Выбор методологии моделирования бизнес-процессов при проведении реинжиниринга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор методологии моделирования бизнес-процессов при проведении реинжиниринга



 

Непрерывные и существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и промышленные организации, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику, переосмыслив принципы организации бизнеса. Каждая промышленная организация представляет собой сложный организм, изменяющийся во времени (в терминах теории управления – сложную динамическую систему). Конструирование бизнеса, внедрение определенных технологий работы были и остаются уникальными и творческими процессами. Однако в настоящее время высшие менеджеры, внутренние и внешние консультанты, занимаясь вопросами организации, функционирования и контроля деятельности промышленной организации, уделяют все большее внимание новым управленческим и информационным технологиям.

Для рационального управления промышленной организацией необходимо уметь выбирать наиболее подходящее из возможных доступных решений, а для этого необходимо понимать сущность работы организации, иметь представление о ее стратегиях, бизнес-процессах, продуктах, ресурсах, а также характере отношений между всеми этими факторами. Задача эта достаточно сложная, поэтому было бы целесообразно использовать наглядные модели организации.

В первую очередь – это модель бизнеса, которая показывает, что является для промышленной организации окружающей средой и каким образом осуществляется их взаимодействие. Модель бизнеса показывает работникам всех уровней, что должно быть сделано для выпуска продукции, в какие сроки и каким именно образом. Она представляет архитектуру промышленной организации и различные потоки событий. В то же время для каждой категории сотрудников промышленной организации необходима информация, касающаяся их вида деятельности, поэтому более правильно будет разработать комплекс бизнес-моделей, но все они должны быть интегрированы и согласованы между собой. Бизнес-модели позволяют сократить риски, избежать ошибок и повысить вероятность успеха при управлении организацией. Можно предложить следующие варианты бизнес-моделей:

· модель для клиентов и партнеров;

· модель для исполнительного управленческого персонала;

· модель для владельца процесса;

· модель для владельца ресурса;

· модель для команды по реинжинирингу;

· модель для команды, осуществляющей внедрение информационной системы.

Бизнес-моделирование является современным методом повышения эффективности бизнеса, так как позволяет предварительно оценить последствия тех или иных управленческих решений до реальных изменений в развитии промышленной организации.

Термин «моделирование» все чаще применяется в научной литературе вместе с такими понятиями, как «инжиниринг» и «реинжиниринг», «проектирование» и «перепроектирование», «совершенствование» и т.п. Это связано с тем, что термин «моделирование», с одной стороны, уже прочно вошел в профессиональный лексикон специалистов различных отраслей знания. С другой стороны, метод описания бизнес-структуры организации на основе процессно-ориентированного подхода остается одним и тем же независимо от поставленных целей, будь то коренная перестройка бизнеса; его усовершенствование или создание новой бизнес-системы.

В связи с этим, каким бы значимым ни был, допустим, термин «реинжиниринг», в общем случае к описанию бизнес-процессов будем применять термин «моделирование».

Моделирование – один из наиболее распространенных методов научного исследования. Наиболее естественная и важная область применения моделирования – проектирование систем, что позволяет вести исследования в достаточно широком контексте. При этом должны учитываться:

· общесистемные цели;

· внешняя и внутренняя среда системы;

· ресурсы системы;

· компоненты системы (активные элементы, цели и показатели эффективности);

· управление системой.

Бизнес-моделирование – это деятельность по выявлению и описанию существующих бизнес-процессов, а также проектированию новых бизнес-процессов.

Целью бизнес-моделирования является создание достоверного, наглядного и простого для понимания описания деятельности промышленной организации. Это может быть рисунок или схема, выполненные по тем или иным правилам. Описание модели бизнеса позволяет охватить организацию в целом, сконцентрироваться на основных элементах, выявить «узкие места» и взаимозависимости, противоречия и альтернативы, которые при обычном анализе деятельности организации не обнаруживаются. Теоретическая, исследовательская работа с моделью промышленной организации способна значительно повысить эффективность ее деятельности и конкурентоспособность.

