественном просвещении, т. к. были более доступны для широкой массы народа. Лучшими были в Москве капелла Губонина, хор Васильева, чаеторговца Перлова и других. В Петербурге большой известностью пользовался Почтамтский хор. Кроме столичных хоры были в Нижнем Новгороде, в Пензе и других городах. В этот период появился и первый частный крестьянский хор. Народный хор из крестьян Ярославской губернии был создан И. Е. Молчановым. Хор давал концерты в различных городах, стал профессиональным и пользовался широкой популярностью. Впоследствии многие участники сами стали руководителями народных хоров. Широко были распространены цыганские народные хоры. В течение XVIII—XIX веков их возглавляли представители фамилии Соколовых. Их пением восторгались Державин, Пушкин, Островский, Герцен, Толстой, Шаляпин. Все эти частные профессиональные или полупрофессиональные хоры по значимости можно поставить в один ряд с демократическими театрами для народа. И те, и другие осуществляли широкое музыкально-хоровое просвещение народа. Певцами в них были в одних случаях наиболее талантливые крестьяне (крепостные или свободные), в других — представители городского люда, которые, чаще всего, ничем более не занимались и пением зарабатывали себе на жизнь. В этот период складывались и демократические формы коллективного любительского народного вокально-хорового творчества. Они создавались представителями художественной интеллигенции и служили удовлетворению и'развитию музыкально-эстетических потребностей и вкусов низших слоев города и деревни. Это те формы, которые можно считать предшественником и прообразом советской хоровой самодеятельности. Они развивались в трех направлениях. Первое направление связано с освоением профессиональной музыкальной культуры, се языка, классического репертуара и академического вокально-певческого стиля. Широкое распространение в этом направлении получили студенческие хоры. Высокого уровня исполнительского мастерства достигли хоры МГУ, народной консерватории, университета им. Шанявского и другие. Благодаря множеству форм музыкального просвещения и образования представители трудящихся масс впервые получили возможность познакомиться с шедеврами русской и мировой оперно-хоровой музыки. С целью демократизации музыкальной культуры были созданы многообразные бесплатные народнонпевческие и музыкально-хоровые классы, курсы певческой грамоты, хоровые общества, народные консерватории. Значительную роль в этом движении музыкантов для народа сыграла бесплатная музыкальная школа в Петербурге, где занимались в свободное от работы время рабочие, ремесленники, служащие и студенты. Занятия вели многие выдающиеся музыканты: М. Я- Балакирев, Г. Я- Ломакин, Римский-Корсаков. Наиболее ярким явлением в истории этой школы было создание хора и симфонического оркестра. Любительский хор под управлением Г. Я. Ломакина исполнял сложнейшие произведения классики и за короткий период стал популярным. За годы своего существования школа распространяла музыкально-хоровые знания среди широких слоев населения, подготовила учителей пения и хормейстеров. Деятельность этой и других подобных школ — это пример беззаветного служения профессиональных музыкантов народу в деле развития любительского хорового творчества, воспитания певцов и слушателей. Демократическая традиция превращения любительства для себя в любительство для всех нашла яркое отражение в деятельности многих любительских хоров. Своеобразным был хор под руководством талантливого самородка И. И. Юхова. Он организовал хор из членов своей семьи, рабочих Мытищенского завода и Щелковской фабрики. Коллектив просуществовал 42 года, состоял из народных талантов, истинных любителей пения. Высокой культурой и техникой исполнения выделялся любительский хор Пречистипских рабочих курсов в Москве под руководством В. А. Булычева. Он отличался тем, что сочетал пропаганду лучших образцов хоровой классики с распространением рабочей песни. Пречистенские рабочие курсы не были музыкальными курсами. Это были курсы общего образования, рабочий университет, где вели занятия многие выдающиеся ученые, в т. ч. И. М. Сеченов. Но здесь были созданы и любительские кружки: драматический, хоровой, инструментальный (народных инструментов). Наибольшую популярность приобрел хор, который стал творческим коллективом, не уступающим в исполнительском мастерстве профессиональному пению. Из любительского кружка образовалась настоящая хоровая капелла. Танеев посвятил хору один из лучших своих хоровых циклов из 12-ти хоров акапелл на слова Л. Полонского. Образцом музыкально-хорового просветительства в провинции была деятельность А. Д. Городцова. Работал