Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и классификация современного народного художественного творчестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современное народное художественное творчество пред-. ставляет собой явление с довольно сложной структурой и с трудом поддается классификации, которая должна иметь °~,J-иое основание. Это возможно осуществить, дав несколько типов классификаций с различным основанием. Так, по своей сущностной характеристике народное художественное творчество представлено фольклором и прикладным искусством, городским «примитивом», художественной самодеятельностью и любительством. ■ Идея возрождения народной национальной культуры усилила в современном обществе процесс фольклрризации, т. е. обращение к забытым формам крестьянского художественного и прикладного творчества. В ряде регионов возвращаются к жизни и в виде театрализованных представлений, ка-лендарно-обрядовые праздники: святочные и масленичные игрища, пасхальные праздники, завивание березы и др. Все большее значение приобретают и получают распространение в городской среде отдельные забытые ритуалы крестьянских свадебных и похоронных обрядов. Особый интерес вызывают и как бы заново осмысливаются литературно-песенные жанры: песни, частушки, сказки, мифы, легенды, анекдоты и др. Возрождаются прикладные формы народного творчества, распространяются в городе через кружки и студии, частные и коммерческие предприятия плетения из лозы, соломы, резьба по дереву и другим материалам, изготовление расписных подносов, матрешек, женских украшений, гончарных изделий. Наиболее широко распространено ручное вязанье, макрамэ. Все эти и другие явления представляют собой возрождение не только фольклорных традиций крестьянской культуры, но и искусства городского «примитива», его декоративно-прикладных и исполнительских форм. К художественной самодеятельности относятся социально ориентированные формы художественного творчества трудящихся. Она связана с проявлением социально-политической активости через различные виды и жанры искусства. В связи с деидеологизацией и коммерциализацией организованные формы художественной самодеятельности взрослых сохранились лишь в отдельных регионах, связанных с национальными особенностями. В ее структуру входят различные виды классического искусства с его жанровым разнообразием: театральный, вокально-хоровой, инструментальный, изобразительный, кино- и фотоискусство и др. Современное любительство также представлено видами и жанрами классического искусства. Но оно существенно отличается от художественной самодеятельности тем, что это творчество прежде всего для себя, для удовлетворения своих потребностей и развития своих способностей; развивается в условиях города и села; свободно от государственно-управленческих структур; существует благодаря самоокупаемости, либо спонсорства; развивается как форма проведения досуга, или приобретает полупрофессиональный характер и представляет свою продукцию на суд зрителей, слушателей. Кроме того, существуют и неорганизованные формы домашнего любительства. Тип классификации по направленности на освоение той или иной художественной культуры дает представление о народном художественном творчестве как ориентированном: а) на традиционную народную культуру; б) на академическую культуру; в) создание оригинальной культуры (Е. И. Смирнова). При этом ориентация на традиционную народную культуру связана с фольклором и прикладным творчеством, на академическую культуру —с профессиональным творчеством и образцами классического искусства, что составляет основу художественной самодеятельности и любительства. Ориентация на создание оригинальной культуры реализуется также через художественную самодеятельность и любительство, в результате чего производятся художественные продукты, которые не имеют аналогов ни в традиционной народной, ни в академической культуре, например, песни-барды, агитбригада, агиттеатр, литературно-музыкальная композиция и др. Но характеру освоения художественной культуры выделяются исполнительское, авторское и искусствоведческое народное творчество. Исполннтельокое творчество представлено коллективами различного типа, которые исполняют произведения традиционно народные и классические. Среди них есть коллективы из смешанных жанров, например, музыкально-танцевальные, представляющие синкретизм традиционной народной культуры. Есть и одножанровые, свидетельствующие о возможности достижения высокого профессионализма в исполнительстве, например, инструментальное исполнительство и другие. Исполнительский характер освоения художественной культуры связан _ также с коллективами академического искусства, которые основаны на подражании профессиональному художественному-исполнительству