Психолого-педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников



Программа государственного экзамена

по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников

Квалификация Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель

2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая деятельность будущих режиссеров осуществляется на нескольких уровнях:

¨ в качестве преподавателей специальных дисциплин в соответствующих учебных заведениях среднего и высшего звена;

¨ в учебной работе разного рода студий и художественных коллективов;

¨ в творческих группах, которые возникают при подготовке и проведении праздничного мероприятия. Несмотря на то, что эти группы носят временный неустойчивый характер, они являются важнейшим объектом педагогического воздействия.

Педагогическая наука определяется как наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. Профессиональное образование (специальное образование) – овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. Профессиональное образование можно характеризовать как процесс социально-профессиональной адаптации личности, имеющий профессиональную направленность, включающий в себя вхождение студента в систему профессиональных отношений, общепризнанных норм, правил, образцов, идеалов поведения и отношений.

Профессиональная педагогика -это наука о подготовке человека к профессиональной деятельности, о профессиональном воспитании нового поколения. В профессиональной педагогике подготовку профессионала рассматривают как процесс присвоения им культурных, в первую очередь, терминальных и инструментальных ценностей.

Цель высшего образования в искусстве – развитие творческой личности и профессиональных способностей, т.е. освоение профессиональной деятельности, формирование профессионального сознания.

Психологическая наука – область знаний о внутреннем мире личности. Основная задача психологии - изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и свойств; изучение природы и условий формирования психики личности. Знание основ психологической науки помогает успешно решать практические вопросы в самых различных областях человеческой деятельности.

Важность изучения психологии в театральном образовании хорошо понимали К. Станиславский, Е. Вахтангов, В. Мейерхольд, М. Чехов. К. Станиславский в курс обучения актеров включал психологию и характерологию, В. Мейерхольд – рефлексологию и экспериментальную психологию. Е. Вахтангову принадлежит мысль о роли подсознания в творчестве актера. М. Чехов в программу обучения студий ввел понятия психологической атмосферы и психологического жеста.

Важнейшая задача психологии – раскрытие психологических закономерностей формирования человека как всесторонне развитой, творческой личности.

Большая часть выпускников режиссерских факультетов работает руко­водителями самодеятельных и любительских коллективов, педа­гогами дополнительного образования, преподавателями театральных дисциплин в домах детского творчества, школах искусств, дворцах и домах культуры. Режиссер должен обладать доста­точной профессиональной подготовкой к решению педа­гогических задач. Театральные режис­серы-педагоги в публи­цистических произведениях рассмат­ривают различные направления педагогической деятель­ности режиссера, подчеркивают важность пе­дагогического ас­пекта в работе режиссера. Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, А.Д. Попов, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос и др. делятся опытом личным и педагогической практики известных режиссеров-педагогов и режиссеров-постановщиков, дают методические рекомендации, исходя из личного опыта, раскрывают формы, способы и приемы работы с актером в различных ситуациях.

Знания предметов психолого-педагогических циклов; методики преподавания специальных дисциплин; практические навыки и умения в области режиссерского и актерского искусства, при организации работы режиссера с актером и навыки педагогического руководства творческим процессом – помогут будущим режиссерам в предстоящей преподавательской деятельности.

 

 

Наши ответы на вопросы, по порядку методички.

(ниже есть дополнения…остальным - «Спасибо» за ответы!((((

Вопрос 1. Основная проблема профессиональной педагогики

Воспитание творческой личности как психолого-педагогическая проблема.

Творчество – процесс выявления собственной индивидуальности. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала личности:

- трансформация познавательного содержания в эмоциональное;

- организация взаимодействия в соответствии с принципами гуманистической психологии;

- реализация принципов развивающего обучения.

Принципы профессиональной педагогики:

- творческая вариативность;

- личностное воздействие;

- сочетание различных форм обучения;

- индивидуализация учебного процесса;

- творческая самостоятельность;

- уважение и доверие.

Литература

Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978

Основная проблема профессиональной педагогики

Профессиональная педагогика -это наука о подготовке человека к профессиональной деятельности, о профессиональном воспитании нового поколения. В профессиональной педагогике подготовку профессионала рассматривают как процесс присвоения им культурных, в первую очередь, терминальных и инструментальных ценностей.

