Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Искусства античной эпохи.

Поиск

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…4

1. Программа курса…………………………………………………………..….5

2. Планы занятий и методические указания к ним……………………..…...14

3. Вопросы к зачету…………………………………………………………….33

4. Примеры тестовых заданий…………………………………………………35

5. Библиографический список………………………………………………....38

 

Введение

Изучение курса «История искусств» является необходимым в подготовке архитектора. Во-первых, искусства не существуют сами по себе, а образуют единую систему. Во-вторых, архитектура – то искусство, которое синтезирует их. В-третьих, для подготовки деятеля искусства необходимо воспитывать его как разностороннюю творческую личность. Необходимым условием этого воспитания является творческий универсализм.

В ходе изучения курса студенты учатся творчеству. Данное учебно - методическое пособие учебный материал для иллюстрации преемственности развития искусств.

После завершения изучения курса студенты должны:

- понимать и объяснять феномен искусства (творчества);

- знать особенности развития искусств и преемственность их развития;

- знать примеры творчества выдающихся деятелей искусств;

- уметь анализировать особенности тех или иных произведений искусства;

- владеть навыками творческих трансформаций, необходимых в профессиональной деятельности архитектора.

 

Программа курса

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

№ п/п Зачетные единицы, тематика занятий Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
          всего лекции семинары сам. раб
1. Зачетная единица 1. Предмет истории искусств. Античные и средневековые искусства.            
    Тема 1. Предмет изучения. Характеристика основных понятий. Методология. Функции. Искусство. Искусства пространственные(пластические): а) изобразительные (живопись, графика, скульптура, фотоискусство); б) неизобразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование). Искусства временные: литература, музыка. Искусства пространственно – временные: театр, кино, хореография. Структура художественно образа: тектоника, экспрессивность, изобразительность. Стиль. Артист. Актер. Синтетический характер художественного образа. Концепция культурного заимствования. Искусство первобытной эпохи. Производственная детерминация. Синкретизм. Зарождение скульптуры, живописи, музыки, хореографии архитектуры.                        
  Тема 2. Искусства античной эпохи. Культурное заимствование: из древнего Египта в древнюю Грецию, из древней Греции в древний Рим. Мифология. От зверобогов к богам антропоморфным. Отражение в мифологии разделения труда. Архитектура и градостроительство. Ордерная система. Принципы городской планировки. Балка – арка – купол. Храмовое строительство: синтез архитектуры, скульптуры, живописи, хореографии и музыки. Начало обособления искусств друг от друга в рамках светской культуры. От космоморфизма к антропоморфизму культуры. Решение проблемы социального контроля средствами искусств: скульптура, спорт, театр, архитектура, литература(поэмы Гомера). Рим – наследник и продолжатель культурных традиций древней Греции. Типы архитектурных сооружений. От однокомнатного дома к дворцам знати и многоэтажкам бедняков. Загородный дом-вилла. Гастрономия и поэзия. Театр. Эволюция костюма. Монументальная архитектура и скульптура. Развитие живописи и литературы.                              
  Тема 3. Средневековое искусств. Римское культурное влияние: романский стиль и романская художественная система: архитектура, живопись, скульптура, костюм, литература. Арабское («готическое») культурное влияние. Готический стиль и готическая художественная система: стрельчатая арка, каркас, новые пропорции и объемы. Отказ от крестово-купольной системы. Архитектурный декор. Новые жанры живописи. Готический шрифт и литература. Костюм. Церковный театр. Рыцарская культура. Архитектура рыцарских замков. Ваганты и баллады. Энос. Культ «прекрасной дамы» и дискриминация женщины. Турниры. Городская культура.Литература. Гуманистические литературные кружки. Перевод античных авторов на национальные языки. Сатирические памфлеты. Юмористические рассказы. Народный театр. Живопись. Портрет.                                  
2. Зачетная единица 2. Искусства начала Нового времени.   Тема 4. Художественная культура Возрождения(XV – XVI вв.). Гуманизм. Антропоцентризм. Человек-лучшее творение Бога, способность заниматься творческим преобразованием природы. Соединение античной традиции с национальной. Утопический социализм. Архитектура. Светский характер. Возращение к античной планировке дома и ордерной системе. Живопись и скульптура. Реализм. Возращение к обнаженной натуре. Статуя, бюст, рельеф, алтарная композиция, конный монумент, стенное надгробие. Картина вместо иконы. Возрождение фрески. Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Карнавалы. Маньеризм («Манерный стиль»). Архитектура. Здание утрачивает замкнутость и все больше становится частью ансамбля, ландшафта. Протест против регламентации – теперь античной. Иррационализм. Декоративность. Живопись: экспрессивность и напряженность поз. Некоторая стилизация изображения. Вместо реализма образа - театральность. Переход к барокко.                              
