Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и концепции творчества↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГЛАВА II ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Дотеатральный фольклор и xiCLHLPuAHMe празднества и обряды, а также хороводы хороводные игрища содержали е себе элементы драматн ческого действия персонажей, элементы лицедейства. Это были дотеатральные формы, или «предтеатр» (ряженье, обрядовые действа, народно-праздничные игрища, драматические игры), который подготовил появление собственно театральных форм, рассчитанных на зрителя (представления сцен, фарсов, комедий, драм). Все дотеатральные формы драматического творчества были видами коллективной игровой деятельности масс. Но к драматическому творчеству относится не всякий и не целиком обряд, не всякая игра, а лишь такие виды или части обряда или игр, которые содержат художественно-образное воспроизведение деятельности человека, отношений между человеком и природой или между людьми, где участник обряда, игры или праздника перевоплощается в некий образ с помощью маски, ряженья, грима или движений, мимики и речи. К народному драматическому творчеству относится обрядовое действо, за которым закрепилось название «игрище». Игрища устраивались на всех празднествах. Исследователи их разделяют на карнавальные и хороводные. Наиболее обширными были игрища карнавального типа в святки и масленицу, когда исполнялись драматические игры и сценки различного содержания. Игрища устраивались как в помещениях, так и на улице. Характерным было игрище с вождением «козы» и других животных, которое сопровождалось пением и коллективным действом ряда персонажей. Святки и масленица сопровождались также различного рода любовно-эротическими увеселениями. Такого рода игры и. игрища присутствовали в разыгрывании встречи и проводов масленицы, которая изображалась в виде соломенного или тряпичного чучела. Эти сцены были пародийного характера с участием ряженых, порой изображавших зверей. Характерными были сцены и действа в весенне-летние празднества, которые были связаны с похоронами символических фигур, изображавших весну (Русалку, Кострому), и встречей Ярилы-солнца. В это время обыгрывались любовные песни. Откровенно эротическое содержание имели игрища в честь Ярилы, за что и преследовались церковью. -Ярко выраженные драматические элементы содержались в свадебных и особенно в покойницких игрищах, которые были связаны с культом предков и превратились в комическую игру. Возникнув в глубокой древности, они стали основой для появления и утверждения похоронных обрядов. В массовых игрищах в «покойника» драматические действия Дй'л'й &° й^ех четырех частях: отпевании «покойника», оплачивании его, прощании с ним и оживании. "Одетого в саван «мертвеца» укладывали на доски или салазки и с воем и плачем вносили в избу. Присутствующих заставляли «прощаться» с ним-. У мнимого покойника были -громные зубы, вырезанные из картофелины или репы. Похоронная процессия сопровождалась исполнением непри--тойных песен, причитаний, молитв. В конце игры «покоили» оживал и убегал, пугая всех присутствующих.. Важнейшим элементом всех игрищ карнавального типа было ряженье. Наиболее характерными были «святочные», а в некоторых местностях и «масленичные» ряженья, а также свадебные, которые вносили в эти празднества элемент театрализации. Рядились различными животными — козой, медведем, конем (молодые парни одевали вывернутые овчинные цгубы), а при них хозяин, который водил их. Эти образы были связаны с брачной и земледельческой символикой. IК древнейшим образам ряженья принадлежали также всевозможные страшилища: кикиморы, страшки, шили-куны и другие персонажи. Ряженые в дни празднеств ходили по домам и проделывали различные действия, играли незамысловатые сценки. По мнению исследователей, страшилища олицетворяли враждебные человеку силы природы: стужу, мрак, темиые силы. Эти фигуры кривлялись, пугали, уделом их было озорство. В их действиях редки сцены со словесным текстом. Вообще игры и действия ряженых не сопровождались развернутым текстом, они _были только в сценах между козой, медведем, конем и хозяином. Более сложные игровые сценки представляли собой имитацию трудовых процессов. Например, ряженые на святки изображали пахоту (деревянной сохой пахали снег), сев (сеяли пепел, золу), забой скота (разбивали