Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народные промыслы, декоративно-прикладное и изобразительное искусство городского «примитива»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главным средоточием городского «примитива» в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве была ре-иесленио-цеховая среда. Она выдвинула своих художников-ремесленников, состоящих в живописных, иконописных, малярных цехах; вывесочников, портретистов, «комнатных живописцев», декораторов, топографов, фотографов. Иногда это были воспитанники провинциальных художественных Школ, уездные учителя рисования и т. п. Все они представляли городское народное художественное творчество, которое сохраняло изначально свойственный культуре фольклорного типа синкретизм художника и среды, производителя и потребителя, принадлежащих к единому коллективу, но ориентировалось при этом на освоение высот профессиональной художественной культуры. Городской «примитив» был представлен прежде всего народными промыслами и декоративно-прикладным творчеством многочисленных ремесленников, некогда бывших крестьян, освоивших традиционную культуру изготовления и декорирования предметов крестьянского быта и, придя в город, ориентирующихся на освоение искусства Востока, Византии и Западной Европы. Еще IX—X веках в Киевской Руси многие народные ремесла достигли высокого уровня развития. Ремесленники были профессионалами из народа, вышедшими из домашнего крестьянского натурального хозяйства, продолжившими замечательные традиции народного декоративного искусства в городе. Они выполняли изделия бытового назначения и украшения на заказ и для свободной продажи. Их социальное положение было различно. В городах работали свободные мастера: иконописцы, кузнецы и златокузнецы, чеканщики, гончары, игрушечники и др. Вместе с тем, на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Отношение к различным видам ремесла было неодинаковым. Например, иконописное и златокузнеч-ное дело было более почитаемым, чем «грязное» гончарное. Намечалось уже расслоение на богатых и бедных, мастерок и подмастерьев, постепенно из ремесел выделилась художественная обработка и возникли кустарные художественные промыслы, которые в XVIII в. достигли своего расцвета. Происхождение городских народных художественных промыслов было различно. Одни из них взяли свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и массовым изготовлением как повседневных, так и праздничных нарядных бытовых предметов. Это ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владела каждая крестьянка. Другие промыслы произошли от более сложных, недоступных для всех видов творчества, ставших ремеслом отдельных, более талантливых крестьян. Такими являются гончарное дело, плотницкая резьба, набойка на тканях. Некоторые промыслы вышли из помещичьих мастерских, но были и такие, что зародились в городских ремесленных мастерских. Например, резьба по кости и камню, чернение серебра, которые были связаны с привилегированным заказчиком. Лаковая миниатюрная живопись возникла на основе искусства Востока. Но на какой бы основе ни появились художественные промыслы, они, с одной стороны, сохраняли традиции древнего крестьянского народного декоративно-прикладного искусства, с другой стороны, ориентировались на утонченность и изящество «высокого», «ученого» искусства. Наиболее древнейшим художественным промыслом является резьба по кости, камню и дереву, которая была известна еще в X веке. Промысел по художественной обработке возник в Троице-Сергиевом монастыре в XVI—XVII вв. Из местного материала, а также привозимых издалека талантливые мастера изготовляли главным образом предметы культа: резные иконки, кресты и др. Со временем здесь стал развиваться и игрушечный промысел. . В XVI—XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы» и псковские литейщики колоколов. В XVII в. развивался промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготовляли узорчатые железные пластинки и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. Близ Архангельска, в г. Холмогоры, расцветало косторезное искусство. В XVII в. зародился хохломский промысел. В городах Поволжья и других развивались прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, резьба пряничных досок. В это лее время распространилось производство набивных тканей. В XVIII в. начали развиваться промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия. Многие художественные промыслы в XVIII в. достигли своего расцвета. Это произошло, с одной стороны, благодаря внутреннему накоплению и развитию собственно народного искусства художественной обработки; с другой стороны, было обусловлено внешним влиянием, более интенсивным проникновением и воздействием профессионального искусства на форму, стиль и качество изделий. В результате этого во многих изделиях художественных промыслов XVIII в., например в резьбе по кости или дереву, можно было обнаружить элементы барокко или классицизма. Развитие капиталистических отношений после отмены крепостного права в XIX в. привело к разрушению крестьянского натурального хозяйства. Изделия крестьянского быта стали предметом купли-продажи, что привело к появлению в городе множества новых художественных промыслов: вышивальных, кружевных, народного гончарства, художественного ткачества, прялочного промысла, плетения из бересты и других. Многие из них испытали сильное влияние «ученого» искусства и стали обслуживать город, например кружево-плетение. Некоторые продолжали отражать древнюю образность, патриархальное мировоззрение крестьянина, его связь