Достаточно широкое распространение практика бизнес-моделирования получила в виде описания бизнес-процессов. В научной литературе термины модель «как есть» («as-is») и модель «как должно быть» («to-be») стали привычными. Активно развивающая в настоящее время методология бизнес-моделирования остается пока в большей степени прерогативой специалистов в области информационных технологий. Однако помимо моделей, описывающих информационные потоки или бизнес-процессы, в рамках общего подхода к бизнес-моделированию существуют и применяются модели различного уровня и назначения:

· модели стратегического анализа (всевозможные матрицы: SWOT, PEST, BCG, McKinsey и др.);

· модели стратегий (7S, модель конкурентных стратегий Портера, модель Shell, модель Хофера-Шендела и др.);

· модели (в том числе стандарты) различных систем и подходов управления качеством, финансами, персоналом, клиентами, целями, сроками, товарными потоками и пр. (CRM, SCM, BSC, TQM, ISO, PMI, SCM, BPM, KPI, MBO, HRM, и т.д.);

· референтные модели (типовые отраслевые решения, которые могут служить для других организаций примером для подражания);

· сущностные бизнес-модели (модель ценностной цепочки, модель Захмана).

В качестве основного каркаса, объединяющего и систематизирующего все знания по бизнес-модели, можно использовать референтную модель. Референтная модель – это модель эффективного бизнес-процесса, созданная для организации конкретной отрасли, внедренная на практике и предназначенная для использования при разработке или реорганизации бизнес-процессов в других организациях. По сути, референтные модели представляют собой эталонные схемы организации бизнеса, разработанные для конкретных бизнес-процессов на основе реального опыта внедрения в различных организациях по всему миру. Они включают в себя проверенные на практике процедуры и методы организации управления. Референтные модели позволяют организациям начать разработку собственных моделей на базе различных сценариев выбора уже готового набора функций и процессов при одинаковых начальных условиях.

Референтная модель бизнес-процесса представляет собой совокупность логически взаимосвязанных функций. Для каждой функции указывается исполнитель, входные и выходные документы или информационные объекты. Элементы (функции и документы) референтной модели бизнес-процесса содержат ссылки на соответствующие объекты, а также документы и другую информацию (пользовательские инструкции, ответственных разработчиков), расположенную в репозитории проекта. Отсюда и название – референтная модель (в переводе с английского ссылочная модель).

Главное назначение бизнес-модели – дать целостную картину жизнедеятельности промышленной организации, согласовать разные точки зрения на постоянно развивающийся и изменяющийся бизнес. Ценность бизнес-модели определяется тем, в какой степени она помогает отвечать на актуальные вопросы, стоящие перед промышленной организацией, насколько затрагивает каждого ее сотрудника.

Современный подход к описанию бизнес-процессов подразумевает идею постоянного развития и модификации, оценки, прогноза и своевременного внесения изменений в бизнес-модели. Описание должно адекватно отражать текущее состояние дел, чтобы быть надежной, управляемой основой для получения целостного представления о перспективах развития бизнеса и его автоматизации.

Важными характеристиками бизнес-процессов являются:

· структурируемость;

· возможность создания сети;

· способность к композиции и декомпозиции.

Атомарные (элементарные)[113] бизнес-процессы часто называют бизнес-процедурами по аналогии с технологическими процессами и процедурами. Для обозначения всей структуры бизнес-процессов в организации существует понятие «бизнес-система», определяемое как связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является выпуск продукции. Следует отметить, что под продукцией в данном контексте понимается любой выход (результат): товары, услуги, а иногда и документы, которые рассматриваются как носители полезного свойства (ГОСТы, сертификаты и т.п.) или информации, хотя в классификации продукции они пока отсутствуют.

Еще одно понятие в концепции бизнеса-моделирования – это «бизнес-правила». Бизнес-правила – это ключевые элементы теории бизнеса, на базе которой и проектируется (моделируется) вся структура бизнес-процессов организации. В частности, они касаются установления одного или нескольких субъектов в качестве «владельца» процесса или задания типа связей между процессами разного уровня. Изменение изначально установленных бизнес-правил может привести к перепроектированию всей системы. Простой перечень бизнес-процессов не способствует пониманию структуры конкретного бизнеса. Даже смоделированная по типовой методике и с едиными бизнес-правилами, каждая бизнес-система остается уникальной, поскольку набор бизнес-процессов, расположение затратных и прибыльных центров, интерфейсы процессов, точки контроля и многое другое будут различны в разных моделях.