крынку на голове ряженого быком). Эти действа были связаны с магическим воздействием на будущий урожай. Ряженые составляли обязательный элемент деревенской свадьбы. Значительная часть персонажей и игровых эпизодов свадьбы связана с магией свадебного обряда, с его символикой, Так, «пастухи» (ряженые) ищут пропавшую «телушку» (невесту), произнося при этом шуточные тексты.. Такой же шуточный характер имели сценки ряженых—своеобразных затейников, веселящих гостей: цыганки, гадающей Присутствующим; доктора, который лечит их; торговца, прелагающего свой товар, и других. Костюмы, грим, бутафория и рекшизит ряженых были тра-иционными. Лица мазали сажей или свеклой, костюм услов. но обозначал принадлежность персонажу. Комически обы. грывалиеь орудии труда, реквизит сочетал подлинные и ус, ловно-комические предметы, например, у лекаря настоящий шприц, палка вместо градусника, самоварная труба для про. слушивания. Игрища с ряженьем подвергались гонениям церкви, как элементы языческого культа. Запрещали рядиться, считая это «бесовским» игрищем, требовали искупительного купания а освященной проруби и угрожали божьей карой. Наряду с игрищами карнавального типа существовали хороводные игрища или игровые хороводы, в которых глав. ным было драматическое действие. Исполнители разыгрыва. ли содержание песни, с помощью различных художественно-выразительных средств создавали образы животных и прЫ роды, подражали их движениям, повадкам. Исследователи особо выделяют элементы театрализации I драматургии в игровом хороводе, подчеркивают, что «хоро. вод является драматическим действием, в котором разыгрываются под песню, соответственно ее тексту, сцены, выявля-щие наиболее яркие черты из бытового уклада». Игровые хороводы иногда называли сюжетными, т. к. ра. зыгрывание было основано на раскрытии сюжета, столкновении характеров и интересов действующих лиц. Этот тип игрищ, в отличие от карнавальных, композиционно объединен; вождением хороводов при исполнении каких-либо обрядов, например «завивание березы», а также при обыгрывании пе-сен. Наибольшей драматизацией обладали любовные и се-мейно-бытовые хороводные игрища, которые были приуроче-ны к календарным и семейно-бытовым праздникам и обря-дам, а также разыгрывались по выходным дням и будничным вечерам после работы. Они отражали быт патриархальной деревни. Многообра-; зие тем требовало не только талантливого актерского исполнения, умения перевоплощаться с помощью условных движений, жестов и мимики, но и дополнительных предметов, которые помогали раскрыть образ. Например, венок был символом брачного союза, платок заменял перину, подушку и т. п. Часто использовались индивидуальные исполнители, актеры (лицедеи), которые входили в центр круга и разыгрывали содержание. Возможно, они и были родоначальниками будущих скоморохов. В отличие от карнавальных игрищ, которым была свойст-i венна яркость и многообразность художественно-выразитель* ных средств, хороводным игрищам была присуща однородность. Если первый тип драматических действий испбльзовал пластически выразительную куклу, пестрые наряды участнь ЕдВ цгриша, ряженье, пение, пляску, инструментальную му-ыку, словесные формы — прибаутки, выкрики и т. п., то второй тип, хороводный, был предельно сдержан, поэтизирован, Глубоко скрывал чувства и воплощался в хореографической Аорме, в праздничной, но бытовой одежде участников.
3. Музыкально-песенный фольклор Песенный фольклор наиболее ярко представлен в хороводах. Хороводные песни подразделяются на два вида: хоровод-но-нгровые и собственно хороводные. Исполнение хороводно-ягровых песен обязательно сопровождалось какими-нибудь игровыми действиями в соответствии с содержанием. Собственно хороводные исполнялись просто в хороводном движении. В хороводно-игровых песнях главной была тема любви, выражение симпатий, символически игровое сватовство— «светлый князь», «Александр, свет, Васильевич» и др. Однако этими темами они не ограничивались. Довольно яркое отражение получила тема крестьянского труда, давалось описание различных видов женской работы — «Посеяли девки лен», «Посею коноплю» и др. Специфика в освещении темы труда состояла в том, что она неизменно преломлялась через тему любви и брака — «Научи меня, мати». Очень большое распространение в народе имели собственно хороводные песни, т. е. песни, содержание которых