с природой. Но в том и другом случае в основе художественных промыслов оставались творческое воображение, ручная работа и виртуозное мастерство. С дальнейшим развитием капитализма изделия кустарных промыслов стали вытесняться продукцией машинного производства. Многие не выдерживали конкуренции, разорялись и уходили работать на фабрику. Некоторые художественные промыслы меняли свою продукцию на менее трудоемкую, например резьбу по дереву на роспись. Появились новые художественные и технические приемы, способы декорирования, дававшие возможность ускорить процесс изготовления и достигнуть большей выразительности, например свободная кистевая роспись в художественной обработке дерева. Изменилось и образное содержание городского народного искусства. Вместо образов природы все чаще стали появляться на изделиях декоративно-прикладного творчества картины городского быта, домашнего труда. На многих промыслах появилось разделение труда, при котором мастер уже не делал изделия сам от начала до конца, а осваивал только одну операцию. Например, один.выполнял заготовку, второй вырезал изделия, а третий —роспись. Однако при всем этом все равно многие художественные промыслы перестали существовать, не выдержав конкуренции. В конце XIX — начале XX века ряд представителей художественной интеллигенции приложили немало усилий к возрождению традиций народного искусства в Абрамцеве и других местах. Энтузиасты организовывали скупки и магазины. Выл открыт кустарный музей Московским губернским земством. Создавались учебно-производственные мастерские, классы рисования, ремесленные школы для оказания помощи кустарям. Но этих мероприятий было недостаточно для возрождения и развития древних традиций народного декоративно-прикладного творчества, связанного с уходящим в прошлое укладом жизни и быта. В послереволюционный период по многим традиционным изделиям художественных промыслов было налажено машинное производство. Это позволило, с одной стороны, организовать их. массовый, серийный выпуск, с другой стороны, привело к стандартизации, утрате оригинальности, уникальности, самобытности народных традиций, к обезличиванию 98 творчества.. Однако и сегодня есть промыслы, которые славятся своей великолепной художественной обработкой дере-рева, металла, керамики, камни и кости; не забыты круже-воплетение, ковроткачество; блистает своей красотой лаковая миниатюрная живопись. Но не только декоративно-прикладное творчество развивалось в городах. Народное искусство «примитива» было и в живописи. Одно из интереснейших и самобытных явлений русской живописи конца XVIII — первой половины XIX вв. представляет собой бытовой «примитивный» или купеческий и мещанский портрет, который служил.для использования исключительно в сфере быта. Большинство портретов анонимно, т. к. заказчик был равнодушен к индивидуальности автора, а художник чувствовал себя не столько свободной, творческой личностью, сколько ремесленником. Главными критериями его профессионального уровня были: сходство изображения с оригиналом, точность воспроизведения деталей, соблюдение установленных правил и канонов. Отсюда бытовому «примитивному» портрету характерна такая черта, как статичность композиции, которая воплощена в фигурах, похожих на статую или монумент; во взглядах, устремленных куда-то вдаль, мимо нас. Отсутствует психологическая нюансировка, фиксация каких-либо изменчивых, сиюминутных состояний, бытовая обстановка. Используются информативные атрибутивные элементы, включая бороду, прически, многочисленные женские украшения, подчеркнутую простонародность одежды. Все эти средства бытовых, имущественных и иных характеристик, а также своего рода сословные знаки выполняли основную задачу «примитивного» бытового портрета—утвердить пафос растущего и крепнущего русского «третьего сословия». Купеческий и мещанский портрет как жанр и явление народного изобразительного искусства завершил свою почти вековую историю в 50—60-х годах XIX века. Одной из важных, но не единственных причин послужило изобретение и распространение фотографии, дающей быстрое, дешевое и точное изображение человека. Изменившиеся социально-экономические и культурные условия вызвали новые художественно-эстетические вкусы, потребности и возможности. Бытовой «примитивный» портрет в контексте народного изобразительного искусства представлял собой яркое и оригинальное явление. Он обладал неординарностью, свежестью и самобытностью, которые всегда считались признаками художественности. Задолго до В. Тропинина, А. Венецианова, его учеников и одновременно с ними в русском портрете утверждался новый герой, выходец из народа, глазами народного художника. Как искусство анонимное, ремесленное, бы. товое, оно обладало не только историко-позна.вательной, но и художественной ценностью. Не менее интересное явление представляет собой лубок с его разновидностями: графический, живописный, гравюра. Графический лубок — это бытовой жанр, исторические, батальные, религиозные, аллегорические сцены, литературные иллюстрации, нередко объединенные в одно целое с текстом. Живописный лубок—-станковая тематическая картина, чаще всего тоже бытовая сцена, реже — историческая, батальная и аллегорическая композиция. Он долгое время оставался вне поля зрения искусствоведов, музейных работников, коллекционеров. Лишь в последнее десятилетие стал предметом исследования. В отличие от живописного лубка, народная гравюра стала предметом собирательства еще во второй половине 18-го столетия, а затем и изучения. На сегодняшний день — это достаточно систематизированное явление. Лубок как