Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста



 

Цель диагностики: выявить у обследуемой группы детей старшего дошкольного возраста уровень соответствия сформированности математических представлений программным требованиям.

В рамках данной работы проведена диагностика сформированности количественных представлений.

Организация диагностики предполагает решение следующих задач:

§ выбор критериев и показателей уровня сформированности математи­ческих представлений у детей старшего дошкольного возраста;

§ выбор диагностических методик для выявления уровня сформиро­ван­ности математических представлений у детей старшей группы;

§ обработка полученных результатов работ детей старшей группы и распределение их по уровням.

Критерием уровня сформированности математи­ческих представлений у детей старшего дошкольного возраста может служить сама Программа воспитания и обучения в детском саду. Показателями уровня сформированности количественных представлений являются следующие:

ü Считать (отсчитывать) в пределах 10.

ü Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

ü Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

ü уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

Оценочная шкала была взята из диагностики развития дошкольников, разработанной кандидатами педагогических наук Н.С. Ежковой и О.И. Кокоре­вой: выполнение диагностических заданий старшими дошкольниками оценивается по 4-х балльной системе (таблица 1).

Таблица 1 – Оценочная шкала уровня сформированности математических представлений у старших дошкольников по результатам выполнения заданий

Название уровня Характеристика Количество баллов
Высокий Ребенок ориентируется в обстановке, опреде­ляет цель деятельности. Намечает ход выпол­нения задания. Осуществляет задуманное с по­мощью рациональных, разнообразных способов действий, соблюдает необходимую последо­ва­тельность действий. Не отвлекается, самостоя­тельно преодолевает трудности. Деятельность завершается качественным результатом. 4 балла
Средний Ребенок определяет цель деятельности, заранее готовит средства, но может забыть один или несколько необходимых предметов. Ход выпол­нения продумывает частично. Способы действий не всегда рациональны. Редко сам устраняет допущенные недостатки и неточности, часто отвлекается. Достигает результата, но отличается неточностью, небрежностью исполнения. 3 балла
Низкий Ребенок не определяет цель деятельности, вы­полняет задания под воздействием взрослого или сверстников. Подготовку средств осуществ­ляет несознательно, забывает большинство не­обходимых предметов. Заранее не продумывает ход выполнения. Действия лишены логичности, целесообразности, как правило, выполняются путем проб и ошибок. Не хочет преодолевать трудности, часто отвлекается. Результат отлича­ется незавершенностью. 2 балла
Крайне низкий Ребенок не может самостоятельно выполнить задание, выполняет его только с помощью взрослого, сверстников. Сам выполняет лишь отдельные действия, как правило, подражает действиям других, отвлекается. Результата дея­тельности не достигает. 1 балл

Для выявления уровня сформированности математических представлений мною был подобран ряд диагностических заданий.

Диагностика сформированности количественных представлений

4 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более одной ошибки (исправил ее с помощью взрослого), дал развернутые ответы на вопросы.

3 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более двух ошибок (исправил их с помощью взрослого), дал развернутые ответы на вопросы.

2 балла – ребенок справился с заданием с помощью взрослого, допустил ошибки, отвечал неуверенно.

1 балл – ребенок не сумел выполнить задание.

Диагностическое задание № 1 – игра-тест «Сосчитай себя»

Цель: выявить умение составлять множества, выделять части из целого, сравнивать два множества, считать в пределах 10.

Материал: не требуется.

Условия проведения: индивидуально, с каждым ребенком.

Задание 1. Перечислить части тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, живот, спина или др.).

Задание 2. Перечислить парные части тела (уши, виски, брови, глаза, щеки, руки, ноги, коленки или др.).

Задание 3. Показать те части тела, которые можно сосчитать до 10 (пальцы рук и ног, зубы, веснушки или др.).

В результате выполнения оценивается правильность составления множества, количество найденных ответов, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.

Диагностическое задание № 2 – игра-тест «Зажги звезды»

Цель: выявить умение считать в пределах 10, определяя число фигур на карточке, определяя число на слух.

Материал: модель ночного неба – лист бумаги тёмно-синего цвета, по одному на каждого ребенка; кисть; жёлтая краска; числовые карточки с фигурами (карточки, на которых изображено до10 фигур).

Условия проведения: коллективно, каждый ребенок сидит за партой.

Задание 1. «Зажечь» (концом кисти) столько «звёзд на небе», сколько изображено фигур на числовой карточке.

Задание 2. То же самое выполнить, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или по столу, сделанных взрослым.

В результате выполнения оценивается правильность определения числа «звезд» по карточке и ориентируясь на слух, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.

 

Диагностическое задание № 3 – дидактическая игра «Кощей Бессмертный»

Цель: выявить умение считать в пределах 10, разделять предметы на группы по определенному признаку, уравнивать два множества.

Материал: монеты разного достоинства двух видов (например, 1 и 2 рубля), 10 штук.

Условия проведения: индивидуально, ребенок сидит за партой.

Воспитатель: «Помоги Кощею Бессмертному разделить монеты на две группы (по размеру). Сколько монет в каждой группе? Сколько всего монет? Сколько рублей в каждой группе?». (Объяснить разницу в достоинстве монет).

Ребенок: выполняет задание, отвечает на вопросы.

В результате выполнения оценивается правильность разделения множества на две части, умение считать в пределах 10, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.

 

Диагностическое задание № 4 – игра-тест «Тюлени»

Цель: выявить умение сравнивать рядом стоящие числа, устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

Материал: картинка с изображениями тюленей.