Цель высшего образования в искусстве – развитие творческой личности и профессиональных способностей, т.е. освоение профессиональной деятельности, формирование профессионального сознания.

Воспитание в профессиональной педагогике подразумевает – передачу молодёжи общественного опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Творчество, как условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлечённой мысли, художественной и практической деятельности.

Если педагогика – это наука о законах образования и воспитания детей и взрослых, то профессиональная педагогика – ставит перед собой цель подготовить личность к определённой профессии, применяя для этого все необходимые приёмы и факторы, которые пересекаются и сопутствуют этой профессии. Готовить и раскрывать творческие потенциалы личности, необходимые для профессии, подталкивать личность к нужному и правильному решению – принцип профессиональной педагогики.

 

Необходимо раскрывать внутренний потенциал личности, её возможности в той или иной области человеческой деятельности, развивать то, у неё уже есть, формировать профессиональное сознание.

Нужно создавать атмосферу взаимопонимания, в которой учитель и ученик смогли бы обмениваться знаниями.

Необходимо восхищаться идеями учащегося, позитивно подкреплять, использовать ошибку, как возможность нового взгляда на что-то привычное. Максимально адаптироваться ко всем действиям учащегося, их высказываниям в творческом плане, создать климат взаимности и доверия. Обеспечить независимость в выборе и принятии решения, дать ему возможность контролировать собственное продвижение.

 

Вопрос 2. Творческие способности личности

Общая одаренность личности. Креативная личность. Качества креативной личности: способность к видению проблемы; оригинальность мышления; легкость ассоциирования; гибкость мышления; антиконформизм мышления; легкость генирирования идей; критичность мышления; способность к доведению до конца (способность развить идею).

Литература

Абросимова Г.В. Качества творческой личности/Культура-искусство-образование: новые аспекты синтеза теории и практики. Материалы XXIV научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава академии/ ЧГАКИ. – Челябинск, 2003. - с. 13-17.

Общая одарённость личности.

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития - задатки. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики.

Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его способности являются не прямой функцией его наследственности.

Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.

Люди очень значительно разнятся не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям – как по их степени, так и по их характеру.

Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она – сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

Способности и умения взаимосвязаны. С одной стороны, освоение умений, знаний и т.д. предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т.д

Но в условиях творческой деятельности – писателя, художника, музыканта – осуществление этих процессов преобразования включает ряд дополнительных предпосылок и качеств, вбирая их в себя, человек в процессе деятельности формирует специфические способности.

Творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражается в воплощении, воспроизведении или комбинации нашего сознания в новой форме, в области вовлеченной мысли художественной и практической деятельности.

Выделяется три основных подхода:

1. Как таковых творческих способностей нет. Главная роль в определении творческого поведения играет мотивация, ценности, личностные черты.

Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот, творческого процесса нет, зависит от интеллекта.

3. Творческая способность, креативность является независимым от интеллекта фактором.

Существует 4 основных аспекта креативности:

1. Креативная среда – креативность проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, чувства, действия.

Творческий человек может творить (если нет давлении я со стороны) в непринужденной обстановке. Когда личность чувствует угрозу от окружения, она становиться осмотрительной, заторможенной.

Гармоничное окружение имеет две составных: принятие и стимулирование.

Исследования показали, что мотивация достижений, социального окружения блокирует самореализацию личности, затрудняет развитие творческих возможностей у человека.

 

2. Креативная личность и её творческие способности:

· Самоуверенность

· Смелость

· Свобода

· Самопроизводительность

· Признание самого себя

Данные черты повышают вероятность реализации творческой способности (потенциала)

· Самостоятельность суждений

· Способность находить привлекательность в трудностях

· Эстетическая ориентация

· Способность рисковать

3. Креативный продукт – результат творческой деятельности. (направление научного открытия, меняющиеся экономику творчества, шедевры, меняющее направления, а так же оригинальный букет).

Один из способов оценить креативный продукт – разделить их на официально признанные обществом, и личные, имеющие значение для автора. Чаще всего человек творит не ради общественного мнения, а ради муки творческой (состояние подъема, которое позволяет себя ощутить).

4. Креативный процесс – создание нового – идей, способов действительности. Создание нового создается такими приемами мышления как комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей и перенос одного объекта на другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.02 с.)