не разыгрывалось. Большинство записанных и опубликованных песен составляют именно они. Ведущей их темой является тема любви. Главные герои — девушка и молодец. В песнях рассказывается о различных перипетиях любовных отношений, о знакомстве и встречах юноши и девушки, свиданиях, ухаживании, размолвках, примирении и т. д. Большинство собственно хороводных песен исполнялось от Имени девушки. В них выражалось высокое чувство любви, заветные мечты о счастливом браке. Была и тема семьи, отношений с мужем и членами его семьи, т. к. в хороводах принимали участие и молодые женщины. Сущность разработки этой темы состояла в том, что в хороводах она приобретала комический характер, трагедийность отношений превращалась в веселый фарс. Таким образом, в хороводных песнях отражались две тес-80 взаимосвязанные темы семьи и брака и тема будущих удач в трудовых, хозяйственных делах. Хороводы изначально были вязаны с праздником весеннего обновления природы, песни исполнялись, начиная с пасхальной недели и до самых зиц1 них святочных игр. Они были ciязаны с различными закЫ наяиями но поводу будущего урожая, успеха в трудовых д«] ствиях, величаниями природы—Весны, Ярилы-еолнца и т. 1 В них обнаруживается древняя магическая основа. Кроме собственно хороводных и хороводно-игровых бьш распространены песни, непосредственно связанные с темц или иными обрядами и составляющие их часть. Это песни -щ лядки, которые пели в «святки»; подблюдные, исполнявшиеся! при гадании на блюдечке; веселые и озорные масленичные песни, сопровождавшие обряд встречи, чествования и прово. дов весны, а также подчеркивающие богатство и изобнля угощений. Это и «веснянки», призывающие, закликающие Bed Ну, восхваляющие ее, исполнявшиеся выкриками в период великого поста, когда прекращались всякие увеселения, ве| черинки и посиделки с песнями. . Множество различных песен исполнялось на семицкой HeJ деле и в Троицу. Эти песни лирического характера, посвя. вдались'они'ряжению и завиванию березы. На Ивана Купа-! лы. звучали песни при кумлении и других обрядах. Осенний праздник урожая был насыщен песнями о прошедшей жатва но будущем урожае. Эти песни близки к величальным; включают в себя обращения к «житной матушке», «споры, шу», «жниве» и передают заботу о будущем урожае. Этими песнями замыкается цикл календарно-обрядовых \песен. Кроме обрядовых песен, посвященных урожаю, были соб ственно трудовые песни, которые должны были организован ,.и упорядочить движения, помочь трудовому процессу, наш равляя его в единый ритм. Например, песни молотобойцев сеятелей, один из поздних вариантов «Дубинушки», Друг! .песни лишь сопровождали и облегчали труд—это посидело! ные песни, которые исполнялись в перерывах, во время от дыха или в конце рабочего дня и вечером. Третьи повествова ли о 'Труде, воспроизводя его эпизоды. Они, как правило, ис] ■поднялись в играх и игрищах. Такими были ткацкие и пр| дильные песни. ■.,:,?*- Л Без песен не обходились и семейно-бытовые празднества» . обряды. Широко распространены были свадебные песни, Л яичания и причитания. Свадебный обряд тесно связывает щ другсдругом, но собственно песни отличаются от причита ний и величаний, Они сопровождали свадьбу, выражали мысли и чувства ее участников как бы со стороны, от третм . его лица в повествовательном стиле, в характере рассказ? о происходящем событии. Им чуждо непосредственное виц щательство и оценка. Они предавали гласности ход свадьбы й делали фактом, новое семейное положение молодых,;: .. Для величаний характерна похвала, исходящая от коллектива, от множественного числа. Например, в адрес жег ниха или невесты от родных, друзей и подруг, которые восхваляют их и выражают свои пожелания, описывают воображаемые достоинства, житейское благополучие и богатство. Изложение от имени «мы», поэтический и эмоциональный тон определяют существенные черты свадебных величаний. -I В причитаниях участники свадьбы (невеста, родственники) высказывали свои чувства, мысли и думы речетативно, в импровизациях. Они обязательно исполнялись От первого лица, как излияние своих переживаний, личного отношения к событиям. Например, причитания невесты выражали чувства печали в связи с расставанием с девичеством, сродными, подругами и тревоги в связи с предстоящей жизнью в чужой семье, на чужой стороне. В этом причина особого эмоционального строя и формы