  Тема 5. Барокко. Рококо. Сверхдекоративность, театральность и оптический иллюзионистический эффект, синтетический характер, разноплановость. Ансамбль архитектуры, садово-паркового искусства, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, живописи. Криволинейность живописи: парадный портрет и декоративные композиции мифологического или аллегорического характера. Литература: утопизм, цветистость манеры письма, сложный метафоризм, экзальтация. Жанры: трагедия-ужастик с кровавыми сценами и взрывами страстей. Сатира. Проза дидактична. Театр: опера и балет. Музыка. Жанры: фуга, соната, концерт, органа музыка. Рококо. Камерное барокко, дробный орнамент (рокайли, маски, завитки). Рельефы и живописные панно для интерьера. Зеркала. Зеркальные поверхности. Живопись. Скульптура. Графика. Экзотические и пасторальные сюжеты. Декоративная направленность. Мелкие скульптурные формы. Экзотика: африканские и китайские мотивы. Литература. Гедонизм. Беспроблемность. Уединение. Эротические новеллы и поэмы. Театр. Комедия масок, балет, феерия.                    
3. Зачетная единица 3. Искусства XVIII-XIX вв.   Тема 6. Классицизм. Ампир. Классический - образцовый. Образец-античность. Еще одно возращение к античным ценностям после Возрождения. Акцент на разум и государственность. Наряду с лозунгами «подражание природе» - «разумное преобразование природы». Иерархия искусств. Архитектура – главное. Особенности: геометризм, статичность, пропорциональность и логичность планировки. Копирование античной ордерной системы. Стены гладкие, одноцветные. Архитектурный декор сдержанный. Концепция «идеального города». Дом – особняк, открытая площадь. «Английский» парк. Литература. Дидактический характер. Высокие жанры: эпос, ода. Низкие: басня, сатира. Театр. Высокий жанр: трагедия. Низкий: комедия. Рационалистическая манера игры актеров. Просветительские тенденции. Мотивы протеста. Живопись. Акцент на рисунок и светотень. Тенденция монохромности. Цветовая гамма. Сюжеты- античные. Жанры: портрет, идеальный пейзаж. Скульптура. Монументально- декоративная пластика. Декоративно- прикладное искусство. Художественный металл. Медальерное искусство. Фарфор. Хрусталь. Камнерезное искусство. Мебель из ценных пород дерева. Ампир. Имперский стиль. Последний этап классицизма. Дорический и тосканский ордеры. Военная (древнеримская) эмблематика, декоративность (ликторские прутья, доспехи, оружие, лавровые венки, орлы). Отход от ордерской системы к древнеегипетскому канону (большие нерасчлененные плоскости стен, массивные архитектурные объемы, древнеегипетский орнамент, стилизованные фигуры сфинксов). Архитектура и прикладное искусство. Монументальность архитектура.     Тема 7. Эклектизм и модерн. Модернизм. Эклектизм. Соединение разнородных художественных элементов в пространственных искусствах. Достоверное воспроизведение отдельных деталей. Целесообразность архитектурных форм. Отсюда наименование «протофункционализм» (Д.Рескин, У.Моррис). Как тенденция в период упадка того или иного художественного направления. Стиль «модерн» («арт-ново») как результат использования различных источников (готика, фольклор, барокко, ампир). Неоромантизм. Синтез искусств (архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство). Новые идеи: символизм, эстетизм, изменчивость форм. Новые материалы: (используемые по-новому): чугун, стекло, бетон. «»Новый» тип художника-универсала (архитектор, график, живописец, дизайнер). Идея синтетического (целостного) произведения искусства. Графика. Литография. Ксилография. Орнамент как основное выразительное средство. Живопись. Декоративные панно для интерьеров. Сочетание больших цветовых плоскостей.                                                        
4. Зачетная единица 4. Искусства XX-XXI вв.   Тема 8. Функционализм (конструктивизм). Направление в архитектуре XX века. Приоритет функции здания над его формой. Ле Корбюзье и архитекторы объединения «Баухауз». Идея целесообразного конструирования жизненной среды как реализация классицистского принципа «разумного преобразования природы». «Функция определяет форму» (Л.Г.Салливан). механический принцип структурирования зданий – в соответствии с функциями, которые помещения должны были выполнять. Заимствование античных принципов городской планировки: помещения для работы, отдыха, общения, предвижения. Баухауз. Учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии в 1920-х г.г. Комплексное художественное решение современной материально-бытовой среды в функциональном стиле. Основная форма обучения студентов – трудовая практика под руководством специалистов в разных областях пространственных искусств. Театрально-декорационное искусство, плакат, книжное иллюстрирование, литература, дизайн.   Тема 9. Искусство XX-XXI веков. Модернизм (авангардизм). Отказ от реалистической традиции. Неоромантизм. Поиски новой структуры произведения и новых выразительных средств. Течения: фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Основные принципы: индивидуализм, эстетический субъективизм, эклектичность. Первая волна – от рубежа XIX-XX веков до II мировой войны. Акмеизм. Вторая волна – от II мировой войны по настоящее время. Доминирующий жанр – литература. А. Рембо, Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый. Декаданс. Эсхатологизм. Литература «потока сознания». М.Пруст. Импрессионизм. С.Цвейг. Живопись, графика, ваяние, стилизация. Мистические аллегории. Обращение к традициям древнего и средневекового искусства. Импрессионизм. К.Моне. «Впечатление, восходящее солнце». О.Ренуар, Э.Дега, Э.Мане и др. Ваяние. О.Роден, И.Трубецкой, А.Голубкина. Постимпрессионизм. И.Гоген, В.Ван Гог, К.Коровин. Синтетические образы – символы. Россия: «Амаравелла». Музыка. Ф.Лист, М.Равель, К.Дебюсси, Э.Григ, «Могучая кучка». Песенно-танцевальные жанры. Театр. Эмоциональная насыщенность игры актеров. Использование цветовых и звуковых спецэффектов. А.Антуан, В.Мейерхольд.                                                          
Всего:        
  7,7     7,7
  Итого:        
                 