Идея моделирования бизнес-процессов возникает в тот момент, когда у высшего менеджмента и работников организации появляется необходимость четкого видения всей деятельности промышленной организации и, главное, ее конечного результата.

Имея модель промышленной организации, модель всех его бизнес-процессов, сориентированных на конкретную цель, можно заниматься его совершенствованием. Модель позволяет провести всесторонний анализ, взглянуть со всех точек зрения, увидеть то, что, возможно, не видят все работники организации, в том числе и руководство.

В отличие от модели экспериментировать с организацией непозволительно, так как ее ресурсы ограничены. Модель дает возможность избежать лишних рисков. Моделирование бизнес-процессов с максимальной приближенностью к действительности позволяет выбрать и проверить пути улучшения без необходимости проведения реальных экспериментов с организацией. Моделирование бизнес-процессов организации открывает и другие возможности, имеющие не меньшее значение.

Для организации первоочередные требования предъявляются к его функционированию, управлению, эффективности, конечному результату деятельности и степени удовлетворенности клиентов. Такой анализ бизнес-процессов организации называется аудитом бизнес-процессов. Общая цель аудита бизнес-процессов состоит в получении оперативной информации по текущей деятельности всех бизнес-процессов организации. Аудит бизнес-процесса проводится после создания и описания модели организации. Каждая операция в организации предполагает материальные затраты и затраты на оплату труда работников. Средства моделирования открывают дополнительную возможность – проведение стоимостного анализа бизнес-процессов. Стоимостной анализ представляет собой соглашение об учете, используемое для сбора затрат, связанных с работами, с целью определить общую стоимость бизнес-процесса. С помощью стоимостного анализа модели процесса можно решить такие задачи, как:

· определение действительной стоимости производства продукта;

· определение действительной стоимости поддержки клиента;

· идентификация работ, которые стоят больше всего (те, которые должны быть улучшены в первую очередь);

· обеспечение менеджеров организации финансовой мерой предлагаемых изменений, то есть оценкой эффекта предлагаемых изменений в бизнес-процессах с финансовой точки зрения.

Иногда сложно определить источник внутренних противоречий, некоторую несогласованность в функциях или оптимальную последовательность работ в бизнес-процессах организации. В этом случае построенная модель позволит не только идентифицировать проблему, но и наглядно показать причины возникающих проблем. Следует также подчеркнуть, что модель бизнес-процессов организации представляет собой систему с выделенными в ней структурой, элементами, взятыми отдельно от внешней среды или вышестоящей системы. Такого рода полученная информация позволяет выполнить фундаментальный анализ, то есть идентифицировать противоречия с вышестоящей системой (для организации это может быть отрасль народного хозяйства или территориальный округ и т.п.). Этот анализ позволяет спрогнозировать перспективность деятельности организации, в том числе и вероятность его кризиса.

Главное достоинство идеи анализа бизнес-процессов организации посредством создания его модели – ее универсальность. Во-первых, моделирование бизнес-процессов – это ответ практически на все вопросы, касающиеся совершенствования деятельности организации и повышения его конкурентоспособности. Во-вторых, руководитель или руководство организации, внедрившие у себя эту методологию, будет иметь информацию, которая позволит самостоятельно совершенствовать свою организацию и прогнозировать её будущее.

Модель системы – это такое ее представление, которое состоит из определенного количества организованной информации о ней и построено с целью ее изучения. Другим словами, модель – физическая или абстрактная система, представляющая объект исследования. При исследовании сложных систем, как правило, используются абстрактные модели, представляющие собой описания сложных систем на некотором языке. Поскольку при исследовании сложных систем возникает много различных вопросов, для решения тех или иных задач может быть разработан ряд моделей:

 

M = {М1, M2,..., Mn}.

Эти модели представляют одну и ту же систему, но разрабатываются в различных целях, представляют систему с различных точек зрения, а потому имеют различную степень детализации. В совокупность моделей М должны входить такие частные модели, которые адекватно отражают отдельные стороны функционирования системы в соответствии с целью исследования и имеют такую степень детализации, которая достаточна для решения конкретной задачи с требуемой точностью.

Целями моделирования могут являться:

· осмысление действительности;

· постановка над моделью экспериментов с последующей интерпретацией их результатов применительно к моделируемой системе;

· прогнозирование будущего поведения системы;

· обучение и тренаж специалистов;

· общение с другими устройствами обработки информации.

