Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Занятие 3. Искусства античной эпохи.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…4
1. Программа курса…………………………………………………………..….5
2. Планы занятий и методические указания к ним……………………..…...14
3. Вопросы к зачету…………………………………………………………….33
4. Примеры тестовых заданий…………………………………………………35
5. Библиографический список………………………………………………....38
Введение
Изучение курса «История искусств» является необходимым в подготовке архитектора. Во-первых, искусства не существуют сами по себе, а образуют единую систему. Во-вторых, архитектура – то искусство, которое синтезирует их. В-третьих, для подготовки деятеля искусства необходимо воспитывать его как разностороннюю творческую личность. Необходимым условием этого воспитания является творческий универсализм.
В ходе изучения курса студенты учатся творчеству. Данное учебно - методическое пособие учебный материал для иллюстрации преемственности развития искусств.
После завершения изучения курса студенты должны:
- понимать и объяснять феномен искусства (творчества);
- знать особенности развития искусств и преемственность их развития;
- знать примеры творчества выдающихся деятелей искусств;
- уметь анализировать особенности тех или иных произведений искусства;
- владеть навыками творческих трансформаций, необходимых в профессиональной деятельности архитектора.
Программа курса
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
№
п/п
| Зачетные единицы, тематика занятий
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
|
|
|
| всего
| лекции
| семинары
| сам. раб
| 1.
| Зачетная единица 1.
Предмет истории искусств. Античные и средневековые искусства.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Предмет изучения. Характеристика основных понятий.
Методология. Функции. Искусство. Искусства пространственные(пластические):
а) изобразительные (живопись, графика, скульптура, фотоискусство);
б) неизобразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).
Искусства временные: литература, музыка.
Искусства пространственно – временные: театр, кино, хореография.
Структура художественно образа: тектоника, экспрессивность, изобразительность. Стиль. Артист. Актер. Синтетический характер художественного образа. Концепция культурного заимствования. Искусство первобытной эпохи. Производственная детерминация. Синкретизм. Зарождение скульптуры, живописи, музыки, хореографии архитектуры.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Искусства античной эпохи.
Культурное заимствование: из древнего Египта в древнюю Грецию, из древней Греции в древний Рим. Мифология. От зверобогов к богам антропоморфным. Отражение в мифологии разделения труда. Архитектура и градостроительство. Ордерная система. Принципы городской планировки. Балка – арка – купол. Храмовое строительство: синтез архитектуры, скульптуры, живописи, хореографии и музыки. Начало обособления искусств друг от друга в рамках светской культуры. От космоморфизма к антропоморфизму культуры. Решение проблемы социального контроля средствами искусств: скульптура, спорт, театр, архитектура, литература(поэмы Гомера). Рим – наследник и продолжатель культурных традиций древней Греции.
Типы архитектурных сооружений. От однокомнатного дома к дворцам знати и многоэтажкам бедняков. Загородный дом-вилла. Гастрономия и поэзия. Театр. Эволюция костюма. Монументальная архитектура и скульптура. Развитие живописи и литературы.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Средневековое искусств.
Римское культурное влияние: романский стиль и романская художественная система: архитектура, живопись, скульптура, костюм, литература. Арабское («готическое») культурное влияние. Готический стиль и готическая художественная система: стрельчатая арка, каркас, новые пропорции и объемы. Отказ от крестово-купольной системы. Архитектурный декор. Новые жанры живописи. Готический шрифт и литература. Костюм. Церковный театр. Рыцарская культура. Архитектура рыцарских замков. Ваганты и баллады. Энос. Культ «прекрасной дамы» и дискриминация женщины. Турниры. Городская
культура.Литература. Гуманистические литературные кружки. Перевод античных авторов на национальные языки. Сатирические памфлеты. Юмористические рассказы. Народный театр. Живопись. Портрет.
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Зачетная единица 2.
Искусства начала Нового времени.
Тема 4. Художественная культура Возрождения(XV – XVI вв.).
Гуманизм. Антропоцентризм. Человек-лучшее творение Бога, способность заниматься творческим преобразованием природы. Соединение античной традиции с национальной. Утопический социализм.
Архитектура. Светский характер. Возращение к античной планировке дома и ордерной системе. Живопись и скульптура. Реализм. Возращение к обнаженной натуре. Статуя, бюст, рельеф, алтарная композиция, конный монумент, стенное надгробие. Картина вместо иконы. Возрождение фрески. Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан.