в классических жанрах театра, музыки, хореографии. Авторское народное художественное творчество — это создание новых произведений. Оно может быть связано с фольклором (сочинения частушек, анекдотов), академическими жанрами (создание песен, пьес, стихов, картин) и оригинальными (песни-пародии, барды и др.). Любое произведение, созданное народом, имеет своего автора, но имя его не всегда известно, т. к. часто автором оказывается весь коллектив, например, в агитбригаде. Но уже в конце XVIII — начале XX столетия, и особенно сейчас, нередки случаи, когда имена отдельных любителей приобретают известность благодаря организованным выставкам работ художников и тому,- что авторы-любители (поэты, композиторы), как правило, сами исполняют свои произведения. Искусствоведческое, творчество связано с художественным исследованием или критической деятельностью в области искусства. Оно представлено отдельными любителями, а иногда и группами, коллективами, которые, занимаются поиском и исследованием, например, местного фольклора, забытых народных традиций, творчества отдельных деятелей искусства и их произведений. Такая поисково-исследовательская деятельность может приобретать и художественно-критический характер, когда дается анализ произведений или выступлений коллективов, в результате чего может появиться и статья. Но чаще всего эта деятельность осуществляется в ходе свободных дискуссий. Еще один тип классификации народного художественного творчества — это по преобладающим функциям. Творчество может выполнять функции социализации личности, произвол-чвенные, универсализации досуга и коммерческие. Все современные коллективы так или иначе выполняют названные функции. Однако при этом для каждого конкретного коллектива или индивида выстраивается иерархическая система функций в зависимости от потребностей личности, коллектива, мотивов, целей и задач, направленности деятельности. В одном случае в процессе и в результате творчества реализуются преобладающим образом одни функции, в другом случае— другие. Социализация обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать-в качестве члена общества. Социализация предполагает подготовку индивида к взаимодействию с обществом. В психологии и педагогике аналогичными являются термины «развитие», «воспитание». Отсюда функция социализации преобладает в тех коллективах народного художественного творчества, в которых главным является воспитание и- развитие личности. Эта функция свойственна немногочисленным, но сохранившимся пока кое-где коллективам художественной самодеятельности и, конечно же, детскому и юношескому художественному творчеству, а также любительству, когда происходит усвоение художественно-эстетических знаний и ценностей, а также норм нравственно-эстетического поведения в обществе. Для них главным является процесс творчества, развивающий личность, а не результат — художественное произведение как продукт, обладающий новизной и значимостью для других. Появление такого продукта вовсе не исключено, но он представляет собой естественный результат деятельности, а не самоцель. Выполнение производственных функций или культуро-творческих предполагает создание каких-то ценностей, материальных или духовных. По преобладанию, этой функции в своей деятельности выделяются коллективы художественного творчества взрослых, которые ориентированы не на процесс, а на результат, или включенность в процесс ради результата. К ним относятся, как правило, любительские полупрофессиональные коллективы, ориентированные на освоение традиционной народной или академической культуры. В основе их деятельности лежит обучение и приобретение мастерства ради достижения высокого качества исполнения художественного произведения. По преобладанию функции универсализации досуга возможно выделение коллективов и групп, а также индивидуальных любителей, которые включаются в народное, художественное творчество ради интересного и содержательного проведения своего досуга. К ним относятся искусствоведческие объединения, любительские исполнительские кружки, в которых занимаются для себя, для души, не включаясь в концертно-исполнитеЛьскую деятельность, и многочисленные домашние любители. Для них первостепенное значение имеет процесс творчества, занимающий и увлекающий чувства и разум. Продукт же, его новизна и значимость для других, для общества остаются второстепенными. Преобладание коммерческих функций свойственно тем коллективам народного художественного творчества, в которых на кооперативной основе объединены как любители, достигшие высокого уровня мастерства, так и профессионалы, не утвердившиеся в своей сфере высокого искусства, а также индивидуальные любители. Для них главным является получение дохода, финансовой прибыли через продажу