свадебного причитания. Причитания исполнялись и в похоронных обрядах, хотя и считалось, что душа не умирает, а продолжает жить в особом мире. Оплакивание было предусмотрено в момент смерти, когда отмоют и оденут покойника, когда известят родственников и всех остальных, когда придут в дом, принесут гроб, по дороге в церковь, при отпевании, когда опускают в гроб и по возвращении домой на поминках. После этого причитают по особым дням. Таким образом, причитания сопровождали обряд от начала до конца и им придавался особый ритуальный смысл. В них были мотивы оповещения, и скорби, связанные с выполнением соответствующих функций, и каждый из мотивов развивал традиционную для себя тему. Кроме свадебных и похоронных были рекрутские причитания, сопровождающие соответствующий обряд. Он был связан с воинской повинностью, введенной Петром I. Перед отправкой на службу вытянувший жребий напоследок гулял, веселился,: катался на запряженной лошади, прощался с родными и знакомыми. При этом исполнялись причитания родными или специально приглашенной вопленицей. В них выражались мысли и чувства рекрута. По эмоциональной °краске не отличались от похоронных, - т. к, служба была бессрочной и считалась хуже смерти. Она была тяжелой Для солдата и его семьи, которая бедствовала в ожидании возвращения постаревшего и искалеченного солдата. Таким образом, во всех рассмотренных видах песенного фольклора просматривается связь труда, магии, обряда и искусства. Трудовые песни были рождены трудом, лишь в процессе исторического развитая они испытали воздействие магии. В заговоре, как обрядно-м этическом аналоге трудо. вой песни, различимы утилитарно-практические установки и. обрядно-магические средства их реализации. Все виды ка-лендарных песен связаны с земледельческим трудом и помыслами о житейском благополучии. В то же время все они] по-своему связаны с магией и передают народные понятия н представления о природных силах и стихиях, во власти кото, рых находился земледелец. Семейно-обрядовые песни также обнаруживают связь практической жизни и ритуала с обшир. нъш кругом религиозно-магических понятий в художественных началах. Календарно-обрядовые, сем ей но-бытовые и другие празд-ники, обряды и игры у древних людей не могли проходить без инструментального сопровождения. Тем более, что народ, ные музыкальные инструменты появились очень рано и с глубокой древности использовались в жизни и быту. Они сопровождали песни, пляски, театрализованные действия, трудовые процессы и ратное дело. К^* Музыкально-инструментальное исполнительство развива-ч^ло'сь в тесной связи с песенно-танцевальным искусством на| "рода. Особенно значительна связь с песенной практикой, которая обеспечивала рождение тех или иных инструментов, а музыкальные инструменты, в свою очередь, закрепляли опыт песенного искусства. Создание многих песен происходило под влиянием установившегося инструментального строя. В тоже время звукоряд многих инструментов рождался на основе конкретных и наиболее типичных народных песенных и плясовых мелодий. Наиболее характерным для древней музыкальной культу. ры народа был полифонический, былинно-эпический склад, который и определил появление музыкальных инструментов, пригодных для сопровождения широких, протяжных песен я неторопливых, плавных плясок и танцев. Неслучайно поэтому, как известно из византийских источников, в VI веке у славян, населявших побережье Балтийского моря, были распространены гусли. Арабские историки также упоминают о существований у славян музыкального инструмента с восемью струнами. В более поздних источниках есть множ! ство свидетельств о существовании у славян самых разных инструментов (летописные сведения, иконографические и другие). На фресках Софийского собора в Киеве (XI в.) изобр жен целый ансамбль из исполнителей на духовых и стру Six инструментах. В былинах в описании княжеских пиров «■досказывается о том, как русские богатыри играли на гуслях, пели и плясали, Историографические материалы показывают, что к XVII в. Ц^е были все музыкальные инструменты, которые известны нам. Общенародными были: цевница, сопель, свирель, Куда, бубен, бряцало, домра, гудок, тулумбас, набат, сурка, труба, рог, рожок, жалейка, волынка, гусли и другие. Некоторые из них имели свое предназначение, например пастушье, военное и т. д. Домра стала профессиональным инструментом