Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие игровой деятельности

Поиск

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно приду­мывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.

Сюжетные игры детей (ролевые, режиссерские,.театрализованные и другие) становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируется с другими видами детской деятельности — продуктив­ной (рисование, ручной труд) и речевой. Период подготовки к игре начинает занимать значительное время, иногда превышающее время самой игры. В этот период планируются игровые действия, намечают­ся основные сюжетные линии, создается обстановка для игры. Важно, чтобы созданное детьми игровое пространство сохранялось в группе в течение одного или нескольких дней. Это способствует поддержанию интереса к игре.

Основой сюжетных игр является содержание, осваиваемое в рам­ках всей образовательной области «Социализация», областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В сюжет­ных играх находят отражение наиболее эмоционально привлекатель­ные для детей события, вызывающие у них живой интерес.

Большое место отводится разнообразным играм с готовым содер­жанием и правилами: настольно-печатным, подвижным, речевым, раз­вивающим, дидактическим. Многие из них развивают мышление, па­мять, воображение, внимание, логику, способность к самоконтролю, сравнению, классификации.

Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоя­щую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь в ла­биринте), осознать игровые правила (соблюдать очередность, учиты­вать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в игры с правилами, ус­пешно включаются в процесс обучения в школе. Детям интересны игры: «Будь внимателен», «Угадай, что загадал», «Хитрый фотоаппа­рат», «Что было, что будет», «Домино» (цифровое), «Арифметические божьи коровки», «Шашки».

Задача воспитателя — увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях, а также еже­дневно воспитатель планирует проведение таких игр с отдельными деть­ми в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля, воображения.

В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с готовым содержанием. Важно, чтобы в игровой среде старших до­школьников была широко представлена группа развивающих игр:

«Уникуб», «Игровой квадрат», «Кубики для всех», «Точечки», «Составь узор», «Сложи квадрат», «Геокоит». Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их неза­менимым средством интеллектуального развития детей.

Задачи развития и воспитания детей

1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельнос­ти и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2.Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и пове­ствование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

Педагогическое сопровождение сюжетных игр ориентировано на индивидуальные склонности и предпочтения детей 6—7 лет.

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Ориентация в образовательной области

О чем узнают дети

В сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикма­херской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных пере­дач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В сюжетно-ролевой игре намеча­ется постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель поддерживает интерес детей к сюжетно-ролевой игре, любимым игровым темам, сюжетам, ролям, стремление к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Создает условия для самостоятельного отображения в сюжете разнообразных событий: жизни взрослых и детей, сказок, мультфильмов, фантастических со­бытий, комбинирования реальных и фантастических событий. Содер­жание сюжетных игр детей обогащается на основе знакомства с отно­шениями людей в социальной действительности (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и т. п.), в игре отражаются сюжеты любимых сказок и мультипликационных фильмов.

Дети включаются в подготовительный этап сюжетно-ролевой игры: придумывают сюжетные линии, комбинируют и согласовывают вари­анты развития сюжета со сверстниками, предлагают партнерам по игре игровые события, рассказывают о своих впечатлениях от посещения театра, музея, гипермаркета, о прочитанных сказках или просмотре мультфильмов.

Воспитатель вовлекает детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль, он плывет к замку волшебника»), приемом услов­ного проигрывания части сюжета — «как-будто».

Используется продуктивная деятельность по созданию необходи­мых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и т.п.). Дошкольники создают коллекции предметов для разных игр (коллекция новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»).

Создаются условия для организации игр проектного типа: прини­мая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх (например, рек­ламный проспект «Мой район»).

Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя учатся согласовывать общий игровой замысел с использованием разнообраз­ных способов (считалки, жребия, договора по желанию), устанавливать договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.

Педагог поддерживает стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персо­нажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и на­строение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависи­мости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Побуж­дает детей разворачивать сюжетно-ролевую игру на основе совместно­го со сверстниками сюжетосложения, переходить от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, дей­ствия, события) к сложению новых творческих сюжетов.

 

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА

Ориентация в образовательной области

О чем узнают дети

Режиссерские игры детей 6—7 лет отражают содержание знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов. В сюже­те режиссерских игр и игры-фантазирования творчески объединяются события из разных книг, мультфильмов, события, самостоятельно придуманные детьми.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель поддерживает у детей проявление интереса к индиви­дуальным и совместным режиссерским играм. Помогает развивать способность управлять 1—2 игрушками, согласовывать действия с дей­ствиями сверстников, изменять интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, передвигать игрушку по игровому полю, имити­руя движение персонажа, использовать звукоподражание, комменти­ровать события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оцени­вать поступки своих игровых персонажей и персонажей партнеров.

Педагог побуждает детей согласовывать развитие сюжета со сверст­никами, вести диалоги от имени игровых персонажей, импровизирует по ходу развития сюжета. Стимулирует стремление дошкольников со­здавать обстановку для режиссерской игры: подбирать необходимые игрушки и предметы-заместители, оформлять игровое поле («лес», «волшебная поляна», «дом» и т. п.), использовать готовый полифунк­циональный игровой материал, создавать новый полифункциональ­ный игровой материал при помощи продуктивной деятельности.

 

 

ИГРА-ФАНТАЗИРОВАНИЕ

Воспитатель поддерживает интерес детей к совместному со сверст­никами фантазированию, инициативу в предложении темы игры, сю­жетных линий, развертывания сюжета в воображаемом речевом плане, а также дополнения замыслов друг друга («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось...», «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть...»).

