Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Любительское музыкальное исполнительство на народных инструментахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Музыкальное исполнительство на народных инструментах еще в XVII веке достигло своего расцвета, которое во многом было подготовлено музыкантами-скоморохами, профессионалами из народа. Они не исчезли и после издания указа 1648 года, повлекшего за собой разгром и изгнание скоморошества, несмотря ни на что выстоявшего, но переродившегося в другие формы. Царский двор, боярская и княжеская верхушка держала у себя профессионалов-музыкантов, по сути тех же скоморохов. А у таких бояр, как Матвеев и Романов, были созданы первоклассные для своего времени инструментальные капеллы, участники которых играли на разных инструментах. Домашняя капелла Матвеева принимала участие в постановках первого Московского придворного театра (1672— 1676 гг.). Музыканты, играющие на народных инструментах, были и в Государевой Потешной палате, сведения о которой относятся к концу XVII—началу XVIII вв. Здесь производилась игра как на русских, так и на западноевропейских музыкальных инструментах. Сохранились и имена некоторых музыкантов. Предполагается, что именно здесь получило развитие ансамблевое и оркестровое исполнительство. В этот период были сконструированы семейства домр и гудков разной величины, наряду с обычной сурной появилась сурна малая и еуренка, были созданы прямоугольные гусли. Потешная палата располагала не только первоклассными исполнителями, но и лучшими мастерами музыкальных инструментов. Гибель архивов лишила возможности получить действительное представление о высотах художественного ис полнительства, которое было достигнуто в этом крупнейшем учреждении музыкально-театрального искусства Руси. Все это во многом подготовило условия для появления в XIX в. любительского исполнительства. Но не только это. В значительной степени явление любительства в данном жанре было связано с особенностями бытования народных инструментов. В XVIII в. продолжали еще бытовать в народе сопель, свирель, кувиклы, жалейка, волынка, гудок, пастушеские рога, рожки и трубы, гусли крыловидные и шлемовидные, колесная лира, бандурка. В городской и усадебный музыкальный быт входили столообразные гусли, которые ранее были привилегией царского и княжеского двора, хотя и были созданы руками народных мастеров и играли на нем выходцы из народа. Но с разгромом скоморошества ушла из шпрокой практики домра, а ко второй половине XVIII в. и вовсе стерлась из памяти народной. Самыми же популярными были гусли, гудок и волынка. Но в XIX в. в связи с утверждением гомофонно-гар-монического склада исчезли из быта гусли, гудок, волынка и ряд других древнерусских инструментов. Не сохранились даже нотные записи, а память о них сохранили народные песни, былины. Они жили в быту и развивались до тех пор, пока распевали исторические песни, пока живо было искусство протяжной песни, пока не появились частые песни и быстрые танцы и приспособленные для их исполнения новые музыкальные инструменты. Любительство в инструментальном исполнительстве развивалось не только на основе инструментов, существовавших в народном быту, но и тех, которые ушли из широкой практики и хранились у отдельных любителей. Это было как ансамблевое исполнительство (коллективное любительство), так и сольное, как проявление индивидуального любительства. Исполнение отдельных любителей было на высоком профессиональном уровне. Особенность развития любительского исполнительства на народных инструментах состояла в том, что этот жанр был связан не только с освоением классического репертуара, который порой ничем не отличался от репертуара симфонического оркестра, но и с пропагандой и популяризацией подлинно народной музыкальной культуры среди широких слоев общественности. В это*м как нельзя лучше проявилась взаимосвязь двух культур — профессиональной и народной. Впервые любители-исполнители продемонстрировали возможности народных инструментов широкой публике и открыли сокровищницу народной музыки, заставив своим творчеством обратить внимание на народную культуру. Первоклассным, непревзойденным по исполнительскому мастерству, искусству разработки тем и импровизации был рожечный ансамбль, руководимый Н. В. Кондратьевым. Это был хор владимирских рожечников, который возник в конце XIX века. Но начало этому хору положили деды и прадеды, которые пасли