Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и классификация современного народного художественного творчества

Поиск

Современное народное художественное творчество пред-. ставляет собой явление с довольно сложной структурой и с трудом поддается классификации, которая должна иметь °~,J-иое основание. Это возможно осуществить, дав несколько типов классификаций с различным основанием.

Так, по своей сущностной характеристике народное худо­жественное творчество представлено фольклором и приклад­ным искусством, городским «примитивом», художественной самодеятельностью и любительством.

■ Идея возрождения народной национальной культуры уси­лила в современном обществе процесс фольклрризации, т. е. обращение к забытым формам крестьянского художественно­го и прикладного творчества. В ряде регионов возвращают­ся к жизни и в виде театрализованных представлений, ка-лендарно-обрядовые праздники: святочные и масленичные игрища, пасхальные праздники, завивание березы и др. Все большее значение приобретают и получают распространение в городской среде отдельные забытые ритуалы крестьянских свадебных и похоронных обрядов. Особый интерес вызывают и как бы заново осмысливаются литературно-песенные жан­ры: песни, частушки, сказки, мифы, легенды, анекдоты и др.

Возрождаются прикладные формы народного творчества, распространяются в городе через кружки и студии, частные и коммерческие предприятия плетения из лозы, соломы, резьба по дереву и другим материалам, изготовление расписных под­носов, матрешек, женских украшений, гончарных изделий.

Наиболее широко распространено ручное вязанье, макрамэ. Все эти и другие явления представляют собой возрождение не только фольклорных традиций крестьянской культуры, но и искусства городского «примитива», его декоративно-приклад­ных и исполнительских форм.

К художественной самодеятельности относятся социаль­но ориентированные формы художественного творчества тру­дящихся. Она связана с проявлением социально-политической активости через различные виды и жанры искусства. В связи с деидеологизацией и коммерциализацией организованные формы художественной самодеятельности взрослых сохрани­лись лишь в отдельных регионах, связанных с национальными особенностями. В ее структуру входят различные виды класси­ческого искусства с его жанровым разнообразием: театраль­ный, вокально-хоровой, инструментальный, изобразительный, кино- и фотоискусство и др.

Современное любительство также представлено видами и жанрами классического искусства. Но оно существенно отли­чается от художественной самодеятельности тем, что это творчество прежде всего для себя, для удовлетворения сво­их потребностей и развития своих способностей; развивается в условиях города и села; свободно от государственно-управ­ленческих структур; существует благодаря самоокупаемости, либо спонсорства; развивается как форма проведения досуга, или приобретает полупрофессиональный характер и представ­ляет свою продукцию на суд зрителей, слушателей. Кроме того, существуют и неорганизованные формы домашнего лю­бительства.

Тип классификации по направленности на освоение той или иной художественной культуры дает представление о на­родном художественном творчестве как ориентированном: а) на традиционную народную культуру; б) на академичес­кую культуру; в) создание оригинальной культуры (Е. И. Смирнова). При этом ориентация на традиционную народную культуру связана с фольклором и прикладным творчеством, на академическую культуру —с профессиональным творче­ством и образцами классического искусства, что составляет основу художественной самодеятельности и любительства. Ориентация на создание оригинальной культуры реализует­ся также через художественную самодеятельность и любитель­ство, в результате чего производятся художественные про­дукты, которые не имеют аналогов ни в традиционной народ­ной, ни в академической культуре, например, песни-барды, агитбригада, агиттеатр, литературно-музыкальная компози­ция и др.


Но характеру освоения художественной культуры выделя­ются исполнительское, авторское и искусствоведческое народ­ное творчество. Исполннтельокое творчество представлено коллективами различного типа, которые исполняют произве­дения традиционно народные и классические. Среди них есть коллективы из смешанных жанров, например, музыкально-танцевальные, представляющие синкретизм традиционной народной культуры. Есть и одножанровые, свидетельствую­щие о возможности достижения высокого профессионализма в исполнительстве, например, инструментальное исполни­тельство и другие.

Исполнительский характер освоения художественной куль­туры связан _ также с коллективами академического искусства, которые основаны на подражании профессиональному худо­жественному-исполнительству в классических жанрах театра, музыки, хореографии.

