Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Экспериментальное исследование наличия страхов (уровня адаптации) у учащихся 1 классаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы и организация исследования Актуальность и значимость проблемы, связанной с наличием страхов у детей младшего школьного возраста, проанализированные в первой главе, позволили определить направление исследования. Задачами констатирующего этапа были определены: 1. Выявить детей несумевших адаптироваться к школе 2. Выявить является ли страх одной из причин дезадаптации
Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях на базе МКОУ СОШ №5, 1 «А» класс.
ПРОГРАММА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА. Вопрос, не нужна ли информация о том, каковы признаки дезадаптации?
Констатирующий этап был организован в соответствии с разработанной программой. В начале исследования было организовано наблюдение за детьми с целью выявления детей, у которых наблюдаются признаки дезадаптации. Было замечено, что класс дружный и сплоченный. Дети общаются между собой не только мальчики с мальчиками и девочки с девочками, но и девочки с мальчиками. Однако есть дети, которым трудно устанавливать контакты с одноклассниками, так же у некоторых наблюдается учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, импульсивности - это может являться причиной дезадаптации ребенка. Можно ли в протокол наблюдения поставить эти же параметры? учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, импульсивности. Таблица должна быть на весь класс? Если я отбираю эксперементальную группу. Если да, то можно сделать так:
При беседе, учитель отметила, что качество обучения довольно высокое. Однако есть учащиеся, у которых проявляется неуспешность учения, а так же негативное отношение к школе. Предполагается может ли влиять страх и детская тревожность на качество успеваемости и соответственно на процесс адаптации к школе. Из наблюдений можно сделать выводы: · В классе есть 2 девочки и 3 мальчика, у которых наблюдается дезадаптация. У них ярко выражены …. Признаки: у маши П. повышеная,… ·
Список экспериментальной группы 1. Саша Г. (Генин) 2. Сергей З. (Зыков) 3. Софья С. (Слепова) 4. Настя Ш. (Шакирзянова) 5. Егор Ш. (Шарпышев) Тест - опросник "О ценки уровня школьной тревожности Филипса ". Каждому ребенку был дан бланк, где им было нужно ответить на 58 вопросов только да или нет. См приложение 345 Опросник предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой. Состоит из вопросов о том, как дети чувствуют себя в школе. Таким образом, он позволит нам выявить какой уровень тревожности детей, связанный со школой, если уровень высокий, то какие страхи преобладают. Детям был предложен тест, на вопросы которого они должны были поставить "+" если согласны с ним, или "- если не согласны. Обращалось внимание на то, что отвечать нужно искренне и правдиво. Нужно ли это?
Проанализировав результаты, полученные после "Оценки уровня тревожности с помощью теста Филипса". Мы увидели, что из экспеременальной группы: Высокий учащихся –высокий уровень тревожности. Или всех 5 занести в высокий уровень? Сопоставляя результаты учащихся, у которых уровень тревожности высокий, с данными таблицы "Тревожных Факторов". Мы обнаружили, что У… учеников () преобладает страх ситуации проверки знаний. У –.. детей () наблюдается страх несоответствовать ожиданиям окружающих. У – ребёнка () проблемы и страхи в отношениях с учителем.
Шкала явной тревожности для детей. Опрос проводился в течении 15 минут. Детям зачитывались предложения, которые даны в утвердительной форме. Они должны были решить верно это высказывание или нет. Если высказывание верно по отношению к ребенку то ответ "да", если неверно – "нет". Смотри прилооожение2 Данная методика направлена на выявление групп риска с точки зрения сохранения и профилактики психологического здоровья детей, причин школьной дезадаптации; профилактика срывов связанных с ситуацией проверки знаний, соревновательными и другими условиями, предъявляющие повышенные требования к нервно психическому состоянию школьника. Таким образом, на основании полученной шкалы делается вывод об уровне тревожности испытуемого. Обрабатывая результаты "Шкалы явной тревожности для детей" было обнаружено, что один учащийся не ответил на 23 вопроса, что свидетельствует о наличии тревожности. Анализируя результаты детей по шкале лжи, отмечено, что дети отвечали на вопросы в основном искренне, что позволило продолжить дальнейшую обработка данных. Проведя полную обработку данных и сопоставив результаты, полученные с помощью "Шкалы явной тревожности для детей" и "Оценки уровня тревожности с помощью теста Филипса" обнаружено, что высокий уровень тревожности показали одни и те же учащиеся. А именно: …все Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках" Методика направлена на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Данная методика удобна тем, что детям не нужно рисовать, так как первоклассники еще плохо рисуют и поэтому часто не любят рисовать.
