Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты по коррекции страхов методом сказкотерапии.

Поиск

Коррекционная работа проводилась в группе детей в количестве 20 человек. Велась в течение месяца в трёх формах:

1) групповой (20 человек и по подгруппам – по 10 человек);

2) индивидуальной (по одному ребенку - это проходило по одному разу);

3) парной (родительской паре – взрослый и ребенок; детской – ребенок и ребенок).

Групповые занятия проходили в театральной комнате, где инсценировались следующие сказки:

- связанные с инсценировкой смерти: «Колобок», «Спящая красавица» и «Волк и семеро козлят».

- придуманные детьми инсценировки катастроф: «Никитин ковчег», «Смешарики в урагане».

- медицинские страхи: инсценировка сказки «Трусливый бегемот».

Все дети экспериментальной группы принимали активное участие в данной работе, к которой были привлечены и воспитатели детей, страдающих страхами. Подготовка к инсценировке проходила с помощью родителей. Дети выбирались на те или иные роли по желанию, по выбору воспитателей с опорой на данные психодиагностики. Инсценировка вызвала большой интерес у детей и воспринималась ими как «праздник».

В общей сложности было инсценировано шесть сказок: 1) 4 написанных авторами и 2) 2, «написанные» самими детьми. Во вторую и третью неделю было инсценировано по две сказки, в которых наблюдались борьба с тем или иным страхом, а в начале работы (1 неделю) и в конце (4 неделя) – по одной сказке. Дети делились на две подгруппы: у каждой была своя сказка, которую они готовили к показу в конце недели. Далее мы приводим план работы по инсценировкам сказок, рассчитанный на неделю. Это представляет таблица №6 на странице 51.

Таблица № 6 «Подготовка к показу сказок по неделям»

Неделя 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сказка 1 - «Никитин ковчег» «Колобок» -
1 день   Выбор сказки и главных героев: чтение сказки, написанной одним из детей дома. (Никита, лодка, звери, которых он берет с собой, папа и мама мальчика). Выбор сказки и главных героев: Костя – колобок, Даня –дед, Алла – бабка, Кирилл – заяц, толик – медведь, Артем – волк, Алиса – лиса.  
2 день   Отработка слов сказки и интонаций героев. Отработка слов сказки и интонаций героев. Индивидуальная работа с Артемом и Кириллом.  
3 день   Никита боится катастрофы, лодка спасает его, мама и папа теряются в хаосе, звери помогают выжить мальчику. Репетиция. Проверка знания сказки. Репетиция с помощью пантомимики. Индивидуальная работа с Аллой и Алисой.  
4 день   Отработка слов сказки, репетиция. Работа с детьми, изображающих зверей и лодку. Репетиция. Умение решать конфликты между героями. Разбор идеи сказки.  
5 день   Вечером показ зрителям. Показ зрителям. Отметить колобка и его умение справиться со своими эмоциями.  
Сказка 2 «Трусливый бегемот» «Волк и семеро козлят» «Смешарики в ураган» «Спящая красавица»
1 день Выбор сказки и главных героев: бегемот(боится боли, уколов и крови), врач (добрый, мягкий, душевный), звери в очереди к врачу (дети, которые не боятся этого). Раздать слова роли. Выбор сказки и главных героев: Алина – коза, Ваня, Кирилл, Тоня, Артем, Рома, Даша, паша – козлята, Армен – волк. Выбор сказки и главных героев: Ураганы- Толик и Кирилл, Нюша – Алла, кар – карыч – Дима, ёжик – Данил, заяц – паша. Выбор сказки и главных героев: Принцесса – Даша, Армен – принц, Король – Дима, злая фея – Тоня, добрая фея – Алина. Роли по желанию детей.
2 день Проверка слов роли, работа с ребенком индивидуальная, который боится. Учить детей подбадривать товарища. Подбор масок для ролей, подключить родителей к этой работе. Привлекать зрителей к помощи. Отработка слов сказки и интонаций героев. Репетиция Заучивание ролей. Репетиция.
3 день Примерка костюмов. Рассматривание декораций и место действий. Рисование предметов, вызывающих страх. Знание слов проверка. Разучивание ролей – репетиции 2 в день. Примерка костюмов. Индивидуальная работа с Аллой и Димой. Отработка слов сказки и интонаций героев. Примерка костюмов.
4 день Проверка знания ролей, репетиция 2 раза в течении дня под наблюдением психолога. Отработка конструктивных способов реагирования. Репетиции с детьми, индивидуально и подгруппами. Индивидуальная работа с Пашей и Даней. Репетиция. Индивидуальная работа с Дашей и Арменом.
5 день С утра повторение, репетиция. Вечером показ сказки. Обязательно отметить конструктивное поведение «трусливого бегемота». Показ сказки. Отметить детей, особенно – козляток. Показ сказки. Отметить всех детей. Показ сказки. Отметить всех детей, особенно: принца и принцессу.

 

Индивидуальная работа проходила в строго конфиденциальной обстановке, в кабинете психолога. Ребенку давалась возможность рассказать сказку любую и проиграть её с куклами (барби, беби бон, голышки и прочими куклами), затем мы использовали арт-терапию (рисование своих страхов, как правило, отраженных в выбранной сказке), рисунки приводятся в приложении нашей выпускной квалификационной работы.