Авторское народное художественное творчество — это соз­дание новых произведений. Оно может быть связано с фоль­клором (сочинения частушек, анекдотов), академическими жанрами (создание песен, пьес, стихов, картин) и оригиналь­ными (песни-пародии, барды и др.). Любое произведение, созданное народом, имеет своего автора, но имя его не всег­да известно, т. к. часто автором оказывается весь коллектив, например, в агитбригаде. Но уже в конце XVIII — начале XX столетия, и особенно сейчас, нередки случаи, когда имена отдельных любителей приобретают известность благодаря организованным выставкам работ художников и тому,- что авторы-любители (поэты, композиторы), как правило, сами исполняют свои произведения.

Искусствоведческое, творчество связано с художественным исследованием или критической деятельностью в области ис­кусства. Оно представлено отдельными любителями, а иногда и группами, коллективами, которые, занимаются поиском и исследованием, например, местного фольклора, забытых на­родных традиций, творчества отдельных деятелей искусства и их произведений. Такая поисково-исследовательская деятель­ность может приобретать и художественно-критический харак­тер, когда дается анализ произведений или выступлений кол­лективов, в результате чего может появиться и статья. Но чаще всего эта деятельность осуществляется в ходе свобод­ных дискуссий.

Еще один тип классификации народного художественного творчества — это по преобладающим функциям. Творчество может выполнять функции социализации личности, произвол-чвенные, универсализации досуга и коммерческие. Все современные коллективы так или иначе выполняют назван­ные функции. Однако при этом для каждого конкретного кол­лектива или индивида выстраивается иерархическая система функций в зависимости от потребностей личности, коллектива, мотивов, целей и задач, направленности деятельности. В од­ном случае в процессе и в результате творчества реализуют­ся преобладающим образом одни функции, в другом случае— другие.

Социализация обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает опреде­ленную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать-в качестве члена общества. Социализация предполагает подготовку индивида к взаимодействию с об­ществом. В психологии и педагогике аналогичными являются термины «развитие», «воспитание». Отсюда функция социа­лизации преобладает в тех коллективах народного художест­венного творчества, в которых главным является воспитание и- развитие личности. Эта функция свойственна немногочис­ленным, но сохранившимся пока кое-где коллективам худо­жественной самодеятельности и, конечно же, детскому и юно­шескому художественному творчеству, а также любитель­ству, когда происходит усвоение художественно-эстетических знаний и ценностей, а также норм нравственно-эстетического поведения в обществе. Для них главным является процесс творчества, развивающий личность, а не результат — худо­жественное произведение как продукт, обладающий новиз­ной и значимостью для других. Появление такого продукта вовсе не исключено, но он представляет собой естественный результат деятельности, а не самоцель.

Выполнение производственных функций или культуро-творческих предполагает создание каких-то ценностей, ма­териальных или духовных. По преобладанию, этой функции в своей деятельности выделяются коллективы художествен­ного творчества взрослых, которые ориентированы не на про­цесс, а на результат, или включенность в процесс ради резуль­тата. К ним относятся, как правило, любительские полупро­фессиональные коллективы, ориентированные на освоение традиционной народной или академической культуры. В ос­нове их деятельности лежит обучение и приобретение мастер­ства ради достижения высокого качества исполнения худо­жественного произведения.

По преобладанию функции универсализации досуга воз­можно выделение коллективов и групп, а также индивиду­альных любителей, которые включаются в народное, художе­ственное творчество ради интересного и содержательного


проведения своего досуга. К ним относятся искусствоведчес­кие объединения, любительские исполнительские кружки, в которых занимаются для себя, для души, не включаясь в концертно-исполнитеЛьскую деятельность, и многочисленные домашние любители. Для них первостепенное значение име­ет процесс творчества, занимающий и увлекающий чувства и разум. Продукт же, его новизна и значимость для других, для общества остаются второстепенными.

Преобладание коммерческих функций свойственно тем коллективам народного художественного творчества, в кото­рых на кооперативной основе объединены как любители, достигшие высокого уровня мастерства, так и профессиона­лы, не утвердившиеся в своей сфере высокого искусства, а также индивидуальные любители. Для них главным является получение дохода, финансовой прибыли через продажу ху­дожественной продукции. Не только процесс творчества те­ряет значимость, но и продукт (художественное произведе­ние), который полностью подчинен спросу зрителей, слуша­телей. Такая зависимость процесса и продукта от выполне­ния коммерческих функций может способствовать появлению заштампованных произведений, предназначенных для не­взыскательного вкуса массового потребителя.