Важнейшая особенность модели состоит в возможности неограниченного накопления специализированных знаний без потери целостного взгляда на объект исследования.

Адекватность модели объекту исследования всегда ограничена и зависит от цели моделирования, всякая модель не учитывает некоторые свойства оригинала и потому является его абстракцией. Смысл абстрагирования состоит в отвлечении от несущественных свойств предмета и одновременном выделении свойств существенных. Чем более высок уровень обобщения, тем грубее модель и шире область интерпретации результатов моделирования.

Абстрактная модель, представленная на языке математических отношений, называется математической моделью. Математическая модель W имеет форму функциональной зависимости W=WM(X, F), где W={W1, W2, W3.., Wn} – показатели эффективности системы; X={x1, x2,..., хn} и F= {f1, f2,. …fn} – соответственно параметры и функции, выполняемые системой. Математическая модель концентрирует в себе написанную на определенном языке (естественном, математическом, алгоритмическом) совокупность наших знаний, представлений и гипотез о соответствующем объекте или явлении. Поскольку эти знания никогда не бывают абсолютными, а гипотезы вынужденно или намеренно не учитывают некоторые эффекты, модель лишь приближенно описывает поведение реальной системы и является ее абстракцией. По авторитетному мнению академика А. А. Самарского, «методология математического моделирования может и должна быть ядром информационных технологий, всего процесса информатизации общества»[114].

В сравнении с натурным экспериментом математическое моделирование имеет следующие преимущества:

· экономичность (в частности сбережение ресурса реальной системы);

· возможность моделирования гипотетических (то есть нереализованных в натуре) объектов и процессов;

· возможность реализации режимов трудновоспроизводимых или опасных в натуре;

· возможность изменения масштаба времени;

· легкость многоаспектного анализа;

· отсутствие погрешностей измерения, которые в реальных условиях могут замаскировать искомый эффект;

· универсальность технического обеспечения проводимой работы (ЭВМ, системы программирования и пакеты прикладных программ общего назначения).

Наличие строго сформулированных правил позволяет:

· вскрыть ложность некоторых предубеждений;

· заменить содержательные рассуждения формальным преобразованием выражений – в частности выполнить оптимизацию;

· выявить глубинные (сущностные) свойства и отношения и, как следствие, получить большую прогностическую силу и построить разнообразные аналогии.

Практическое использование модели возможно лишь после тщательного ее исследования и настройки, в процессе которых необходимо решить задачи проверки адекватности, идентификации параметров, оценки значимости параметров структурного преобразования.

Адекватность модели устанавливается проверкой для нее основных законов предметной области и сопоставлением результатов моделирования частных вариантов с известными для этих вариантов аналитическими решениями.

Задачей идентификации является определение значений рабочих параметров модели по наблюдениям реальной системы. Выявление значимых параметров (и пренебрежение остальными) позволяет уменьшить размерность пространства параметров. Оно базируется на определении коэффициентов чувствительности выходных показателей по отношению к вариации входных параметров и представляет значительную ценность при решении задач оптимизации. Техника планирования и обработки результатов таких исследований составляет предмет теории экспериментов.

Задачи преобразования модели обычно решаются после накопления некоторого опыта работы с моделью. К ним относятся упрощение, усложнение, структурное изменение.

Математическому моделированию в любой его форме предшествует создание содержательной (концептуальной) модели, определяющей объект, цель и условия моделирования.

Математическое моделирование можно разделить на аналитическое и имитационное.

При аналитическом моделировании процессы функционирования элементов системы записываются в виде алгебраических, интегральных, дифференциальных и иных соотношений и логических условий. Результаты исследования аналитической модели могут быть:

· качественными (установлены такие свойства решения, как существование, единственность, устойчивость в большом и малом, характер зависимости выходных параметров от входных и т.д.);

· аналитическими – получены явные зависимости для искомых характеристик;

· численными (получены значения ответных величин для заданных входных данных).

