Творческие отчеты. Организация концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческие отчеты. Организация концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности.



Концерт (от лат. сoncerto – состязаюсь), публичное исполнение произведений различных видов искусства (музыкальных, литературных, хореографических, театральных, эстрадных и др.) по заранее объявленной программе. Творческий отчет как форма отчета о работе досугового учреждения перед населением проходит чаще всего в виде концерта, состоящего из номеров творческих коллективов, организованных на базе данного ДУ.

В системе культурно-досуговых форм концерт занимает самое ведущее место. Концерты различных видов были и остаются самым популярным видом отдыха, позволяющим удовлетворить эстетические потребности, получить эмоциональные переживания.

Концерт – это важный момент в творческой жизни самодеятельного коллектива, это результат деятельности, показатель сплоченности коллектива. Следовательно, концерт играет большую воспитательную роль и требует тщательной подготовки.

Концертная деятельность творческих коллективов заранее планируется и включает в себя концерты, как составную часть комплексных мероприятий (праздники, вечера отдыха, тематические вечера и др.) внутри досугового учреждения, выездные концерты, участие с конкретными номерами, произведениями в различных смотрах, конкурсах, фестивалях самодеятельного творчества и, конечно же, отчетные концерты, как показатель творческих достижений коллектива, уровня исполнительского мастерства.

Отчетные концерты могут быть различных видов:

· Тематический концерт, который в свою очередь может быть сюжетным и бессюжетным, подчинен какой-то теме, например Дню Победы.

· Сборный концерт (дивертисмент). Такой концерт представляет из себя программу из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, театральные постановки).

· Концерты-обозрения (ревю) также состоят из различных жанров, но объединение их в единое целое достигается за счет параллельного действа, которое разыгрывают ведущие, конферансье. Примером могут служить концерты-путешествия.

Особо нужно выделить бенефисы самодеятельных артистов, творческих коллективов, которые проводятся в честь юбилейных дат.

В последнее время стали популярными и такие формы концертов как концерт-митинг или зонг-митинг, концерт-интервью, концерт-лекция, гала-концерт. В организации своей концертной деятельности руководители творческих коллективов должны использовать все многообразие видов концертов.

Подготовка к отчетному концерту ведется заблаговременно и длится в течение всего творческого года. Отчетному концерту ДУ предшествуют отчетные мероприятия в творческих коллективах. Заранее определяется тематика творческого отчета, сроки проведения, место, форма. Творческий отчет может проходит в форме концерта, конкурса-смотра коллективов художественной самодеятельности, фестиваля народного творчества. Организаторами творческого отчета разрабатывается положение о смотре, фестивале, в котором указывается цель, сроки, этапы, участники, номинации, критерии оценок, порядок награждения. Руководитель как ДУ, так и творческого коллектива должен заранее планировать программу отчетного концерта. Потому важно уделить особое внимание формированию репертуара.

Подготовка к творческому отчету ведется по заранее утвержденному плану, в котором определены мероприятия предваряющие концерт (смотр номеров художественной самодеятельности, написание сценария, работа с ведущими, художественное оформление сцены, музыкальное оформление, репетиции, реклама концерта и др.) и ответственные: режиссер, звукорежиссер, художник-оформитель и др.

Постановщик концерта, работая над отдельным номером, разъясняет каждому участнику место и смысл его выступления. Придает каждому концертному компоненту сценическую завершенность, решает вопросы декоративного оформления, световых и звуковых эффектов, необходимых для повышения выразительности номера. Сделать все это в период сводных репетиций накануне концерта невозможно, поэтому режиссеру следует проконсультировать руководителей кружков заблаговременно. Режиссер тщательно продумывает композицию концерта, всю программу с чередованием номеров различных жанров.

Независимо от вида концерту всегда должно быть присуще внутреннее единство. В сюжетном концерте оно достигается благодаря самой сюжетной линии, в бессюжетных существенную роль играет продуманный конферанс. Реплики ведущих обеспечивают «стыковку» номеров. Правила компоновки концертных программ исходят из особенностей восприятия и свойств внимания. Для определения оптимальной длительности номеров и концерта в целом учитывают следующие факторы: состав аудитории, сюжетность или бессюжетность концерта, содержание и жанры номеров. Лучше всего закрепляются в памяти и производят самое яркое впечатление начало и конец любого мероприятия. Поэтому не все места в концертной программе равноценны, открывают и закрывают концерт наиболее выигрышными номерами. В целом концерт должен оставлять впечатление непрерывного нарастания. Этому помогает общий тонус концерта, четкий ритм и хороший темп. Чтобы это достигнуть руководители тщательно репетируют с участниками выступления, генеральной репетиции предшествуют сводные, на которых большое внимание уделяется темпу и ритму концерта в целом: слаженной работе звукорежиссера, осветителя, монтировочной части.

Если в концерте принимают участие коллективы из соседних сел, поселков, городов, необходимо заранее продумать вопрос с транспортом и размещением участников, подготовить отдельные гримерные, дежурных для встречи гостей. Кульминационным моментом отчетного мероприятия может быть награждение лучших руководителей коллективов, активных участников художественной самодеятельности. Поэтому заранее приобретаются ценные призы, подарки, грамоты.

 

2.3.2. Фестивали самодеятельного творчества. Технология подготовки и проведения.