скот. Именно в среде пастухов веками развивалось искусство игры на духовых инструментах. Помимо одиночной использовалась игра пастухов на рожках ансамблями, или «хорами». Отдельные любители довели искусство до высокого совершенства сценического исполнительства, образцом которого и был хор владимирских па>-стухов-рожечников. Ансамбль просуществовал более 40 лет, удивляя своим искусством. Он выступал в Москве, Петербурге и в других городах, совершил гастрольную поездку на Всемирную выставку в Париж. Его игрой восхищался А. П. Бородин, давший высокую оценку игре и подчеркнувший народность музыки, которая «сплошь в церковных тонах». Выступления ансамбля слышал и А. М. Горький, давший ему также высокую оценку. В этот период была развита и ансамблевая игра ка жалейках, часто сопровождавшая хоровое пение. Широко были распространены роговые оркестры, но главным образом благодаря любителям из крупнопоместного дворянства, располагавшего большим числом крепостных,.из которых можно было набрать музыкантов. Репертуар их ничем не отличался от симфонического оркестра, и они достигли высокого мастерства, но уже в 30-х годах XIX века вышли из употребления. В исполнительской технике рогового оркестра бы." с большое сходство с народным ансамблем кувикл и кувичек (две—три —пять трубочек). Продолжали жить у отдельных любителей и ушедшие из повседневного быта народа гусли. Преподавали гусли в бесплатных классах «Попечительства о народной трезвости», были и ансамбли гусляров. Большой интерес представлял хор гдовских гусляров, созданный О. У. Смоленским, который с детских лет научился мастерить гусли и по праздникам своей игрой веселил деревенскую молодежь, продолжал играть и в Петербурге в свободное от тяжелой работы кочегара время. Здесь он и создал трио гусляров, научив играть водопроводчика и соседа сапожника. Трио выступало в балаганах, на сцене Петровского парка и Народного дома. Позже Смоленский создал хор жалеечников, вскоре объединил гусли с жалейками и таким образом возник ансамбль, именуемый Народным хором гдовских гусляров. Любительский ансамбль много выступал, пропагандируя народную музыкальную культуру. Он принимал участие в благотворительных концертах, в различных театрализованных мероприятиях, выступал самостоятельно и с солистами. Любительство развивалось и на основе вновь созданных народных инструментов. Огромное распространение в этот период получила балалайка, которая взяла на себя роль вышедших из практики гуслей. Она применялась повсюду: в хороводных играх, сопровождала песий, пляски, развлекала молодежь на посиделках. На балалайке играла деревенская молодежь, но еще больше — городской и усадебный служивый люд (лакеи, кучера, приказчики). Сегодня трудно сказать, деревенская или городская музыкальная культура больше явилась почвой для развития инструмента. Очевидно одно, что это был простонародный инструмент и привилегированное общество относилось к нему с презрением, называя «плебейским». Но несмотря на это среди исполнителей на балалайке были не только музыканты-любители из народа. Блестяще владели этим инструментом выдающиеся русские скрипачи И. Е. Хандошкин и И. Яблочкин, виртуозом был М. Г. Хрупов, композитор и дирижер В. И. Радивилов и другие. Музыканты исполнители и мастера постепенно усовершенствовали ее и довели до уровня концертного инструмента. Было много балалаечников-любителей в различных губерниях, и они представляли различные слои населения (крестьян, помещиков, средних и низших слоев горожан). Образцом преданного служения пропаганде народной музыкальной культуры и исполнительства на балалайке является деятельность В. В. Андреева. Будучи скрипачом, он не только стал непревзойденным исполнителем на балалайке, но и усовершенствовал ее конструкцию и создал кружок любителей игры на балалайке, который впоследствии вырос в домрово-балалаечный оркестр, а затем — в Великорусский оркестр. Созданный на основе любительства, оркестр гармонично соединил в себе новый народный инструмент своей эпохи— балалайку и вышедший из широкой практики, неупоминав-шийся нигде почти два века инструмент скоморохов—домру. Здесь обрели вторую жизнь духовые народные инструмен-гы, ударные, а также гусли. Незаменимыми помощниками 118 Андреева были композитор Фомин и мастер по изготовлению инструментов Налимов. Со дня своего рождения, 20 марта 1888 г., оркестр много выступал в разных городах, давал благотворительные концерты. В его