Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные тенденции развития художественной самодеятельности 80-х годовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После первого был объявлен второй Всесоюзный фестиваль на начало 80-х годов. Но после того, как стали известны результаты первого, потребовавшего много сил и средств без должной отдачи, о проведении второго фестиваля умалк-чивалось в течение почти десятилетия. Он был объявлен лишь на 1986 год как Всесоюзный фестиваль народного творчества. И это неслучайно. Как было уже сказано, в 70-е годы, в условиях тревожных симптомов в развитии художественной самодеятельности, началось движение за возрождение традиций народного творчества. К 80*ым годам это стало модным течением и охватило даже вокально-инструментальные группы, включавшие в свой репертуар народные песни, но исполнявшие их в ускоренном темпе, в современных ритмах. Возродились и некоторые виды народных ремесел и декоратив* но-прикладного творчества. В связи с этим второй Всесоюзный фестиваль народного творчества ставил своей целью при^ влечь к участию не только художественную самодеятельность, как современное, зародившееся после революции направление народного творчества, но и древние, традиционные (фольклорные,, прикладные и изобразительные) его формы. И это удалось. Но в отличие от первого второй фестиваль прошел без лишнего шума и помпезности. Проводились концерты, спектакли, выставки на местах, в республиках, лучшие работы демонстрировались по радио и телевидению в постоянной передаче «Народное творчество». Были учтены просчеты и в критериях оценок. Появился ряд дискуссионных статей в газетах о том, что должны быть праздники самодеятельного искусства без присуждения мест. Фестиваль показал, что ряд видов и жанров художественной, самодеятельности улучшил свои показатели в количественном отношении после резкого спада в конце 70-х годов. Но уже не восстановил уровень, который был до первого фестиваля. После фестиваля было проведено Всесоюзное совещание по народному творчеству, где отмечались успехи, достижения. Но вместе с тем была высказана тревога по поводу дальнейшего снижения активности, особенно в музыкальной самодеятельности. Да, несмотря на прилагаемые усилия, в 80-е годы четко обозначились жанры развивающиеся и свертывающиеся, которые Е. И. Смирнова, анализируя эти процессы, назвала зонами развития и свертывания. В зоне свертывания оказались традиционные исполнительские коллективы. Это театральные и хоровые, которые потеряли свое лидирующее положение, уступив его хореографии; оркестры духовых и народных инструментов, вытесненные различными группами современных, электромузыкальных инструментов. В зоне развития оказались камерные формы организации коллективов и авторское творчество. Каковы причины? Их множество. Но основная причина в том, что на основе высокого уровня образованности и культуры человека уже не удовлетворяют массовые формы художественного самовыражения, где нет или ограничены возможности индивидуального самовыражения. Он ищет индивидуальные или камерные формы групповой художественной деятель-кости, где чувствует себя солистом и таким образом удовлеь творяет потребность в самоутверждении. Другая существенная причина в том, что изменились вкусы, потребности и интересы людей, особенно молодежи, на приход которой и рассчитывала художественная самодеятельность. Но молодежь всегда ориентируется на новое явление, событие: джаз в 50-е годы, ВИА—в 60-е, дискотеки — в 70-е, рок- и поп-музыку — в 80-е. А художественная самодеятельность безнадежно отстала, реагировала на новые запросы с опозданием лет на 10, стремилась культивировать традиционные жанры, не учитывая изменившихся условий, новой социокультурной ситуации. Именно этим объясняется то, что хореография вышла в лидирующее положение. Она не утратила своей популярности благодаря тому, что четко реагировала и быстро перестраивалась соответственно запросам молодежи. Начав свое раз,-витие с коллективов народного и классического танца, она освоила жанр бального танца, затем эстрадного, спортивного, пластического и т. д. Другие исполнительские жанры, к сожалению, в силу своих специфических особенностей не обладают такими возможностями. Это касается хоровых коллективов, оркестров народных и духовых инструментов, руководители которых могли перестроить свою работу, лишь создав камерные хоры, оркестры и ансамбли и развивая сольное исполнительство. Но результаты их усилий, оказались незначительными, к тому же' не было притока молодых, свежих сил и вскоре новые музыкальные направления и стили превзошли ожидания. Следует добавить и то, что в музыкальной самодеятельности отражались процессы, происходящие в профессиональном искусстве, которое также стало непопулярным у массового зрителя. Это во многом объясняется тем, что хоровое искусство рассчитано на высший