он главным образом в Перми и Пермской губернии, возглавлял «Попечительство о народной трезвости», в рамках которого осуществлял просветительством Прекрасный оперный певец, он посвятил свою жизнь музыкальному просвещению народа, организовал сотни хоров не только в городах, но и в селах, поставил с крестьянами оперу «Иван Сусанин». Систематически проводил курсы по подготовке руководителей-хормейстеров и повышению их квалификации, где прошли обучение около 2 тыс. человек. А. Д. Городцов издавал хоровые сборники из произведений классики и народных песен. Б. В. Асафьев писал, что «усилиями таких деятелей, как Александр Дмитриевич, создавались областные гнезда певческо-хоровой культуры». Второе направление развития хорового любительства было связано с распространением и популяризацией лучших образцов фольклорной песни. Большой интерес в этом плане представляет деятельность талантливого певца и собирателя русских народных песен П. Г. Яркова. Интересна и оригинальна деятельность по развитию народного хорового любительства М. Е. Пятницкого, основателя крестьянского хора, талантливого самородка с хорошим голосом. Он родился в Воронежской губернии и вырос среди народных песен, с детства полюбил их, на всю жизнь сохранил память об их глубокой проникновенности, собирал народные песни и на свои средства издавал сборники, был участником всех этнографических концертов, выступал на эстрадах и завоевал славу исполнителя народных песен. Но наиболее впечатляющим в его деятельности было создание хора из крестьян Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний и организация нескольких ежегодных концертов, которые требовали массу энергии и изобретатель- ности, чтобы преодолеть материальные трудности и снова привезти в Москву участников хора. М. Е. Пятницкий заботился о сохранении народно-певческой манеры во всей ее чистоте. Песни исполнялись группами и вызвали большой интерес слушателей. Украшением концертов была 70-летняя Аринушка Колобаева с двумя дочерьми. Концерты крестьянского хора явились крупным событием музыкальной жизни, хотя М. Е. Пятницкий и не был единственным пропагандистом народной песни. Их пел Шаляпин, появилась Федосова. Но крестьянские концерты не были тогда доступны широкому кругу слушателей, не вызвали они должного отклика и среди музыкантов. М. Е. Пятницкий остался одиноким в своих начинаниях. Тем не менее, его начинания имели большую значимость, так как представили фольклорную песню на качественно новом уровне. Исполнители-любители народной крестьянской песни собирались вместе, в кружковой форме репетировали и показывали свое искусство на сцене. А песня звучала не в своей привычной среде функционирования, где неотделима от жизни и быта. Она заявила о своем праве на относительно самостоятельное существование с возможной формой кон-цертно-хорового исполнительства. Концерты любителей-крестьян способствовали привлечению внимания широкой общественности к фольклору. Третье направление хорового любительства было связано с революционным подъемом, который способствовал развитию массового пения революционных песен и гимнов. Особенно популярными были «Марсельеза» и «Интернационал». Их пели в перерывах между занятиями в рабочих кружках, на сходках рабочих обществ и организаций, во время маевок и других массовых выступлений. Это было пение пролетарских песен об освобождении, песен, которые звали к борьбе и способствовали развитию политического самосознания. Таким образом, любительство получило развитие и в области музыкально-хоровой культуры. Но оно не было столь распространенным явлением, как любительский народный театр. Основная причина в том, что роль в пьесе достаточно было просто декламировать, а освоение классики хоровой музыки требовало знания музыкального языка и квалифицированного руководства. Это вносило определенные сложности. Но, тем не менее, любительство академическое и народное хоровое исполнительство крепло и ширилось благодаря помощи прогрессивной музыкальной интеллигенции, хотя и встречало на своем пути множество трудностей материального характера. Это новое явление в народном художественном творчестве пришло на смену фольклорным формам хорового пения в соответствии с требованиями времени и потребностями людей. Оно выполняло миссию хорового просвещения и образования художественно неграмотного народа и в то же время обратило внимание городской общественности на сокровищницу народной культуры, отшлифованной и выкристаллизованной на протяжении многих веков. Дореволюционное любительство подготовило почву для развития советской хоровой самодеятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.78 (0.008 с.) |