Аналитическое решение предпочтительно всегда, но его обычно удается получить лишь после ряда упрощающих предположений. Возможность его получения очень критична к изменениям модели. Для нахождения решения требуются высокая квалификация и значительные творческие усилия разработчика. Использование аналитических методов связано с необходимостью построения моделей систем в строгих математических терминах. Аналитические модели носят обычно вероятностный характер и строятся на основе понятий аппарата теории массового обслуживания, вероятностей и марковских процессов, а также методов диффузной аппроксимации[115]. Могут также применяться дифференциальные и алгебраические уравнения.

При использовании этого математического аппарата часто удается быстро получить аналитические модели для решения достаточно широкого круга задач исследования систем. В то же время аналитические модели имеют ряд существенных недостатков[116]:

· значительные упрощения, свойственные большинству аналитических моделей (представление потоков заявок как простейших, предположение об экспоненциальном распределении длительностей обслуживания заявок, невозможность обслуживания заявок одновременно несколькими приборами и др.). Подобные упрощения, а зачастую искусственное приспособление аналитических моделей с целью использования хорошо разработанного математического аппарата для исследования реальных систем ставят иногда под сомнение результаты аналитического моделирования;

· громоздкость вычислений для сложных моделей;

· сложность аналитического описания вычислительных процессов. Большинство известных аналитических моделей можно рассматривать лишь как попытку подхода к описанию процессов функционирования вычислительных систем;

· недостаточная развитость аналитического аппарата в ряде случаев не позволяет в аналитических моделях выбирать для исследования наиболее важные характеристики (показатели эффективности) систем. Особенно большие затруднения при аналитическом моделировании связаны с учетом в процессах функционирования систем программных средств операционных систем и другого общего ПО.

Указанные особенности позволяют заключить, что аналитические методы имеют самостоятельное значение лишь при исследовании процессов функционирования систем в первом приближении и в частных, достаточно специфичных задачах.

В отличие от аналитического имитационное моделирование снимает большинство ограничений, связанных с возможностью отражения в моделях реального процесса функционирования исследуемой системы, динамической взаимной обусловленности текущих и последующих событий, комплексной взаимосвязи между параметрами и показателями эффективности системы и т.п. Хотя имитационные модели во многих случаях более трудоемки, менее лаконичны, чем аналитические, они могут быть сколь угодно близки к моделируемой системе и просты в использовании.

Имитационные модели представляют собой описание объектов исследования на некотором языке, которое имитирует элементарные явления, составляющие функционирование исследуемой системы с сохранением их логической структуры, последовательности протекания во времени, особенностей и состава информации о состоянии процесса. Можно отметить имеющуюся аналогию между исследованием процессов методом имитационного моделирования и экспериментальным их исследованием.

Описания компонентов реальной системы в имитационной модели носят определенный логико-математический характер и представляют собой совокупность алгоритмов, имитирующих функционирование исследуемой системы. Моделирующая программа, построенная на основе этих алгоритмов (то есть на основе математической модели), позволяет свести имитационное моделирование к проведению экспериментов на ЭВМ путем их «прогона» на некотором множестве входных данных, имитирующих первичные события, которые происходят в системе. Информация, фиксируемая в процессе исследования имитационной модели, позволяет определить требуемые показатели, характеризующие качество исследуемой системы.

Основными недостатками имитационного моделирования, несмотря на появившиеся в последнее время различные системы моделирования, остаются сложность, высокая трудоемкость и стоимость разработки моделей, а иногда и большая ресурсоемкость моделей при реализации на ЭВМ.

Однако хороший пакет моделирования системы поможет не только найти «узкие» места и помочь в модернизации, но и реально сэкономить средства. Финансовые аспекты моделирования являются решающими.

При имитационном моделировании реализующий модель алгоритм воспроизводит процесс функционирования системы во времени и пространстве, причем имитируются составляющие процесс элементарные явления с сохранением его логической и временной структуры. Результаты каждого шага моделирования могут интерпретироваться как состояние системы в определенный момент времени, а метод может быть определен как наблюдение во времени за характеристиками динамической модели системы. Это роднит имитационное моделирование с физическим экспериментом.

При имитационном моделировании применяется много математических схем: конечные и вероятностные автоматы, системы массового обслуживания (СМО), агрегативные системы и т.д. Применительно к экономическим объектам и процессам наиболее часто используются математические схемы СМО, агрегативные системы, а также эвристические подходы[117].