Если обратиться к корням этого слова, то в переводе с французского festival— празднество, а от латинского festivus— веселый праздник. На сегодняшний день фестиваль самодеятельного творчества — это массовое празднество, включающее в себя показ (смотр) достижений в области народного искусства (музыки, театра, эстрады, танца, декоративно-прикладного творчества и т.д.). Фестивали актуальны в наше время, становятся очень популярными, собирают очень много творческих, талантливых людей.

Классификация фестивалей.

1. По видам народного художественного творчества фестивали бывают:

- самодеятельного театрального искусства;

- самодеятельного музыкального искусства: рок-фестивали, бардовской песни «Солнцеворот», горлового пения «Айтыс»,эстрадной национальной песни «От ыры», хоровых коллективов «Золотая нота» и др.

- самодеятельного хореографического творчества;

- фольклорные: республиканский фестиваль «Разноголосье земли Хакасской»;

- народных промыслов.

2. По возрастным категориям:

- детские: «Маленькая страна»;

- подростковые: «Новые имена» (бывший фестиваль «Большая перемена»);

- молодежные: городской «Синяя птица», республиканский «Весна в Хакассии», рабочей молодежи «Молодость+»;

- пожилых людей: «И вновь продолжается жизнь».

3. По социальному статусу:

- женские: «Весенний карнавал»;

- семейные: «Семья России»;

- инвалидов;

- солдатские и т.д.

4. По времени проведения:

- очные;

- заочные.

Особенности фестиваля:

1. Массовость— в фестивале могут принимать участие одновременно от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

2. Интернационализм— фестивали собирают людей разных национальностей, происходит взаимопроникновение культур.

3. Продолжительность— фестивали длятся от нескольких дней до полугода.

4. Каждый участник может принять участие как в одной, так и в нескольких номинациях.

5. Фестиваль носит соревновательный характер (выявляются лучшие).

6. Для фестиваля обязательно наличие праздничной атмосферы, высокого эмоционального подъёма.

Методика подготовки и проведения.

Методика подготовки фестиваля схожа с методикой подготовки массового праздника, но имеет специфические особенности.

Подготовительный этап в организации фестиваля имеет важное значение и предполагает целый комплекс мер. Для решения организационных вопросов создается оргкомитет или штаб фестиваля. В состав штаба входят несколько групп:

· Административная группа — руководит штабом фестиваля и регулирует его работу;

· Исполнительный комитет — отвечает за проведение номинаций и конкурсов фестиваля, пишет сценарий открытия, закрытия фестиваля, гала-концерта, подготавливает ведущих; состоит из ответственных за проведение, режиссеров, членов жюри;

· Рекламная группа — занимается рекламой фестиваля и освещением его в средствах массовой информации;

· Спонсорская группа — отвечает за привлечение спонсоров.

Оргкомитет фестиваля определяет тематику фестиваля, его основные цели и задачи, сроки и место проведения, разрабатывает положение о фестивале, в котором отмечает выше перечисленное. Кроме этого в положении указывается, кто является учредителем и организатором фестиваля, кто может являться участниками, порядок проведения фестиваля, состав жюри и критерии оценки. Оргкомитет информирует участников фестиваля и жителей города о конкурсных номинациях: положение публикуется в СМИ, распространяется по различным учреждениям (учебным, культурно-досуговым и др.). В функции оргкомитета входит сбор анкет-заявок и встречи с участниками. После чего исполнительный комитет производит отбор анкет-заявок, а затем отбор самих участников.

В рекламную группу фестиваля входят:

- пресс-секретарь, ответственный за освещение фестиваля в средствах массовой информации;

- маркетолог, который занимается рекламной компанией;

- художник-дизайнер, который разрабатывает эмблему фестиваля, плакаты, буклеты, дипломы и сувениры.

Спонсорская группа фестиваля составляет письма для спонсоров и рассылает их по предприятиям города и частным фирмам, разрабатывает положение о спонсорах, в котором указывает взаимовыгодные условия. После привлечения спонсорских средств, формируется призовой фонд фестиваля.

Фестиваль проводится в три этапа:

1. «Подготовительный» этап проводится с целью выявления участников фестиваля. В этом этапе проводятся отборочные туры по намеченным номинациям.

2. «Фестивальный» этап может состоять из нескольких дней, в него входят следующие мероприятия: открытие фестиваля, конкурсные программы, работа жюри по определению победителей.

3. «Заключительный» этап — это подведение итогов фестиваля. В этот этап входят следующие мероприятия: гала-концерт – выступление победителей (дипломантов, лауреатов), церемония награждения, закрытие фестиваля. В каждой номинации участникам вручаются дипломы за 1,2,3 места, по решению жюри могут быть вручены поощрительные дипломы. С дипломами победители получают ценные подарки и призы. Закрытие фестиваля — самое яркое событие, в котором участвуют все артисты, проводятся игры, аттракционы, завершиться все может дискотекой.

Таким образом, фестивали самодеятельного творчества как одна из самых массовых по масштабам вовлекаемых людей форм, являются эффективным способом организации творческой деятельности людей. Кроме того, фестивали служат пропаганде различных видов народного искусства и других достижений в области культуры. Фестивали являются средоточием всего самого лучшего, интересного, развивают творческий потенциал участников. Фестивали народного творчества ставят перед собой задачи сохранения и приумножения культурных традиций, выявления талантливых исполнителей и коллективов, повышения художественного уровня исполнительского мастерства, укрепления творческих связей между различными самодеятельными формированиями, учреждениями культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 3595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.005 с.)