скоморохов. Сейчас известны три группы инструментов: струнно-смычковые и щипковые, духовые деревянные и медные, ударные. I Все эти музыкальные инструменты созданы творчеством Народа на основе изучения практики. В далекой древности реловек понял, что предметы способны издавать разные йвуки. Куски дерева, камня, трубчатые кости и растения, натянутая тетева стали первыми музыкальными инструмента-Кн. Вначале они применялись не с музыкальной целью, а Шспользовалйсь во время охоты как подражание звукам животных для их приманки и как средство связи на больших расстояниях. В более поздний период инструменты стали ■сводить в «игрища» для ритмической организации движе-Кй, выкриков и т. п., например, в охотничьей «бизоньей.•дляске», которая представляла собой массовую репетицию керед охотой с различными магическими заклинаниями. Еще Врзднее они вошли в музыкальный быт народа для оформления праздников, обрядов, игрищ, для сопровождения песен и танцев. | Первые музыкальные инструменты лишь подражали звукам человеческого голоса и животных. Постепенное усовершенствование их было обусловлено развитием музыкальной культуры и открыло возможности для красочного сочетания инструментов. Уже в XI в. в Киевской Руси была известна ансамблевая игра. На каждом этапе развития человечества народ создавал свои новые инструменты, наиболее полно соответствующие назревшим потребностям, отражающие своеобразие времени и музыкального' стиля. Так, утверждение гомофонно-гармонического стиля приводит к появлению врлалайки и гармоники. В то же время из быта уходят инструменты, связанные с исполнением полифонической, под-голосочной мелодии, былинно-эпических песен — это гусли, гУДок, волынка и ряд других. .. Инструментальная музыка сопровождала многие стороны *изни и быта народа. Такие инструменты, как рог и труба, служили орудиями сигнальной связи на охоте; сопель, свирель, а также рог и труба были спутниками пастухов. Труба, рог, сурна, варган (орган), бубен, отчасти сопели и посвистели применялись в ратном деле в качестве сигнальных при боевых действиях, создавая устрашающий шум для врагов. Звучала инструментальная музыка и в повседневном быту, сопровождая деревенские песни и пляски на улицах и пло-щадях, а по вечерам и на дому. Музыкой сопровождались все празднества, связанные с календарно-обрядовым циклом. На святки музыкальные инструменты использовались при исполнении песен-колядок, драматических сценках ряженых и др. На масленицу они участвовали во встрече, чествовании и проводах весны. Не обходились без музыки праздник Ивана Купалы и осенний праздник урожая. Широко применялись народные инструменты в семейно бытовых празднествах и обрядах рождения, свадьбы, похорон и рекрутских. Даже в языческих обрядах похорон и поминаниях предков приходили на кладбище и играли. Не только крестьянские, но боярские и княжеские пиры, связан-] ные с различными семейными и общественными событиями,' не обходились без песни и игры на народных инструментах. Выступали не только солисты, но и инструментальные ансамбли, исполнявшие также и танцевальную музыку. Развлечение народной инструментальной игрой в среде феодаль! ных верхов приобретало регулярные формы, возводилось даже в обычай, особый этикет. Но инструментальная игра не была доступна каждому, так как она требовала обучения, навыков и мастерства. Поэтому музицированием занимались наиболее талантливые. Некоторые из них впоследствии стали своего рода профессионалами, обслуживающими народные празднества, обряды и игрища. В летописных сведениях их именуют скоморохами и причисляют к ремесленникам, а былины рисуют как легендарных исполнителей, владеющих широким, разнообразным репертуаром и высоким мастерством. Деревенские мастера-исполнители и скоморохи чаще всего специализировались на каком-то одном инструменте,! результате чего были гусельники, гудошники, до'мрачи и дм Их творчество относится к фольклору, так как оно была импровизационным, коллективным, основанным на глубоким народных традициях музыкальной культуры. Народные ин-: струменты появились задолго до христианства, исполнитель! ство, несомненно, культивировало элементы язычества, поэто| му преследовалось православной церковью как несовместимое с христианской религией, которая была связана с певческой культурой и развивала хоровое пение.