Карнавалы. Маньеризм («Манерный стиль»). Архитектура. Здание утрачивает замкнутость и все больше становится частью ансамбля, ландшафта. Протест против регламентации – теперь античной. Иррационализм. Декоративность. Живопись: экспрессивность и напряженность поз. Некоторая стилизация изображения. Вместо реализма образа - театральность. Переход к барокко.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Барокко. Рококо.
Сверхдекоративность, театральность и оптический иллюзионистический эффект, синтетический характер, разноплановость. Ансамбль архитектуры, садово-паркового искусства, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, живописи. Криволинейность живописи: парадный портрет и декоративные композиции мифологического или аллегорического характера. Литература: утопизм, цветистость манеры письма, сложный метафоризм, экзальтация. Жанры: трагедия-ужастик с кровавыми сценами и взрывами страстей. Сатира. Проза дидактична. Театр: опера и балет. Музыка. Жанры: фуга, соната, концерт, органа музыка. Рококо. Камерное барокко, дробный орнамент (рокайли, маски, завитки). Рельефы и живописные панно для интерьера. Зеркала. Зеркальные поверхности.
Живопись. Скульптура. Графика. Экзотические и пасторальные сюжеты. Декоративная направленность. Мелкие скульптурные формы. Экзотика: африканские и китайские мотивы. Литература. Гедонизм. Беспроблемность. Уединение. Эротические новеллы и поэмы. Театр. Комедия масок, балет, феерия.
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Зачетная единица 3.
Искусства XVIII-XIX вв.
Тема 6.
Классицизм. Ампир.
Классический - образцовый. Образец-античность. Еще одно возращение к античным ценностям после Возрождения. Акцент на разум и государственность. Наряду с лозунгами «подражание природе» - «разумное преобразование природы». Иерархия искусств. Архитектура – главное. Особенности: геометризм, статичность, пропорциональность и логичность планировки. Копирование античной ордерной системы. Стены гладкие, одноцветные. Архитектурный декор сдержанный. Концепция «идеального города». Дом – особняк, открытая площадь. «Английский» парк.
Литература. Дидактический характер. Высокие жанры: эпос, ода. Низкие: басня, сатира. Театр. Высокий жанр: трагедия. Низкий: комедия. Рационалистическая манера игры актеров. Просветительские тенденции. Мотивы протеста.
Живопись. Акцент на рисунок и светотень. Тенденция монохромности. Цветовая гамма. Сюжеты- античные. Жанры: портрет, идеальный пейзаж. Скульптура. Монументально- декоративная пластика. Декоративно- прикладное искусство. Художественный металл. Медальерное искусство. Фарфор. Хрусталь. Камнерезное искусство. Мебель из ценных пород дерева.
Ампир. Имперский стиль. Последний этап классицизма. Дорический и тосканский ордеры. Военная (древнеримская) эмблематика, декоративность (ликторские прутья, доспехи, оружие, лавровые венки, орлы). Отход от ордерской системы к древнеегипетскому канону (большие нерасчлененные плоскости стен, массивные архитектурные объемы, древнеегипетский орнамент, стилизованные фигуры сфинксов). Архитектура и прикладное искусство. Монументальность архитектура.
Тема 7. Эклектизм и модерн. Модернизм. Эклектизм. Соединение разнородных художественных элементов в пространственных искусствах. Достоверное воспроизведение отдельных деталей. Целесообразность архитектурных форм. Отсюда наименование «протофункционализм» (Д.Рескин, У.Моррис). Как тенденция в период упадка того или иного художественного направления. Стиль «модерн» («арт-ново») как результат использования различных источников (готика, фольклор, барокко, ампир). Неоромантизм. Синтез искусств (архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство). Новые идеи: символизм, эстетизм, изменчивость форм. Новые материалы: (используемые по-новому): чугун, стекло, бетон. «»Новый» тип художника-универсала (архитектор, график, живописец, дизайнер). Идея синтетического (целостного) произведения искусства.
Графика. Литография. Ксилография. Орнамент как основное выразительное средство. Живопись. Декоративные панно для интерьеров. Сочетание больших цветовых плоскостей.
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Зачетная единица 4.
Искусства XX-XXI вв.
Тема 8. Функционализм (конструктивизм).