репертуаре была не только народная музыка, но и произведения классики. Оркестр приобрел большую популярность не только в России, но и за ее пределами — во Франции, Германии, Америке, Англии. В различных странах создавались подобные ансамбли и открывались классы балалайки в консерваториях. Еще одним новым инструментом, появившимся в XIX в., но чуть позже балалайки, была гармоника. Она очень быстро получила повсеместное распространение, в некоторых губерниях вытеснила даже балалайку и жалейку. Инструмент особенно полюбился молодежи благодаря тому, что располагал готовыми аккордами в басу, заменял сразу несколько одноголосных инструментов в сопровождении частушек и танцев, издавал громкий звук, был дешевым, портативным, удобным, легким, а в конструкции были заложены возможности для усовершенствования. Новый инструмент определил и развитие любительства. Появились талантливые исполнители и мастера-изобретатели, стали возникать формы ансамблевой игры (дуэты, трио), появились и оркестры гармонистов. Одним из известнейших стал любительский кружок, созданный музыкантом-самоучкой Н. И. Белобородовым, который с детских лет играл на гармошке, усовершенствовал инструмент так, что стали доступны для игры многие произведения классики и возможна совместная форма исполнения. Любительский коллектив возник на основе трио в составе самого Н. Белобородова и двух его дочерей. Вскоре он вырос до 16-ти человек и просуществовал 15 лет с 1897 года. В репертуаре были не только народные песни, но и классика. Оркестр выезжал с концертами, часто с благотворительной целью, нередко вырученные деньги поступали в фонд детских домов, большая часть раздавалась оркестрантам-любителям, которые вынуждены были оставлять свою работу. Деятельность оркестра — это еще один образец преданного служения любителей пропаганде и популяризации как народной, так и классической музыки. В общем русле демократизации художественной культуры в развитии любительского исполнительства на народных инструментах использовались и другие формы. Игре на народных инструментах обучали в бесплатных школах и классах, в Пречистинских рабочих курсах, в Попечительствах о-народной трезвости и других. А в Туле В. П. Хегстрем, ученик П. Белобородова, организовал «Первое Российское общество любителей игры на хроматических гармониках», которое занималось распространением гармоники и повышением музыкальной культуры населения. Любительство в области исполнительства на народных инструментах не было явлением массовым и распространенным, хотя сами инструменты широко использовались в жизни и быту народа. Это обусловлено тем, что для концертного исполнительства необходимо высокое мастерство, что не было доступно всем. Многие ансамбли поэтому, выполнив свою миссию художественного просвещения, ушли в прошлое, не оставив о себе памяти. Руководителями и организаторами кружков любителей нередко оказывались профессиональные музыканты, но чаще всего это были выходцы из деревни, сами любители-самородки, музыканты я самоучки, посвятившие свою жизнь народному искусству и художественному просвещению через классическую музыкальную культуру. Созданные ими кружки осуществляли свою деятельность благодаря энтузиазму любителей. Часто оказывались в трудном материальном положении и жертвовали своими скромными сбережениями ради общего дела. Ярким примером может быть то, что ради продолжения концертов оркестра гармонистов Н. Белобо-родов заложил свой дом. Примечательно и то, что благодаря выступлениям ансамблей народных инструментов и Великорусского оркестра на Всемирной выставке в Париже, а также с различными концертами в других городах русские народные инструменты стали популярными во многих странах. В некоторых из них были открыты классы по обучению игре на балалайке, созданы оркестры и ансамбли. Например, турецкий шах создал оркестр по типу Андреевского, в то же время финансировал Великорусский оркестр. Многие национальные инструменты Востока построены по типу балалайки, которая была особенно любимой и популярной в Осетии. Таким образом, несмотря на все трудности русские народные инструменты приобрели популярность не только в России, но и за рубежом, любительское исполнительство развивалось и подготовило почву для появления в дальнейшем художественной самодеятельности в области оркестрового исполнительства в советский период. ГЛАВА VI СОВЕТСКАЯ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.009 с.) |