вкус, который не развит у массового зрителя. А это уже обусловлено музыкальным воспитанием детей и юношества. В отличие от музыкальных жанров самодеятельный театр имеет больше возможностей реагировать на требования времени благодаря жанровому разнообразию. Но народные театры и кружки зафиксировались на драматическом жанре, мало развивался театр эстрадных миниатюр, кукольный, агиттеатр и др. В результате неспособности субъектов управления перестроиться самодеятельный театр потерял свое лидирующее положение. К этому следует добавить и то, что свертывание традиционных исполнительских жанров во многом было обусловлено и подготовкой узкожанрового специалиста, который на деле оказался способным организовать работу только академического или народного хора, только оркестра народных инструментов или только драматического театра, тогда как специалист-хореограф мог создать и руководить коллективом любого жанра. Потенциальные же участники ожидали от руководителей широты художественной культуры, охватывающей современные направления развития искусства, не прощали им узости жанровой подготовки. Другая категория потенциальных участников, напротив, считала коллективы недоступными для себя из-за их высокого уровня исполнительского мастерства. Считала, что не обладает достаточными способностями, чтобы заниматься в них, чувствовала себя дискомфортно. Не привлекала их и. жесткая регламентированность деятельности. Эти люди не стремились к овладению высоким уровнем мастерства, они искали круг друзей для общения по интересам в разовых, ситуативных формах нерегламентированной деятельности. Такая потребность большинства молодежи породила неформально организованное и домашнее любительство. Молодые люди, юноши и девушки, сами объединялись в группы по интересам, увлечениям или занимались индивидуально в домашних условиях, где у них были необходимые материально-технические средства. В этом процессе ярко выразилось стремление уйти от излишней заорганизованное™ и ограничений свободы творчества, свободы самовыражения. Учреждения культуры потеряли для них свою привлекательность. При этом они составляли огромный резерв художественной самодеятельности, но лишь потенциальный, так и не ставший реальным. Это позволяет говорить, что 8Q-e годы стали пе риодом расширения субъекта художественного творчества за счет развития самоорганизующихся форм на фоне свертывания организованных. Такое явление способствовало и развитию авторской самодеятельности, дающей наибольшую возможность индивидуального самовыражения и самоутверждения. Это уже качественно иное авторское творчество, по сравнению с периодом послереволюционных лет, которое было порождено отсутствием созвучного времени репертуара и основывалось на низком общекультурном уровне. Авторская самодеятельность 80-х годов — это проявление художественной зрелости, - возросшего уровня способностей и мастерства, общей культуры личности. Об этом свидетельствуют произведения художников-любителей, поэтов, композиторов, работы кино- и фотолюбителей и других. Особенно популярными стали песнщ-барды, написанные и исполняемые самими авто-рами. Элементы авторства и исполнительства содержат некоторые камерные формы, благодаря чему они сохранились или появились и утвердились. Это различного вида вокально-инструментальные группы, несущие зрителям массовую музыкальную культуру, рассчитанную на невзыскательный вкус. Стремление играть или петь в таких группах во многом обусловлено не только модностью и престижностью, но и тем, что каждому дает возможность чувствоватьчсебя солистом, а иногда и сочинять. Не потерял своего статуса и агитбригадный жанр, также соединяющий в себе авторство с исполнительством. С одной стороны, это объясняется тем, что он дает возможность коллективу поднимать наиболее актуальные, злободневные проблемы общественно-политической жизни, что является достаточно привлекательным для участников и зрителей. По данным статистики наблюдается неуклонный рост от смотра к смотру, от фестиваля к фестивалю. Однако, с другой стороны, такой рост в статистике на деле может отражать деятельность сезонных, кампанейских концертных бригад. Таким образом, статистика свидетельствует о развитии авторских и камерных форм и свертываний массовых. Если сравнить их удельный вес по данным Е. И. Смирновой, то окажется, что свертываются жанры, которые достигли наибольшего развития, а развиваются те, что недостаточно были развиты. В целом этот процесс нельзя считать негативным, происходит упорядочение жанрово-видовой структуры. Несмотря на усилия управленцев, художественная самодеятельность развивается по своим, внутренним закономерностям, заставляя считаться с ними и учитывать в организации работы. Этот процесс выделения двух зон развития сопровождался и другими тенденциями. В свертывании массовых исполнительских форм значительную роль сыграла и потеря ими зрелищных