Направление в архитектуре XX века. Приоритет функции здания над его формой. Ле Корбюзье и архитекторы объединения «Баухауз». Идея целесообразного конструирования жизненной среды как реализация классицистского принципа «разумного преобразования природы». «Функция определяет форму» (Л.Г.Салливан). механический принцип структурирования зданий – в соответствии с функциями, которые помещения должны были выполнять. Заимствование античных принципов городской планировки: помещения для работы, отдыха, общения, предвижения.
Баухауз. Учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии в 1920-х г.г. Комплексное художественное решение современной материально-бытовой среды в функциональном стиле. Основная форма обучения студентов – трудовая практика под руководством специалистов в разных областях пространственных искусств. Театрально-декорационное искусство, плакат, книжное иллюстрирование, литература, дизайн.
Тема 9. Искусство XX-XXI веков.
Модернизм (авангардизм). Отказ от реалистической традиции. Неоромантизм. Поиски новой структуры произведения и новых выразительных средств.
Течения: фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
Основные принципы: индивидуализм, эстетический субъективизм, эклектичность.
Первая волна – от рубежа XIX-XX веков до II мировой войны. Акмеизм.
Вторая волна – от II мировой войны по настоящее время.
Доминирующий жанр – литература. А. Рембо, Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый. Декаданс. Эсхатологизм. Литература «потока сознания». М.Пруст. Импрессионизм. С.Цвейг. Живопись, графика, ваяние, стилизация. Мистические аллегории. Обращение к традициям древнего и средневекового искусства. Импрессионизм. К.Моне. «Впечатление, восходящее солнце». О.Ренуар, Э.Дега, Э.Мане и др. Ваяние. О.Роден, И.Трубецкой, А.Голубкина.
Постимпрессионизм. И.Гоген, В.Ван Гог, К.Коровин.
Синтетические образы – символы.
Россия: «Амаравелла».
Музыка. Ф.Лист, М.Равель, К.Дебюсси, Э.Григ, «Могучая кучка». Песенно-танцевальные жанры.
Театр. Эмоциональная насыщенность игры актеров. Использование цветовых и звуковых спецэффектов. А.Антуан, В.Мейерхольд.
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
| 7,7
|
|
| 7,7
|
| Итого:
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
Планы занятий и методические указания к ним.
Занятие №1. Предмет, основные понятия, методология истории искусств.
1. Сущность искусства и виды искусств.
2. Технология творчества.
3. Методология истории искусств.
В процессе подготовки к первому семинарскому занятию студентам необходимо обратится к справочной литературе – для выяснения основных понятий курса.
Проблемы технологии творчества – разные варианты концепции творчества – рассматриваются в статьях И. Н. Приставакина в журнале «Каспийский регион: политика, экономика, культура» за 2010 и 2011 гг. Особое внимание здесь следует обратить на понимание методов трансформации и использовании их в разных видах искусства.
Традиционная историческая концепция развития искусств содержится в литературе.
Для ознакомления с альтернативным вариантом концепции следует обратиться к учебно-методическому пособию к курсу «Культурология» И. Н. Приставакина, которое имеется в библиотеке АГТУ.
Проблемные вопросы.
1. Разница между аналогией и метафорой.
2. Причины вариативности технологии творчества.
3. Определения термина «искусство».
Задания для самостоятельной работы.
1. Приведите пример трансформации по аналогии в архитектурно-прикладном искусстве.
2. Приведите пример комбинирования в архитектуре.
3. Приведите пример трансформации методом метафоры в архитектуре.
Задание 2. Первобытное искусство.
1. Процесс зарождения искусств в первобытную эпоху.
В процессе подготовки к занятию студентом необходимо научится прослеживать причинно-следственные связи между процессами трудовой деятельности первобытных людей и зарождением искусств.
Важным этапом работы является развитие умения понимать первые примеры трансформаций, которые осуществляли наши далекие предки, создавая произведения первобытных искусств и инструменты.
Было бы полезным сориентировать студентов на самостоятельный поиск примеров заимствования человека у животных в разных областях творчества. Было бы интересно уделить внимание искусству, которое вновь обрело большую популярность у молодежи в наши дни, - искусству татуировки. Можно проследить ее социальную и идеологическую обусловленность и вариативность.
Достойна внимания и зарождения такого искусства, как пирсинг, так же переживающего в наши дни свое возрождение.