Существуют два глобальных подхода в моделировании – статическое и динамическое моделирование. Статическое моделирование основано на создании в соответствии с какой-либо методологией статической модели деятельности, которая в отличие от динамической не позволяет моделировать и анализировать процессы в динамике, движении. Однако динамическое моделирование – крайне затратный и сложный процесс, поэтому необходимо соизмерять требуемые ресурсы и возможный эффект[118].

Статическая модель может не обеспечивать полного решения задач перепроектирования, так как необходимо иметь возможность исследования динамических характеристик бизнес-процессов. Вследствие этого динамическое моделирование существенно нагляднее и обладает большими возможностями для естественного представления процессов организации и анализа, так как поддерживает механизмы параметризации модели, анализа типа «Что если», дает удобные возможности отслеживать состояние и изменение всей системы в целом или ее отдельных составляющих. При динамическом моделировании бизнес-процессов для каждого элемента модели задаются множественные (статические модели, как правило, ограничиваются одним или двумя) количественные параметры (временные затраты, ресурсы, стоимость, уровень риска и т.п.), а затем с помощью специальной процедуры анимации прослеживается поведение модели в динамике с учетом введенных параметров и их возможного изменения. Использование средств мультимедиа, включая визуализацию, видеоизображение, звуковое сопровождение и т.п., позволяет существенно повысить выразительность и наглядность построенной бизнес-модели, хотя традиционный графический подход в статических моделях также достаточно нагляден.

Основным назначением средств бизнес-моделирования является обеспечение взаимосогласованности на всех уровнях организации, преодоление разрыва между стратегическим и тактическим видением бизнеса.

Моделирование и оптимизация бизнес-процессов позволяет решить следующие задачи:

· повысить прозрачность, контролируемость и управляемость бизнеса, навести порядок, реализовать стратегии, поддержать рост;

· оптимизировать бизнес-процессы в соответствии с различными критериями, например снижение издержек, уменьшение времени процессов, повышение качества процессов, уменьшение рисков;

· построить эффективную организационную структуру, выполнить реструктуризацию;

· спроектировать новые бизнес-направления и бизнес-процессы;

· автоматизировать бизнес-процессы;

· обеспечить правильный подбор персонала, повысить мотивацию, уменьшить зависимость от персонала;

· за счет четкой регламентации высвободить время высшего менеджмента;

· повысить ответственность, надежность и эффективность работы персонала;

· эффективно управлять финансами (расчет себестоимости, объектов учета, управленческий учет, бюджетирование);

· повысить рыночную стоимость, инвестиционную привлекательность, имидж, создать условия выхода на новые рынки.

Модели дают возможность оценить достоинства и недостатки существующей системы и построить эффективную архитектуру новой системы организации. По нашему мнению к моделям бизнес-процессов должны предъявляться следующие требования:

· формализованность (для представления моделей используются нотации различных формальных языков моделирования);

· понятность для разработчиков и заказчиков на основе применения графических средств отображения модели;

· реализуемость, подразумевающая наличие средств физической реализации модели (программных средств);

· обеспечение оценки эффективности реализации модели на основе определенных методов и вычисляемых показателей.

Для реализации перечисленных требований обычно строится система моделей, которая отражает структурный и оценочный аспекты функционирования бизнес-процессов. Для представления структурного аспекта моделей в основном используются графические методы, которые в наглядной форме представляют информацию о компонентах системы и их взаимодействии.

Оценочные аспекты связаны с разрабатываемыми показателями эффективности системы бизнес-процессов, к которым относятся:

· время выполнения процессов;

· стоимостные затраты;

· надежность процессов;

· творческий потенциал персонала;

· косвенные показатели эффективности (например, объем производства, рентабельность, квалификация персонала и т.д.)

Для расчета показателей эффективности системы бизнес-процессов используются статические методы стоимостного анализа процессов (ABC – activity-based costing) и динамические методы имитационного моделирования, которые позволяют оптимизировать операционные характеристики соответствующих процессов.

Среди современных методов построения моделей бизнес-процессов ключевое место занимают методологии структурного (функционального) и объектно-ориентированного анализа[119].

Структурным анализом называется метод исследования системы, которое начинается с ее общего анализа и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру. В этом случае организация представляется как набор функций, преобразующих поступающий поток информации в выходной поток. Процесс преобразования информации потребляет определенные ресурсы. Здесь существует четкое отделение функций (методов обработки данных) от самих данных.