. Танцевальный фольклор В тесной связи с музыкально-песенным фольклором разбивалось народное танцевальное искусство, ибо танец неотделим от музыки. Даже танцы первобытных народов еще до появления музыкальных инструментов шли под аккомпанемент ритмических ударов в ладоши танцующих и зрителей. Древние формы танца и ритмизованной пантомимы заводились в процессе практической трудовой деятельности наг рода. В них были отражены условия быта людей, их мироощущение. В магические обряды охотничьих племен входили танцевальные сцены, где сила и ловкость человека торжествовали победу над диким зверем. Труд первых земледельцев, их упорная борьба с природой отразились в плясках, воспроизводивших обработку земли, уход за посевами и сбор урожая. От плясового фольклора берут свое начало многочисленные виды и жанры танца, который изменялся вместе с экономической, социальной и духовно-нравственной жизнью народа на протяжении всей истории. В танце раскрывалась духовная жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы fe помощью художественных образов. Многие танцы носили характер коллективного действия, а их композиция помогала раскрытию содержания. Русский народ, создавший высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество лирических, "героических, плясовых, хороводных, игровых песен и т. д., создал также Талантливые народные мастера-исполнители не только Участвовали в танцах и бережно сохраняли их, но и собирали по крупицам различные движения, своеобразные жесты, интересные колена, брали из жизни сюжеты, темы, развивали старые и создавали новые танцы. В каждой местности, аким образом, возникали свои традиции, особенности, свои самобытные танцы и манера -исполнения, которые проявлялись в дни праздников и просто гуляний, когда народ оэбц] рался, водил хороводы, плясал, пел и играл в различные игры. В далекой древности, искусство танца не было самостоя, тельным и независимым от других видов искусства. Оно было неотделимо от музыки и слова. Слова и музыка песен передавали' различные состояния людей, плясовые движения | жесты помогали глубже раскрыть эти чувства. Связь с песней определила своеобразие старинного на родного танца, наложила отпечаток на приемы его исполие ния, на стиль и манеру самих исполнителей. Связь с песне дала народному танцу смысловую и эмоциональную содер жательность, певучую, мягкую и плавную пластику движений Искусство народного танца знает два основных жанра — хоровод и- пляска, которые имеют свои разновидности. Хороводы различают орнаментальные и игровые или их рассматривают как хороводные песни, игровые хороводы, хороводные танцы в зависимости от преобладания тех или иных элементов. Жанр пляски более многообразен, более сложна их классификация, которая может быть на основе тематики (трудовые и т. п.), формы изложения содержания (сюжетные и бея сюжетные), на основе их принадлежности к обрядам и роли в быту. Встречается классификация в зависимости от вида музыкального сопровождения (инструментального или вя кального), состава и -количества участников (муж., жен. и т. д.),. характера связей между партнерами (парная, соль-! ная, массовая). Предлагается систематизация и на основе функций танца в быту. Но так или иначе все они связаны с одним из признаков народного танца и не учитывают дру] гие. Наиболее верным (по мнению Ю. М. Чурко) является структурный или морфологический анализ, который позво] ляет выделить пляски сольные, парные, групповые, массовый и перепляс. Наиболее древнейшей формой народного танцевальнога искусства является хоровод. В хороводе участники не тольм поют и разыгрывают действие, но и движутся и приплясы! вают. Танец, игра и песня неразрывно связаны между собой Если в поэтическом тексте песий нет конкретного дея ствия, яркого сюжета и участники ходят кругами, рядам! выделывают различные фигуры, такие хороводы называю! орнаментальными или хороводными танцами. В них силЯ изобразительный элемент — заплетение, завивание, псреплЯ тение, навивание нити, ход челнока и т. п. Их называют тач же фигурными, узорными, рисунчатыми, кружевными, а и ноя Ка и плясовыми. В этих хороводах приоритетная роль при-В'адлежит танцу. Для них характерна значительно меньшая связь хореографии с сюжетом песни. Танец как бы прини-■•'. мает па себя смысловую нагрузку, неся основной эмоциональный заряд. Также незначительна роль танца в хороводных песнях, где основную