Итак, народное художественное творчество классифици­руется и в зависимости от того, какие его функции преобла­дают в деятельности индивидов, групп, коллективов. Однако. это лишь группы функций, которые вбирают в себя другие, более конкретные. Так, функция социализации включает в себя эстетическое воспитание, художественное образование, развитие творческих способностей и др. Производственная одновременно реализует функцию обслуживания зрителей, слушателей, приобщения их к искусству. Универсально-досу-говая связана с выполнением гедонистических функций, удовлетворения потребностей в общении (коммуникативных), в отдыхе и восстановлении сил (рекреативных). Коммерчес­кие функции также связаны не только с получением прибы­ли, но и с производством художественной продукции, удов­летворением запросов населения.

Следующий тип классификации — по степени социальной значимости, которая может быть индивидуально-личностной, личностно-общественной и общественной. Все три диалекти-чески соединяют деятельность для себя, для себя и коллекти­ва, для общества, а также соотносятся с тремя уровнями творчества — низшим, средним, высшим.

Народное художественное творчество, имеющее индивиду­ально-личностную значимость, соотносится с низшим уровнем. Его характерной особенностью является замкнутость В себе, отсутствие внешних связей. Созданный продукт — про­изведение искусства, как правило, является, результатом, скорее, воспроизводства, чем производства нового. К этой группе относятся индивидуальные (домашние) и неформаль­но организованные любители, а также низовые кружки худо­жественной самодеятельности и студии,

Личноетно-общественная значимость означает, что в дея­тельности индивида соотносятся мотивы индивидуально-лич­ностные и общественные. Он занимается творчеством для себя, но в то же время может жертвовать своими сугубо личными интересами и формами проведения свободного вре­мени ради занятий творчеством в коллективе, с другими людьми. К этой группе народного художественного творче-. ства относятся все те любители, продукт деятельности кото­рых выносится на суд зрителей и слушателей, имеет общест­венную значимость своим воздействием на других, но не вы­ходит далеко за пределы своего региона, т. к. новизна прояв­ляется незначительно и соответствует среднему уровню твор­чества.

Высшая степень общественной значимости народного ху­дожественного творчества связана с созданием оригинально­го и уникального произведения как авторского, так и испол­нительского. Это редкое явление, когда, коллектив или инди­видуальный любитель достигает такого совершенства в своей работе, что его произведение пользуется спросом и признани­ем широкой общественности, часто и за рубежом. Однако об­щественная значимость не только в созданном или исполняе­мом произведении, но и в воздействии на широкие массы. К таким относятся как индивидуальные любители, так и полу­профессиональные коллективы, достигшие высокого уровня мастерства, ставшие по-настоящему творческими..

Другой тип классификации — по степени формализован-ности. Народное художественное творчество может быть фор­мально организованным, неформально организованным и не­организованным. К формально организованным относятся те коллективы, кружки, студии, которые функционируют при различных социокультурных учреждениях или самостоятель­но, но при наличии организации-учредителя. Они имеют юри­дический статус, формально зарегистрированы, открыт свой расчетный счет, или пользуются единым расчетным счетом учреждения, создавшего коллектив и предоставляющего усло­вия, материально-технические средства для работы. Финанси­рование их может быть полностью за счет самоокупаемости. В таких коллективах есть руководитель, получающий зара-


ботную.плату, работающий по плану и отчитывающийся -пе­ред организацией-учредителем.

. ■ К неформально организованным относятся различные лю­бительские "объединения и клубы, коллективы, занимающиеся чаще всего искусствоведческим направлением народного творчества, а также, объединения авторов, но возможно и ис­полнительство типа организованных посиделок, например, с пением народных песен и т. д. Главной же особенностью яв­ляется то, что это самоорганизованные группы, нет юридиче­ского статуса и формальной структуры, нет организации-уч­редителя и расчетного счета. Помещение для совместных встреч может быть чьей-либо квартирой или арендуемым за счет взносов самих участников. Руководитель в таких струк­турах— общественник, неформальный лидер, выдвинувшийся из числа участников, который не имеет заработной платы как таковой.