Планы занятий и методические указания к ним.

Занятие №1. Предмет, основные понятия, методология истории искусств.

1. Сущность искусства и виды искусств.

2. Технология творчества.

3. Методология истории искусств.

В процессе подготовки к первому семинарскому занятию студентам необходимо обратится к справочной литературе – для выяснения основных понятий курса.

Проблемы технологии творчества – разные варианты концепции творчества – рассматриваются в статьях И. Н. Приставакина в журнале «Каспийский регион: политика, экономика, культура» за 2010 и 2011 гг. Особое внимание здесь следует обратить на понимание методов трансформации и использовании их в разных видах искусства.

Традиционная историческая концепция развития искусств содержится в литературе.

Для ознакомления с альтернативным вариантом концепции следует обратиться к учебно-методическому пособию к курсу «Культурология» И. Н. Приставакина, которое имеется в библиотеке АГТУ.

Проблемные вопросы.

1. Разница между аналогией и метафорой.

2. Причины вариативности технологии творчества.

3. Определения термина «искусство».

Задания для самостоятельной работы.

1. Приведите пример трансформации по аналогии в архитектурно-прикладном искусстве.

2. Приведите пример комбинирования в архитектуре.

3. Приведите пример трансформации методом метафоры в архитектуре.

Задание 2. Первобытное искусство.

1. Процесс зарождения искусств в первобытную эпоху.

В процессе подготовки к занятию студентом необходимо научится прослеживать причинно-следственные связи между процессами трудовой деятельности первобытных людей и зарождением искусств.

Важным этапом работы является развитие умения понимать первые примеры трансформаций, которые осуществляли наши далекие предки, создавая произведения первобытных искусств и инструменты.

Было бы полезным сориентировать студентов на самостоятельный поиск примеров заимствования человека у животных в разных областях творчества. Было бы интересно уделить внимание искусству, которое вновь обрело большую популярность у молодежи в наши дни, - искусству татуировки. Можно проследить ее социальную и идеологическую обусловленность и вариативность.

Достойна внимания и зарождения такого искусства, как пирсинг, так же переживающего в наши дни свое возрождение.

