ТОП 10:

Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений после проведения досуговой деятельности



 

После проведения формирующего этапа была повторно выполнена диагностика обследуемой группы детей на предмет сформированности математических представлений (диагностические задания приведены в подразделе 2.1). Результаты диагностики приведены в таблице 9.

Таблица 9 – Баллы, набранные дошкольниками при выполнении заданий после проведения формирующего этапа

Имя ребенка Номер диагностического задания, набранное количество баллов Средний балл по итогам выполнения заданий Уровень математического развития
Андрей О. Высокий
Егор Е. 3,8 Средний
Ксюша Я. Высокий
Соня С. Низкий

Высокий
На рисунке 1 приведена сравнительная диаграмма уровня сформированности элементарных математических представлений у обследуемой группы детей до и после проведения формирующего этапа.

Крайне низкий
Низкий
Средний

Рисунок 1 – Сравнительная диаграмма уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста до и после проведения досуговой деятельности

 

Итоги выполнения диагностических заданий детьми старшей группы

После проведения формирующего этапа все дети обследуемой группы повысили свой средний оценочный балл при выполнении диагностических заданий. По результатам повторной диагностики три ребенка продемонстрировали высокий уровень сформированности математических представлений; 1 ребенок – средний. Полученные результаты показывают эффективность использования досуговой деятельности при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Выводы по второй главе

 

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию элементарных математических представлений подобрана и выполнена диагностика соответствия уровня математического развития детей старшей группы Программным требованиям в части количественных представлений. Запланированы и проведены мероприятия досуговой деятельности с учетом следующих принципов: принцип гуманистического подхода, принцип сознательности и активности, принцип связи с жизнью, принцип последовательности, принцип доступности.

После проведения формирующего этапа все дети обследуемой группы повысили свой средний оценочный балл при выполнении диагностических заданий: три ребенка продемонстрировали высокий уровень сформированности математических представлений; 1 ребенок – средний. Полученные результаты показывают эффективность использования досуговой деятельности для формирования математических представлений у дошкольников.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема формирования математических представлений у дошкольников в досуговой деятельности исследовалась многими учеными и педагогами. Анализ научной литературы позволил выявить наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми, выбрать критерии диагностики уровня сформированности элементарных математических представлений, спланировать мероприятия досуговой деятельности для повышения уровня математического развития дошкольников.

Принципы планирования и проведения досуговой деятельности, рассмотренные в данной работе, позволяют выявить «пробелы» в знаниях дошкольников и направить досуговую деятельность на их устранение, что позволяет воспитателю гибко реагировать на фактически существующий уровень сформированности элементарных математических представлений у детей.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в два взаимосвязанных этапа: констатирующий и формирующий.

На констатирующем этапе была проведена следующая работа:

§ на основе Программы воспитания и обучения отобраны критерии оценки уровня сформированности математических представлений у обследуемой группы дошкольников;

§ подобраны методики для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников;

§ проведена диагностика уровня математического развития у детей старшей группы, участвующих в опытно-экспериментальной работе.

Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности математических представлений у детей, участвующих в эксперименте, колеблется от низкого до высокого.

Работа по формированию математических представлений у дошкольников проводилась на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в два последовательных, взаимосвязанных подэтапа:

§ подготовительный, назначением которого являлось повторение материала, полученного на занятиях и необходимого для дальнейшей работы;

§ основной, на котором была проведена серия мероприятий, направленных на закрепление и углубление полученных знаний.

После проведения формирующего этапа все дети обследуемой группы повысили свой средний оценочный балл при выполнении диагностических заданий, большинство дошкольников продемонстрировало высокий уровень сформированности математических представлений. Полученные результаты подтверждают эффективность использования досуговой деятельности для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

В ходе проведения работы было также отмечено, что по мере реализации намеченных целей формирующего этапа дети стали активнее проявлять себя: если в начале они стеснялись и немного побаивались, то к концу этапа дошкольники уверено отвечали на вопросы, активно работали, самостоятельно играли в математические игры.

Данная работа не решает все проблемы формирования математических представлений у дошкольников, так как требует дальнейшего изучения проблема комплексного подхода к решению означенной задачи.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белошистая, А. Диагностика математического развития [Текст] // Дошкольное воспитание № 5. 2010 – с. 23.

2. Белошистая, А. Задания, развивающие образное мышление [Текст] // Дошкольное воспитание № 4. 2010 г. – с. 44.

3. Белошистая, А. О диагностике математического развития [Текст] // Дошкольное воспитание № 3. 2010 г. – с. 11.

4. Березина, Р. Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов / Р.Л. Березина под редакцией А.А. Столяра – М.: Просвещение, 1988 – 303 с.

5. Волина, В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): книга для учителей и родителей [Текст] / В. Волина – М.: Знание, 1994. – 336 с.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.

7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2007. – 336 с.

8. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М., 1986. – 415 с.

9. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям [Текст] / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Чистые пруды, 2007. – 30 с.

10. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику [Текст] / Т. И. Ерофеева – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.

11. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада [Текст] / Т.И Ерофеева,– М.: Просвещение, 1992. – 191 с.

12. 3вонкин, А. Малыш и математика, непохожая на математику [Текст] / А. Звонкин – М.: МЦНМО, МИОО, 2006 – 240 с.

13. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки [Текст] / Е.И. Игнатьев под редакцией М.К. Потапова – М.: Наука, 1982. – 208 с.

 

14. Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / Н.И. Касабуцкий под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991 – 80 с.

15. Курочкина, Н. Этикет проведения праздника в детском саду [Текст] // Дошкольное воспитание № 7. 2010 – с. 68.

16. Лаптева, Г. Развлечения для дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание № 1. 2010 г. – с. 77.

17. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для педагогических институтов / А. М. Леушина – М.: Просвещение, 1974. – 366 c.

18. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина – : М.: Просвещение, 1984. – 225 с.

19. Монтессори, М. Дом ребёнка [Текст] / М.Монтессори – М .: Задруга, 1920. – 236 с.

20. Морозова, М. Счёт в жизни маленьких детей [Текст] / М. Морозова, Е. Тихеева – М.: Госиздат, 1927. – 207 с.

21. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения [Электронный ресурс] / Г.М. Муртазин. – http://www.periodika.websib.ru/murtazin

22. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов / В.С. Мухина, под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

23. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е. А. Носова – СПб: «Акцидент», 1996. – 79 с.

24. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] / И.Г. Песталоцци – М.: Педагогика, 1981. – 306 с.

25. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

26. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция [Текст] // Дошкольное воспитание № 8. 2010. – с. 6.

27. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А. Смоленцева – М.: Просвещение, 1987. – 97 c.

28. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова под ред. А.В. Запорожца, испр. – М.: Просвещение, 1981. – 174 с.

29. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждены 23 ноября 2009 г. приказом № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] – http://www.edu.ru.

30. Фидлер, М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / М. Фидлер – М.: Просвещение 1981. – 160 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.007 с.)