Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты по коррекции страхов методом сказкотерапии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коррекционная работа проводилась в группе детей в количестве 20 человек. Велась в течение месяца в трёх формах: 1) групповой (20 человек и по подгруппам – по 10 человек); 2) индивидуальной (по одному ребенку - это проходило по одному разу); 3) парной (родительской паре – взрослый и ребенок; детской – ребенок и ребенок). Групповые занятия проходили в театральной комнате, где инсценировались следующие сказки: - связанные с инсценировкой смерти: «Колобок», «Спящая красавица» и «Волк и семеро козлят». - придуманные детьми инсценировки катастроф: «Никитин ковчег», «Смешарики в урагане». - медицинские страхи: инсценировка сказки «Трусливый бегемот». Все дети экспериментальной группы принимали активное участие в данной работе, к которой были привлечены и воспитатели детей, страдающих страхами. Подготовка к инсценировке проходила с помощью родителей. Дети выбирались на те или иные роли по желанию, по выбору воспитателей с опорой на данные психодиагностики. Инсценировка вызвала большой интерес у детей и воспринималась ими как «праздник». В общей сложности было инсценировано шесть сказок: 1) 4 написанных авторами и 2) 2, «написанные» самими детьми. Во вторую и третью неделю было инсценировано по две сказки, в которых наблюдались борьба с тем или иным страхом, а в начале работы (1 неделю) и в конце (4 неделя) – по одной сказке. Дети делились на две подгруппы: у каждой была своя сказка, которую они готовили к показу в конце недели. Далее мы приводим план работы по инсценировкам сказок, рассчитанный на неделю. Это представляет таблица №6 на странице 51. Таблица № 6 «Подготовка к показу сказок по неделям»
Индивидуальная работа проходила в строго конфиденциальной обстановке, в кабинете психолога. Ребенку давалась возможность рассказать сказку любую и проиграть её с куклами (барби, беби бон, голышки и прочими куклами), затем мы использовали арт-терапию (рисование своих страхов, как правило, отраженных в выбранной сказке), рисунки приводятся в приложении нашей выпускной квалификационной работы. Парная работа проводилась с родителями в особо трудных случаях, вязанных с проблемой страха. Таких детей оказалось в экспериментальной группе всего 5 (20 %). Это следующие дети в нашем исследовании: Алина Ф., Алла М., Кирилл П., Паша К., Даня Р. Сами родители сделали запрос по поводу проблемы страха, который мучает их ребенка, и приняли активное участие в данной работе. Такую работу стоит отметить: Во - первых, она продуктивна, избавление от страха происходит быстрее; Во – вторых, родитель и ребенок учатся вместе конструктивному поведению при страховых явлениях; В – третьих, ребенок получает поддержку самого близкого человека. Эта работа не требует от педагога – психолога специальной подготовки, так как базовые техники и методы работы он получает в процессе обучения. Она предполагает затраты сил на подготовку и эмоциональную поддержку детей и родителей. Далее мы методом опроса родителей и воспитателей детей, принявших участие в исследовании, выявили внешний критерий, по которому мы можем судить об эффективности проведенной работы. Мы получили следующие результаты, которые отражены в таблице № 7 «Отзывы родителей после проведенной работы».
Таблица №7 «Отзывы родителей после проведенной работы»
Родительские отзывы мы классифицировали на несколько групп, что отражено в таблице для удобства анализа. По данным отзывам можно судить о том, что коррекция страхов у детей из экспериментальной группы прошла успешно, а у детей из контрольной группы ситуация не изменилась ни в лучшую, ни в худшую сторону. Таким образом, данная работа удалась. Так же необходимо сравнить динамику проведенной коррекционной работы по двум группам, чтобы увидеть её эффективность. Это можно проследить по таблице № 8, представленной на странице 57. Анализ данных, полученных до коррекционной работы и после неё, позволяет сделать следующий вывод: в двух группах динамика изменения интенсивности страха (отмеченные цифрами от 1 до 5, то есть от менее интенсивной до самой большой – это 5) видна. Если взять на конкретном примере табличные данные, то это легко наблюдать: так ребенок из экспериментальной группы Ваня. И. до проведения коррекционной работы показывал следующие результаты: 552, то после сказкотерапии показал – 321, изменение произошло. Ребенок из контрольной группы Паша Э. показал следующее: до сказкотерапии – 455, после – 455, всё осталось без изменений.
Таблица № 8
Далее мы сравнивали отдельно по группам в процентном соотношении три группы страхов: медицинские, страх смерти и страх физического ущерба. Теперь мы можем наблюдать динамику изменений в экспериментальной группе: медицинские страхи до проведения сказкотерапии 10%, после 4%; страх смерти до – 75%, после -35%; физического ущерба до 15%, после – 5%. На странице 59 мы можем наблюдать динамику изменений в контрольной группе. Так в контрольной группе: медицинские страхи до – 15%, после – 15%; страх смерти до – 65%, после 60%; физического ущерба до – 20%, после 10%. То есть изменения малозначительны, в отличие от экспериментальной группы.
