Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая психологическая коррекция

Поиск

Групповая форма проведения психокоррекционных ме­роприятий часто встречается при работе с детьми и подро­стками. Существует множество методов и теоретических под­ходов, описывающих процесс групповой психокоррекцион-ной работы. Более подробно с этими подходами можно ознакомиться в книгах К. Рудестам, Б.Д. Карвасарского и С. Ледера и др. В данном пособии хотелось бы остановиться на общих принципах отбора и функционирования групп,

II

И

показаниях и противопоказаниях к такой форме работы, а также описать наиболее типичные сценарии проведения груп­повых занятий в зависимости от проблем детей. Описанные далее методы могут применяться как в практике школьного психолога, так и в условиях больницы или консультативной службы.

Для ведения психокоррекционных групп желательно по­мещение, в котором все участники группы могли бы сво­бодно передвигаться, сидеть и видеть друг друга. Если пре­дусматривается проведение динамических, телесноориенти-рованных упражнений, то нужно мягкое покрытие на полу. При наличии средств, желательно оборудование: магнито­фон, видеокамера и видеомагнитофон, что позволяет про­вести запись группового занятия с целью ее последующего анализа. Проведение групповых психокоррекционных заня­тий может быть успешным при следующих состояниях:

1) страхах,

2) заикании,

3) высокой агрессивности,

4) нарушениях общения,

5) неадекватной самооценке и социальной дезадаптации,

6) эпизодическом наркопотреблении.
Противопоказанием для групповой коррекционной ра­
боты является:

0 наличие тяжелых психических расстройств (бреда, гал­
люцинаций, слабоумии),

1 выраженная двигательная расторможенность,

2 проблемы интимно-личностного характера (сексуаль­
ные нарушения, пережитые психотравмы и т. д.),

3 выраженная шизоидная психопатия,

4 наркомания 1-Й стадии,

• активное нежелание подростка работать в группе.

При некоторых состояниях индивидуальная работа ока­зывается значительно более эффективной, чем групповая. К этим состояниям относятся: нервная анорексия, навязчи­вости, ритуалы, тяжелые формы раннего детского аутизма и др.

При проведении групповой психокоррекционной рабо­ты с детьми и подростками желательно придерживаться сле­дующих принципов отбора группы:

1) относительная однородность группы по возрасту (раз­
ница не более 3 лет).

2) максимальная разнородность по акцентуациям,

3) у дошкольников и младших школьников возможно
функционирование группы мальчиков и девочек вместе, у
подростков — лучше отдельно:

4) в зависимости от характера группы ее численность
может быть разнообразной, но оптимальная — 5—10 чело­
век;

5) желательна закрытость группы (одни и те же участни­
ки работают на всех занятиях), но возможны и открытые
группы (со сменой участников).

Насколько хорошо участники группы знакомы друг с другом до начала занятий, имеет большое значение при некоторых формах работы, но редко зависит от желаний психолога; в групповых занятиях могут принимать участие ученики определенного класса, школы, сформировавшаяся делинквентная компания, пациенты отделения больницы и т. д. Только в некоторых случаях, при работе в консульта­тивных службах удается достичь анонимности участников группы. Перед началом работы в группе обязательно прове­дение тщательного патопсихологического обследования де­тей, консультация с лечащим врачом данного ребенка, со­гласие самого ребенка и его родителей на такую форму ра­боты.

Коррекция страхов

Система индивидуальной и групповой коррекции стра­хов у детей разработана А.И. Захаровым (1982). Она включа­ет в себя элементы арт-терапии, ролевых игр, семейной пси­хокоррекции. Применяется в основном для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В этом учеб­ном пособии дается краткое изложение основных этапов дан­ного метода.

Работа начинается с выяснения того, какие именно стра­хи имеются у ребенка. Затем проводится патопсихологичес­кая диагностика и определение уровня нарушений: страхи у здорового ребенка, невроз, страх как симптом при процес­суальном заболевании. В первом случае достаточно психоло­гической коррекции, во втором — помощь психолога и ле-

чение у психиатра или невропатолога, при процессуальном заболевании (шизофрении, периодическом психозе и т.д.) необходимо срочное лечение у психиатра.

