Любительское музыкальное исполнительство на народных инструментах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любительское музыкальное исполнительство на народных инструментах



Музыкальное исполнительство на народных инструментах еще в XVII веке достигло своего расцвета, которое во мно­гом было подготовлено музыкантами-скоморохами, профес­сионалами из народа. Они не исчезли и после издания ука­за 1648 года, повлекшего за собой разгром и изгнание ско­морошества, несмотря ни на что выстоявшего, но переро­дившегося в другие формы.

Царский двор, боярская и княжеская верхушка держала у себя профессионалов-музыкантов, по сути тех же скомо­рохов. А у таких бояр, как Матвеев и Романов, были соз­даны первоклассные для своего времени инструментальные капеллы, участники которых играли на разных инструмен­тах. Домашняя капелла Матвеева принимала участие в по­становках первого Московского придворного театра (1672— 1676 гг.).

Музыканты, играющие на народных инструментах, были и в Государевой Потешной палате, сведения о которой от­носятся к концу XVII—началу XVIII вв. Здесь производилась игра как на русских, так и на западноевропейских музы­кальных инструментах. Сохранились и имена некоторых му­зыкантов. Предполагается, что именно здесь получило раз­витие ансамблевое и оркестровое исполнительство. В этот период были сконструированы семейства домр и гудков раз­ной величины, наряду с обычной сурной появилась сурна малая и еуренка, были созданы прямоугольные гусли. По­тешная палата располагала не только первоклассными ис­полнителями, но и лучшими мастерами музыкальных инст­рументов. Гибель архивов лишила возможности получить дей­ствительное представление о высотах художественного ис полнительства, которое было достигнуто в этом крупней­шем учреждении музыкально-театрального искусства Руси. Все это во многом подготовило условия для появления в XIX в. любительского исполнительства. Но не только это. В значительной степени явление любительства в данном жанре было связано с особенностями бытования народных инструментов. В XVIII в. продолжали еще бытовать в на­роде сопель, свирель, кувиклы, жалейка, волынка, гудок, пастушеские рога, рожки и трубы, гусли крыловидные и шлемовидные, колесная лира, бандурка. В городской и уса­дебный музыкальный быт входили столообразные гусли, ко­торые ранее были привилегией царского и княжеского дво­ра, хотя и были созданы руками народных мастеров и иг­рали на нем выходцы из народа. Но с разгромом скоморо­шества ушла из шпрокой практики домра, а ко второй по­ловине XVIII в. и вовсе стерлась из памяти народной. Са­мыми же популярными были гусли, гудок и волынка.

Но в XIX в. в связи с утверждением гомофонно-гар-монического склада исчезли из быта гусли, гудок, волынка и ряд других древнерусских инструментов. Не сохранились даже нотные записи, а память о них сохранили народные песни, былины. Они жили в быту и развивались до тех пор, пока распевали исторические песни, пока живо было ис­кусство протяжной песни, пока не появились частые песни и быстрые танцы и приспособленные для их исполнения но­вые музыкальные инструменты.

Любительство в инструментальном исполнительстве раз­вивалось не только на основе инструментов, существовав­ших в народном быту, но и тех, которые ушли из широкой практики и хранились у отдельных любителей. Это было как ансамблевое исполнительство (коллективное любительство), так и сольное, как проявление индивидуального любительст­ва. Исполнение отдельных любителей было на высоком про­фессиональном уровне.

Особенность развития любительского исполнительства на народных инструментах состояла в том, что этот жанр был связан не только с освоением классического репертуара, который порой ничем не отличался от репертуара симфони­ческого оркестра, но и с пропагандой и популяризацией подлинно народной музыкальной культуры среди широких слоев общественности. В это*м как нельзя лучше проявилась взаимосвязь двух культур — профессиональной и народной. Впервые любители-исполнители продемонстрировали возмож­ности народных инструментов широкой публике и открыли сокровищницу народной музыки, заставив своим творчест­вом обратить внимание на народную культуру.

Первоклассным, непревзойденным по исполнительскому мастерству, искусству разработки тем и импровизации был рожечный ансамбль, руководимый Н. В. Кондратьевым. Это был хор владимирских рожечников, который возник в кон­це XIX века. Но начало этому хору положили деды и пра­деды, которые пасли скот. Именно в среде пастухов века­ми развивалось искусство игры на духовых инструментах. Помимо одиночной использовалась игра пастухов на рожках ансамблями, или «хорами». Отдельные любители довели ис­кусство до высокого совершенства сценического исполни­тельства, образцом которого и был хор владимирских па>-стухов-рожечников.