художественной продукции. Не только процесс творчества теряет значимость, но и продукт (художественное произведение), который полностью подчинен спросу зрителей, слушателей. Такая зависимость процесса и продукта от выполнения коммерческих функций может способствовать появлению заштампованных произведений, предназначенных для невзыскательного вкуса массового потребителя. Итак, народное художественное творчество классифицируется и в зависимости от того, какие его функции преобладают в деятельности индивидов, групп, коллективов. Однако. это лишь группы функций, которые вбирают в себя другие, более конкретные. Так, функция социализации включает в себя эстетическое воспитание, художественное образование, развитие творческих способностей и др. Производственная одновременно реализует функцию обслуживания зрителей, слушателей, приобщения их к искусству. Универсально-досу-говая связана с выполнением гедонистических функций, удовлетворения потребностей в общении (коммуникативных), в отдыхе и восстановлении сил (рекреативных). Коммерческие функции также связаны не только с получением прибыли, но и с производством художественной продукции, удовлетворением запросов населения. Следующий тип классификации — по степени социальной значимости, которая может быть индивидуально-личностной, личностно-общественной и общественной. Все три диалекти-чески соединяют деятельность для себя, для себя и коллектива, для общества, а также соотносятся с тремя уровнями творчества — низшим, средним, высшим. Народное художественное творчество, имеющее индивидуально-личностную значимость, соотносится с низшим уровнем. Его характерной особенностью является замкнутость В себе, отсутствие внешних связей. Созданный продукт — произведение искусства, как правило, является, результатом, скорее, воспроизводства, чем производства нового. К этой группе относятся индивидуальные (домашние) и неформально организованные любители, а также низовые кружки художественной самодеятельности и студии, Личноетно-общественная значимость означает, что в деятельности индивида соотносятся мотивы индивидуально-личностные и общественные. Он занимается творчеством для себя, но в то же время может жертвовать своими сугубо личными интересами и формами проведения свободного времени ради занятий творчеством в коллективе, с другими людьми. К этой группе народного художественного творче-. ства относятся все те любители, продукт деятельности которых выносится на суд зрителей и слушателей, имеет общественную значимость своим воздействием на других, но не выходит далеко за пределы своего региона, т. к. новизна проявляется незначительно и соответствует среднему уровню творчества. Высшая степень общественной значимости народного художественного творчества связана с созданием оригинального и уникального произведения как авторского, так и исполнительского. Это редкое явление, когда, коллектив или индивидуальный любитель достигает такого совершенства в своей работе, что его произведение пользуется спросом и признанием широкой общественности, часто и за рубежом. Однако общественная значимость не только в созданном или исполняемом произведении, но и в воздействии на широкие массы. К таким относятся как индивидуальные любители, так и полупрофессиональные коллективы, достигшие высокого уровня мастерства, ставшие по-настоящему творческими.. Другой тип классификации — по степени формализован-ности. Народное художественное творчество может быть формально организованным, неформально организованным и неорганизованным. К формально организованным относятся те коллективы, кружки, студии, которые функционируют при различных социокультурных учреждениях или самостоятельно, но при наличии организации-учредителя. Они имеют юридический статус, формально зарегистрированы, открыт свой расчетный счет, или пользуются единым расчетным счетом учреждения, создавшего коллектив и предоставляющего условия, материально-технические средства для работы. Финансирование их может быть полностью за счет самоокупаемости. В таких коллективах есть руководитель, получающий зара- ботную.