ТОП 10:

Характеристика особенностей математического развития детей старшего дошкольного возраста



 

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков [6;34], [8;47].

Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации [10;4].

Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям [25;7].

Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие личности.

Программные требования – требования, предъявляемые Программой детского сада к воспитанию и обучению детей определенной возрастной группы. Впервые Программа была разработана и издана Наркомпросом в 1932 г. Действующая Программа под редакцией М.А. Васильевой допущена Министерством образования и науки РФ.

Развитие дошкольника происходит благодаря его участию в соответствующих возрасту видах деятельности.

Все математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. Такие поня­тия, как форма и величина, время суток и направление движения, являются на­глядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные пред­ставления требуют методичного обучения [24;98].

Условием полноценного математического развития является создание развивающей среды. Для формирования элементарных ма­те­матических представлений требуются целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам и явлениям [11;22].

Применение наглядности при обучении детей искусству счета является психологически необходимым правилом для быстрого усвоения новых знаний. Картинки также должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием по-прежнему остаются действительные, вещественные предметы, ведь они, как подлежащие осязанию, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении.

В 50-60 гг. XX в. А.М. Леушина разработала научно-обоснованную дидактическую систему формирования элементарных математических представлений у дошкольников [16;83], включающую:

§ теоретическую и методическую концепцию формирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определение объема знаний и умений в области познания множеств и чисел у детей 2-7 лет;

§ занятия как ведущую форму организации работы педагога с детьми;

§ использование повседневной жизни детей в качестве источника формирования элементарных математических представлений;

§ определение места и роли игр в формировании математических представлений и развитии личности ребенка;

§ дидактический материал как одно из средств формирования математических представлений.

Современные педагоги (например, Т.И. Ерофеева) выделяют следующие условия обучения математике в дошкольном возрасте [11;41]:

§ образование должно соответствовать установленным требованиям, при этом объективные достижения появляются у ребенка, если обучение строится с учетом его возрастных особенностей и индивидуального темпа развития (личностно-ориентированный подход);

§ для более эффективного математического развития ребенка в условиях дошкольного учреждения желательно взаимодействие педагога с родителями.

§ важно, чтобы учебно-познавательное общение строилось как диалог взрослого и ребенка. Взрослый не должен делать беседу односторонней. Нравоучения и назидательный тон нередко превращают диалог в монолог и приводят к «интеллектуальному иждивенчеству» – ребенок ожидает, что взрослые все расскажут и пояснят. Необходимо постепенно приучать ребенка мыслить самостоятельно, делиться своими мыслями, слушать партнера, принимать его точку зрения или аргументировано возражать. Интерес собеседников друг к другу – основа познавательного общения;

§ необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти-шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его. Иногда логика в детских рассуждениях наивна, но она показывает, что малыш пытается связать разрозненные факты и осмыслить их, используя свой небольшой жизненный опыт. Как писал К.И. Чуковский, ребенок пытается применить результаты жизненного опыта, добытые в других областях, к пониманию новых для него явлений. Необходимо тактично относиться к высказываниям и вопросам ребенка, не иронизировать, не навязывать набор готовых знаний и суждений, так как грубое вмешательство взрослого может резко затормозить мыслительную активность ребенка;

§ ребенок должен усваивать математические закономерности, позволяющие применять полученные знания в различных ситуациях, а не просто запоминать информацию. Знакомство с цифрами, умение считать, складывать и вычитать на деле нередко выливается для ребенка в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10, но в школе при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения выручают недолго. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность математических представлений приводит к появлению «проблем с математикой». Способность ориентироваться в «нулях» на денежных купюрах и отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона, не является показателем математического развития. Отличить механическое запоминание от действительного понимания можно по тому, способен ли ребенок применить полученные знания в аналогичных ситуациях. Истинное же развитие происходит, если дошкольник использует накопленные знания в новых, нестандартных, незнакомых ему ситуациях;

§ знания не являются самоцелью обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем (Д.Б. Эльконин). При решении математических задач не столь важно помочь ребенку найти ответ, как обнаружить разнообразные пути решения. Необходимо научить дошкольника рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей;

§ при обучении математике необходимо использовать разнообразные формы познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, обеспечивать партнерские взаимоотношения, стимулировать самостоятельность, при этом важна активность самого дошкольника – собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или слушанием педагога.

