Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние детских страхов на процесс адаптации ребенка к школе↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КУРСОВАЯ РАБОТА по психологии Влияние детских страхов на процесс адаптации ребенка к школе Выполнила: студентка 31 группы специальности 050709 преподавание в начальных классах Хусаинова К.М.
Руководитель: преподаватель психологии Ян М.И.
г. Сатка, 2013. Содержание Введение
Страх как специфический эмоциональный процесс 1.1.Страх – как эмоция…………………………………………………………….. 1.2.Источники страхов……………………………………………………………. 1.3.Причины страхов……………………………………………………………… 1.4.Формы страхов……………………………………………………………….. 1.5.Классификация страхов………………………………………………………. 2. Детские страхи………………………………………………………………… 2.1.Психологические основы детских страхов и тревожности………………. 2.2.Механизмы проявления страхов у детей…………………………………. 2.3.Страхи младших школьников …………………………………………… 2.4. Формы диагностики детских страхов……………………………………. 3.Влияние детских страхов на процесс адаптации ребенка к школе………… 4. Опытно – экспериментальная часть. Заключение Список литературы Введение
Эмоцию страха испытывал, испытывает и будет испытывать каждый психически здоровый человек время от времени на протяжении всей своей жизни, с данной эмоцией знаком каждый с детства. Обычно людьми страх расценивается как отрицательная эмоция, влекущая за собой неприятные ощущения, поэтому мы стараемся избегать страха. На данную проблему стоит смотреть шире. Каждая эмоция имеет свою определенную функцию для поддержания жизни организма и восполнения его потребностей, в том числе и страх, который является своеобразным «охранителем» живого существа от грозящей ему опасности. Однако социально-психологическая функция страха и других эмоций намного сложнее, нежели биологическая. Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к целостной оценке себя, оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, а как известно, действия человека могут мотивироваться и эмоциями. Здесь страх играет свою особую роль. Не зная, как устроены механизмы страха, что влечет за собой возникновение данной эмоции и к каким результатам приводит она, практически невозможно предопределить и адекватно контролировать свое поведение в той или иной жизненной ситуации. Проблема страха актуальна для представителей любого возраста, но наибольшую важность она имеет для детей младшего школьного возраста. Это тот период, когда ребенок сталкивается с новой школьной обстановкой, новыми правилами, новыми социальными отношениями и формами общения, это тот период, когда у человека интенсивно развивается самосознание. Чтобы помочь ребенку справиться с возникающими в процессе обучения и школьного общения трудностями, педагогам и родителям необходимо иметь достаточные знания по проблеме развития эмоций у детей младшего школьного возраста, в особенности страха. Несмотря на то, что проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время, она мало рассматривается в практике школы. Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы. Объект – адаптация ребенка к школе
Предмет - влияние детских страхов на процесс адаптации ребенка к школе Цель - выявить влияние детских страхов на процесс адаптации ребенка к школе и зависимость обучения от эмоционального состояния ученика
Задачи: 1.Изучить теоретический материал по заявленной теме.
2. Разработать программу и организовать диагностику выявления различных страхов у учащихся 1 «А» класса МКОУ СОШ №5.
3. Изучить уровень адаптации у детей, имеющих большое количество страхов
4. Разработать программу по организации коррекционной работы с детьми 1 «А» класса МКОУ СОШ №5 для преодоления страхов и повышения эффективности адаптации.
Гипотеза: если будет доказана зависимость эффективности учебной деятельности от эмоционального благополучия ученика, то, возможно, специальные индивидуальные коррекционные программы по преодолению детских страхов помогут устранять тревожность и способствовать повышению качества обучения.