Создает условия для использования разнообразных средств приду­мывания сюжета: карты сказочной страны, детские рисунки, картинки с изображением героев. Предлагает сочинять новые сюжеты на основе знакомых литературных произведений (русские народные и авторские сказки, сюжеты мультипликационных фильмов), используя прием час­тичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), побуждает согласовывать придуман­ные события с замыслами партнеров-сверстников.

Педагог включает детей в игры-фантазирования разнообразного содержания (краеведческого, природоведческого и других), создает вместе с детьми продукты-сюжеты, зафиксированные разными спосо­бами (рисунки, пиктограммы, карты сказочной страны и т. п.).

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Игры на составление целого из частей, от 10—12 частей и более: «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет».

Игры на освоение отношений «целое—часть»: «Прозрачный квад­рат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Маленький ди­зайнер».

Игры на группировку предметов и объектов на основе существен­ных признаков (живое—неживое, реальное—фантастическое, домаш­ние—дикие животные), на разбиение совокупности объектов по груп­пам одновременно по 2—3 присущим им свойствам (цвет, форма, раз­мер): «Сложи в корзину», «Заполни ячейки», «Что не подходит».

Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Общее и отличное», «Найди одинаковых гномиков», «Помоги найти нужный дом», «Одинаковые фото».

Игры на установление последовательности по степени возрастания или убывания признака: «Установи порядок», «Разложи по яркости цвета», «От сладкого к кислому», «От твердого к мягкому».

Игры на поиск недостающей в ряду фигуры: «Найди, что про­пущено», «Потеряшки», «Догадайся, кто спрятался», «Для кого это письмо».

Игры на узнавание предметов по описанию или по вопросам: «Угадай, что задумали», «Задай вопрос и узнай», «Что предмет рассказывает о себе», «Догадайся и найди такой же».

Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, услов­ным знакам, сигналам: «Найти путь в пещеру Алладина», «Найти клад по схеме»,; «Лабиринт».

Игры на плоскостное моделирование — головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудесный круг», «Три кольца».

Игры на объемное моделирование: «Кубики-затейники», «Транс- формер», «Собирайка», «Тетрис» (объемный).

Игры на осуществление контрольно-проверочных действий: «Сколько ошибок сделал художник?», «Исправь ошибки», «Контро­лер», «Путаница», «Кто быстрей найдет все ошибки».

Народные игры.

Речевые игры: «Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба».

Игры с запрещающими действиями и правилами: «Фанты», «Чер­ное и белое», «Да и нет не говорите».

Различные виды лото, шашки, шахматы, крестики-нолики.

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Игровые умения. Дети учатся сознательно принимать игровую за­дачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правиль­ного результата. Проявлять настойчивость в поиске решения и дости­жении результата. Рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия. Уметь пояснять и комментировать свои действия в про­цессе игры.

Осваивают умение объяснять воспитателю или сверстникам содер­жание и правила игры, отвечать на вопросы об игре. Действовать в совместной игре согласованно, соблюдать очередность действий, про­являть выдержку. Контролировать свои действия и действия других играющих на основе правил, исправлять ошибки. Учатся проявлять великодушие и не смеяться над проигравшим сверстником. Хорошо знают несколько игр (речевых, подвижных, развивающих, познава­тельных и др.), умеют их организовать.

Дошкольники придумывают новые правила в знакомых играх, раз­нообразят их содержание за счет включения новых игровых действий. Совместно с воспитателем, а затем самостоятельно со сверстниками, придумывают по аналогии со знакомыми новые игры: оформляют с помощью рисунков или готовых картинок игровое поле, стрелками обозначают маршрут, условными знаками — препятствия, принимают общие правила игры, условия выигрыша, придумывают название игры

(«Путешествие по стране сказок», «Опасный маршрут», «Космические приключения»).

Дети принимают участие в создании в группе игротеки, стараются поддерживать порядок, бережно относиться к играм и игровым мате­риалам.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены инди­видуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятель­ности.

ü Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

ü Дети проявляют свою активность в сюжетных играх по-разному.

Детям-«сочинителям» наиболее интересны игры, которые осу­ществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отли­чаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового за­мысла.

Дети-«исполнители, артисты» проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные сред­ства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь.

Для детей-«режиссеров» характерна высокая активность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий.

Детям-«практикам» интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.

ü Ребенок проявляет большой интерес к игровому экспериментиро­ванию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи.

ü В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в со­вместной игре следит за точным выполнением правил всеми участ­никами.

ü Хорошо знает несколько подвижных, развивающих, настольно-печатных и словесных игр, считалок, прибауток, называет любимые игры.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

и родителей

ü Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных, стереотипных действиях с игруш­ками. Ролевой репертуар беден.

ü В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется со­ответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляет общую игру до ее завершения.

ü Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понят­ным партнеру, раздражается, выражает недовольство, если сверст­ник задает вопросы.

ü В играх с готовым содержанием упускает отдельные правила. Воз­можности саморегуляции с позиции игровых правил снижены.

ü Не проявляет настойчивости в решении игровой задачи, если это требует интеллектуальных усилий (развивающие игры, головолом­ки) — отказывается от игры, сразу обращается за подсказкой и помощью или переводит игру в простое манипулирование с игро­вым материалом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.016 с.)