На уровень внимания ребенка к изучаемой теме заметно влияет качество передаваемой информации: доступность изложения, структурированность и ло­гичность, насыщенность иллюстрациями и пояснительными примерами, связь с ранее изученным материалом, соответствие уровню развития дошкольников, учет их психофизиологических особенностей.

К возрастным психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет) относятся следующие [7;93], [9;11]:

ü физиологические особенности – костная система ребенка находится в стадии формирования, в ней много хрящевой ткани, процесс окостенения кисти и пальцев не закончен, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны;

ü психические особенности – дошкольники отличаются импульсивностью, они склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений (импульсов), не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при слабости волевой регуляции поведения. Общая недостаточность воли является возрастной особенностью дошкольника: ребенок ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы;

ü особенности внимания – возрастной особенностью внимания дошколь­ников является слабость произвольного внимания. Возможности волевого ре­гу­лирования внимания в этом возрасте ограничены. Произвольное внимание ребенка требует так называемой близкой мотивации – если у взрослых произвольное внима­ние поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то дошкольник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии перспективы получить поощрение, заслужить похвалу, лучше всех справиться с заданием. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны;

ü особенности памяти – в этом возрасте дети лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица и предметы, чем определения, описания и объяснения. Следует учитывать, что дошкольники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала;

ü особенности мышления – в этот период под влиянием обучения развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, мышление начинает отражать свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения;

ü особенности восприятия – дошкольники очень эмоциональны: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Ярко выраженная эмоциональность восприятия – это характерная особенность детей. Другая особенность восприятия дошкольников – его тесная связь с действием. На этом уровне психического развития воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, изменять его, взять его, потрогать его. Формирование интереса к приобретению знаний связано с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений. Это чувство подкрепляется одобрением, похвалой взрослого, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Дети испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда их хвалят.

Подводя итог вышеперечисленному, можно сделать следующие выводы. Для ребенка дошкольного возраста в нормальных условиях ведущей деятельностью является игра. Наблюдая окружающий его вещественный мир, ребенок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих знаний – он учится. Таким образом, основной путь развития дошкольника – накопление своего собственного опыта (эмпирическое обобщение), поэтому для ребенка содержание обучения должно быть чувственно воспринимаемо. Чтобы добиться наиболее эффективного усвоения знаний, необходимо использовать «занимательный материал в занимательной форме». Поэтому Программа воспитания в детском саду рекомендует организовывать досуговую деятельность, цель которой – вызвать радостные эмоции у детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме преподать необходимые сведения, в том числе, по математике.

Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений в дошкольном периоде – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и залог разностороннего развития личности. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям. Такие поня­тия, как форма, величина, время суток и направление движения, являются на­глядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные пред­ставления требуют методичного обучения. Современная теоретическая и методическая концепция формирования математических представлений в дошкольном возрасте учитывает возрастные особенности детей (личностно-ориентированный подход) и обеспечивает организацию полноценного математического развития.

 

Содержание, формы, методы и средства работы по формированию элементарных математических представлений у детей

 

Требования к содержанию математического обучения детей старшего до­школьного возраста отражаются в разделе «Развитие элементарных математиче­ских представлений» Программы воспитания и обучения в детском саду [25;106]:

§ количество и счет – обучение счету ведется на наглядной основе. Ребенок учится составлять множества (группы предметов) из раз­ных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала); устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частя­ми; понимать, что множество больше каждой своей части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному и определять большую (меньшую) часть множества или их ра­венство. Учится количественному и порядковому счету до 10; последовательно знакомится с образованием каждо­го числа в пределах 5-10; различает вопросы «Сколь­ко?», «Какой по счету?» и правильно отвечает на них. Учится отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10); сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравне­ния конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенст­во из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или уби­рая из большего количества один предмет. Упражняется в счете звуков, в счете на ощупь, в счете и воспроизведении за­данного количества движений по образцу и названному числу (в пределах 10). Продолжается работа по формированию представлений о равенстве. Ребенок учится определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать чис­ловые значения на основе счета и сравнения групп. Уточняется понимание независимости числа от величины предметов и их формы, расстояния между предметами, их расположения и направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Ребенок знакомится с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: «Пять – это один, еще один, еще один, еще один и еще один». Формируется понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, че­тыре).