Проблемные вопросы
1. Объясните появление такого искусства, как хореография.
2. Объясните зарождение музыки в первобытную эпоху.
3. Объясните эволюцию первобытной архитектуры и строительства.
Задания для самостоятельной работы
1. Проследите методы трансформации, которые применяли первобытные архитекторы.
2. Проследите синтетический характер первобытных искусств.
Вопросы к зачету
1. Что изучает история искусств.
2. В чем заключается хронологический подход к истории искусств.
3. Концептуальный подход к истории искусств.
4. Методология изучения истории искусств.
5. Виды искусств?
6. Формирование и развитие искусств в первобытную эпоху.
7. Структура художественного образа.
8. Особенности развития античной архитектуры и градостроительства.
9. Синтез античной живописи и скульптуры.
10. Жанры античной живописи и скульптуры.
11. Литература древней Греции и Рима.
12. Эволюция древнегреческого театра.
13. Характеристика особенностей романской архитектуры.
14. Характеристика особенностей готической архитектуры.
15. Средневековой театр.
16. Жанры средневековой литературы.
17. Романская и готическая скульптура.
18. Архитектура Возрождения.
19. Архитектура маньеризма.
20. Гуманизм в живописи и скульптуре эпохи Возрождения.
21. Особенности художественной системы «барокко».
22. «Барокко» в архитектуре и градостроительстве.
23. Синтез пластических искусств в системе «барокко».
24. Рококо как завершение эволюции «барокко».
25. Классицизм как художественная система.
26. Особенности классической архитектуры.
27. Литература и театр эпохи классицизма.
28. Ампир как художественная система.
29. Модернизм и модерн.
30. Особенности архитектуры «модерна».
31. Функционализм как художественная система.
32. Эклектизм в искусствах.
33. «Баухауз» и его традиции.
34. Авангардизм в искусствах XX века.
35. Россия — родина искусств.
Примеры тестовых заданий
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…4
1. Программа курса…………………………………………………………..….5
2. Планы занятий и методические указания к ним……………………..…...14
3. Вопросы к зачету…………………………………………………………….33
4. Примеры тестовых заданий…………………………………………………35
5. Библиографический список………………………………………………....38
Введение
Изучение курса «История искусств» является необходимым в подготовке архитектора. Во-первых, искусства не существуют сами по себе, а образуют единую систему. Во-вторых, архитектура – то искусство, которое синтезирует их. В-третьих, для подготовки деятеля искусства необходимо воспитывать его как разностороннюю творческую личность. Необходимым условием этого воспитания является творческий универсализм.
В ходе изучения курса студенты учатся творчеству. Данное учебно - методическое пособие учебный материал для иллюстрации преемственности развития искусств.
После завершения изучения курса студенты должны:
- понимать и объяснять феномен искусства (творчества);
- знать особенности развития искусств и преемственность их развития;
- знать примеры творчества выдающихся деятелей искусств;
- уметь анализировать особенности тех или иных произведений искусства;
- владеть навыками творческих трансформаций, необходимых в профессиональной деятельности архитектора.
Программа курса
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
№
п/п
| Зачетные единицы, тематика занятий
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
|
|
|
| всего
| лекции
| семинары
| сам. раб
| 1.
| Зачетная единица 1.
Предмет истории искусств. Античные и средневековые искусства.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Предмет изучения. Характеристика основных понятий.
Методология. Функции. Искусство. Искусства пространственные(пластические):
а) изобразительные (живопись, графика, скульптура, фотоискусство);
б) неизобразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).
Искусства временные: литература, музыка.
Искусства пространственно – временные: театр, кино, хореография.
Структура художественно образа: тектоника, экспрессивность, изобразительность. Стиль. Артист. Актер. Синтетический характер художественного образа. Концепция культурного заимствования. Искусство первобытной эпохи. Производственная детерминация. Синкретизм. Зарождение скульптуры, живописи, музыки, хореографии архитектуры.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Искусства античной эпохи.
Культурное заимствование: из древнего Египта в древнюю Грецию, из древней Греции в древний Рим. Мифология. От зверобогов к богам антропоморфным. Отражение в мифологии разделения труда. Архитектура и градостроительство. Ордерная система. Принципы городской планировки. Балка – арка – купол. Храмовое строительство: синтез архитектуры, скульптуры, живописи, хореографии и музыки. Начало обособления искусств друг от друга в рамках светской культуры. От космоморфизма к антропоморфизму культуры. Решение проблемы социального контроля средствами искусств: скульптура, спорт, театр, архитектура, литература(поэмы Гомера). Рим – наследник и продолжатель культурных традиций древней Греции.