Проблемные вопросы

1. Объясните появление такого искусства, как хореография.

2. Объясните зарождение музыки в первобытную эпоху.

3. Объясните эволюцию первобытной архитектуры и строительства.

Задания для самостоятельной работы

1. Проследите методы трансформации, которые применяли первобытные архитекторы.

2. Проследите синтетический характер первобытных искусств.

Вопросы к зачету

1. Что изучает история искусств.

2. В чем заключается хронологический подход к истории искусств.

3. Концептуальный подход к истории искусств.

4. Методология изучения истории искусств.

5. Виды искусств?

6. Формирование и развитие искусств в первобытную эпоху.

7. Структура художественного образа.

8. Особенности развития античной архитектуры и градостроительства.

9. Синтез античной живописи и скульптуры.

10. Жанры античной живописи и скульптуры.

11. Литература древней Греции и Рима.

12. Эволюция древнегреческого театра.

13. Характеристика особенностей романской архитектуры.

14. Характеристика особенностей готической архитектуры.

15. Средневековой театр.

16. Жанры средневековой литературы.

17. Романская и готическая скульптура.

18. Архитектура Возрождения.

19. Архитектура маньеризма.

20. Гуманизм в живописи и скульптуре эпохи Возрождения.

21. Особенности художественной системы «барокко».

22. «Барокко» в архитектуре и градостроительстве.

23. Синтез пластических искусств в системе «барокко».

24. Рококо как завершение эволюции «барокко».

25. Классицизм как художественная система.

26. Особенности классической архитектуры.

27. Литература и театр эпохи классицизма.

28. Ампир как художественная система.

29. Модернизм и модерн.

30. Особенности архитектуры «модерна».

31. Функционализм как художественная система.

32. Эклектизм в искусствах.

33. «Баухауз» и его традиции.

34. Авангардизм в искусствах XX века.

35. Россия — родина искусств.

Примеры тестовых заданий

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…4

1. Программа курса…………………………………………………………..….5

2. Планы занятий и методические указания к ним……………………..…...14

3. Вопросы к зачету…………………………………………………………….33

4. Примеры тестовых заданий…………………………………………………35

5. Библиографический список………………………………………………....38

 

Введение

Изучение курса «История искусств» является необходимым в подготовке архитектора. Во-первых, искусства не существуют сами по себе, а образуют единую систему. Во-вторых, архитектура – то искусство, которое синтезирует их. В-третьих, для подготовки деятеля искусства необходимо воспитывать его как разностороннюю творческую личность. Необходимым условием этого воспитания является творческий универсализм.

В ходе изучения курса студенты учатся творчеству. Данное учебно - методическое пособие учебный материал для иллюстрации преемственности развития искусств.

После завершения изучения курса студенты должны:

- понимать и объяснять феномен искусства (творчества);

- знать особенности развития искусств и преемственность их развития;

- знать примеры творчества выдающихся деятелей искусств;

- уметь анализировать особенности тех или иных произведений искусства;

- владеть навыками творческих трансформаций, необходимых в профессиональной деятельности архитектора.

 

