Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиограмма руководителя коллектива художественной самодеятельности.

Поиск

Понятие «компетентность» подразумевает качественный уровень профессиональной деятельности, умений и навыков специалиста.

Деятельность – это внутренняя (психологическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Профессиональная деятельность руководителя творческого коллектива, как всякая деятельность, имеет мотив, цель, средства, результат.

Деятельность организатора самодеятельного творчества, руководителя коллектива — это создание самодеятельных коллективов, организация творческой деятельности, обучение участников коллективов этой деятельности и осуществление её; управление коллективом и развитие системы отношений в нем, организация общения участников коллектива в сфере досуга; их воспитание; развитие определенных свойств и качеств личности участников в процессе творческой деятельности.

Вовлекая людей в самодеятельное творчество, руководители самодеятельных коллективов призваны способствовать развитию личности, приобщению ее к высшим ценностям отечественной и мировой культуры. Это главная цель, которая реализуется через обучение, воспитание, формирование определенных свойств и качеств личности, художественно-творческих исполнительских умений и навыков.

Сложность и специфика профессиональной деятельности организаторов самодеятельного творчества состоит в том, что она включает в себя три взаимосвязанные направления: организаторское, педагогическое и художественно-творческое. Кроме того, организаторская деятельность может включать административно-управленческий аспект, педагогическая— пропагандистский, а художественно-творческая— организацию и проведение массовых мероприятий.

Творчество является непременным условием и средством достижения желаемого результата, оно составляет сущность деятельности руководителя творческого коллектива. Педагогическая деятельность специалиста — это также творческий процесс, особенно важный в условиях разнородности контингента (по образовательному уровню, социальному составу). Неразрывно связанная с педагогической организаторская деятельность требует умения быстро принимать решения в неожиданных, непредсказуемых ситуациях. Художественно-творческая деятельность организатора, руководителя коллектива — это подготовка и исполнение с коллективом и отдельными участниками концертных программ, номеров, проведение клубных вечеров и др. Подбирая репертуар, руководствуется прежде всего педагогическими целями: повышение художественной культуры, эстетического потенциала, раскрытие эмоционально-творческих возможностей, развитие исполнительских умений и навыков исполнителей.

 

Структура профессионального мастерства руководителя

коллектива:

организационно-педагогический компонент реализуется в организаторской, педагогической, художественно-творческой технологии деятельности специалиста. Предполагает знание видов профессиональной деятельности, основных ее форм, методов, владение умениями и навыками;

социально-психологический компонент, связанный с управлением системой отношений, общением в коллективе, формированием мировоззрения личности. Предполагает знание социально-психологических основ формирования коллектива и личности, общественно-психологических явлений, умения и навыки управления системой отношений, общением в коллективе;

психолого-педагогический компонент включает психические свойства и качества личности руководителя, знание собственных психологических особенностей и умение управлять собой. Предполагает знание психологии, индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности, психологических основ обучения и воспитания, умения и навыки организации самообразования, самовоспитания, совершенствования психологической культуры и педагогического мастерства.

Итак, деятельность руководителя творческого коллектива — это неразрывное единство и взаимосвязь педагогического, организаторского и художественно-творческого процессов, она имеет педагогическую направленность и обладает творческим характером и является, таким образом, сложной, комплексной.

Особенности управления хоровым, хореографическим и инструментальным художественно-творческими коллективами.

Управление хоровым коллективом.

Руководитель самодеятельного хора должен быть не только педагогом-хормейстером, но и хорошим организатором, человеком находчивым, инициативным. Эти качества особенно необходимы в момент создания коллектива.

Ситуации, при которых руководитель начинает свою творческую деятельность, могут быть различны. В одном случае хормейстер приступает к работе с уже сложившимся коллективом, который лишился по какой-либо причине своего предыдущего руководителя. В этом случае хормейстер должен хорошо осмыслить и понять старые традиции коллектива, взять за основу накопленный участниками коллектива положительный опыт.

Другой случай – когда хормейстер является создателем нового хорового коллектива. Он самостоятельно решает вопросы комплектования состава хора, определяет его художественно-творческое направление. Другими словами на его плечи ложатся все организационные и творческие задачи, которые встают в момент создания хора – наиболее ответственный и трудоемкий момент в жизни любого творческого коллектива, а самодеятельности в особенности, так как самодеятельное творчество строится исключительно на добровольных началах. Чтобы заинтересовать людей в работе самодеятельности, требуется большое терпение и настойчивость.

Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста – все это зависит, прежде всего, от качества учебно-воспитательных занятий. Само понятие учебно-воспитательной работы раскрывает две стороны ее – учебную и воспитательную, которые находятся в неразрывной взаимосвязи, представляют собой единый педагогический процесс. Можно лишь условно разграничить это понятие, чтобы лучше представить структуру двух взаимодополняющих сторон. Первая из них из них выполняет функцию обучения, а вторая – воспитательную функцию.

Обучение в самодеятельном хоре ведется по трем основным разделам:

· овладение репертуаром и выработка вокально-хоровой техники;

· изучение музыкальной грамоты и сольфеджио;

· расширение знаний по истории и теории музыки.

Воспитание осуществляется в процессе обучения певцов профессиональным навыкам и усвоения ими специальных знаний, необходимых для хоровой исполнительской деятельности.

Поскольку воспитание певца возможно только на конкретном материале, в конкретных формах работы, направленных на усвоение профессионально-технических навыков исполнения, постольку функция обучения в общем содержании учебно-воспитательного процесса является ведущей и задача эстетического воспитания участников хора реализуется непосредственно в ходе обучения.

Другая задача руководителя связана с общеэстетическим развитием участников хора, с расширением их знаний в области музыки, народного музыкального и композиторского творчества. И здесь требуется большая эрудиция руководителя.

Правильное сочетание учебных и воспитательных задач, единство учебно-воспитательного и творческого процессов в самодеятельном хоре обеспечит интересную, серьезную работу в нем.

Руководитель самодеятельного хореографического коллектива

Профессии руководителя хореографического коллектива сложна и ответственна. Он не только должен знать в совершенстве все, что относится к искусству танца, его технологии, но и обладать основательными познаниями в области режиссуры, литературы, музыки, живописи. Кроме того, ему необходимо для успешной работы с участниками коллектива быть тонким психологом, иметь педагогические способности.

К труду умственному, творческому у руководителя хореографического коллектива прибавляется и физический труд. Ведь прежде чем приступить к репетициям, он должен сам многократно протанцевать за каждого все сочиненные им танцы, пока не убедится, что нашел самые лучшие, подходящие и выразительные движения. А затем уже на репетиции, так же многократно самому показывать участникам их движения.

Организация многогранной и сложной деятельности хореографического коллектива, обеспечение его перспективного развития, а также полное и своевременное удовлетворение духовно-эстетических и творческих потребностей каждого участника зависит от личностных, нравственно-психологических и профессиональных качеств руководителя, уровня его общей подготовки и специальной квалификации.

Любая профессия требует от человека определенных характерных свойств. Особое их сочетание необходимо руководителю самодеятельного хореографического коллектива, ему приходится создавать в процессе работы условия для развития творческих и профессиональных способностей участников, начиная работу порой с нуля.

Руководитель хореографического коллектива – понятие профессиональной принадлежности, оно указывает на вид. Содержание и характер трудовой деятельности индивида. Специфика этой деятельности определяется особенностями организации учебно-воспитательной работы художественной самодеятельности:

· самодеятельный хореографический коллектив – это общественное добровольное, демократическое объединение;

· самодеятельных хореографический коллектив – это объединение людей досугового характера, т.е. его работа, реализация творческих задач осуществляется в условиях личного, свободного времени и общество эту деятельность не оплачивает;

· самодеятельный хореографический коллектив имеет неограниченный численный и демографический состав разных по возрасту, физическим и профессиональным качествам участников;

· предметом и результатом деятельности самодеятельного хореографического коллектива является создание художественных ценностей.

Деятельность руководителя самодеятельного хореографического коллектива отличается от деятельности руководителя в профессиональном коллективе, так как задачи и функции, стоящие перед ними – различны.

Основная задача руководителя профессионального коллектива заключается в создании и распространении искусства как художественной продукции, интерпретации вновь создаваемых оригинальных художественных произведений, формирование эстетических вкусов зрителей, удовлетворение их культурных запросов и потребностей. Отсюда и функции руководителя в профессиональном коллективе – концертно-исполнительская деятельность.

В самодеятельном хореографическом коллективе перед руководителем стоит задача – создание коллектива, где будут созданы условия для развития гармоничной личности, условия для реализации творческих желаний участников коллектива, следовательно, основная функция руководителя самодеятельного коллектива – воспитательная.

Но руководитель самодеятельного хореографического коллектива это не только воспитатель, но и сочинитель, постановщик, репетитор, педагог.

