Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество



Институт искусств

Музыкальный колледж

 

 

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

 

СД. 02 Народное художественное творчество

 

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)

 

Абакан

 


 

РАЗДЕЛ. Народное художественное творчество как основа художественной культуры общества.

Понятие и сущность народного художественного творчества.

Народное художественное творчество (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; это создаваемые народом и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

Можно выделить следующие виды и жанры народного творчества:

1. Устное народное творчество (фольклор).

Жанры сказка, предание, легенда, сказание, былина, историческая песня, пословицы и поговорки, загадки и др. относятся к роду эпос.

Жанры лирическая песня, обрядовая песня, семейная, любовная, песни социального протеста, частушка и др. относятся к роду лирика.

Святочные игрища, обрядовые действа, народный театр Петрушки, раек и др. – к роду драма.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное и отображая новые социальные изменения, исторические события.

2. Народная музыка – музыкальная традиция, возникшая в качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала, имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы. Представлена инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. Основные жанры музыкального фольклора — песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

- календарные праздники (колядки, веснянки, масленичные песни);

- полевые работы (покосные, жатвенные песни);

- рождение, свадьба (колыбельные, свадебные песни)

- смерть (похоронные плачи-причитания).

3. Народный театр — театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба). Далее появляется комедия о Петрушке. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста). Характерная особенность народного театра – условность костюмов, движений и жестов, импровизационность (актеры общались с публикой, которая подавала реплики, вмешивалась в действие).

Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона, является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

Танец – один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения за повадками животных (якутский танец медведя). Возникают танцы на темы сельского труда (латышский танец жнецов и т. д.) Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви (русская кадриль, грузинская картули и др.) Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов.

5. Народное декоративно-прикладное творчество является материальным воплощением духовной культуры народа, которая отражена в декоре художественных изделий (домашняя утварь, посуда, мебель, оружие, одежда и т.д.)

В России представлено художественной резьбой, росписью (хохлома, гжель), керамикой (дымковская игрушка, каргапольская и др.), чеканкой, кружевоплетением, прядением и ткачеством, вышивкой и т.д.

Для всех жанров народного искусства характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Следует также отметить и единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище — архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое.

Современное народное художественное творчество представлено формами:

- любительское творчество (любительские объединения и клубы по интересам);

- художественная самодеятельность — форма народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, коллективы, народные театры) или в одиночку;

- народные промыслы — это деятельность по созданию художественных изделий утилитарного (прикладного) или декоративного назначения, на основе коллективного освоения и развития народных традиций в определенной местности (Жостово, Палех, Хохлома и т.д.)

Народное художественное творчество — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Следует различать понятия «народное художественное творчество» и «народная художественная культура». Народная художественная культура – воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.)

Народная художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Она включает в себя искусство как форму отражения действительности в художественных образах с помощью особых художественных средств, но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включается также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни общества.

Российский этнолог С.В. Лурье рассматривает народную культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада. Следовательно, можно утверждать, что изучение народной культуры – есть познание самого народа.

А.С. Каргин предлагает следующее оп­ределение основных структурных образований народной художе­ственной культуры.

1. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) - это бытовая традиционная для этноса духовная философия - эстети­ческая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в ре­зультате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

2. Неофольклор - бытовое художественное творчество неформа­лизованного досугового характера, включающее одновременно фор­мы фольклора, массового и профессионального искусства, художе­ственной самодеятельности, отличающейся эстетическим многооб­разием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее вто­рой волной в современной фольклорной культуре.

3. Фольклоризм или вторичный фольклор - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

4. Художественная самодеятельность - социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие сущест­вующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения части населения художественным навыкам и умениям.

5. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусст­во, изобразительный фольклор - овеществленный, материализован­ный слой народной художественной культуры, отражающий в образ­но-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы.

6. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхожде­ние и связана с эпохой земледельческого календаря.

7. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качества, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп.

8. Аутентичная культура - наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной сфере. Это первичная, изна­чальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самого ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п. Понятие «аутентичная» и «традиционная» тесно соприкасаются в характеристике народной культуры.

 

Или барабана золотого?

Считалка:

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку.