§ величина – ребенок учится устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины, высоты, ширины или толщины: систематизиро­вать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи отношения между предметами по величине: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая немного уже, красная еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент – она самая узкая». Учится сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего, равного одному из сравниваемых предметов (условной меры). Развивает глазомер, умеет находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

§ форма – дети знакомятся с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Определяют, что квадрат и прямоугольник являются разновид­ностями четырехугольника. Развивается умение анализировать форму знакомых предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книга, картина, крышка стола – прямоугольные; поднос и блюдо – овальные; та­релка, часы, крышка кастрюли – круглые.

§ ориентировка в пространстве – закрепление и расширение пространст­венных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Ребенок учится ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине); обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так­же в соответствии со стрелками-указателями маршрута (вперед, назад, налево, направо); определять свое местонахождение среди окружа­ющих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, поза­ди Кати, перед Наташей, около Юры».

§ ориентировка во времени – ребенок получает представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки, учить устанавливать последователь­ность раз­личных событий на конкретных примерах: что было раньше, что позже; учить определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

К концу года дети старшего дошкольного возраста должны уметь:

ü выделять составные части группы предметов; определять различие и сходство, сравнивать части на основе составления пар и счета; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого);

ü считать (отсчитывать) в пределах 10;

ü правильно пользоваться количественными и порядковыми числи­тель­ными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»;

ü сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на нагляд­ность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаляя и добавляя единицу);

ü сравнивать предметы различной величины (до 10), размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины);

ü различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;

ü обозначать словом свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;

ü называть последовательно части суток;

ü называть текущий день недели.

Определение перечня основных образовательных задач по развитию элементарных математических представлений в общеобразовательной программе направлено на упорядочивание образовательного процесса в современном вариативном дошкольном образовании и обеспечение права каждого ребенка на получение равноценного дошкольного образования. Содержание данного раздела помогает избежать грубых «перекосов» при реализации программы воспитания и обучения [26;6].

Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям.

Согласно ФГТ, большое значение при организации развития ребенка имеет принцип интеграции, так как он имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Так, В.В. Давыдов говорил, что прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения. Занятия по развитию элементарных математических представлений рекомендуется соединять с другими видами деятельности: игровой, продуктивной. Это способствует улучшению концентрации внимания дошкольников и, соответственно, лучшему усвоению программы [29;1].

Формой организации работы по развитию ребенка являются [28;62]:

§ занятия;

§ деятельность, совместная с воспитателем;

§ самостоятельная деятельность детей.

В данной работе рассматривается досуговая деятельность, относящаяся к виду деятельности, совместной с воспитателем.

Математическое развитие осуществляется посредством приобщения ребенка к специальным видам математической деятельности, которые можно разделить на две группы. К первой относятся ведущие виды математической деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметиче­ских действий. Ко второй группе относятся доматематические виды деятельности: сравнение предметов путем наложения или приложения (А.М. Леушина), уравнение и ком­плектование (В.В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н.И. Непомнящая).

К методам формирования элементарных математических представлений относятся: игровой, практический, наглядный, словесный. Обычно они приме­ня­ются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом. Ведущим является практический метод, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников: большое значение в обучении детей старшего дошкольного возраста имеет активное включение в работу разных анализаторов. Сущность его заключается в организа­ции практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами (изображениями, моделями), на базе которых возникают элементарные математические представления. Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Постепенно дошкольники овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются [18;114], [21;1].

При формировании элементарных математических представлений используются следующие приемы (А.А. Столяр):

§ демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением;

§ инструкция по выполнению самостоятельных заданий;

§ пояснения, разъяснения, указания в процессе деятельности;

§ вопросы к детям;

§ словесные отчеты детей;

§ контроль и оценка;

§ сравнение, анализ, синтез;

§ моделирование.

Все эти приемы применяются в тесной взаимосвязи друг с другом.