жанр народного изобразительного искусства зародился примерно во второй половине XVIII века. Авторами его были крепостные художники и городские ремесленники, часто были и художники-самоучки, творившие не по заказам господ, а для средних и низших слоев населения города. Истоки их творчества — в народной смехотворной культуре площадной зрелищности народных гуляний, ярмарок, балаганов. В картинках отражали сцены из крестьянского быта празднично-идиллистического характера — это сговоры, свадьбы, хороводы, пляски и т. п. Например, картины «Сватовство», «Сговор в крестьянской семье», «Девиш-ник», «Хоровод», «Крестьянская свадьба», «Русская пляска» и др. Отражена и другая тематика, которая просматривается в таких названиях, как «Драка мужиков», «Монастырские крестьяне на барщине», «Продажа крепостной», «Проводы ополченца». Во многих созданы героические портреты Ермака, Петра I, Кутузова и др. Графический лубок не только дал немало примеров сатирического характера, отражающего народную смеховую культуру, но и расширил ее границы. Сюда проникали и мотивы устного поэтического творчества, крестьянских и солдатских песен и причитаний о горестях простого народа, печальной доле русской женщины. Лубок, как и примитивный бытовой портрет, был анонимным. Неизвестны авторы живописных картин и гравюр. Но это были народные художники, выразившие потребность в 100 : родной стихии, мечту о счастливой жизни и радости, в довольстве. Они отразили в своем творчестве народное миро- г созерцание, цельность художественно-эстетического сознания, Их работы отличались обаятельной наивностью, простотой и непосредственностью образа и выразительных средств. Но в них была раскрыта социальная значимость жизни и быта народа. Жанры народного изобразительного творчества не исчерпываются бытовым портретом и лубком, есть и множество t других. Эти живописная вывеска, которая представляет собой вполне оригинальный вид художественного ремесла. В сущности своей — декоративное панно, сочетающее в себе I элементы шрифта, натюрморта, торговой геральдики, иногда пейзажного, бытового и аллегорического жанров. Это и декоративные росписи жилых и общественных интерьеров, панно-задники для фотоателье, оформление витрин, сцен, балаганов, ярмарочных представлений и другие. К «прими- > тиву» в изобразительном искусстве относится все то, что имеет прямое или косвенное соответствие в профессиональном искусстве, начиная с XVI—XVII веков. Но вторая половина XIX — начала XX в. принесла в сферу городского «примитива» существенные изменения. Они были связаны с исчезновением прослойки крепостных художников в связи с отменой крепостного права и распадом ремесленных цехов, в том числе художественных, в связи с развитием капиталистического способа производства. Кроме того, произошло стремительное размывание фольклора, дававшего «примитиву» живительные импульсы. Ряд жанров народного изобразительного искусства исчезли. Ушли домовые росписи и бытовой купеческо-мещан-ский «примитивный» портрет. Но это был перелом, распад, расслоение, а не исчезновение и не уничтожение городского народного изобразительного искусства. Переживали расцвет русская живописная вывеска, сценическое оформление. Об разы лубка воплощались в росписях изделий народных промыслов: посуды, игрушек, сундуков, подносов, прялок и других. Но не долговечной оказалась история живописного лубка, хотя и сохранившегося в этой поздней стадии своего развития. Городской «примитив» с развитием техники утратил возможность широкого функционирования и стал частным делом горожанина. Народное изобразительное творчество во многих проявлениях стало делом любительским, дилетантским, искусством личного пользования, практикуемым в свободное от работы время. Это искусство уже не приносило материальных благ, давало только духовное удовлетворен ние. В ряде стран его стали называть «искусством воскресного дня» или «искусством семи воскресений в неделю», когда речь шла о творчестве людей, ушедших на пенсию. Удивительно, что именно в этот период разложения «примитив» почти полностью утратил свою анонимность, как бы реализуя огромную потенциальную энергию, накопленную в период развития с XVII века. Стали известными имена художников П. Гогена, Н. Пиросманашвили, А. Руссо, А. Мо-зес и др. Их картины представляют на выставках. Творчество народных художников стало объектом внимания профессиональных художников. Появилось новое направление — «примитивизм» (жонец XIX — начало XX вв.), который обращался к культуре наивного, неиспорченного цивилизацией творчества, следовал нормам «примитива», вознося третий тип художественной культуры в высшие сферы ученого искусства. Государство и отдельные меценаты поддерживали и опекали народных художников и зачастую ставили их в сложное положение. Стремление сохранить в творчестве любителей полюбившийся стиль стало тормозить их развитие, а попытки обучить языку профессионального искусства привели к дилетантству и обесцениванию «примитива». Таким образом, XX век — это время признания «примитива» в профессионально-художественной сфере и в государстве. На фоне исчезновения фольклора из жизни и быта деревни происходит сублимация творческих способностей, энергии и фантазии народа. Укрепляется вера народных мае-; теров в важность и значимость своего творчества. «Примитив» сегодня является достоянием всех слоев населения: художественно необразованных и полуобразованных не только в городе, но и на селе в условиях уходящего фольклора, а также интеллектуальных и высокообразованных людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.009 с.) |