Объектно-ориентированные методы рассматривают исследуемую организацию как набор объектов – производственных единиц, взаимодействующих посредством передачи сообщений. Объект определяется как осязаемая реальность (предмет или явление), имеющая четко определяемое поведение. При использовании этих методов выполняется выделение объектов, составляющих организацию, и распределение между ними ответственностей за выполняемые действия.

В структурных методах широко используются графические нотации, что существенно упрощает восприятие моделей. Нота́ция (от лат. Notatio – записывание, обозначение) – система условных обозначений, принятая в какой-либо области знаний или деятельности.

Среди всего многообразия графических нотаций, используемых для решения перечисленных задач, методами структурного анализа наиболее часто и эффективно используются следующие:

· DFD (Data Flow Diagrams) – диаграммы потоков данных совместно со спецификациями процессов нижнего уровня (миниспецификациями);

· SADT (Structured Analysis and Design Technique) – диаграммы структурного анализа и проектирования систем;

· ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы «сущность–связь»;

· STD (State Transition Diagrams) – диаграммы переходов состояний.

Все они содержат графические и текстовые средства моделирования: первые – для удобства отображения основных компонентов модели, вторые – для обеспечения точного определения ее компонентов и связей.

Принципиальное отличие между функциональным и объектным подходом заключается в способе декомпозиции системы. Объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию, при этом статическая структура описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами. Целью методики является построение бизнес-модели организации, позволяющей перейти от модели сценариев использования к модели, определяющей отдельные объекты, участвующие в реализации бизнес-функций.

Концептуальной основой объектно-ориентированного подхода является объектная модель, которая строится с учетом следующих принципов: абстрагирования; инкапсуляции (скрытие информации), которая запрещает любой доступ к атрибутам объекта, кроме как через его операции; модульности; иерархии; типизации; параллелизма; устойчивости.

Основными понятиями объектно-ориентированного подхода являются объект и класс.

Объект – предмет или явление, имеющие четко определенное поведение и обладающие состоянием, поведением и индивидуальностью. Структура и поведение схожих объектов определяют общий для них класс. Класс – это множество объектов, связанных общностью структуры и поведения. Следующую группу важных понятий объектного подхода составляют наследование и полиморфизм. Понятие полиморфизм может быть интерпретировано как способность класса принадлежать более чем одному типу. Наследование означает построение новых классов на основе существующих с возможностью добавления или переопределения данных и методов.

Большинство существующих методов объектно-ориентированного подхода включают язык моделирования и описание процесса моделирования. Процесс – это описание шагов, которые необходимо выполнить при разработке проекта. В качестве языка моделирования объектного подхода используется унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language), который содержит стандартный набор диаграмм для моделирования.

Объектно-ориентированный подход обладает следующими преимуществами:

· объектная декомпозиция дает возможность создавать модели меньшего размера путем использования общих механизмов, обеспечивающих необходимую экономию выразительных средств. Использование объектного подхода существенно повышает уровень унификации разработки и пригодность для повторного использования, что ведет к созданию среды разработки и переходу к сборочному созданию моделей;

· объектная декомпозиция позволяет избежать создания сложных моделей, так как она предполагает эволюционный путь развития модели на базе относительно небольших подсистем;

· объектная модель естественна, поскольку ориентирована на традиционное восприятие мира человеком.

К недостаткам объектно-ориентированного подхода относятся высокие начальные затраты. Этот подход не дает немедленной отдачи. Эффект от его применения сказывается после разработки двух–трех проектов и накопления повторно используемых компонентов. Диаграммы, отражающие специфику объектного подхода, менее наглядны.

С точки зрения бизнес-моделирования каждый из представленных подходов обладает своими преимуществами. Объектный подход позволяет построить более устойчивую к изменениям систему, лучше соответствует существующим структурам организации. Функциональное моделирование хорошо показывает себя в тех случаях, когда организационная структура находится в процессе изменения, при автоматизации рутинных бизнес-процессов и на начальных этапах проектирования информационных систем. Подход от выполняемых функций интуитивно лучше понимается исполнителями при получении от них информации об их текущей работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.115 с.)