Руководитель хореографического коллектива сам является сочинителем танцев, он отрабатывает сочиненный и поставленный номер. Он должен не только отработать с исполнителями движения, но и раскрыть характер, передать стиль сочинения, творческий почерк создателя.

Справедливо подчеркивает Р. Захаров, что «хореография как вид искусства имеет свою специфику, которая в свою очередь определяет специфику профессии педагога-хореографа. Кроме основательного знания предмета, педагог хореограф должен знать методику педагогики, изучить анатомию, музыку, стать в какой-то степени психологом, способным анализировать душевное состояние своих подопечных. От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральные и эстетические принципы его участников: все хорошее, как и все плохое, что есть в учителе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с молодежью состоит в воспитании достойных граждан нашей страны.

Руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов.

Специфика деятельности руководителя самодеятельного оркестра определяется, с одной стороны, особенностью профессии дирижера, а с другой стороны, особенностями руководства самодеятельным коллективом.

Выдающийся дирижер Генри Вуд называет такие качества, которые должны быть присущи дирижеру:

· дирижер должен обладать полным и всеобъемлющим знанием музыки;

· он должен более, чем поверхностно, знать все инструменты оркестра и, если возможно, владеть игрой на одном из струнных инструментов;

· он должен хорошо играть на фортепиано;

· он должен обладать безупречным слухом, чувством ритма и исполнительским даром;

· он должен обладать способностью к дирижерскому жесту;

· он должен уметь хорошо читать с листа и обладать хорошей музыкальной памятью;

· он должен обладать крепким здоровьем, хорошим характером и большой дисциплинированностью.

Большинству перечисленных требований, конечно, должны отвечать все музыканты. Но применительно к деятельности дирижера они носят обязательный характер. Например, музыканту-исполнителю вовсе не обязательно хорошо знать технические и художественные возможности всех инструментов оркестра, играть на фортепиано, быть коммуникабельным человеком. А дирижер обязан отвечать этим требованиям. В противном случае он не сможет квалифицированно организовать работу коллектива.

Конечно, не каждый дирижер самодеятельного оркестра может обладать всем перечисленным комплексом качеств. Но его задача постоянно стремиться к углублению и расширению общих и специальных знаний, повышать свою культуру, совершенствовать технику дирижирования и т.д.

Чтобы объединить музыкантов в творческом процессе, дирижер должен обладать особыми качествами – силой внушения, целенаправленностью, непререкаемым авторитетом. Только в этом случае каждый музыкант выполнит волю дирижера, раскроет замысел и содержание музыки. Дирижер отвечает не только за свои действия, свое понимание, свою трактовку музыки. На нем лежит ответственность за действия коллектива, которым он руководит, за каждого музыканта в отдельности. В этом случае важно не только вовремя показать вступление и окончание звучания, но и добиться того, чтобы все это было выполнено, обозначить каждому инструменту темп, динамику, паузы. Накладки, случающиеся во время игры оркестра, всегда ставят в вину дирижеру как руководителю коллектива, отвечающему за качество исполнения.

Многие дирижеры отмечают во время дирижирования возникновение между ними и музыкантами «духовных токов», по которым устанавливается необходимая связь. Большое значение многие дирижеры отдают зрительному контакту. «Глаза всесильны, - утверждает Ю. Орманди. – Внушающие, просящие, убеждающие глаза – средство постоянной коммуникации между руководителем оркестра и музыкантами, - то зеркало, которое отражает каждую мысль и эмоцию дирижера».

Попытки обучить слепых музыкантов дирижированию не увенчались успехом. Отсутствие живой мимики и контакта глаз отрицательно сказывались на результате.

Успех дирижера обеспечивается не только музыкальным дарованием, специальной подготовкой, которая сама по себе представляет сложный синтез разных элементов, но и высоким интеллектуальным развитием, разносторонней одаренностью и эрудицией, систематической, настойчивой работой над собой.

Таким образом, успех руководителя творческого коллектива обеспечивается не только степенью его подготовленности, не только его природными дарованиями, но и всей его общей культурой. И не учитывая это, руководитель творческого коллектива может стать «чистым» дирижером, режиссером, балетмейстером, или же превратиться в педагога-администратора. Ни одна из этих крайностей не обеспечивает полноценную деятельность творческого коллектива. Руководитель, который занимается больше вопросами творческого характера, ориентирует коллектив на выступления, смотры, конкурсы и упускает из вида организационные и воспитательные задачи, может привести коллектив к большой текучести участников, его нестабильности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 3589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.008 с.)