И соединив эти три группы страхов на одной диаграмме, мы можем наглядно представить динамику изменений после проведения коррекционной работы.
А если это тоже убрать? - Проведенная работа отражена в рисунках детей, которые представлены в приложении № 1. Рисунки дети делали индивидуально в кабинете психолога на коррекционных занятиях, были направлены на актуализацию страхов у данных детей. Исходя из полученного материала в ходе исследования, мы можем перейти к выводам. Выводы по третьей главе Итак, сравнив полученные данные по двум группам испытуемых, мы можем сделать следующие выводы: 1. Сказкотерапия – является универсальным методом при работе с детьми старшего дошкольного возраста. 2. Применение сказкотерапии при коррекции страхов в старшем дошкольном возрасте проходит более эффективно при взаимодействии родителей и ребенка. 3. Необходимо применять не только сказкотерапию, но и другие методы в коррекционной работе страхов. 4. Разыгрывание сказки требует предварительной подготовки (не менее одной недели). 5. Одним из эффективных способов коррекции страхов, помимо сказкотерапии, является рисование страха. 6. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют говорить о положительной динамике коррекционной работы в экспериментальной группе. 7. Мы работали с тремя распространенными группами страхов детей дошкольного возраста, хотя дети и проявили некоторые другие страхи, которые требуют дополнительной коррекции. 8. Разработка рекомендаций родителям по коррекции страхов значительно сокращает время такой работы.
Заключение Проблема психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста на сегодняшний день приобрела особую актуальность, так как возросло число детей, испытывающих различные страхи в данном возрасте. Что чаще всего связывают с беспорядочным просмотром телевизора вместе со взрослыми, неспокойной социальной ситуацией в стране, наличием страхов у взрослых и прочими причинами. Анализ динамики процесса психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующий вывод: произошли существенные изменения эмоционального состояния детей и социального поведения после применения метода сказкотерапии. Гипотеза исследования – метод сказкотерапии эффективен в отношении гармонизации эмоционального состояния и социального поведения детей старшего дошкольного возраста, испытывающих страх смерти, катастроф и медицинские страхи не была опровергнута. Системный подход к решению данной проблемы позволяет рассмотреть его в нескольких аспектах: социально – психологическом, психофизиологическом, общепсихологическом и психо - коррекционном. Наше исследование вскрыло сложную природу взаимосвязи страха и эмоционального состояния ребенка старшего дошкольного возраста, а так же взаимосвязи с социальным поведением в обществе. Результаты исследования могут использоваться в области коррекционной работы с данными группами страхов в детских дошкольных учреждениях. Но данная работа требует дальнейшего исследования.
Библиографический список 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1996. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. 3. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1999. 4. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2002. 5. Анохин Е.А. Эмоции.// Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. 6. Астахов С.Н. Лечебное действие слова. – Л.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962. 7. Бахур В.П. Эмоции: плюсы и минусы. – М., 1975. 8. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987. 9. Бодалев А.А. Психология общения. М.: ТЦ Сфера, 2006. 10. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. – Минск, 1999. 11. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990. 12. Воронов В.К. Психология детского рисунка. М.: Просвещение, 1987. 13. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М.: Изд-во ИПК И ПРНО, 1993. 14. Вроно М. Ш. О различных подходах к изучению нарушений поведения у детей и подростков. // Педиатрия, 1989, №3, с. 77- 88. 15. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002. 16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.4.- М.: Педагогика, 1984. 17. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1966. - № 6. 18. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1978. 19. Гарбузов В.И. Нервные дети.- М.: Медицина, 1990. 20. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: АО «Сфера», 1994. 21. Грегг М. Тайный мир рисунка. – СПб.: Деметра, 2003. 22. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – Пресс, 2004. 23. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., М., 1997. 24. Дубровина И.Я. Активные методы в работе школьного психолога. – М.: Просвещение, 1998. 25. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Изд- во «Модэк», 2002. 26. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2000. 27. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. – М.: Педагогика, 1986. 28. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – М.: Союз, 1997. 29. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1982. 30. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 1999. 31. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. 32. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2004. 33. Киселева М.В Арт – терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2007. 34. Копытин А.И. Основы арт – терапии. СПб.: Лань, 1999. 35. Копытин А.И. Теория и практика арт – терапии. СПб.: Питер, 2002. 36. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь. – М.: Генезис, 1999. 37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999. 38. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис, 2000. 39. Менджерицкая Д.В. О детском творчестве. – М.: Генезис, 2005. 40. Немов Р.С. Психология. В З кн. Кн. 2 Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. 41. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. 42. Панфилова М.А. Игротерапия общения.- М.: Изд-во «Гном и Д», 2002. Петровский А.В., Ярошевский В. Г. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512с. [2-е изд.расш.исп.доп.] 43. 44. 45. Соколова Н.Г. Неврозы у детей. – Ростов на Дону.: Феникс, 2003. 46. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: ВЛАДОС, 1995. 47. Шишова Т.В. Страхи – это серьёзно. – М.: Издательский дом «Искатель», 1997. 48. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М.: Наука, 1971.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.99.18 (0.01 с.) |