Работа по коррекции страхов начинается индивидуаль­но, при этом ребенка просят нарисовать свой «страх» и пси­холог тщательно прячет его в коробку, объясняя, что это специальная «коробка страхов», в которой все страхи будут жить и ребенка не беспокоить. Затем, при последующих ви­зитах, ребенок включается в занятия с группой сверстни­ков (оптимальная численность группы 5-8 человек). В ходе групповых занятий ребенку создаются ситуации для дости­жения победы, успеха в играх. В каждое групповое занятие последовательно включаются игры и задания, способству­ющие преодолению страха. На начальных этапах кто-либо из других детей проигрывает ситуацию, вызывающую страх, и демонстрирует различные модели поведения в этой ситу­ации. Затем ребенок включается в игру и изображает объект своего страха в исполнении другого ребенка. В ходе занятий продолжается рисование: «Как я своего страха боюсь», «Как я своего страха не боюсь», «Как я к этому отношусь спо­койно». Эти рисунки являются важным этапом психологи­ческой коррекции и служат контролем успешности работы. В структуру занятий включаются упражнения, развивающие моторику ребенка, способствующие релаксации и группо­вому взаимодействию участников. Сам психолог выступает в роли участника-организатора игры и намеренно допускает неудачи в выполнении заданий, демонстрируя различные способы реакций на неуспех.

В качестве иллюстрации можно привести описание одно­го из занятий в фобической группе.

Участники: Антон, 7 лет — страх собак; Боря, 7 лет — страх бан­дитов; Вита, 8 лет — страх воров и вообще чужих, мужчин; Галя, 7 лет— страх привидений; Данила, 8 лет— страх учителей, отсут­ствие речи в школе. Психолог.

Начинается занятие с физкультурной разминки — переброс мяча по кругу, передача его через спину, игра в «замри». Психолог ошибается, роняет мяч чаще других участников, но вновь вступает в игру. Затем детям раздаются большие листы бумаги, фломастеры, гуашь и ножницы. Задание: нарисовать маску того персонажа, ко­торого боится ребенок, и вырезать ее. Психолог хвалит каждую ра-

боту, помогает ребенку дорисовать какие-то детали (если ребенок просит об этом). Психолог предлагает Даниле и Боре поменяться масками и разыграть встречу учителя с бандитом.

Учитель занимает место в отгороженном столами и стульями участке комнаты, «квартире». В дверь стучит бандит.

Учитель: Кто там?

Бандит: Это проверка газа!

Учитель: Покажите ваши документы.

Бандит: Открывай, а то дверь выломаю!

Учитель звонит в милицию.

Психолог предлагает Вите выполнить работу милиционера и от­вести бандита в тюрьму. Вита радостно соглашается и отводит. Пси­холог поздравляет всех детей с удачной игрой и предлагает поиг­рать Антону и Гале. Антон исполняет роль прохожего, а Галя (ис­пользуя маску собаки) потерявшегося щенка. Антон гладит «щенка», кормит его, отводит к себе «домой».

Затем психолог предлагает детям нарисовать картину «Какя сво­его страха не боюсь». Дети рисуют самостоятельно, без вмешатель­ства психолога. В результате появляются следующие картины: «Ан­тон кормит щенка», «Боря в милицейской форме задерживает бан­дита», «Вита звонит в милицию, в дверь лезет бандит», «Галяестторт вместе с привидением», «Данила пишет на доске, учитель сидит за столом». Психолог разрешает детям забрать эти рисунки домой.

Заканчивается занятие физкультурными упражнениями и под­вижными играми.

В ходе развития группы возможен этап агрессии к персо­нажам, которые ранее вызывали страх. Это нормальное яв­ление, и следует просто переждать его, постепенно форми­руя в процессе игр адекватные модели поведения. При воз­никновении соперничества, агрессии между участниками группы, можно дать им возможность выразить свои чувства в ходе ролевой игры и физкультуры. Критерием завершения работы группы является отсутствие страхов, избыточной агрессии, формирование навыков борьбы со страхом, нор­мализация поведения и ночного сна.