Ансамбль просуществовал более 40 лет, удивляя своим искусством. Он выступал в Москве, Петербурге и в дру­гих городах, совершил гастрольную поездку на Всемирную выставку в Париж. Его игрой восхищался А. П. Бородин, давший высокую оценку игре и подчеркнувший народность музыки, которая «сплошь в церковных тонах». Выступления ансамбля слышал и А. М. Горький, давший ему также высо­кую оценку.

В этот период была развита и ансамблевая игра ка жа­лейках, часто сопровождавшая хоровое пение. Широко были распространены роговые оркестры, но главным образом бла­годаря любителям из крупнопоместного дворянства, распо­лагавшего большим числом крепостных, .из которых можно было набрать музыкантов. Репертуар их ничем не отличался от симфонического оркестра, и они достигли высокого мастер­ства, но уже в 30-х годах XIX века вышли из употребления. В исполнительской технике рогового оркестра бы." с большое сходство с народным ансамблем кувикл и кувичек (две—три —пять трубочек).

Продолжали жить у отдельных любителей и ушедшие из повседневного быта народа гусли. Преподавали гусли в бес­платных классах «Попечительства о народной трезвости», были и ансамбли гусляров. Большой интерес представлял хор гдовских гусляров, созданный О. У. Смоленским, кото­рый с детских лет научился мастерить гусли и по праздни­кам своей игрой веселил деревенскую молодежь, продолжал играть и в Петербурге в свободное от тяжелой работы ко­чегара время. Здесь он и создал трио гусляров, научив иг­рать водопроводчика и соседа сапожника. Трио выступало в балаганах, на сцене Петровского парка и Народного дома.

Позже Смоленский создал хор жалеечников, вскоре объ­единил гусли с жалейками и таким образом возник ансамбль, именуемый Народным хором гдовских гусляров. Любитель­ский ансамбль много выступал, пропагандируя народную му­зыкальную культуру. Он принимал участие в благотвори­тельных концертах, в различных театрализованных меро­приятиях, выступал самостоятельно и с солистами.

Любительство развивалось и на основе вновь созданных народных инструментов. Огромное распространение в этот период получила балалайка, которая взяла на себя роль вы­шедших из практики гуслей. Она применялась повсюду: в хороводных играх, сопровождала песий, пляски, развлекала молодежь на посиделках. На балалайке играла деревенская молодежь, но еще больше — городской и усадебный служи­вый люд (лакеи, кучера, приказчики). Сегодня трудно ска­зать, деревенская или городская музыкальная культура больше явилась почвой для развития инструмента. Очевид­но одно, что это был простонародный инструмент и приви­легированное общество относилось к нему с презрением, на­зывая «плебейским».

Но несмотря на это среди исполнителей на балалайке были не только музыканты-любители из народа. Блестяще владели этим инструментом выдающиеся русские скрипачи И. Е. Хандошкин и И. Яблочкин, виртуозом был М. Г. Хру­пов, композитор и дирижер В. И. Радивилов и другие. Музы­канты исполнители и мастера постепенно усовершенствовали ее и довели до уровня концертного инструмента. Было мно­го балалаечников-любителей в различных губерниях, и они представляли различные слои населения (крестьян, помещи­ков, средних и низших слоев горожан).

Образцом преданного служения пропаганде народной музыкальной культуры и исполнительства на балалайке яв­ляется деятельность В. В. Андреева. Будучи скрипачом, он не только стал непревзойденным исполнителем на балалайке, но и усовершенствовал ее конструкцию и создал кружок лю­бителей игры на балалайке, который впоследствии вырос в домрово-балалаечный оркестр, а затем — в Великорусский оркестр.

Созданный на основе любительства, оркестр гармонично соединил в себе новый народный инструмент своей эпохи— балалайку и вышедший из широкой практики, неупоминав-шийся нигде почти два века инструмент скоморохов—домру. Здесь обрели вторую жизнь духовые народные инструмен-гы, ударные, а также гусли. Незаменимыми помощниками 118


Андреева были композитор Фомин и мастер по изготовлению инструментов Налимов.