Таким образом, сравнив страхи с их возрастными нормами и подсчитав совокупные ответы ребенка по одному виду страха, мы выявим какой страх есть в наличии.
На двух листах бумаги контуром нарисован красный и черный дом. Детям зачитывались разные страхи, их задача была расселить страхи из списка по домам с тем условием, что в черном доме живут страшные страхи, а в красном - не страшные.
В ходе проведенных исследований было выявлено, что доминирующими страхами которых являются, прежде всего, ситуативные страхи: страхи наказания, крови, войны и стихийных бедствий, смерти родителей, а так же мифических героев, таких как Скелеты, Призраки, Черная Рука. Подобные страхи существуют больше в воображении как возможная опасность и угроза жизни. Из экспериментальной группы четыре ребенка () отразили страх реальных событий: дома их семей попали в районы затопления. Трое детей () как доминирующий страх выбрали страх одиночества. Возможно, у них нет друга и защитника в семье, и они являются «эмоциональными сиротами» при живых родителях. У двух детей () выявлены страхи «сделать что-то не так», страх осуждения со стороны взрослых и сверстников.
Можно сделать несколько видов страха у одного ребенка? Рисуночная методика "Моя семья".
Методика выявления страхов и уровня тревожности у детей «Портрет моего страха» Вывод С целью изучения особенностей проявлений страхов у детей младшего школьного возраста и их коррекции было исследовано 27 детей в возрасте 6,5 - 8 лет, которые являются учащимися первого класса общеобразовательной средней школы № 2 г. Курганинска Краснодарского края. Из них 17 мальчиков и 10 девочек. Сведения о семейном положении исследуемых детей, характеризующие общую атмосферу взаимоотношений в сфере детско-родительских отношений, предоставлены классным руководителем. Психологическая диагностика проведена с помощью проективных методик:
После завершения задания было предложено «наказать» страхи смехом - дети дружно смеялись, глядя на свои рисунки, т.е. «в лицо» страху. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребёнка. Важно в психодиагностической работе по выявлению страхов, во-первых, то, что задание даёт педагог-психолог, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого педагога-психолога.
Наибольший интерес у детей кроме тематического рисования страхов, вызвали игровые методики, позволяющие корригировать одновременно несколько видов страхов, приобретая уверенность в своих силах по борьбе с ними. Например, игра «Нить повествования», в которой ребенок получает возможность открыто говорить о своих переживаниях, почувствовать косвенную поддержку, улучшить коммуникативные навыки. При помощи «Фоторобота страха» дети ловили преступника по имени «Страх». Коррекцию недоверия взрослых к возможностям ребенка проводили при помощи игр «Заколдованная дорога» и «Расправься с опасностью» [1], в которой педагог всячески отговаривал ребенка от похода в «заколдованный лес», одновременно усиливая чувство недоверия и активизируя процесс принятия решения. В итоге ребенок решается пройти этот сложный путь, неожиданно встречая различных зверей и ответив им на вопросы-загадки, достигает намеченной цели с уверенностью в своих силах. Развитие выдержки, терпения, контроля и коррекции страха темноты проводили при помощи игр «Жмурки», «Прятки», «Замри». Закрепление умения действий без страха в непредсказуемых ситуациях осуществлялось при помощи разыгрывания различных ситуаций в виде сказки. В ходе повторного диагностического исследования страхов у детей, прошедших тренинг, отмечено, что развитие умения владеть своими эмоциями протекает более успешно при реализации разработанной психокоррекционной программы.
А вот тебе готовая часть исследования, которую легко можно повторить в условиях твоей практики. Меня только всегда волнует вопрос: если у меня поиск данной информации в интернете занял 5 минут, то неужели для работы над собственным курсовым проектом нельзя найти полчаса с учетом того, что информацию необходимо переработать и выдать за свою… 4.Опытно – экспериментальная часть. 4.1. Характеристика базы исследования. Цель: исследовать зависимость успешности обучения от эмоционального состояния ученика, влияние на процесс адаптации.