Работу с детьми, страдающими заиканием, проводит в основном логопед. Однако помимо логопедической коррек­ции, многие из них нуждаются в помощи психолога, осо­бенно при невротической форме заикания, страхе речи, нарушенной невербальной коммуникации. Психологическая

13. з.к. ш 385

коррекция при заикании должна быть направлена на выра­ботку навыков релаксации, общения, снятия страха речи. Оптимальным возрастным периодом для групповой психо-коррекционной работы с заикающимися является младший подростковый возраст (11—13 лет). У дошкольников и юно­шей целесообразнее бывает индивидуальная работа.

В ходе коррекции используется аутотренинг, тренинг вер­бальной и невербальной коммуникации, отработка навы­ков контактной связной речи и поведения в ситуациях эмо­ционального напряжения. Продолжительность групповой психологической коррекции обычно около 1—1,5 месяца при режиме 3 встреч в неделю. В ходе аутотренинга может быть использована стандартная схема AT либо «Настрои Сыти­на». Техники, требующие гипноза, погружения в состояние транса, требуют высокой квалификации психотерапевта и не рекомендуются к применению у детей и подростков, так как могут спровоцировать судорожные припадки, устойчи­вые нарушения сознания, привести к фиксации нежелатель­ных эмоциональных состояний.

Приведем краткую иллюстрацию одного занятия логопе­дической группы.

Участники: Андрей, 12 лет — неврозоподобное заикание; Ваня, 13 лет —• неврозоподобное заикание; Валя, 12 лет — неврозоподоб­ное заикание, страх речи; Гена, 11 лет — неврозоподобное заика­ние; Даша, 13 лет — невротическое заикание; Женя, 12 лет — не­вротическое заикание, тики.

Занятие начинается с разминки по невербальному выражению чувств: дети по очереди передают друг другу воображаемые пред­меты: «котенка», «змею», «корзинку с яйцами»... Затем им разда­ются карточки теста «Фрустрации Розенцвейга» и предлагается пре­вратить каждую ситуацию в диалог.

Ваня: Вот уже третий раз вы чините эти часы, но как только я приношу их домой, они останавливаются.

Андрей: Ну, я же не виноват! Наверное, они ломаются по доро­ге. Как вы их несете?

Ваня: Ну, нормально, в сумке!

Андрей: Им, наверное, вредна тряска, сейчас я их еще раз почи­ню, но несите их, пожалуйста, в руках и не трясите.

Ваня: Хорошо, попробую.

Затем диалоги обсуждаются в группе, проводится анализ спосо­бов, при которых участники приходят к взаимопониманию либо до­ходят до конфликта. Те диалоги, в которых возник конфликт либо кто-то из участников испытал страх, проигрываются еще раз дру­гой парой, пока не достигается конструктивное решение.

После этого детям раздаются карточки с написанными разнооб­разными глаголами в случайном порядке. Задача этого упражнения: составить связный рассказ о приключениях героя, используя глаго­лы. Каждый участник произносит по одной фразе.

Андрей: Черепашка-Нинзя вышел из дому и увидел перед собой космический корабль.

Ваня: Но, прежде чем отправиться путешествовать, он решил пообедать и съел любимую пиццу.

Валя: После сытного обеда он залез в ракету и заснул.

Гена: А пока он спал, ракета сама взлетела и сбросила его с кро­вати.

Даша: Но Нинзя не испугался, добрался до управления ракетой и спокойно устроился в кресле.

Женя: В это время на ракету напали космические пираты...

Игра продолжается, пока все участники не используют свои гла­голы. Цель этой игры — отработка навыка связной последователь­ной речи. Завершается занятие выполнением упражнений и ауто­генной тренировкой (AT).