плату, работающий по плану и отчитывающийся -перед организацией-учредителем. . ■ К неформально организованным относятся различные любительские "объединения и клубы, коллективы, занимающиеся чаще всего искусствоведческим направлением народного творчества, а также, объединения авторов, но возможно и исполнительство типа организованных посиделок, например, с пением народных песен и т. д. Главной же особенностью является то, что это самоорганизованные группы, нет юридического статуса и формальной структуры, нет организации-учредителя и расчетного счета. Помещение для совместных встреч может быть чьей-либо квартирой или арендуемым за счет взносов самих участников. Руководитель в таких структурах— общественник, неформальный лидер, выдвинувшийся из числа участников, который не имеет заработной платы как таковой. Неорганизованное народное художественное творчество представлено индивидуальным любительством и единичными, спонтанно возникающими групповыми формами, например, пение во время застолий. Особенность состоит в том, что это стихийное, никем и никак не управляемое явление, которое сегодня расширилось за счет резкого сокращения формально организованных структур. Их творчество может направляться в какое-то русло за счет организации выставок, различных ■ викторин и конкурсов на лучшее исполнительство, праздников и смотров народных талантов, где они могут принимать участие. По форме организации совместной деятельности можно классифицировать народное художественное творчество как индивидуальное, групповое (коллективное) и массовое. Индивидуальная форма может быть связана со взаимодействием с другими, т. е. совместно-взаимодействующей. Она более свойственна авторскому творчеству, которое имеет формально или неформально организованные объединения, где отдельные, индивидуально работающие над своим произведением авторы периодически взаимодействуют для обмена опытом, анализа, оценки своих работ и обсуждения различных проблем. Эта форма деятельности связана с высокой личной ответственностью каждого за продукт творчества и сложностью организации совместных встреч из-за их недостаточно осознанной значимости, что во многом определяет низкую жизнеспособность. Групповая форма организации деятельности может быть совместно-взаимодействующей или совместно-последовательной. К. совместно-взаимодействующей относятся те коллективы, в которых участники тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. Это традиционные коллективы театра, музыки, тан» на и т. д. Такая деятельность сплачивает людей, создает перспективу развития, но не исключает и неудовлетворенности участников из-за ограниченной возможности индивидуального самовыражения и самоутверждения. Необходимо искать и находить в деятельности подобных коллективов совместно-индивидуальные формы. Совместно-последовательная форма групповой организации деятельности предполагает поочередное участие каждого с четким закреплением функций. Она возможна в коллективах кинолюбителей, где один снимает, другой проявляет, третий печатает и т. п. Эта форма находится как бы на стыке между совместно-индивидуальной и совместно взаимодействующей, дает возможность как для индивидуального самовыражения, так и для взаимосвязи и сплоченности участников. Массовые формы организации народного художественного творчества могут быть разными. Если это выступления объединенных коллективов, что практикуется в последние годы крайне редко, то в основе их лежит совместно взаимодействующая деятельность. Однако в рамках массовой организации могут быть использованы и индивидуальные формы самовыражения. Например, на массовом празднике театра, музыки, танца могут быть конкурсы на лучшее исполнительство стихотворения, песни, танца-. Массовые формы народного художественного творчества приобретают сейчас все большую значимость в связи с отсутствием у значительного числа населения возможностей и потребностей заниматься систематически в организованных структурах. Более привлекательными оказываются одноразовые и нерегламентированные. формы участия в художественной самодеятельности. Еще одна классификация позволяет дифференцировать народное художественное творчество по социальной структуре. Неорганизованное любительство представляют все социальные слои и возрастные группы. А организованные коллективы могут быть однородными или смешанными по составу. Например, мужскими или женскими; юношескими или пенсионеров; по профессиональной принадлежности. В смешанных составах объединяются независимо от социально-демографических данных, типа пола, возраста, социального положения, профессии. Здесь главное—единство ценностных ориентации, потребностей и интересов, Таким образом, структура современного народного художественного творчества сложна и классификация много-
образна настолько, что данная не исчерпывает возможность другой. Она 'не означает также, что такая-дифференциация есть попытка • разделить одно проявление от другого. Напротив, все восемь типов классификации взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. Это значит, что народное художественное творчество одновременно может быть, например, фольклорным, направленным на освоение традиционной культуры, исполнительским, выполняющим функцию куль-туротворческую, с дичностно-общественной "значимостью, формально организованной групповой" деятельностью и смешанным по составу. ГЛАВА II
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.016 с.) |