Типы архитектурных сооружений. От однокомнатного дома к дворцам знати и многоэтажкам бедняков. Загородный дом-вилла. Гастрономия и поэзия. Театр. Эволюция костюма. Монументальная архитектура и скульптура. Развитие живописи и литературы.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Средневековое искусств.
Римское культурное влияние: романский стиль и романская художественная система: архитектура, живопись, скульптура, костюм, литература. Арабское («готическое») культурное влияние. Готический стиль и готическая художественная система: стрельчатая арка, каркас, новые пропорции и объемы. Отказ от крестово-купольной системы. Архитектурный декор. Новые жанры живописи. Готический шрифт и литература. Костюм. Церковный театр. Рыцарская культура. Архитектура рыцарских замков. Ваганты и баллады. Энос. Культ «прекрасной дамы» и дискриминация женщины. Турниры. Городская
культура.Литература. Гуманистические литературные кружки. Перевод античных авторов на национальные языки. Сатирические памфлеты. Юмористические рассказы. Народный театр. Живопись. Портрет.
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Зачетная единица 2.
Искусства начала Нового времени.
Тема 4. Художественная культура Возрождения(XV – XVI вв.).
Гуманизм. Антропоцентризм. Человек-лучшее творение Бога, способность заниматься творческим преобразованием природы. Соединение античной традиции с национальной. Утопический социализм.
Архитектура. Светский характер. Возращение к античной планировке дома и ордерной системе. Живопись и скульптура. Реализм. Возращение к обнаженной натуре. Статуя, бюст, рельеф, алтарная композиция, конный монумент, стенное надгробие. Картина вместо иконы. Возрождение фрески. Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан.
Карнавалы. Маньеризм («Манерный стиль»). Архитектура. Здание утрачивает замкнутость и все больше становится частью ансамбля, ландшафта. Протест против регламентации – теперь античной. Иррационализм. Декоративность. Живопись: экспрессивность и напряженность поз. Некоторая стилизация изображения. Вместо реализма образа - театральность. Переход к барокко.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Барокко. Рококо.
Сверхдекоративность, театральность и оптический иллюзионистический эффект, синтетический характер, разноплановость. Ансамбль архитектуры, садово-паркового искусства, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, живописи. Криволинейность живописи: парадный портрет и декоративные композиции мифологического или аллегорического характера. Литература: утопизм, цветистость манеры письма, сложный метафоризм, экзальтация. Жанры: трагедия-ужастик с кровавыми сценами и взрывами страстей. Сатира. Проза дидактична. Театр: опера и балет. Музыка. Жанры: фуга, соната, концерт, органа музыка. Рококо. Камерное барокко, дробный орнамент (рокайли, маски, завитки). Рельефы и живописные панно для интерьера. Зеркала. Зеркальные поверхности.
Живопись. Скульптура. Графика. Экзотические и пасторальные сюжеты. Декоративная направленность. Мелкие скульптурные формы. Экзотика: африканские и китайские мотивы. Литература. Гедонизм. Беспроблемность. Уединение. Эротические новеллы и поэмы. Театр. Комедия масок, балет, феерия.
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Зачетная единица 3.
Искусства XVIII-XIX вв.
Тема 6.
Классицизм. Ампир.
Классический - образцовый. Образец-античность. Еще одно возращение к античным ценностям после Возрождения. Акцент на разум и государственность. Наряду с лозунгами «подражание природе» - «разумное преобразование природы». Иерархия искусств. Архитектура – главное. Особенности: геометризм, статичность, пропорциональность и логичность планировки. Копирование античной ордерной системы. Стены гладкие, одноцветные. Архитектурный декор сдержанный. Концепция «идеального города». Дом – особняк, открытая площадь. «Английский» парк.
Литература. Дидактический характер. Высокие жанры: эпос, ода. Низкие: басня, сатира. Театр. Высокий жанр: трагедия. Низкий: комедия. Рационалистическая манера игры актеров. Просветительские тенденции. Мотивы протеста.