Критерием успешности работы логопедической группы является способность подростка к связной, плавной диа­логической и монологической речи, отсутствие страха речи и неадекватных движений туловища в момент разговора. У подростков возможно завершение занятий какими-нибудь заданиями, требующими максимального применения при­обретенных навыков, особенно для них сложных. Это дела­ется для того, чтобы подросток убедился в том, чего он достиг во время занятий в группе и спокойно относился к обычным ситуациям общения в школе и дома. Примером таких «барьерных» заданий могут быть «интервью с прохо­жими на улице», «концерт» (где среди зрителей есть и не­знакомые люди) и т. д. При необходимости работа с заи­кающимися подростками может продолжаться индивиду­ально.

Принципы групповой психологической коррекции подрост­ков с агрессивным поведением были предложены К. Савицкой.

13*

Цели цикла таких занятий:

1) формирование у детей желания активно воздейство­
вать на собственное поведение;

2) овладение навыками продуктивного контакта;

3) умение модифицировать собственное поведение в си­
туациях, вызывающих агрессию.

Помещение для занятий должно быть большим, обеспе­чивать свободное, безопасное передвижение, желательно мягкое покрытие на полу. Коррекционная работа в группе этого типа включает в себя игровые упражнения, обсужде­ние проблем и особенностей поведения учащихся. Большое внимание уделяется формированию доброжелательных и от­крытых отношений в группе. Приведем примеры игр, соот­ветствующих разным типам развития группы.

Начальный этап (1 —2-е занятие).

Игра «Кто первый схватит предмет».

Группа разделяется на две команды. Задача команд — достать предмет, находящийся довольно далеко. Для этого нужно создать «живую цепь», прикрепленную с одной стороны, например, к двер­ной ручке. Расстояние до предмета больше длины цепи, так что уча­стникам приходится использовать другие способы соединения в цепи, например, рука —нога.

Промежуточный этап (соответствует 5 —6-му занятию).

Беседа в кругу.

Психолог начинает разговор, например: «В жизни каждого че­ловека возникают ситуации, которые его злят, раздражают так силь­но, что хочется кого-то обругать, ударить. Например, я больше все­го злюсь, когда... Бывают ли у вас такие ситуации? Попробуем об этом поговорить...» Психолог поощряет высказывания учащихся, записывает ситуации. При этом он следит, чтобы дети не формули­ровали критических оценок, замечаний, а просто накапливали «банк» ситуаций.

Промежуточный этап, 10— 11-е занятие.

Инспирированная импровизация.

Участники разбиваются на две команды. Каждая получает ситу­ацию — тему импровизации (например, «придирка на улице»). Надо показать сценку на эту тему, включив в нее фразы, данные психо­логом: «Слишком быстро теряю терпение», «Хочу поступить разум­но» и т. д. Затем сценки проигрываются и обсуждаются.

Заключительный этап, 14— 15-е занятие.

Игра «Пункт проката идей».

Участники сидят в кругу. Психолог предлагает всем вспомнить такую ситуацию, в которой подросток вел себя агрессивно, однако и сейчас не представляет другого типа поведения. Сейчас у них есть возможность одолжить у кого-то идею для решения этого вопроса. Участник, желающий одолжить идею, рассказывает о ситуации и выслушивает идеи членов группы.

Критерием успешного завершения занятий является ус­тановление открытой, спокойной атмосферы в группе и расширение диапазона вариантов поведения в конфликт­ных ситуациях у всех участников вне группы (дома, в школе и т. д.), что приводит к уменьшению агрессивности. Воз­можны нормализация самооценки участников, усиление навыков самоконтроля.