Парная работа проводилась с родителями в особо трудных случаях, вязанных с проблемой страха. Таких детей оказалось в экспериментальной группе всего 5 (20 %). Это следующие дети в нашем исследовании: Алина Ф., Алла М., Кирилл П., Паша К., Даня Р. Сами родители сделали запрос по поводу проблемы страха, который мучает их ребенка, и приняли активное участие в данной работе. Такую работу стоит отметить:

Во - первых, она продуктивна, избавление от страха происходит быстрее;

Во – вторых, родитель и ребенок учатся вместе конструктивному поведению при страховых явлениях;

В – третьих, ребенок получает поддержку самого близкого человека.

Эта работа не требует от педагога – психолога специальной подготовки, так как базовые техники и методы работы он получает в процессе обучения. Она предполагает затраты сил на подготовку и эмоциональную поддержку детей и родителей.

Далее мы методом опроса родителей и воспитателей детей, принявших участие в исследовании, выявили внешний критерий, по которому мы можем судить об эффективности проведенной работы. Мы получили следующие результаты, которые отражены в таблице № 7 «Отзывы родителей после проведенной работы».

 

Таблица №7

«Отзывы родителей после проведенной работы»

Показатель работы Отзывы родителей экспериментальной группы Отзывы родителей контрольной группы (по результатам диагностики)
Отзыв до проведения сказкотерапии 1. Нам важно искоренить страхи ребенка. 2. Наших детей мучают страхи. 3. Страхи несут с собой множество проблем. 4. Мы верим, что существуют методы избавления от страха. 1. Дети страдают страхами. 2. Хотелось бы от них избавиться. 3. Страх мешает плодотворно работать и жить.    
Отзыв после проведения сказкотерапии 1. Дети стали более увереннее в себе и своих поступках. 2. Мы стали больше знать о проблеме страха и готовы изменить ситуацию при повторении. 3. Наш страх исчез, мы очень рады. 4. Сказки – великое дело! 1 Мы узнали многое о проблеме страхов. 2. Ситуация практически не изменилась. 3. Страхи не исчезли.

 

Родительские отзывы мы классифицировали на несколько групп, что отражено в таблице для удобства анализа. По данным отзывам можно судить о том, что коррекция страхов у детей из экспериментальной группы прошла успешно, а у детей из контрольной группы ситуация не изменилась ни в лучшую, ни в худшую сторону. Таким образом, данная работа удалась.

Так же необходимо сравнить динамику проведенной коррекционной работы по двум группам, чтобы увидеть её эффективность.

Это можно проследить по таблице № 8, представленной на странице 57. Анализ данных, полученных до коррекционной работы и после неё, позволяет сделать следующий вывод: в двух группах динамика изменения интенсивности страха (отмеченные цифрами от 1 до 5, то есть от менее интенсивной до самой большой – это 5) видна. Если взять на конкретном примере табличные данные, то это легко наблюдать: так ребенок из экспериментальной группы Ваня. И. до проведения коррекционной работы показывал следующие результаты: 552, то после сказкотерапии показал – 321, изменение произошло. Ребенок из контрольной группы Паша Э. показал следующее: до сказкотерапии – 455, после – 455, всё осталось без изменений.

 

 

Таблица № 8

Страхи в баллах   до     после       до     после    
Дети экспериментальной группы М С Ф м с ф Дети контрольной группы м с ф м с ф
1. В.И.             1. П.Э.            
2. А.П.             2. Л.К.            
3. К.З.             3. Р.Д.            
4. Т. Р.             4. Л.Б.            
5. А.А.             5. О.О.            
6.Р.О.             6. А.А.            
7. Д.Ж.             7. Г.Н.            
8. П.А.             8. К.А.            
9.А.Г.             9. З.Щ.            
10. А. Е.             10. В.Ф.            
11. Д.Б.             11. В.В.            
12. Д. З.             12. В.А.            
13. Т. М.             13. Г.Е.            
14. К. Ж.             14. Р.Э.            
15. А.В.             15. В.А.            
16. Е. К.             16. Ф.М.            
17. М.П.             17. А.О.            
18. Г. О.             18. П.П.            
19. В. Ш.             19. П.О.            
20. Н. К.             20. К.Е.            

 

Далее мы сравнивали отдельно по группам в процентном соотношении три группы страхов: медицинские, страх смерти и страх физического ущерба. Теперь мы можем наблюдать динамику изменений в экспериментальной группе: медицинские страхи до проведения сказкотерапии 10%, после 4%; страх смерти до – 75%, после -35%; физического ущерба до 15%, после – 5%. На странице 59 мы можем наблюдать динамику изменений в контрольной группе. Так в контрольной группе: медицинские страхи до – 15%, после – 15%; страх смерти до – 65%, после 60%; физического ущерба до – 20%, после 10%. То есть изменения малозначительны, в отличие от экспериментальной группы.