Живопись. Акцент на рисунок и светотень. Тенденция монохромности. Цветовая гамма. Сюжеты- античные. Жанры: портрет, идеальный пейзаж. Скульптура. Монументально- декоративная пластика. Декоративно- прикладное искусство. Художественный металл. Медальерное искусство. Фарфор. Хрусталь. Камнерезное искусство. Мебель из ценных пород дерева.
Ампир. Имперский стиль. Последний этап классицизма. Дорический и тосканский ордеры. Военная (древнеримская) эмблематика, декоративность (ликторские прутья, доспехи, оружие, лавровые венки, орлы). Отход от ордерской системы к древнеегипетскому канону (большие нерасчлененные плоскости стен, массивные архитектурные объемы, древнеегипетский орнамент, стилизованные фигуры сфинксов). Архитектура и прикладное искусство. Монументальность архитектура.
Тема 7. Эклектизм и модерн. Модернизм. Эклектизм. Соединение разнородных художественных элементов в пространственных искусствах. Достоверное воспроизведение отдельных деталей. Целесообразность архитектурных форм. Отсюда наименование «протофункционализм» (Д.Рескин, У.Моррис). Как тенденция в период упадка того или иного художественного направления. Стиль «модерн» («арт-ново») как результат использования различных источников (готика, фольклор, барокко, ампир). Неоромантизм. Синтез искусств (архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство). Новые идеи: символизм, эстетизм, изменчивость форм. Новые материалы: (используемые по-новому): чугун, стекло, бетон. «»Новый» тип художника-универсала (архитектор, график, живописец, дизайнер). Идея синтетического (целостного) произведения искусства.
Графика. Литография. Ксилография. Орнамент как основное выразительное средство. Живопись. Декоративные панно для интерьеров. Сочетание больших цветовых плоскостей.
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Зачетная единица 4.
Искусства XX-XXI вв.
Тема 8. Функционализм (конструктивизм).
Направление в архитектуре XX века. Приоритет функции здания над его формой. Ле Корбюзье и архитекторы объединения «Баухауз». Идея целесообразного конструирования жизненной среды как реализация классицистского принципа «разумного преобразования природы». «Функция определяет форму» (Л.Г.Салливан). механический принцип структурирования зданий – в соответствии с функциями, которые помещения должны были выполнять. Заимствование античных принципов городской планировки: помещения для работы, отдыха, общения, предвижения.
Баухауз. Учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии в 1920-х г.г. Комплексное художественное решение современной материально-бытовой среды в функциональном стиле. Основная форма обучения студентов – трудовая практика под руководством специалистов в разных областях пространственных искусств. Театрально-декорационное искусство, плакат, книжное иллюстрирование, литература, дизайн.
Тема 9. Искусство XX-XXI веков.
Модернизм (авангардизм). Отказ от реалистической традиции. Неоромантизм. Поиски новой структуры произведения и новых выразительных средств.
Течения: фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
Основные принципы: индивидуализм, эстетический субъективизм, эклектичность.
Первая волна – от рубежа XIX-XX веков до II мировой войны. Акмеизм.
Вторая волна – от II мировой войны по настоящее время.
Доминирующий жанр – литература. А. Рембо, Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый. Декаданс. Эсхатологизм. Литература «потока сознания». М.Пруст. Импрессионизм. С.Цвейг. Живопись, графика, ваяние, стилизация. Мистические аллегории. Обращение к традициям древнего и средневекового искусства. Импрессионизм. К.Моне. «Впечатление, восходящее солнце». О.Ренуар, Э.Дега, Э.Мане и др. Ваяние. О.Роден, И.Трубецкой, А.Голубкина.
Постимпрессионизм. И.Гоген, В.Ван Гог, К.Коровин.
Синтетические образы – символы.
Россия: «Амаравелла».
Музыка. Ф.Лист, М.Равель, К.Дебюсси, Э.Григ, «Могучая кучка». Песенно-танцевальные жанры.
Театр. Эмоциональная насыщенность игры актеров. Использование цветовых и звуковых спецэффектов. А.Антуан, В.Мейерхольд.
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
| 7,7
|
|
| 7,7
|
| Итого:
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
Планы занятий и методические указания к ним.
Занятие №1. Предмет, основные понятия, методология истории искусств.
1. Сущность искусства и виды искусств.
2. Технология творчества.
3. Методология истории искусств.
