Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы описания бизнес-процессов

Поиск

Теоретические основы описания бизнес-процессов

Терминология

Бизнес-функция – это задача, которую компания решает для достижения поставленных целей и обеспечения собственного выживания в бизнесе.

· Бизнес-функция отвечает на вопрос что делать.

· Пример основных бизнес-функций Общества: закупка, доставка, продажа, обслуживание оборудования, управление финансами и др.

Бизнес-процесс – это упорядоченная во времени и в пространстве совокупность работ, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов.

Бизнес-процесс описывает то, как выполняется бизнес-функция во времени и как бизнес-функции взаимодействуют между собой в работе компании.

Бизнес-процесс отвечает на вопрос как делать.

Владелец процесса – лицо, несущее ответственность за выполнение процесса и наделенное соответствующими правами и полномочиями. Обязанностью владельца процесса является постоянное усовершенствование процесса.

Границы бизнес-процесса:

Первичный вход – это вход, который инициирует начало бизнес-процесса.

Вторичный вход – потоки объектов, обеспечивающие нормальное протекание бизнес-процесса: стандарты, правила, механизмы выполнения действий, оборудование и пр.

Цели описания бизнес-процессов

Описание бизнес-процессов производится для следующих целей:

· Документирование и оптимизация построения бизнеса.

· Разработка новых схем ведения бизнеса.

· Разработка IT системы.

· Разработка регламентирующих документов.

Способы описания бизнес-процессов

Описание бизнес-процесса может быть представлено в текстовом, табличном, графическом, и комбинированном виде. Наиболее приемлемым является комбинированный способ описания, когда графическая информация сопровождается текстовыми комментариями.

Вертикальное и горизонтальное описание бизнес-процессов

При вертикальном описании показывают только работы и их иерархический порядок в дереве бизнес-процесса. В этом случае имеются только вертикальные связи между родительскими и дочерними работами.

При горизонтальном описании бизнес-процесса также показываются, как эти работы между собой взаимосвязаны, в какой последовательности они выполняются, какие информационные и материальные потоки между ними движутся. В этом случае в модели бизнес-процесса появляются горизонтальные связи между различными работами, которые процесс составляют.

Пример вертикального и горизонтального описания бизнес-процессов

Схема окружения бизнес-процесса

После описания окружения бизнес-процесса наступает очередь описания его внутренней структуры.

При вертикальном описании показываются работы, из которых бизнес-процесс состоит. На этапе горизонтального описания описываются взаимодействия между работами, включая материальные и информационные потоки.

Следующим этапом является определение графической структуры процесса в соответствии с принятыми стандартами и ее отображение доступными программными средствами.

Окончательным этапом описания бизнес-процессов является разработка текстовых пояснений.

Методология IDEF.

Наиболее обширная методология, которая позволяет описывать не только бизнес-процессы, но и функциональные блоки (например, маркетинг или финансы), различные объекты в компании и действия над ними (например, весь комплекс процессов обработки и выполнения заказа клиента), а также состояние и динамику развития бизнес-единиц компании и компании в целом.

Стандарт IDEF0

С помощью таких стандартов можно эффективно отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах. При этом широта и глубина обследования процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель излишними данными. В настоящий момент к семейству IDEF можно отнести следующие стандарты:

− IDEF0 – методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0, изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков – в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы;

− IDEF1 – методология моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи;

− IDEF1X (IDEF1 Extended) – методология построения реляционных структур. IDEF1X относится к типу методологий “Сущность-взаимосвязь” (ER – Entity-Relationship) и, как правило, используется для моделирования реляционных баз данных, имеющих отношение к рассматриваемой системе;

− IDEF2 – методология динамического моделирования развития систем. В связи с весьма серьезными сложностями анализа динамических систем от этого стандарта практически отказались, и его развитие приостановилось на самом начальном этапе. Однако в настоящее время присутствуют алгоритмы и их компьютерные реализации, позволяющие превращать набор статических диаграмм IDEF0 в динамические модели, построенные на базе “раскрашенных сетей Петри” (CPN – Color Petri Nets);

− IDEF3 – методология документирования процессов, происходящих в системе, которая используется, например, при исследовании технологических процессов на предприятиях. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса. IDEF3 имеет прямую взаимосвязь с методологией IDEF0 – каждая функция (функциональный блок) может быть представлена в виде отдельного процесса средствами IDEF3;

− IDEF4 – методология построения объектно-ориентированных систем. Средства IDEF4 позволяют наглядно отображать структуру объектов и заложенные принципы их взаимодействия, тем самым позволяя анализировать и оптимизировать сложные объектно-ориентированные системы.

− IDEF5 – методология онтологического исследования сложных систем. С помощью методологии IDEF5 онтология системы может быть описана при помощи определенного словаря терминов и правил, на основании которых могут быть сформированы достоверные утверждения о состоянии рассматриваемой системы в некоторый момент времени. На основе этих утверждений формируются выводы о дальнейшем развитии системы и производится её оптимизация.

Стандарт WFD

При описании бизнес-процессов нижнего уровня используются процессные схемы, называемые WFD – Work Flow Diagram, что переводится как диаграмма потоков работ (рисунок 2). На этой схеме появляются дополнительные объекты, с помощью которых описывается процесс: логические операторы, события начала и окончания процесса, а также элементы, показывающие временные задержки.

Рисунок 2 - Диаграмма потоков работ

 

Отличительной особенностью WFD – диаграммы является то, что стрелки между операциями бизнес-процесса обозначают не потоки объектов (информационные и материальные), а потоки или временную последовательность выполнения работ.

 

Стандарт DFD

Для описания процессов верхнего уровня используется стандарт описания бизнес-процессов DFD – Data Flow Diagram, что переводится как диаграмма потоков данных (рисунок 3).

На диаграмме потоков данных показываются работы, которые входят в состав описываемого бизнес-процесса, а также показываются входы и выходы каждой из работ. Данные входы и выходы представляют из себя информационные, либо материальные потоки. При этом выходы одной работы могут являться входами для других.

 

Рисунок 3 - Диаграмма потоков данных

 

DFD-схема бизнес-процесса показывает потоки материальных и информационных потоков и ни в коем случае не говорит о временной последовательности работ.

Теоретические основы описания бизнес-процессов

Терминология

Бизнес-функция – это задача, которую компания решает для достижения поставленных целей и обеспечения собственного выживания в бизнесе.

· Бизнес-функция отвечает на вопрос что делать.

· Пример основных бизнес-функций Общества: закупка, доставка, продажа, обслуживание оборудования, управление финансами и др.

Бизнес-процесс – это упорядоченная во времени и в пространстве совокупность работ, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов.

Бизнес-процесс описывает то, как выполняется бизнес-функция во времени и как бизнес-функции взаимодействуют между собой в работе компании.

Бизнес-процесс отвечает на вопрос как делать.

Владелец процесса – лицо, несущее ответственность за выполнение процесса и наделенное соответствующими правами и полномочиями. Обязанностью владельца процесса является постоянное усовершенствование процесса.

Границы бизнес-процесса:

Первичный вход – это вход, который инициирует начало бизнес-процесса.

Вторичный вход – потоки объектов, обеспечивающие нормальное протекание бизнес-процесса: стандарты, правила, механизмы выполнения действий, оборудование и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.77 (0.01 с.)