 

 

И соединив эти три группы страхов на одной диаграмме, мы можем наглядно представить динамику изменений после проведения коррекционной работы.

А если это тоже убрать? - Проведенная работа отражена в рисунках детей, которые представлены в приложении № 1. Рисунки дети делали индивидуально в кабинете психолога на коррекционных занятиях, были направлены на актуализацию страхов у данных детей.

Исходя из полученного материала в ходе исследования, мы можем перейти к выводам.

Выводы по третьей главе

Итак, сравнив полученные данные по двум группам испытуемых, мы можем сделать следующие выводы:

1. Сказкотерапия – является универсальным методом при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Применение сказкотерапии при коррекции страхов в старшем дошкольном возрасте проходит более эффективно при взаимодействии родителей и ребенка.

3. Необходимо применять не только сказкотерапию, но и другие методы в коррекционной работе страхов.

4. Разыгрывание сказки требует предварительной подготовки (не менее одной недели).

5. Одним из эффективных способов коррекции страхов, помимо сказкотерапии, является рисование страха.

6. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют говорить о положительной динамике коррекционной работы в экспериментальной группе.

7. Мы работали с тремя распространенными группами страхов детей дошкольного возраста, хотя дети и проявили некоторые другие страхи, которые требуют дополнительной коррекции.

8. Разработка рекомендаций родителям по коррекции страхов значительно сокращает время такой работы.

 

Заключение

Проблема психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста на сегодняшний день приобрела особую актуальность, так как возросло число детей, испытывающих различные страхи в данном возрасте. Что чаще всего связывают с беспорядочным просмотром телевизора вместе со взрослыми, неспокойной социальной ситуацией в стране, наличием страхов у взрослых и прочими причинами.

Анализ динамики процесса психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующий вывод: произошли существенные изменения эмоционального состояния детей и социального поведения после применения метода сказкотерапии.

Гипотеза исследования – метод сказкотерапии эффективен в отношении гармонизации эмоционального состояния и социального поведения детей старшего дошкольного возраста, испытывающих страх смерти, катастроф и медицинские страхи не была опровергнута.

Системный подход к решению данной проблемы позволяет рассмотреть его в нескольких аспектах: социально – психологическом, психофизиологическом, общепсихологическом и психо - коррекционном.

Наше исследование вскрыло сложную природу взаимосвязи страха и эмоционального состояния ребенка старшего дошкольного возраста, а так же взаимосвязи с социальным поведением в обществе.

Результаты исследования могут использоваться в области коррекционной работы с данными группами страхов в детских дошкольных учреждениях. Но данная работа требует дальнейшего исследования.

 

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1996.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.

3. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1999.

4. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2002.

5. Анохин Е.А. Эмоции.// Психология эмоций: Тексты. – М., 1984.

6. Астахов С.Н. Лечебное действие слова. – Л.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962.

7. Бахур В.П. Эмоции: плюсы и минусы. – М., 1975.

8. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.

9. Бодалев А.А. Психология общения. М.: ТЦ Сфера, 2006.

10. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. – Минск, 1999.

11. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.

12. Воронов В.К. Психология детского рисунка. М.: Просвещение, 1987.

13. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М.: Изд-во ИПК И ПРНО, 1993.

14. Вроно М. Ш. О различных подходах к изучению нарушений поведения у детей и подростков. // Педиатрия, 1989, №3, с. 77- 88.

15. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002.

16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.4.- М.: Педагогика, 1984.

17. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1966. - № 6.

18. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1978.

19. Гарбузов В.И. Нервные дети.- М.: Медицина, 1990.

20. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: АО «Сфера», 1994.

21. Грегг М. Тайный мир рисунка. – СПб.: Деметра, 2003.

22. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – Пресс, 2004.

23. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., М., 1997.

24. Дубровина И.Я. Активные методы в работе школьного психолога. – М.: Просвещение, 1998.

25. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Изд- во «Модэк», 2002.

26. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2000.

27. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. – М.: Педагогика, 1986.

28. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – М.: Союз, 1997.

29. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1982.

30. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 1999.

31. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004.

32. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2004.

33. Киселева М.В Арт – терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2007.

34. Копытин А.И. Основы арт – терапии. СПб.: Лань, 1999.

35. Копытин А.И. Теория и практика арт – терапии. СПб.: Питер, 2002.

36. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь. – М.: Генезис, 1999.

37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999.

38. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис, 2000.

39. Менджерицкая Д.В. О детском творчестве. – М.: Генезис, 2005.

40. Немов Р.С. Психология. В З кн. Кн. 2 Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1995.

41. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005.

42. Панфилова М.А. Игротерапия общения.- М.: Изд-во «Гном и Д», 2002.

Петровский А.В., Ярошевский В. Г. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512с. [2-е изд.расш.исп.доп.]

43.

44.

45. Соколова Н.Г. Неврозы у детей. – Ростов на Дону.: Феникс, 2003.

46. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: ВЛАДОС, 1995.

47. Шишова Т.В. Страхи – это серьёзно. – М.: Издательский дом «Искатель», 1997.

48. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М.: Наука, 1971.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.198 (0.009 с.)