Процесс формирования элементарных математических представлений осу­ществляется в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространст­вен­ными и временными отношениями с помощью разнообразных средств [4;51]:

§ методические пособия для воспитателя детского сада (конспекты);

§ сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений (специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, шашки, шахматы, палочки Х. Кюзенера, кубики с цифрами и знаками, счетный материал);

§ учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи;

§ демонстрационный материал (магнитная доска с комплектом геометрических фигур, модели, карточки и таблицы, оборудование для проведения дидактических игр, приборы, логические блоки);

§ раздаточный материал (карточки, наборы геометрических фигур, счетные палочки);

§ занимательный материал (стихи, считали, задачи в стихотворной форме, игрушки-головоломки из геометрических тел, геометрические конструкторы).

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников.

Таким образом, подводя итог вышеперечисленному, работа по развитию элементарных математических представлений ведется по следующим направлениям: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Требования к содержанию математического обучения детей отражаются в программе воспитания и обучения в детском саду. Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям. Формой организации досуговой деятельности является деятельность, совместная с воспитателем. Ведущим методом обучения является практический, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников.

1.3. Досуговая деятельность с математическим содержанием как средство формирования математических представлений

 

Педагоги отмечают, что ребенок быстро теряет интерес к приобретению знаний, если этот процесс лишен самостоятельной творческой работы. Досуговая деятельность с математическим содержанием – превосходный инструмент для формирования математических представлений, который позволяет избежать отно­шения к математике как к сухой, неинтересной и далекой от жизни детей науке. Согласно ФГТ, важной задачей при этом является создание условий для эмоционального отдыха детей [29;1], снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни. Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так. Поэтому на развлечениях должны преобладать не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого [12;87].

Преимущество досуговой деятельности в том, что она предоставляет ребенку возможность активной деятельности, необходимой в его возрасте, вызывают стабильный интерес, обеспечивают концентрацию внимания, что приводит к лучшему усвоению материала. Использование досуговой деятельности придает процессу обучения творческий характер, обуславливает его многомерность и повышает качество. К тому же досуговая деятельность удовлетворяет потребность детей в общении (в том числе оказывает влияние на развитие речи), учит взаимодействию для достижения цели, вследствие чего происходит социализация ребенка, позволяет ему почувствовать себя успешным.

В результате досуговой деятельности дошкольники не только совершенствуют счётную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и – в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения [13;45].

При планировании досуговой деятельности воспитатель относительно свободен в выборе содержания, что позволяет ему гибко реагировать на сложившуюся ситуацию, учитывать интересы детей, устранять обнаруженные пробелы в знаниях, развивать их инициативность и самостоятельность [23;119].

Формами организации досуговой деятельности по формированию элементарных математических представлений являются:

§ вечера развлечений;

§ математические праздники.

Календарный план проведения занятий с детьми старшей группы пре­дусматривает проведение вечеров развлечений с математическим содержанием один раз в неделю, преимущественно в середине недели. Считается целе­со­образным проводить развлечения именно во второй половине дня и желательно выбрать определенный день недели, чтобы вокруг этого дня с самого утра царила атмосфера таинственности и ощущение предстоящего сюрприза.

Особое место отводится математическим праздникам как одному из эффективных путей опосредованного обучения. Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлека­тельного содержания. Главное в их организации – совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Важно, чтобы взрослые (педагоги и родители) не проявляли излишнего дидактизма, умели найти непринуждённый тон в общении с детьми, не боялись неожиданно возникающих непредвиденных ситуаций [15;68].

Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволит им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответов раскрывают перед детьми возможность интеллектуально-познавательного общения и показывают его привлекательность. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки [5;43].

Проведение досуговой деятельности предполагает четыре этапа:

§ 1-й этап – диагностико-информационный – сбор данных с целью выявления интересов, желаний и потребностей детей, пробелов в их обучении, определение желаемых результатов проведения досуговой деятельности;

§ 2-й этап – организационный – разработка сценария досуговой деятельности, создание условий и выбор средств для проведения работы;

§ 3-й этап – образовательно-воспитательный – проведение досуговой деятельности;

§ 4-й этап – итогово-результативный – оценка результатов работы и их соответствия запланированным, отчет о проделанной работе, выработка рекомендаций и определение дальнейших направлений досуговой деятельности.