Страх как специфический эмоциональный процесс Страх как эмоция. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и т.д.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Как известно, эмоции условно делятся на простые (низшие) - страх, гнев, радость, страдание, сопряженные с мотивациями, направленными на поддержание жизни организма и обеспечение продолжение рода, свойственные как человеку, так и животным, и сложные (высшие) – эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства, сопровождающие процесс познания, творчества, характеризующие деятельность человека по отношению к другим людям, обществу. провождающие процесс познания, творчества, характеризующие деятельность человека. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину. Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. В соответствии с предложением И.Канта, эмоции делят на стенические (от греч. «стенос» - сила) - тонизирующие, возбуждающие, и астенические – подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие. К астеническим эмоциям относятся страх, тревога, тоска, благодушие. Таким образом, страх – простая фундаментальная эмоция астенического характера. В любой эмоции выделяют две составные части: первую – субъективное эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера) и вторую – эмоциональное выражение, т.е сопутствующие этому переживанию изменения жестов, мимики, позы, и вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, сердцебиение и т.д.). Страх сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на показателях артериального давления и выделении желудочного сока. Один из симптомов страха – дрожание всех мышц тела, по этой причине и вследствие сухости ротовой полости голос становится хриплым. При незначительном страхе наблюдается склонность к зевоте. По мере усиления страха дыхание и работа сердца затрудняется, мышцы тела то цепенеют, то охвачены судорогой, впоследствии может наступить обморок. Выразительные движения простых эмоций, в том числе и страха, сформировались в процессе эволюции живых существ и ребенку передаются по наследству, ими он владеет от рождения.
Источники страха Страх порождается прогностической способностью ума. Основная функция ума—ориентировка и предвидение, т. е. опережение того, что должно происходить и происходит. «Здесь и теперь» связано с тем, что было и что будет. Если предвидение приятного создает радость, которая превращается в мотивацию, человек начинает действовать для приближения будущего, предвкушая удовольствие, то предвидение страдания создает страх, который может перерасти в бегство. Если же бегство или другие защитные действия неэффективны, то приближение этого будущего стимулирует страх, усиливает его. Способность предвидения основывается на символизации наших переживаний в прошлом опыте. Неприятная эмоция, пережитая в связи с каким-либо воспринимаемым признаком, знаком, постепенно превращает носителей этих признаков, знаков в ключевые объекты, вызывающие определенные переживания и действия. Эти объекты становятся символами переживаний, символами эмоций. Появление в поле восприятия символов эмоций вызывает предвосхищение переживания самих эмоций. Если эти эмоции неприятны, то неминуем страх. Страх может быть уничтожен, если мы прекратим прогностическую активность ума. Но тогда уменьшается и шанс на выживание. Кроме того, стремление предвидеть настолько срослось с нашей активностью, превратилось в такую прочную привычку, что мы не можем подавить ее усилием воли. Итак, как пишет Ю.М.Орлов, источниками страха являются: а) предвидение страдания, против которого имеющаяся защита неэффективна: невозможно ни убежать, ни ослабить страдание; б) осознание того, что привычные средства защиты неэффективны. Это ведет к тому, что даже если угрозы нет, то возникает страх, потеря контроля и дезинтеграция поведения; в) заражение страхом эмпатическим путем: когда боятся близкие или значимые длю человека люди, или боятся многие, то страх возникает, хотя бы его не было у него лично; г) предвидение потери радости и наслаждения. Размышление над собственным страхом требует понимания природы своего страдания. Виды страдания многообразны, соответственно, существует много видов страхов. Среди них выделяют следующие: страх, что будет больно, обидно, стыдно, завидно, что будет ущемлена гордость; страх, что будешь виноват, что тебя перестанут любить; страх, что то же самое произойдет с другими значимыми для тебя людьми; страх невозможности реализовать свои желания; страх потери положения, престижа; страх смерти. Страх смерти мыслится как основной. Начиная с С.Кьеркегора, Ж.-П. Сартра экзистенциальный страх, страх перед смертью, небытием рассматривается как «страх всех страхов», который неодолим, так как ни один человек не имеет опыта смерти. Ю.М. Орлов называет страх смерти индуцированным страхом, который собирает вокруг символов смерти все возможные страхи (страх разлуки с близкими, одиночества, страх от того, что жизненные планы не реализованы, от того, что некому будет позаботиться о детях и т.д.) Итак, символизация смерти порождает страх смерти. Ю.М. Орлов выделяет три его основных источника. Во-первых, смерть связывается с тотальной фрустрацией всех витальных и социальных потребностей человека и страдания лишения приписываются смерти. Во-вторых, она также связывается с действием всех отрицательных эмоций, для которых становятся пусковыми стимулами образы, слова, знаки, ритуалы смерти. В-третьих, способность человека к идентификации с другими и способность к проекции своих переживаний вовне, приписывание их другим порождают индуцированное страдание, которое тоже приписывается смерти. Осознание процесса символизации смерти, интроспекция страха смерти, осмысливание, интеллектуализация этого страха способствуют угашению его. Обычно человек редко правильно понимает источник своего страха. Например, студент боится экзамена, хотя материал знает хорошо. Такой страх кажется иррациональным, если не принимать во внимание того, что он вызван не тем, что данный студент окажется незнающим какой-то информации, а страхом перед ситуацией оценивания, которая зародилась у этого человека еще в детстве. Способность человека уменьшать, принимать свои страдания будет уменьшать его страх. Таким образом, понимание природы страха необходимо для преодоления его. Причины страха Внешние причины страха Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объекта. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из- за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности. Эмоции как причины страха. В принципе любая эмоция может вызвать страх. Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкинс, “внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению”. Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом. Когнитивные процессы представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание илипредвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.
Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются, будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний– они всё держат в себе. Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системе целостных ориентаций. Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые свойства реагирования. Формы страхов Реальная форма страха. Еще со времен Фрейда среди форм страха принято выделять страх реальный и невротический. Реальный страх является для человека чем-то вполне рациональным и понятным: это реакция на восприятие внешней опасности. Как таковой этот страх является целесообразным и выполняет сигнальную функцию (приготовиться к обороне или бегству). Большая распространенность аффекта страха и склонность людей реагировать страхом во многих жизненных ситуациях отчасти объясняется психоанализом как присутствие в психике ядра чувства страха, имеющего отношение к ранним впечатлениям человека. Как пишет психолог-психотерапевт О.Г. Куракин, это впечатления от акта рождения, при котором происходит объединение неприятных впечатлений, которое становится прообразом воздействия смертельной опасности и с тех пор повторяется у нас как состояние страха. Психоанализ признает также значительным то, что первое состояние страха возникло вследствие отделения от матери. Невротическая форма страха Вторая форма невротического страха психически более связана и соединена с определенными объектами или ситуациями. Это страх в форме многообразных «фобий», некоторые из которых кажутся нам понятными, хотя и преувеличенными по своей силе. Некоторые из объектов и ситуаций, внушающих страх у невротиков, и для нормальных людей являются чем-то страшным и имеют отношение к опасности. Например, общераспространенный страх перед пресмыкающимися: змеи, лягушки; а также мыши, крысы и т.д. Или страхи, связанные с опасностью летать на самолете и ездить на машине. Однако поразительнее всего в этих фобиях невротиков - не столько их содержание, сколько интенсивность. Есть еще одна группа фобий, которые сложно понять рационально. Это иррациональные страхи открытых или закрытых пространств или многие фобии животных. Клинический психоанализ устанавливает факт причинной связи между процессами в сексуальной жизни и состоянием страха. При некоторых условиях сексуальное возбуждение исчезает, вместо него появляется страх в разнообразных формах. Психоаналитики говорят, что при невротическом страхе «Я» пациента пытается избежать требований своего сексуального желания, относясь к этому желанию как к опасности. Под влиянием психологических защит опасность воспринимается не как внутренняя, но как приходящая извне: формируется та или иная фобия.
Классификация страхов. В психологических теориях существует несколько классификаций страхов.