роль выполняет вокально-хоровое исполнение, а участники при этом двигаются в простейшем ритме и рисунке. Если же в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, содержание песни разыгрывается. С помощью пляски, мимики, жестов создаются различные образы. В основе такого игрового хоровода лежит ходьба с подражанием в движениях словам. В отличие от орнаментальных, рисунок построения гораздо проще, нет такого разнообразия танцевальных фигур, движения по кругу, в линейном построении или - парами, приплясывая и подыгрывая. Таков хоровод «А мы В далекие языческие времена хороводный танец имел культово-обрядовое значение. Но постепенно утратил его и стал русским бытовым танцем, в которо*1 существуют свои правила исполнения. Так,"в круговом хороводе участники движутся по солнцу и обратно, в двухлинейном — навстречу друг другу, сначала сходятся, потом расходятся, в одноли- - нейном — змееобразно. При этом выписывают различные фи- Участники, как правило, держатся за руки или за платок, шаль, пояс, венок, иногда просто движутся друг за дру- 'том или рядом, сохраняя строгий интервал, либо идут па-.' рами, стараясь держать корпус по возможности неподвижно, переступая ногами в такт исполняемой песне. Движения , девушек плавны, ритмичны, слаженны. У парней — медленная, уверенная поступь. Позднее получили распространение частые хороводы, основанные на ритмизованной припляске, Вразыгрыванием шуточной песни. I Хоровод обычно вел один из его участников, который выделялся своим талантом. Среди таких талантливых «заводил» были и плясуны и плясуньи. В каждой деревне был такой мастер ведения хоровода, пользующийся известностью и уважением далеко за ее пределами. У многих заводил это занятие становилось профессией и передавалось из поколения в поколение. От их умения вести хоровод зависели оригинальность и необычность переплетения, сложность движения хоровода. Чаще всего такими мастерицами были молодые женщины, которые порой руководили всем гуляньем, чередуя по своему усмотрению и вкусу хороводы, игры, пес ни и пляски. Другой жанр народного танца — это пляска, которая v. сегодня является наиболее распространенной и любимой. Придя из глубины веков, она сохраняет свою основу и бытует в народе, постоянно совершенствуясь. В плясках отражаются особенности жизни и быта народа, поэтому в них присутствует разнообразная тематика: трудовая, охотничья, военная, любовная, семейно-бытовая и другая. Но в древности она была связана в основном с культовыми обрядами, а со временем приобрела бытовой характер. Характерной особенностью пляски является разнообразие движений, элементов, которые еще более увеличиваются в момент танца благодаря индивидуальной импровизации, фантазии и мастерства исполнителя. Но сложные движения — это не самоцель, а средство для создания образа, выражения его характера и эмоционального состояния: веселья или лирического настроения, восторга, любви или печали. В мужских плясках — широта, размах, сила, удаль, виртуозность, ловкость, юмор, внимание и уважение к партнерше. В женских — плавность, величавость, благородство и задушевность. Каждая пляска имеет свой стиль, манеру исполнения, тематику и своеобразную лексику. В отличие от хоровода она более богата и сложна, в ней есть дроби, присядки, хлопушки, разнообразные колена, линии, выходы парней, задорные проходки девушек и др. Отличает пляску от хоровода и музыкальное 'Сопровождение, которое является не только песенно-хоровым, но и инструментальным. Пляску исполняли под хороводные, свадебные, величальные, плясовые песни, частушки и страдания. Но с появлением музыкальных инструментов пляска преимущественно стала исполняться под различное инструментальное сопровождение, в котором сохранялась мелодия песен, но с подчеркнутым ритмическим рисунком, акцентом и измененным темпом. Пляски, как и хороводы, были неотъемлемой частью всех народных праздников и игрищ. Об этом свидетельствуют летописные сведения, записки путешественников, народные сказки, былины и предания, исследователи музыкального искусства, русские писатели, иконографические материалы и многое другое. Хоровод и пляска присутствовали во всех календарных праздниках и обрядах. Зимние колядки сопровождались пантомимно-пляеовыми сценками ряженых в различных животных: медведя, кобылу. Особенно распространенными бы-70 ли пляски козы, кбторая