Нарушения навыков общения (избирательный мутизм, избыточная застенчивость, аграмматизмы в речи) также ус­пешно поддаются коррекции в условиях группы. Поскольку основная масса подростков с такими жалобами относится к сенситивной, психастенической и шизоидной акцентуации, полезно объединение их в группу подростков с лабильной и истероидной акцентуацией. Важной задачей психолога при такой работе является создание максимально доброжелатель­ной атмосферы, групповой поддержки, возможности мак­симально спонтанного самовыражения каждого члена груп­пы. Во время занятий широко применяются аутотренинг, ролевые игры, психодрама, элементы арт-терапии. В груп­пах младшего школьного возраста используется кукольный театр, у подростков — вымышленные имена участников и их биографии, что позволяет дополнительно создать атмос­феру безопасности. Широко используются задания, предло­женные Ф. Зимбардо (1991). На начальных этапах работы группы детям предоставляется возможность выразить свои чувства, отношения в рисунках, сочиненных рассказах и историях; затем, используя кукольный театр или изображе­ния персонажей, они разыгрывают сценки общения, по­степенно усиливая эмоциональную насыщенность сюжета. Большое внимание уделяется невербальной коммуникации: упражнения «Зеркало», «Дистанция общения» и т. д.

На завершающем этапе работы группы важно добиться перенесения усвоенных в группе навыков в реальную ситу-

ацию общения, усилить систему «домашних заданий» с их последующим обсуждением. Приведем фрагмент одного из занятий в группе общения.

Участник: Алиса, 13 лет — страх речи в школе; Джон, 14 лет — избирательный мутизм; Барби, 14 лет — страх общения с мальчика­ми; Влад, 13 лет — высокий уровень застенчивости.

Начинается занятие с обсуждения «домашнего задания»:

Психолог (П.): Как вам удалось справиться с заданием? Кто хо­чет рассказать?

Алиса: Я отправилась в магазин канцтоваров купить ручку и тет­ради. Продавщица смотрела телевизор, поэтому мне пришлось по­звать ее и объяснить, какая ручка и тетрадь мне нужны. Она меня вежливо выслушала, дала все, что надо. В начале было немного страшно, я чувствовала, что краснею, но потом я была очень доволь­на, что все это смогла.

П.: Молодец, Алиса! Как ты думаешь, теперь, когда ты будешь писать этой ручкой в школе, ты будешь чувствовать страх больше или меньше, чем раньше?

Алиса: Конечно, меньше, это будет как бы мой талисман.

П.: Хорошо, попробуй. А у тебя как были дела, Джон?

Джон: Я пошел в книжный, нашел там интересную фантастику, на ней не было написано цены. Я хотел спросить у продавца, сколь­ко стоит, но почувствовал, что не могу говорить. Тогда я вспомнил упражнения аутотренинга, которые мы делали в группе, и предста­вил этот вопрос «Сколько стоит сборник К. Саймака?», написан­ным на стенке. После этого мне осталось только прочесть этот воп­рос и я это лихо сделал. Купил книгу и уже прочел половину!. П.: Здорово! Попробуешь еще раз пообщаться с продавцом?

Джон: Да, теперь это кажется совсем нормальным делом.

Барби: А мне повезло! В очереди стояли одни бабушки, поэтому я могла говорить нормально!

Джон: А где же ты стояла?

Барби: В молочном!

Алиса: Да уж, было бы странно встретить там мальчишек.

Барби: А где же мне выполнять это задание?

Джон: Давай завтра зайдем в «Юный техник»?

Барби: Хорошо, я посмотрю там лоскуты.

П.: Барби, молодец, ты сегодня спокойно разговариваешь с Джо­ном, и завтра точно так же сможешь говорить в «Юном технике».

Барби: Попробую!

Необходимость в работе с группой подростков, эпизо­дически употребляющих наркотики, редко встречается в практике школьного психолога, однако в стационарах, кон­сультативных службах, а также в специальных учреждениях (ВТК, СПНД) необходимость такой работы очевидна. В ан­тинаркологических группах используется групповое обсуж­дение, психодрама, элементы гештальт-терапии, при необ­ходимости аутотренинг. Важной составной частью работы этой группы является обсуждение, проигрывание и усвое­ние опыта восстановления отношений с семьей.