функций. Особенно стало заметно это в крупных городах и менее выражено в сельской местности. Дело в том, что функция обслуживания зрителей была закреплена за «Народными» коллективами в 50-е годы и постепенно перешла к кружкам. Это была необходимо в связи с недостаточным развитием сети профессиональных коллективов, радио и телевидения. Однако 80-е годы — это уже качественно иная социокультурная ситуация. Массовое распространение телевидения, многочисленные гастроли профессиональных коллективов привели к пресыщению, изобилию культуры. Если раньше на выступления самодеятельности шли ради проведения свободного времени, удовлетворения художественно-эстетических потребностей, так как не было других коллективов, то теперь зрителями и слушателями были либо коллеги по работе, друзья, знакомые, родственники, либо любители. Нередки случаи, когда камерный театр выступал перед камерным зрительным залом с постоянным составом любителей, которые обсуждали спектакли, включаясь таким образом в творческий процесс. Массовый зритель все меньше и меньше стал посещать выступления самодеятельных коллективов. Он шел либо на концерт или спектакль профессиональных артистов, либо сидел у телевизора. Хотя, конечно же, были и исключения в тех случаях, когда самодеятельный коллектив приближался или далее в чем-то превосходил профессиональный. Так или иначе, в этой новой ситуации от руководителей и участников требовалось переключение на реализацию главным образом педагогических функций, решение внутри-коллективных задач и проблем развития личности. К этому оказались не готовы и те, и другие. Сыграла свою роль, с одной стороны, неподготовленность специалистов, с другой стороны, годами утвердившийся стереотип восприятия коллективов художественной самодеятельности как концертных бригад. Хотя если говорить о концертной деятельности как стимуле участия в художественной самодеятельности, то здесь наблюдалось уже в 80-е годы крайне противоречивое отношение и восприятие. Одни, не уверенные в способностях, успехе, достижениях, не шли в коллективы, заведомо зная, что предстоят выступления. Если ©се же они приходили в коллектив, то отказывались от выступлений, предпочитая заниматься для себя, не выходя на публику. Но их было мало. Для большинства стимулом занятий были именно концерты. Но и таких становилось все меньше, не каждый был уверен в том, что может конкурировать с теми, кого он слышал по радио, видел по телевидению и на сценах театров, филармоний, концертных залов. На то были причины. Прежде всего это массовое художественное воспитание детей как основа развития художественно-творческих способностей. Если, по мнению психологов, художественно-образное восприятие мира преобладает в возрасте с 3 до 7 лет, то это значит, что именно в этот период необходимо включить детей в художественную деятельность и развивать дальше. Исследования участников художествен-. ной самодеятельности показывают, что в коллективах большинство участников — это те, кто когда-то занимался детским художественным творчеством. Это явно свидетельствует о преемственности детской и взрослой самодеятельности. Однако на протяжении многих лет детские сады и общеобразовательные школы художественному воспитанию уделяли крайне недостаточное внимание. В 80-е годы был констатирован тот факт, что 50% школ не имеют учителя музыки, во многих из них рисование и ритмику ведут не специалисты. В школах редко можно встретить кружки художественной самодеятельности, как это было в 20—30-е и даже еще в 50—60-е годы. Избранная часть детей занималась в музыкальных школах, школах искусств, в студиях и кружках клубных учреждений. А остальная часть, и их преобладающее большинство, оказалась лишенной элементарного худо-жественно-зститеческого воспитания, не говоря уже о развитии художественно-творческих способностей. Все это привело к преобладанию потребительского отношения к искусству как к развлечению в ущерб творчеству и к тому, что художественные интересы стали уступать другим —технике, спорту, прикладному творчеству. Однако такое явление не следует понимать прямолинейно. Желание заниматься тем или иным видом творчества зависит от содержания и степени насыщенности им сферы свободного времени и возможностей, предоставляемых социокультурными учреждениями. Это становится понятным, если учесть, что 80% в клубных учреждениях составляла художественная самодеятельность. В то же время в ней занималось 4,3% населения (Е. И. Смирнова). Отсюда удовлетворенность потребностей J 68 желающих заниматься художественным творчеством, даже пресыщенность, и неудовлетворенность большей части населения, желающей" заниматься другими видами творчества, во не имеющей таких возможностей. Итак, прогнозы Зворыкина о свертывании художественной самодеятельности к 1990 г. стали общественной реальностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.008 с.) |