Со дня своего рождения, 20 марта 1888 г., оркестр много выступал в разных городах, давал благотворительные кон­церты. В его репертуаре была не только народная музыка, но и произведения классики. Оркестр приобрел большую по­пулярность не только в России, но и за ее пределами — во Франции, Германии, Америке, Англии. В различных странах создавались подобные ансамбли и открывались классы ба­лалайки в консерваториях.

Еще одним новым инструментом, появившимся в XIX в., но чуть позже балалайки, была гармоника. Она очень быстро получила повсеместное распространение, в некоторых губер­ниях вытеснила даже балалайку и жалейку. Инструмент осо­бенно полюбился молодежи благодаря тому, что располагал готовыми аккордами в басу, заменял сразу несколько одно­голосных инструментов в сопровождении частушек и танцев, издавал громкий звук, был дешевым, портативным, удоб­ным, легким, а в конструкции были заложены возможности для усовершенствования.

Новый инструмент определил и развитие любительства. Появились талантливые исполнители и мастера-изобретате­ли, стали возникать формы ансамблевой игры (дуэты, трио), появились и оркестры гармонистов. Одним из известнейших стал любительский кружок, созданный музыкантом-самоуч­кой Н. И. Белобородовым, который с детских лет играл на гармошке, усовершенствовал инструмент так, что стали доступны для игры многие произведения классики и возмож­на совместная форма исполнения.

Любительский коллектив возник на основе трио в соста­ве самого Н. Белобородова и двух его дочерей. Вскоре он вырос до 16-ти человек и просуществовал 15 лет с 1897 года. В репертуаре были не только народные песни, но и классика. Оркестр выезжал с концертами, часто с благотворительной целью, нередко вырученные деньги поступали в фонд детских домов, большая часть раздавалась оркестрантам-любителям, которые вынуждены были оставлять свою работу. Деятель­ность оркестра — это еще один образец преданного служе­ния любителей пропаганде и популяризации как народной, так и классической музыки.

В общем русле демократизации художественной культу­ры в развитии любительского исполнительства на народных инструментах использовались и другие формы. Игре на на­родных инструментах обучали в бесплатных школах и классах, в Пречистинских рабочих курсах, в Попечительствах о-народной трезвости и других. А в Туле В. П. Хегстрем, ученик П. Белобородова, организовал «Первое Российское общество любителей игры на хроматических гармониках», которое занималось распространением гармоники и повыше­нием музыкальной культуры населения.

Любительство в области исполнительства на народных инструментах не было явлением массовым и распростра­ненным, хотя сами инструменты широко использовались в жизни и быту народа. Это обусловлено тем, что для кон­цертного исполнительства необходимо высокое мастерство, что не было доступно всем. Многие ансамбли поэтому, вы­полнив свою миссию художественного просвещения, ушли в прошлое, не оставив о себе памяти.

Руководителями и организаторами кружков любителей нередко оказывались профессиональные музыканты, но ча­ще всего это были выходцы из деревни, сами любители-са­мородки, музыканты я самоучки, посвятившие свою жизнь народному искусству и художественному просвещению через классическую музыкальную культуру. Созданные ими кружки осуществляли свою деятельность благодаря энтузиазму лю­бителей. Часто оказывались в трудном материальном поло­жении и жертвовали своими скромными сбережениями ради общего дела. Ярким примером может быть то, что ради продолжения концертов оркестра гармонистов Н. Белобо-родов заложил свой дом.

Примечательно и то, что благодаря выступлениям ансам­блей народных инструментов и Великорусского оркестра на Всемирной выставке в Париже, а также с различными кон­цертами в других городах русские народные инструменты стали популярными во многих странах. В некоторых из них были открыты классы по обучению игре на балалайке, соз­даны оркестры и ансамбли. Например, турецкий шах создал оркестр по типу Андреевского, в то же время финансировал Великорусский оркестр. Многие национальные инструмен­ты Востока построены по типу балалайки, которая была осо­бенно любимой и популярной в Осетии.

Таким образом, несмотря на все трудности русские народные инструменты приобрели популярность не только в России, но и за рубежом, любительское исполнительство развивалось и подготовило почву для появления в дальнейшем художественной самодеятельности в области оркестро­вого исполнительства в советский период.


ГЛАВА VI

СОВЕТСКАЯ



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.006 с.)