Программа курса

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

№ п/п Зачетные единицы, тематика занятий Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
          всего лекции семинары сам. раб
1. Зачетная единица 1. Предмет истории искусств. Античные и средневековые искусства.            
    Тема 1. Предмет изучения. Характеристика основных понятий. Методология. Функции. Искусство. Искусства пространственные(пластические): а) изобразительные (живопись, графика, скульптура, фотоискусство); б) неизобразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование). Искусства временные: литература, музыка. Искусства пространственно – временные: театр, кино, хореография. Структура художественно образа: тектоника, экспрессивность, изобразительность. Стиль. Артист. Актер. Синтетический характер художественного образа. Концепция культурного заимствования. Искусство первобытной эпохи. Производственная детерминация. Синкретизм. Зарождение скульптуры, живописи, музыки, хореографии архитектуры.                        
  Тема 2. Искусства античной эпохи. Культурное заимствование: из древнего Египта в древнюю Грецию, из древней Греции в древний Рим. Мифология. От зверобогов к богам антропоморфным. Отражение в мифологии разделения труда. Архитектура и градостроительство. Ордерная система. Принципы городской планировки. Балка – арка – купол. Храмовое строительство: синтез архитектуры, скульптуры, живописи, хореографии и музыки. Начало обособления искусств друг от друга в рамках светской культуры. От космоморфизма к антропоморфизму культуры. Решение проблемы социального контроля средствами искусств: скульптура, спорт, театр, архитектура, литература(поэмы Гомера). Рим – наследник и продолжатель культурных традиций древней Греции. Типы архитектурных сооружений. От однокомнатного дома к дворцам знати и многоэтажкам бедняков. Загородный дом-вилла. Гастрономия и поэзия. Театр. Эволюция костюма. Монументальная архитектура и скульптура. Развитие живописи и литературы.                              
  Тема 3. Средневековое искусств. Римское культурное влияние: романский стиль и романская художественная система: архитектура, живопись, скульптура, костюм, литература. Арабское («готическое») культурное влияние. Готический стиль и готическая художественная система: стрельчатая арка, каркас, новые пропорции и объемы. Отказ от крестово-купольной системы. Архитектурный декор. Новые жанры живописи. Готический шрифт и литература. Костюм. Церковный театр. Рыцарская культура. Архитектура рыцарских замков. Ваганты и баллады. Энос. Культ «прекрасной дамы» и дискриминация женщины. Турниры. Городская культура.Литература. Гуманистические литературные кружки. Перевод античных авторов на национальные языки. Сатирические памфлеты. Юмористические рассказы. Народный театр. Живопись. Портрет.                                  
2. Зачетная единица 2. Искусства начала Нового времени.   Тема 4. Художественная культура Возрождения(XV – XVI вв.). Гуманизм. Антропоцентризм. Человек-лучшее творение Бога, способность заниматься творческим преобразованием природы. Соединение античной традиции с национальной. Утопический социализм. Архитектура. Светский характер. Возращение к античной планировке дома и ордерной системе. Живопись и скульптура. Реализм. Возращение к обнаженной натуре. Статуя, бюст, рельеф, алтарная композиция, конный монумент, стенное надгробие. Картина вместо иконы. Возрождение фрески. Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Карнавалы. Маньеризм («Манерный стиль»). Архитектура. Здание утрачивает замкнутость и все больше становится частью ансамбля, ландшафта. Протест против регламентации – теперь античной. Иррационализм. Декоративность. Живопись: экспрессивность и напряженность поз. Некоторая стилизация изображения. Вместо реализма образа - театральность. Переход к барокко.                              
  Тема 5. Барокко. Рококо. Сверхдекоративность, театральность и оптический иллюзионистический эффект, синтетический характер, разноплановость. Ансамбль архитектуры, садово-паркового искусства, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, живописи. Криволинейность живописи: парадный портрет и декоративные композиции мифологического или аллегорического характера. Литература: утопизм, цветистость манеры письма, сложный метафоризм, экзальтация. Жанры: трагедия-ужастик с кровавыми сценами и взрывами страстей. Сатира. Проза дидактична. Театр: опера и балет. Музыка. Жанры: фуга, соната, концерт, органа музыка. Рококо. Камерное барокко, дробный орнамент (рокайли, маски, завитки). Рельефы и живописные панно для интерьера. Зеркала. Зеркальные поверхности. Живопись. Скульптура. Графика. Экзотические и пасторальные сюжеты. Декоративная направленность. Мелкие скульптурные формы. Экзотика: африканские и китайские мотивы. Литература. Гедонизм. Беспроблемность. Уединение. Эротические новеллы и поэмы. Театр. Комедия масок, балет, феерия.                    