Гипотеза: если будет доказана зависимость эффективности учебной деятельности от эмоционального благополучия ученика, то, возможно, специальные индивидуальные коррекционные программы по преодолению детских страхов помогут устранять тревожность и способствовать повышению качества обучения. База исследования. Исследование проводилось в течении 2005 – 2006 учебного года в 4 "Г" классе средней школы № 20. В классе 25 человек из них 11 мальчиков, 14 девочек. Наблюдая за детьми беседуя с учителем мы заметили, что класс дружный и сплоченный. Дети общаются между собой не только мальчики с мальчиками и девочки с девочками, но и девочки с мальчиками. Однако есть дети, которым трудно устанавливать контакты с одноклассниками. Психолого-педагогическая наука утверждает. Несформированность коммуникативных навыков влияет на успеваемость. Какова же успеваемость в классе? Изучив, школьную документацию и проанализировав, школьный журнал мы пришли к выводу, что:
О У: составляет 100% К О: 68% СОК: (степень облученности класса) 62,2% Таким образом, анализируя, данные мы пришли к выводу, что качество обучения довольно высокое. Однако есть учащиеся, которые обучаются в основном удовлетворительно. Исключив влияние на качество успеваемости сформированность познавательных мотивов и общеучебных умений и навыков обучающегося. Мы предположили может ли влиять страх и детская тревожность на качество успеваемости. С этой целью мы подготовили диагностический инструментарий. 2.2 Описание опытно экспериментальной работы Прежде чем перейти к диагностическому инструментарию предлагаю вспомнить виды и причины страха. Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существует только тогда, когда ребёнок представляет их по какому – либо поводу или ему напоминают окружающие. Есть и так называемые немые страхи, часто отрицаемые детьми, но признаваемые родителями. Это, прежде всего ситуативные страхи опоздания, животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе "невидимых" страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств. Далеко не все страхи определяются родителями. В лучшем случае это каждый второй страх, и здесь многое зависит от особенностей восприятия родителя страхов детей. Лучше всего определяются те страхи у детей, которые были в детстве у самих родителей. Из подобных общих страхов выделяются страхи смерти родителей, наказания, высоты, глубины и темноты. Есть и свойственные только матерям общие с детьми страхи: сделать что – либо не так и не успеть. У отцов к подобным страхам можно отнести страхи: уколов и боли, отражая этим большую чувствительность мужчин к боли. Знание общности страхов у родителей и детей позволяет лучше проанализировать вероятность их распространения в семье. Полезно посмотреть также, какие страхи чаще всего остаются, у взрослых из бывших у них в детстве. Итак, прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребёнком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Будет лучше, если о страхах расспрашивает кто – нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. Беседа представляется как условие для избавления от страхов по средствам их проигрывания и рисования. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребёнок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. Задающий вопросы сидит рядом, а не напротив ребёнка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за, то что он говорит всё как есть, лучше, если взрослый перечисляет страхи по памяти, только иногда поглядывая в список, а не зачитывал его. тов (страхи транспорта); · бури, ураганов, наводнения, землетрясения (страхи стихии); · когда очень высоко (страх высоты); · глубины; · замкнутого пространства; · воды; · огня; · пожара; · воин; · больших улиц, площадей; · врачей (кроме зубных); · крови; · уколов; · боли; · неожиданных резких звуков; Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту ребёнка контрольной группе на число опрошенных в ней детей. Всего было опрошено 26 детей 9 – 10 лет, из них 12 мальчиков и 14 девочек.
Полученные данные представлены в виде таблице: Среднее количество страхов. возраст девочки мальчики 9 лет 10 7 10 лет 10 7 Мы видим, что по сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек больше. В исследовании был использован тест: Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "ДА" или "НЕТ". Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросом долго не задумывайтесь. На листе для ответов запишите своё имя фамилию и класс. Отвечая на вопрос, запишите его номер и ответ "+" если вы согласны с ним, или "- если не согласны.
Вопросы: 1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярость от того, что ты не знаешь
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.015 с.) |