Положил на лавку,

Кто ее возьмет, тот и вон пойдет.

V. Потешный фольклор.

Стихотворения, связанные с играми-импровизациями, с забавами. Звукоподражания, стихи-перевертыши, стихи-небывальщины.

Кабан упал и лапу набок.

Ехала телега мимо мужика.

А из-под телеги лают ворота.

VI. Сатирическая лирика.

1 гр.: дразнилки, издевки:

Васька-Васенок,

Худой поросенок.

Ножки трясутся,

Кишки волокутся.

2 гр.: поддевки (искусственный диалог):

Скажи: двести.

—Двести.

—Сиди, дурак, на месте.

VII. Страшилки.

В одном черном-черном лесу, стоял черный-черный дом, в этом черном-черном дому стоял черный-черный гроб…

VIII. Садистские куплеты: Дети в подвале играли в гестапо.

Зверски замучен сантехник Потапов.

 

Примерные нормативы деятельности народных (образцовых)коллективов.

1. Народные коллективы должны представить в течение года:

- театральные коллективы (драматические, музыкальные, кукольные, театры чтецов, эстрадные, театры миниатюр, агитбригады) - не менее одного нового спектакля (программы); хоры, вокальные и вокально-инструментальные ансамбли, оркестры и инструментальные ансамбли, вокальные студии, ансамбли танца, ансамбли песни и танца, цирковые коллективы - концертную программу в двух отделениях с ежегодным обновлением не менее 25% репертуара;

- фольклорные ансамбли - концертную программу в одном отделении с преобладанием репертуара, формируемого на основании экспедиционной работы в своем регионе (ежегодно обновляется не менее чем на 25%).

Финансирование. Штаты.

Две-три должности штатных работников коллектива содержатся за счет бюджетных ассигнований, остальные должности - за счет средств, заработанных от проведения платных мероприятий.

Средства народного коллектива поступают на счет базового учреждения.

Должностные оклады штатных работников народных коллективов устанавливаются на основе Единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы.

ПЕРЕЧЕНЬ народных коллективов и должностей в них.

1. Драматические театры, театры кукол, театры эстрады, театры миниатюр, театры чтеца, студии художественного слова: режиссер, художник-постановщик (зав. постановочной частью), концертмейстер (аккомпаниатор).

2. Музыкальные театры (оперы, оперетты, балета): режиссер, хормейстер, балетмейстер, педагог-репетитор, художник-постановщик (зав.постановочной частью), концертмейстер, дирижер (при наличии оркестра). 3. Агитбригады, эстрадно-публицистические театры: режиссер,
концертмейстер.

4 Оркестры: дирижер, концертмейстер.

5. Ансамбли танца (классического, народного, современного, эстрадного): балетмейстер, педагог-репетитор, концертмейстер.

6. Хоры, вокальные ансамбли: хормейстер, концертмейстер.

7. Ансамбли песни и танца: хормейстер, балетмейстер, художественный руководитель, концертмейстер.

8. Фольклорные ансамбли: хормейстер, концертмейстер, лаборант- методист (при наличии творческой лаборатории и экспедиционной
деятельности).

9. Цирковые коллективы: режиссер, балетмейстер, концертмейстер (звукооператор).

10. Студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства: художник - руководитель студии, техник.

 

Классификация фестивалей.

1. По видам народного художественного творчества фестивали бывают:

- самодеятельного театрального искусства;

- самодеятельного музыкального искусства: рок-фестивали, бардовской песни «Солнцеворот», горлового пения «Айтыс»,эстрадной национальной песни «От ыры», хоровых коллективов «Золотая нота» и др.

- самодеятельного хореографического творчества;

- фольклорные: республиканский фестиваль «Разноголосье земли Хакасской»;

- народных промыслов.

2. По возрастным категориям:

- детские: «Маленькая страна»;

- подростковые: «Новые имена» (бывший фестиваль «Большая перемена»);

- молодежные: городской «Синяя птица», республиканский «Весна в Хакассии», рабочей молодежи «Молодость+»;

- пожилых людей: «И вновь продолжается жизнь».

3. По социальному статусу:

- женские: «Весенний карнавал»;

- семейные: «Семья России»;

- инвалидов;

- солдатские и т.д.