В процессе подготовки к первому семинарскому занятию студентам необходимо обратится к справочной литературе – для выяснения основных понятий курса.
Проблемы технологии творчества – разные варианты концепции творчества – рассматриваются в статьях И. Н. Приставакина в журнале «Каспийский регион: политика, экономика, культура» за 2010 и 2011 гг. Особое внимание здесь следует обратить на понимание методов трансформации и использовании их в разных видах искусства.
Традиционная историческая концепция развития искусств содержится в литературе.
Для ознакомления с альтернативным вариантом концепции следует обратиться к учебно-методическому пособию к курсу «Культурология» И. Н. Приставакина, которое имеется в библиотеке АГТУ.
Проблемные вопросы.
1. Разница между аналогией и метафорой.
2. Причины вариативности технологии творчества.
3. Определения термина «искусство».
Задания для самостоятельной работы.
1. Приведите пример трансформации по аналогии в архитектурно-прикладном искусстве.
2. Приведите пример комбинирования в архитектуре.
3. Приведите пример трансформации методом метафоры в архитектуре.
Задание 2. Первобытное искусство.
1. Процесс зарождения искусств в первобытную эпоху.
В процессе подготовки к занятию студентом необходимо научится прослеживать причинно-следственные связи между процессами трудовой деятельности первобытных людей и зарождением искусств.
Важным этапом работы является развитие умения понимать первые примеры трансформаций, которые осуществляли наши далекие предки, создавая произведения первобытных искусств и инструменты.
Было бы полезным сориентировать студентов на самостоятельный поиск примеров заимствования человека у животных в разных областях творчества. Было бы интересно уделить внимание искусству, которое вновь обрело большую популярность у молодежи в наши дни, - искусству татуировки. Можно проследить ее социальную и идеологическую обусловленность и вариативность.
Достойна внимания и зарождения такого искусства, как пирсинг, так же переживающего в наши дни свое возрождение.
Проблемные вопросы
1. Объясните появление такого искусства, как хореография.
2. Объясните зарождение музыки в первобытную эпоху.
3. Объясните эволюцию первобытной архитектуры и строительства.
Задания для самостоятельной работы
1. Проследите методы трансформации, которые применяли первобытные архитекторы.
2. Проследите синтетический характер первобытных искусств.
Занятие 3. Искусства античной эпохи.
1. Древность и античность.
2. Пространственные искусства от древнего Египта до древнего Рима.
3. Временные искусства античности.
4. Античный театр.
Для того, что бы ответить на первый вопрос, надо исходить из того, что «древность» и «античность» понятия разные, хотя «античный» в переводе с древнегреческого означает «древний». В литературе их традиционно отождествляют. Разобраться в этом вопросе может помочь концепция культурного заимствования, которую мы берем за основу в ходе изучения нашего курса. В исторической науки вообще и истории искусств в частности укоренилась точка зрения, что «античность» - это греко-римская древность. Если факт римского заимствования у древних греков признавали всегда, то древние греки старались не признавать свои заимствования в древнем Египте. В свою очередь египтяне тем более не признают заимствованного характера своей культуры. Однако, многочисленные археологические находки однозначно подтверждают заимствованных характер культуры и тех и других. Если древние технологии примитивны, то до некоторых античных даже современная нам общество еще не доросло. Отсюда и характерный для античной культуры принцип идеальности, стремление к высочайшей степени развития. Поэтому в истории искусств античную культуру называют «классической» (образцовой).
Для ответа на второй вопрос надо представлять себе технологическую, политическую и идеологическую античной архитектуры. Отсюда преобладание храмовой архитектуры над светской. Следует обратить внимание на разноуровневые строительные технологии эпохи.
Особое внимание следует обратить на синтетический характер античных пространственных искусств и умение это объяснить.
В процессе изучения музыкального и театрального искусств следует обратить внимание на их политизацию и профессионализацию. Надо обратить внимание и на тенденцию их синтезирования.
Проблемные вопросы.
1. Объясните синтетический характер античных пространственных искусств.
2. Объясните, почему древние греки пытались скрыть, что заимствовали традиции творчества в древнем Египте.
3. Объясните, почему древние римляне так много заимствовали у древних греков.
Задания для самостоятельной работы.
1. Докажите заимствованный характер древнеегипетской архитектуры.
2. Охарактеризуйте древнеегипетское культурное наследство в древнегреческих пространственных искусствах.
|