3. Зачетная единица 3. Искусства XVIII-XIX вв.   Тема 6. Классицизм. Ампир. Классический - образцовый. Образец-античность. Еще одно возращение к античным ценностям после Возрождения. Акцент на разум и государственность. Наряду с лозунгами «подражание природе» - «разумное преобразование природы». Иерархия искусств. Архитектура – главное. Особенности: геометризм, статичность, пропорциональность и логичность планировки. Копирование античной ордерной системы. Стены гладкие, одноцветные. Архитектурный декор сдержанный. Концепция «идеального города». Дом – особняк, открытая площадь. «Английский» парк. Литература. Дидактический характер. Высокие жанры: эпос, ода. Низкие: басня, сатира. Театр. Высокий жанр: трагедия. Низкий: комедия. Рационалистическая манера игры актеров. Просветительские тенденции. Мотивы протеста. Живопись. Акцент на рисунок и светотень. Тенденция монохромности. Цветовая гамма. Сюжеты- античные. Жанры: портрет, идеальный пейзаж. Скульптура. Монументально- декоративная пластика. Декоративно- прикладное искусство. Художественный металл. Медальерное искусство. Фарфор. Хрусталь. Камнерезное искусство. Мебель из ценных пород дерева. Ампир. Имперский стиль. Последний этап классицизма. Дорический и тосканский ордеры. Военная (древнеримская) эмблематика, декоративность (ликторские прутья, доспехи, оружие, лавровые венки, орлы). Отход от ордерской системы к древнеегипетскому канону (большие нерасчлененные плоскости стен, массивные архитектурные объемы, древнеегипетский орнамент, стилизованные фигуры сфинксов). Архитектура и прикладное искусство. Монументальность архитектура.     Тема 7. Эклектизм и модерн. Модернизм. Эклектизм. Соединение разнородных художественных элементов в пространственных искусствах. Достоверное воспроизведение отдельных деталей. Целесообразность архитектурных форм. Отсюда наименование «протофункционализм» (Д.Рескин, У.Моррис). Как тенденция в период упадка того или иного художественного направления. Стиль «модерн» («арт-ново») как результат использования различных источников (готика, фольклор, барокко, ампир). Неоромантизм. Синтез искусств (архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство). Новые идеи: символизм, эстетизм, изменчивость форм. Новые материалы: (используемые по-новому): чугун, стекло, бетон. «»Новый» тип художника-универсала (архитектор, график, живописец, дизайнер). Идея синтетического (целостного) произведения искусства. Графика. Литография. Ксилография. Орнамент как основное выразительное средство. Живопись. Декоративные панно для интерьеров. Сочетание больших цветовых плоскостей.                                                        
4. Зачетная единица 4. Искусства XX-XXI вв.   Тема 8. Функционализм (конструктивизм). Направление в архитектуре XX века. Приоритет функции здания над его формой. Ле Корбюзье и архитекторы объединения «Баухауз». Идея целесообразного конструирования жизненной среды как реализация классицистского принципа «разумного преобразования природы». «Функция определяет форму» (Л.Г.Салливан). механический принцип структурирования зданий – в соответствии с функциями, которые помещения должны были выполнять. Заимствование античных принципов городской планировки: помещения для работы, отдыха, общения, предвижения. Баухауз. Учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии в 1920-х г.г. Комплексное художественное решение современной материально-бытовой среды в функциональном стиле. Основная форма обучения студентов – трудовая практика под руководством специалистов в разных областях пространственных искусств. Театрально-декорационное искусство, плакат, книжное иллюстрирование, литература, дизайн.   Тема 9. Искусство XX-XXI веков. Модернизм (авангардизм). Отказ от реалистической традиции. Неоромантизм. Поиски новой структуры произведения и новых выразительных средств. Течения: фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Основные принципы: индивидуализм, эстетический субъективизм, эклектичность. Первая волна – от рубежа XIX-XX веков до II мировой войны. Акмеизм. Вторая волна – от II мировой войны по настоящее время. Доминирующий жанр – литература. А. Рембо, Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый. Декаданс. Эсхатологизм. Литература «потока сознания». М.Пруст. Импрессионизм. С.Цвейг. Живопись, графика, ваяние, стилизация. Мистические аллегории. Обращение к традициям древнего и средневекового искусства. Импрессионизм. К.Моне. «Впечатление, восходящее солнце». О.Ренуар, Э.Дега, Э.Мане и др. Ваяние. О.Роден, И.Трубецкой, А.Голубкина. Постимпрессионизм. И.Гоген, В.Ван Гог, К.Коровин. Синтетические образы – символы. Россия: «Амаравелла». Музыка. Ф.Лист, М.Равель, К.Дебюсси, Э.Григ, «Могучая кучка». Песенно-танцевальные жанры. Театр. Эмоциональная насыщенность игры актеров. Использование цветовых и звуковых спецэффектов. А.Антуан, В.Мейерхольд.                                                          
Всего:        
  7,7     7,7
  Итого:        
                 