1.5.1. Классификация по фабуле страха. Известный психиатр А. Карвасарский делил страхи на группы исходя из того, чего боится человек, - это так называемая классификация по фабуле страха. Этот исследователь различал 8 основных фабул страха. К первой он относил боязнь пространства, проявляющуюся в различных формах. Сюда относятся клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства, агорафобия - боязнь открытого пространства, страх глубины и страх высоты. Ко второй группе фобий относятся так называемые социофобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей), страх публичных выступлений, страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних. К третьей группе, по классификации Карвасарского, относятся нозофобии - страхи заболеть каким-либо заболеванием. К четвертой группе относится танатофобия - страх смерти, к пятой - различные сексуальные страхи, к шестой - страхи нанести вред себе или близким. В седьмую группу входят контрастные страхи (громко произнести слово, совершить что-то непристойное). И восьмая группа страхов - фобофобии, страх бояться чего-либо. Другие психиатры, например Д. Б. Сэдок и Г. И. Каплан, предпочитают делить страхи на конструктивные - представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические, которые являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к психопатологиям. Детские страхи. Страхи младших школьников Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего новообразования – внутренней позиции школьника, но иногда это вызывает не уверенность, постоянное ожидание неуспеха, что ведёт к возникновению страха. Школьники младших классов в начале отмечают реальные опасности, затем – мнимые. Имеют место и престижные опасности. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты боязни животных, опасение за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяют боязнь высоты и недовольство взрослых. Из престижных страхов называют боязнь получения плохой отметки, выступление перед большой аудиторией. Это подтверждается данными Н. К. Сурогиной: у школьников 7 -10 лет в 72% случаев присутствуют страхи, связанные со школьным обучением, в 53% - с неуверенностью в отношениях с учителем. Это свидетельствует о наличии дистанции между учителем и учениками, отсутствие между ними полноценного контакта, о недостатке или отсутствии у преподавателя интереса к детям. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски проявляется их беззащитность. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но принимая длительный характер он вызывает у ребёнка ощущение бессилия, неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их. Таким образом, большая часть страхов младших школьников лежит области учебной деятельности: страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликтов со сверстникам. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Страх в данном возрасте - это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте. Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности. Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности. Можно, опять же, «перегнуть палку» и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться любого случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, любой неудачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений. Недостаточно развито чувство ответственности у детей «безалаберных», скользящих по поверхности, у родителей которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но окружающими людьми. Младший школьный возраст — это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Здесь имеет место задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма. Часто встречаемой разновидностью страха «быть не тем» является страх опоздания в школу, то есть опять страх не успеть, услышать порицание, более широко — социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм. Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые. Если речь идет о самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе, в любом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!», и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но психологически наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии — природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление — склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда некоторые просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил — наследие средневековья с его культом демономании. Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста. Типичными страхами у младших школьников являются страхи Черной Руки и Пиковой Дамы. Черная Рука — это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть влияние Кощея Бессмертного, точнее — всего того, что осталось от него, как, впрочем, и скелета, которого так же часто боятся в младшем школьном возрасте. Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама — такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям. Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.
Вывод по главе 1 Таким образом, страх есть совершенно естественное и весьма неприятное чувство, оно неразрывно связана со слабостью детских сил физических и нравственных и неведением детей относительно свойств окружающих их предметов и явлений, особенно во время адаптации к школе. Поэтому страх есть неизбежный составной элемент детской души и детской психологии. На основании вышеизложенного можно предположить, что дезадаптация первоклассника связана с различными специфическими страхами, сопровождающими его переход к новой социальной роли и изменением социальной ситуации развития в целом. Практическая часть исследования будет направлена на выявление детей несумевших адаптироваться к школе 1 «А» класса МКОУ СОШ № 5, поиск причин дезадаптации, если одно из них является страх, то выработать предложения по преодолению детских страхов. Данные практических исследований могут быть рекомендованы учителю с целью преодоления детской агрессивности. Нужно ли это?
Вывод С целью изучения особенностей проявлений страхов у детей младшего школьного возраста и их коррекции было исследовано 27 детей в возрасте 6,5 - 8 лет, которые являются учащимися первого класса общеобразовательной средней школы № 2 г. Курганинска Краснодарского края. Из них 17 мальчиков и 10 девочек. Сведения о семейном положении исследуемых детей, характеризующие общую атмосферу взаимоотношений в сфере детско-родительских отношений, предоставлены классным руководителем. Психологическая диагностика проведена с помощью проективных методик:
После завершения задания было предложено «наказать» страхи смехом - дети дружно смеялись, глядя на свои рисунки, т.е. «в лицо» страху. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребёнка. Важно в психодиагностической работе по выявлению страхов, во-первых, то, что задание даёт педагог-психолог, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого педагога-психолога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.021 с.) |