Начинается функционирование этой группы с обсужде­ния и проигрывания ситуаций фрустрации, конфликтных отношений подростка с учителями, сверстниками, родите­лями. Когда будет возможно успешное разрешение конф­ликтов и в группе установится достаточно доверительная атмосфера, можно перейти к обсуждению и демонстрации феномена «группового давления» (игры типа «Плохая ком­пания»). Занятия с такой направленностью целесообразно продолжать до момента осознания подростками роли груп­пы в наркопотреблении и необходимости противостояния групповому давлению. Следующим этапом является обсуж­дение свойств самого наркотического вещества, возможность достижения того же эффекта другими средствами: AT, ме­дитативные техники и т. д. В заключение закрепляются на­выки общения с родителями, проводится формирование мо­тивации достижения, способов планирования и преодоле­ния препятствий.

Приведем фрагмент занятия в такой группе.

Участники: Дима, 16 лет — эпизодическое употребление гаши­ша; Таня, 16 лет — эпизодическое употребление гашиша; Алеша, 17 лет — эпизодическое употребление эфедрина; Ваня, Іблет — эпи­зодическое употребление опиатов; Олег, 15 лет — эпизодическое употребление циклодола.

Ваня: Да, когда я здесь, то все нормально, а вы бы попробовали моих предков выдержать! Целый день пилят! Сумки, стол обыски­вают, тут любой заупотребляет!

Психолог (П.): Да, тяжелый случай. А договориться с ними ты не пробовал?

Ваня: Тут попробуешь... орут сразу!

П.: Попробуем это сделать тут? Таня, будешь Ваниной мамой? У кого еще родители вредные?

Олег: Мои, наверное, еще хуже!

П.: Поиграешь роль Вани?

Олег: Да...

П.: А ты, Ваня, побудь сегодня своим папой.

Подростки выходят на отгороженное игровое пространство ка­бинета.

П.: Ваня, когда ты чаще всего ругаешься с родными?

Ваня: Когда хочу уйти куда-то, а они не пускают.

П.: Хорошо. Теперь «папа» с «мамой» попробуют поговорить с Ваней о его прогулках...

Начинается развитие сюжета, в ходе которого Ваня повторяет доводы своего отца, а Олег пытается с ним договориться. Заверша­ется сцена договором о времени возврата домой и необходимости (для родителей) познакомиться с друзьями Вани. Затем следует груп­повое обсуждение сюжета, поиск оптимальных путей общения с родителями, обсуждаются мотивы их поведения.

Критерием успешности работы группы является отказ ее участников от наркопотребления, нормализация отношений с семьей, участие в учебной и трудовой деятельности.

Подростки, не страдающие нервно-психическими забо­леваниями, но относящиеся к категории «трудновоспитуе­мые», также нуждаются в некоторых случаях в групповой психологической коррекции. При тщательном патопсихоло­гическом обследовании необходимо определить структуру внутриличностного конфликта подростка: неадекватные са­мооценка и стереотип поведения, особенности уровня при­тязаний, специфика ценностно-мотивационной сферы лич­ности и т. д. В зависимости от этого планируются цели рабо­ты группы. Однако необходимо подчеркнуть, что при уровне квалификации школьного психолога возможна только кор­рекция на поведенческом уровне. Личностные особенности подростка могут быть изменены только в том случае, если он сам в открыто выраженной просьбе выражает такое же­лание. Задачей группы может быть нормализация отноше­ний подростка с учителями, родителями, сверстниками, формирование адекватных форм общения. В структуру заня­тий включаются упражнения на групповую срабатываемость, преодоление ситуаций фрустрации, ролевые игры, группо-

вые обсуждения. Это позволяет улучшить социальную ори­ентированность подростка, способствует формированию от­ветственности, навыков самоконтроля.

Приведем пример тем для группового обсуждения:

0 Если бы школы вообще закрыли, на что бы вы трати­
ли время?

1 Было бы вам скучно?

2 В какие моменты вашей жизни вам было невыносимо
трудно?

3 Есть ли люди, которые почти никогда не скучают?

4 Всегда ли учеба бывает интересной?

5 Что бы вы предложили для того, чтобы в школе стало
интереснее?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.013 с.)