Планы занятий и методические указания к ним.

Занятие №1. Предмет, основные понятия, методология истории искусств.

1. Сущность искусства и виды искусств.

2. Технология творчества.

3. Методология истории искусств.

В процессе подготовки к первому семинарскому занятию студентам необходимо обратится к справочной литературе – для выяснения основных понятий курса.

Проблемы технологии творчества – разные варианты концепции творчества – рассматриваются в статьях И. Н. Приставакина в журнале «Каспийский регион: политика, экономика, культура» за 2010 и 2011 гг. Особое внимание здесь следует обратить на понимание методов трансформации и использовании их в разных видах искусства.

Традиционная историческая концепция развития искусств содержится в литературе.

Для ознакомления с альтернативным вариантом концепции следует обратиться к учебно-методическому пособию к курсу «Культурология» И. Н. Приставакина, которое имеется в библиотеке АГТУ.

Проблемные вопросы.

1. Разница между аналогией и метафорой.

2. Причины вариативности технологии творчества.

3. Определения термина «искусство».

Задания для самостоятельной работы.

1. Приведите пример трансформации по аналогии в архитектурно-прикладном искусстве.

2. Приведите пример комбинирования в архитектуре.

3. Приведите пример трансформации методом метафоры в архитектуре.

Задание 2. Первобытное искусство.

1. Процесс зарождения искусств в первобытную эпоху.

В процессе подготовки к занятию студентом необходимо научится прослеживать причинно-следственные связи между процессами трудовой деятельности первобытных людей и зарождением искусств.

Важным этапом работы является развитие умения понимать первые примеры трансформаций, которые осуществляли наши далекие предки, создавая произведения первобытных искусств и инструменты.

Было бы полезным сориентировать студентов на самостоятельный поиск примеров заимствования человека у животных в разных областях творчества. Было бы интересно уделить внимание искусству, которое вновь обрело большую популярность у молодежи в наши дни, - искусству татуировки. Можно проследить ее социальную и идеологическую обусловленность и вариативность.

Достойна внимания и зарождения такого искусства, как пирсинг, так же переживающего в наши дни свое возрождение.

Проблемные вопросы

1. Объясните появление такого искусства, как хореография.

2. Объясните зарождение музыки в первобытную эпоху.

3. Объясните эволюцию первобытной архитектуры и строительства.

Задания для самостоятельной работы

1. Проследите методы трансформации, которые применяли первобытные архитекторы.

2. Проследите синтетический характер первобытных искусств.

Занятие 3. Искусства античной эпохи.

1. Древность и античность.

2. Пространственные искусства от древнего Египта до древнего Рима.

3. Временные искусства античности.

4. Античный театр.

Для того, что бы ответить на первый вопрос, надо исходить из того, что «древность» и «античность» понятия разные, хотя «античный» в переводе с древнегреческого означает «древний». В литературе их традиционно отождествляют. Разобраться в этом вопросе может помочь концепция культурного заимствования, которую мы берем за основу в ходе изучения нашего курса. В исторической науки вообще и истории искусств в частности укоренилась точка зрения, что «античность» - это греко-римская древность. Если факт римского заимствования у древних греков признавали всегда, то древние греки старались не признавать свои заимствования в древнем Египте. В свою очередь египтяне тем более не признают заимствованного характера своей культуры. Однако, многочисленные археологические находки однозначно подтверждают заимствованных характер культуры и тех и других. Если древние технологии примитивны, то до некоторых античных даже современная нам общество еще не доросло. Отсюда и характерный для античной культуры принцип идеальности, стремление к высочайшей степени развития. Поэтому в истории искусств античную культуру называют «классической» (образцовой).

Для ответа на второй вопрос надо представлять себе технологическую, политическую и идеологическую античной архитектуры. Отсюда преобладание храмовой архитектуры над светской. Следует обратить внимание на разноуровневые строительные технологии эпохи.

Особое внимание следует обратить на синтетический характер античных пространственных искусств и умение это объяснить.

В процессе изучения музыкального и театрального искусств следует обратить внимание на их политизацию и профессионализацию. Надо обратить внимание и на тенденцию их синтезирования.

Проблемные вопросы.

1. Объясните синтетический характер античных пространственных искусств.

2. Объясните, почему древние греки пытались скрыть, что заимствовали традиции творчества в древнем Египте.

3. Объясните, почему древние римляне так много заимствовали у древних греков.

Задания для самостоятельной работы.

1. Докажите заимствованный характер древнеегипетской архитектуры.

2. Охарактеризуйте древнеегипетское культурное наследство в древнегреческих пространственных искусствах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.011 с.)