Первый и второй этапы могут быть объединены в один этап подготовки к проведению досуговой деятельности, где выбираются критерии для определения существующего уровня математических знаний у детей старшего дошкольного возраста, осуществляется диагностика в соответствии с выбранными критериями, разрабатывается сценарий досуговой деятельности для повышения уровня матема­тического развития, закрепления полученных знаний.

В сценарии последовательно излагается все, что должно происходить, раскрывается тема, приводятся переходы от одной части действия к другой, предусматриваются методы повышения активности участников, а также учитывается оформление помещения, где происходит действие.

Работу над сценарием обычно следует начинать с определения его темы и идеи. Тема обычно задается с самого начала, а к идее педагог должен подвести участников и зрителей всем ходом этого представления.

Сюжетная линия сценария должна последовательно раскрывать ход действия. Избрав сюжет, нужно так организовать художественный материал сценария, чтобы он развивался от события к событию. Этому будет способствовать продумывание композиции (организация действия) и соответствующее расположение материала.

В сценарии нужен ввод в действие, короткий рассказ о событиях, явлениях, лежащих в его основе. Затем выстраивается действие, развитие которого подчиняется следующим законам:

§ каждый предыдущий эпизод сценария должен быть связан по смыслу с последующим;

§ заданное действие развивается по нарастающей линии, нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым, это ведет к снижению внимания;

§ каждый эпизод обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен прежде, чем начнется другой. Такой эпизод должен как бы повторять в миниатюре по своему построению весь сценарий;

§ действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария;

§ заключительная часть – это проявление активности всех участников.

Одна из особенностей сценария состоит в том, что при его написании необходимо одновременно думать и о реальных средствах воплощения замысла: об использовании литературных произведений, музыки и песен, инсценировок.

Эти рекомендации помогают составить яркие сценарии досуговой деятельности в детском саду, при этом следует всегда учитывать местные условия и возможности детей, так как организация досуговой деятельности предполагает индивидуальную работу с ребенком, психолого-педагогическую поддержку дошкольника с учетом его возрастных, индивидуальных и психологических особенностей.

Для достижения наибольшего эффекта от проведения досуговой деятельности необходимо комплексное использование всех методов формирования элемен­тарных математических представлений: словесного, наглядного, практического и игрового в разнообразных комбинациях друг с другом.

Роль игры в организации досуговой деятельности отмечают многие педагоги-исследователи, называя ее одним из главных средств воспитания. Игра является активной формой деятельности ребенка, способствует его творческому развитию; коллективная игра, к тому же, включает его в общение с другими детьми, приучает к соблюдению правил, является важным условием социальной адаптации. При проведении досуговой деятельности применяются разнообразные виды игр: подвижные, хороводные, конструктивные, дидактические, игры-соревнования, игры-драматизации и другие [14;31].

Прослеживается стабильный интерес детей к участию в различного рода конкурсах и соревнованиях, поэтому в плане проведения досуговой деятельности целесообразно использовать подобную форму. При участии в командных состязаниях дети учатся взаимодействию, объединению совместных усилий для достижения общей цели.

Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Воспитатель самостоятельно определяет объём и степень включения в досуговую деятельность стихов, считалок, загадок. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой может произойти на занятии по математике или в свободное от занятий время. Считалки и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразной; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности. Загадки используются в зависимости от целей познавательного общения. Взрослый подводит детей к размышлению над загадкой, руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает их на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа [1;44].

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми как одна из форм организации досуга – это уникальная возможность в рамках образователь­ного процесса повлиять на микросоциальный фактор развития ребенка, которая позволяет, помимо своей основной цели, повысить психоэмоциональную устойчивость детей.

Рядом исследователей отмечено, что проведение досуговой деятельности способствует [17;77]:

§ развитию познавательной активности детей;

§ формированию самостоятельности у дошкольников;

§ творческому саморазвитию личности ребенка.

Социологические исследования доказывают, что досуговая деятельность не только развивает способности, интересы и культурные потребности детей, но и формирует активную жизненную позицию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.29 (0.023 с.)