4. По времени проведения:

- очные;

- заочные.

Особенности фестиваля:

1. Массовость— в фестивале могут принимать участие одновременно от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

2. Интернационализм— фестивали собирают людей разных национальностей, происходит взаимопроникновение культур.

3. Продолжительность— фестивали длятся от нескольких дней до полугода.

4. Каждый участник может принять участие как в одной, так и в нескольких номинациях.

5. Фестиваль носит соревновательный характер (выявляются лучшие).

6. Для фестиваля обязательно наличие праздничной атмосферы, высокого эмоционального подъёма.

Методика подготовки и проведения.

Методика подготовки фестиваля схожа с методикой подготовки массового праздника, но имеет специфические особенности.

Подготовительный этап в организации фестиваля имеет важное значение и предполагает целый комплекс мер. Для решения организационных вопросов создается оргкомитет или штаб фестиваля. В состав штаба входят несколько групп:

· Административная группа — руководит штабом фестиваля и регулирует его работу;

· Исполнительный комитет — отвечает за проведение номинаций и конкурсов фестиваля, пишет сценарий открытия, закрытия фестиваля, гала-концерта, подготавливает ведущих; состоит из ответственных за проведение, режиссеров, членов жюри;

· Рекламная группа — занимается рекламой фестиваля и освещением его в средствах массовой информации;

· Спонсорская группа — отвечает за привлечение спонсоров.

Оргкомитет фестиваля определяет тематику фестиваля, его основные цели и задачи, сроки и место проведения, разрабатывает положение о фестивале, в котором отмечает выше перечисленное. Кроме этого в положении указывается, кто является учредителем и организатором фестиваля, кто может являться участниками, порядок проведения фестиваля, состав жюри и критерии оценки. Оргкомитет информирует участников фестиваля и жителей города о конкурсных номинациях: положение публикуется в СМИ, распространяется по различным учреждениям (учебным, культурно-досуговым и др.). В функции оргкомитета входит сбор анкет-заявок и встречи с участниками. После чего исполнительный комитет производит отбор анкет-заявок, а затем отбор самих участников.

В рекламную группу фестиваля входят:

- пресс-секретарь, ответственный за освещение фестиваля в средствах массовой информации;

- маркетолог, который занимается рекламной компанией;

- художник-дизайнер, который разрабатывает эмблему фестиваля, плакаты, буклеты, дипломы и сувениры.

Спонсорская группа фестиваля составляет письма для спонсоров и рассылает их по предприятиям города и частным фирмам, разрабатывает положение о спонсорах, в котором указывает взаимовыгодные условия. После привлечения спонсорских средств, формируется призовой фонд фестиваля.

Фестиваль проводится в три этапа:

1. «Подготовительный» этап проводится с целью выявления участников фестиваля. В этом этапе проводятся отборочные туры по намеченным номинациям.

2. «Фестивальный» этап может состоять из нескольких дней, в него входят следующие мероприятия: открытие фестиваля, конкурсные программы, работа жюри по определению победителей.

3. «Заключительный» этап — это подведение итогов фестиваля. В этот этап входят следующие мероприятия: гала-концерт – выступление победителей (дипломантов, лауреатов), церемония награждения, закрытие фестиваля. В каждой номинации участникам вручаются дипломы за 1,2,3 места, по решению жюри могут быть вручены поощрительные дипломы. С дипломами победители получают ценные подарки и призы. Закрытие фестиваля — самое яркое событие, в котором участвуют все артисты, проводятся игры, аттракционы, завершиться все может дискотекой.

Таким образом, фестивали самодеятельного творчества как одна из самых массовых по масштабам вовлекаемых людей форм, являются эффективным способом организации творческой деятельности людей. Кроме того, фестивали служат пропаганде различных видов народного искусства и других достижений в области культуры. Фестивали являются средоточием всего самого лучшего, интересного, развивают творческий потенциал участников. Фестивали народного творчества ставят перед собой задачи сохранения и приумножения культурных традиций, выявления талантливых исполнителей и коллективов, повышения художественного уровня исполнительского мастерства, укрепления творческих связей между различными самодеятельными формированиями, учреждениями культуры.

 

Институт искусств

Музыкальный колледж

 

 

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.064 с.)