Условия проведения: с 2-мя или 3-мя детьми, дети сидят за столом.

Воспитатель: «Ребята, посчитайте, сколько тюленей на картинке. Сколько тюленей в бассейне? Сколько тюленей играет в мяч? Каких тюленей больше, которые в бассейне или которые играют в мяч?»

Ребенок: выполняет задание.

В результате выполнения оценивается: умение считать в пределах 10, умение выявлять большее число, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.

 

Диагностическое задание № 5 – игра-тест «Сосчитай зверей»

Цель: выявить умение считать в пределах 10 и использовать порядковые числительные.

Материал: картинка с изображениями зверей.

Условия проведения: с 2-мя или 3-мя детьми.

Воспитатель: как-то утром разные лесные звери собрались на полянке. Давайте сосчитаем, сколько на полянке зверей. Который по счету медведь? Который по счету волк? Которая по счету лиса? Которая по счету белка? Кто стоит второй по счету? Кто стоит пятый по счету?

Ребенок: выполняет задание.

В результате выполнения оценивается: умение использовать порядковые числительные в пределах 10, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.

Анализ результатов диагностики уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 

Таблица 2 – Результат выполнения диагностического задания № 1

№ п/п Имя учащегося Результат выполнения диагностического задания «Сосчитай себя» Баллы
  Андрей О. Выполнил задания осознанно, полностью. Ошибок не допустил. Назвал 5 частей тела в первом (нос, рот, голова, живот, туловище, шея) и втором (глаза, уши, руки, ноги, коленки). Выполнил третье задание (пальцы рук).  
  Егор Е. Выполнил задание с помощью взрослого. Допустил 3 ошибки. Назвал правильно 4 части тела в первом задании (нос, рот, спина) и 3 во втором (глаза, уши, руки). Третье задание выполнил с помощью взрослого.  
  Ксюша Я. Выполнила задание осознанно, полностью, без помощи взрослого. Назвала 5 частей тела в первом (нос, рот, уши, позвоночник, лоб) и втором (глаза, коленки, виски, брови, ноги) задании.  
  Соня С. Самостоятельно не выполнила задание. Назвала правильно 1 часть тела в первом задании (нос) и 2 во втором (глаза, уши). Третье задание не выполнила.  

 

 

Таблица 3 – Результат выполнения диагностического задания № 2

№ п/п Имя учащегося Результат выполнения диагностического задания «Зажги звезды» Баллы
  Андрей О. Выполнил задания осознанно, за короткий срок, полностью. Ошибок не допустил. «Зажег» все звезды.  
  Егор Е. Справился с заданием. Допустил одну ошибку во втором задании, но исправил ее.  
  Ксюша Я. Выполнила задание осознанно, полностью, за короткий срок. Ошибок не допустила. «Зажгла» все звезды.  
  Соня С. Справилась с заданием с помощью взрослого, допустила 2 ошибки во втором задании, но исправила их.  

 

Таблица 4 – Результат выполнения диагностического задания № 3

№ п/п Имя учащегося Результат выполнения диагностического задания «Кощей Бессмертный» Баллы
  Андрей О. Выполнил задание осознанно, полностью. Допустил одну ошибку, но исправил ее. Сначала неправильно посчитал, сколько всего монет.  
  Егор Е. Справился с заданием с помощью взрослого. Допустил одну ошибку, но исправил ее. Не смог без помощи взрослого сосчитать правильно общее количество монет.  
  Ксюша Я. Выполнила задание осознанно, полностью, но за длительное время. Допустила две ошибки. Затруднилась в счете монет.  
  Соня С. Выполнила задание с помощью взрослого. Допустила ошибки во втором и третьем пункте задания, исправила их совместно с взрослым.  

 

Таблица 5 – Результат выполнения диагностического задания № 4

№ п/п Имя учащегося Результат выполнения диагностического задания «Тюлени» Баллы
  Андрей О. Выполнил задание осознанно, полностью, без ошибок.  
  Егор Е. Выполнил задание осознанно, полностью, без ошибок.  
  Ксюша Я. Выполнила задание осознанно, полностью, без ошибок.  
  Соня С. Выполнила задание осознанно, полностью, допустила 1 ошибку, исправила с помощью взрослого.  

 

Таблица 6 – Результат выполнения диагностического задания № 5

№ п/п Имя учащегося Результат выполнения диагностического задания «Сосчитай зверей» Баллы
  Андрей О. Выполнил задание осознанно, полностью, без ошибок.  
  Егор Е. Выполнил задание осознанно, полностью, но допустил одну ошибку, исправил с помощью взрослого.  
  Ксюша Я. Выполнила задание осознанно, полностью, без ошибок.  
  Соня С. Выполнила задание полностью, но медленно, с помощью взрослого.  

 

Таблица 7 – Баллы, набранные дошкольниками при выполнении заданий

Имя ребенка Номер диагностического задания, набранное количество баллов Средний балл по итогам выполнения заданий Уровень математического развития
         
Андрей О.           3,8 Высокий
Егор Е.           2,8 Средний
Ксюша Я.           3,4 Средний
Соня С.             Низкий

Итоги выполнения диагностических заданий детьми старшей группы

В диагностике принимало участие 4 ребенка, из них 1 ребенок имеет высокий уровень сформированности математических представлений; 2 ребенка – средний, так как они выполнили задания, но допустили ошибки; 1 ребенок – низкий (не смог самостоятельно справиться с заданиями); нет ни одного ученика с крайне низким уровнем математического развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 19263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.015 с.)