Неорганизованное народное художественное творчество представлено индивидуальным любительством и единичными, спонтанно возникающими групповыми формами, например, пение во время застолий. Особенность состоит в том, что это стихийное, никем и никак не управляемое явление, которое сегодня расширилось за счет резкого сокращения формально организованных структур. Их творчество может направляться в какое-то русло за счет организации выставок, различных ■ викторин и конкурсов на лучшее исполнительство, праздни­ков и смотров народных талантов, где они могут принимать участие.

По форме организации совместной деятельности можно классифицировать народное художественное творчество как индивидуальное, групповое (коллективное) и массовое. Ин­дивидуальная форма может быть связана со взаимодейст­вием с другими, т. е. совместно-взаимодействующей. Она бо­лее свойственна авторскому творчеству, которое имеет фор­мально или неформально организованные объединения, где отдельные, индивидуально работающие над своим произведе­нием авторы периодически взаимодействуют для обмена опы­том, анализа, оценки своих работ и обсуждения различных проблем. Эта форма деятельности связана с высокой личной ответственностью каждого за продукт творчества и слож­ностью организации совместных встреч из-за их недостаточно осознанной значимости, что во многом определяет низкую жизнеспособность.

Групповая форма организации деятельности может быть совместно-взаимодействующей или совместно-последователь­ной. К. совместно-взаимодействующей относятся те коллективы, в которых участники тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. Это традиционные коллективы театра, музыки, тан» на и т. д. Такая деятельность сплачивает людей, создает пер­спективу развития, но не исключает и неудовлетворенности участников из-за ограниченной возможности индивидуально­го самовыражения и самоутверждения. Необходимо искать и находить в деятельности подобных коллективов совместно-индивидуальные формы.

Совместно-последовательная форма групповой организа­ции деятельности предполагает поочередное участие каждого с четким закреплением функций. Она возможна в коллекти­вах кинолюбителей, где один снимает, другой проявляет, третий печатает и т. п. Эта форма находится как бы на сты­ке между совместно-индивидуальной и совместно взаимодей­ствующей, дает возможность как для индивидуального само­выражения, так и для взаимосвязи и сплоченности участни­ков.

Массовые формы организации народного художественного творчества могут быть разными. Если это выступления объе­диненных коллективов, что практикуется в последние годы крайне редко, то в основе их лежит совместно взаимодейст­вующая деятельность. Однако в рамках массовой организа­ции могут быть использованы и индивидуальные формы са­мовыражения. Например, на массовом празднике театра, му­зыки, танца могут быть конкурсы на лучшее исполнительст­во стихотворения, песни, танца-. Массовые формы народного художественного творчества приобретают сейчас все боль­шую значимость в связи с отсутствием у значительного числа населения возможностей и потребностей заниматься система­тически в организованных структурах. Более привлекатель­ными оказываются одноразовые и нерегламентированные. формы участия в художественной самодеятельности.

Еще одна классификация позволяет дифференцировать народное художественное творчество по социальной структуре. Неорганизованное любительство представляют все социаль­ные слои и возрастные группы. А организованные коллекти­вы могут быть однородными или смешанными по составу. Например, мужскими или женскими; юношескими или пен­сионеров; по профессиональной принадлежности. В смешан­ных составах объединяются независимо от социально-демо­графических данных, типа пола, возраста, социального поло­жения, профессии. Здесь главное—единство ценностных ори­ентации, потребностей и интересов,

Таким образом, структура современного народного худо­жественного творчества сложна и классификация много-

 


образна настолько, что данная не исчерпывает возможность другой. Она 'не означает также, что такая-дифференциация есть попытка • разделить одно проявление от другого. Напро­тив, все восемь типов классификации взаимопроникают, взаи­модополняют друг друга. Это значит, что народное художе­ственное творчество одновременно может быть, например, фольклорным, направленным на освоение традиционной культуры, исполнительским, выполняющим функцию куль-туротворческую, с дичностно-общественной "значимостью, формально организованной групповой" деятельностью и сме­шанным по составу.

ГЛАВА II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.016 с.)