своими движениями иллюстрировала текст песни. Со временем этот обряд с ряженьем и пляской козы стал простым развлечением и перешел в детский игровой хоровод. Пляски животных были связаны с поклонением божествам — тотемам в образе зверей и птиц, с представлением о животном как об ином обличье человека, со стремлением утвердить идею единства с природой и предками. Это порождало многочисленные ритуалы и заклинания с пляской. Кроме колядок в зимние празднества устраивались «святочные» вечеринки с играми, забавами, с хороводами, песней и пляской у кого-либо в хате. Богатством танцевальных фольклорных мотивов отличалась и масленица — веселый, озорной праздник проводов зимы, встречи и проводов весны. Конечно же, никакое веселье не может быть без песен, плясок и игры на музыкальных инструментах. В некоторых местностях иногда в масленицу были и пляски ряженых, и хороводные танцы. Обилием плясок отличался цикл весенне-летних и осенних обрядов: русалии, семик, Троица. Хороводные танцы исполнялись в семицкие праздники в девичьем обряде «завивание березы» на лесной поляне и через три дня в Троицу на улицах и площадях, когда березу или березовые ветки приносили в деревню. Песни и танцы были проникнуты радостным чувством обновления, слияния с пробуждающейся природой. Устраивались и пляски с хлопаньем в ладоши и с песней вокруг березы, когда приходили парни с бубнами. До сегодняшнего дня в некоторых местностях сохранился обычай «затанцовывания» весны. Молодежь собиралась группой и обходила деревню, останавливаясь около каждого двора'и кружа в хороводном танце, желая, хозяевам хорошего урожая и благополучия. На русальной неделе устраивали проводы русалок и исполняли священный танец воды и жизни. Среди участников из красивейших девушек выбирались плясуньи. Одетые в ритуальные одежды с опушенными длинными рукавами, девушки размахивали ими и исполняли танец, напоминая, что русалки принадлежат потустороннему миру. По поверьям, это были девушки, утонувшие до замужества, они мстили людскому роду и в то же время были духами рек и озер, способствовали плодоношению земли. В весенние праздники исполнялись хороводные танцы и пляски, главным образом, аграрной тематики, т. к. крестьян заботили плодородие земли, природные условия и урожай, а также благополучие скота. Песни и танцы носили величальный заклинательный характер. Почти отсутствовали разыгрывания сюжета и обрядный танец в праздник Ивана Купалы, который носил более стихийный характер. Взявшись за руки, согласованно двигаясь в такт песне, подпрыгивая до полного изнеможения, парни и девушки доходили до самозабвенья, охваченные общим настроением, увлеченные единым ликующим порывом. Эти подскоки, подбрасывания и подпрыгивания позже вошли во многие танцы как наиболее сильные художественно-выразительные средства. Праздником жатвы, сбором урожая заканчивался цикл календарных земледельческих обрядов. Хореографические элементы были заложены в самом обряде почитания первого и последнего снопа. А после уборки в поле водили хоровод с серпом, с венком из колосьев, вокруг козы из колосьев. При этом пели и пританцовывали. Конечно же, не обходились без плясок и семейно-бытовые праздники и обряды: рожденье и крестины, свадьба, рекрут, похороны и поминанье. Широкую гамму настроений и красок передает свадебная хореография: от печальнего и грустного до торжественно-приподнятого, буйно-веселого и озорного. Плясали много, увлеченно и темпераментно. Плясками и подтанцовками сопровождался чуть ли не каждый эпизод, были и специальные законченные танцевальные формы, которые исполнялись только на свадьбах, например парный танец или пляска жениха и невесты, хороводные танцы дружков и подружек с любовной, семейно-брачной тематикой. Брачный обряд включал в себя и поочередные пляски с молодой свекора и свекрови, пляски при приготовлении каравая, в момент застолья, при разыгрывании различных сцен будущей семейной жизни и других. Шутки, прибаутки, общее веселье давали возможность широкой импровизации. На ходу приспосабливали плясовые движения к мелодии песни или инструментального наигрыша. В этом выражалась индивидуальность исполнителя, его фантазия и мастерство. Пляски были на обрядах рождения и крестин. Во время застолья и после исполнялись песни с плясками, в которых с добро
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.024 с.) |