Невроз как проявление внутриличностного конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невроз как проявление внутриличностного конфликта



Существует еще одна группа дисгармонического психи­ческого развития личности — неврозы.

Неврозы — психогенные вегетосоматические расстройства непсихотического уровня, которые осознаются самим субъектом.

Исследованию неврозов как отдельного стиля личност­ного реагирования на ситуации посвящены труды В.Н. Мя-сищева; как психогенное заболевание личности невроз рас­сматривается Б.Д Карвасарским (1980). В зарубежных кон­цепциях невроза он представляется как патологическая

Зак. 367 C

форма компенсации несоответствия уровня притязаний и достижений, заторможенный процесс самореализации. Ис­следования неврозов в детском и подростковом возрасте ото­бражены в трудах А.И. Захарова (1988), Д.И. Исаева.

А.И. Захаров предлагает следующую схему формирова­ния неврозов у детей и подростков.

Схема формирования неврозов

Склонность (конституционный фактор)

Преморбидные особенности личности

Острая Психическая травматизация Хроническая

I

Неблагоприятные жизненные обстоятельства

Критическое нарастание психического напряжения

I

Место наименьшего сопротивления организма

Клиника неврозов

Биологическими особенностями ребенка, которые уве­личивают вероятность формирования невроза, являются наличие невропатии, выраженная доминанта одного из по­лушарий и т. д. Если объем родительских требований и тре­бований микросоциального окружения (детский садик,

школа) не превышает реальных возможностей ребенка, если его воспринимают таким, каким он есть, проявления не­вропатии исчезают к 9—10 годам. Однако часто родители не учитывают особенностей ребенка, в семье преобладает не­рациональный стиль воспитания: повышенная эмоциональ­ность, гиперсоциализация (невосприятие возрастных осо­бенностей, шалостей детей), чрезмерные надежды, кото­рые возлагаются на ребенка, гиперопека, особенно в сочетании с требованиями самостоятельности, завышенная тревога у родителей, супружеские конфликты и противоре­чия в подходах к воспитанию.

Ребенок неосознанно воспринимает нормы и идеалы сво­их родителей и старается им соответствовать. Если же это противоречит особенностям его нервной системы, темпе­раменту, интеллектуальным возможностям, возникает не­соответствие между желаемыми достижениями и реальным результатом. У ребенка в этой ситуации назревает внутри-личностный конфликт между целями, навязанными извне родителями, и собственными потребностями и мотивами.

Можно выделить несколько видов неврозов.

Истерический невроз в детском возрасте проявляется весь­ма разнообразно. Чаще всего встречаются эмоциональные нарушения, фобии, астении, ипохондрические проявления, двигательные расстройства. Психологическим механизмом возникновения этого состояния является противоречие меж­ду обостренной потребностью в эмоциональном признании со стороны родителей и невозможностью ее удовлетворе­ния. Это вызывает страх «быть не тем», быть нелюбимым для значимых людей. Страхи и эмоциональные реакции в виде слезливости, раздражительности всегда тесно связаны с конкретной ситуацией, рассчитаны на определенного «зри­теля», демонстративны. Страхи не имеют большой стойкос­ти, легко изменяется их содержание.

К двигательным нарушениям при истерическом неврозе относятся судорожные припадки, параличи, нарушения походки и чувствительности.

Истерические судорожные припадки ситуационно обус­ловлены, без «зрителей» случаются редко. Ребенок падает на пол, кричит, плачет, размахивает руками и ногами. На­блюдается покраснение лица, шеи, усиленное потоотделе-

7* 195

ниє, иногда спазм гортани с временным прерыванием ды­хания. Продолжительность этого состояния может быть от нескольких минут до 2—3 часов. К школьному возрасту эти припадки часто изменяют свой характер и проявляются в виде обмороков или напоминают приступы бронхиальной астмы.

Встречается такое проявление как истерическая рвота, не связанная с приемом пищи и возникающая при значи­тельном эмоциональном напряжении, например, утром пе­ред школой, и не встречающаяся в каникулы и выходные дни.

Возможны также нарушения движений конечностей — истерический паралич, писчий спазм. Иногда, после значи­тельной психотравмирующей ситуации, возникает истери­ческий мутизм — невозможность говорить. При этом дети охотно пишут или сообщают о своих желаниях жестами.

Проявление истерических симптомов связано со стрем­лением привлечь к себе внимание, наличием условной при­ятности и желательности нарушения, которое делает воз­можным избавление от неприятной ситуации.

Одним из наиболее частых проявлений невроза в детс­ком возрасте является фобический невроз. Он характеризует­ся упорным страхом перед чем-либо, что может повредить жизни и здоровью ребенка (страх заражения, острых пред­метов, смерти). Другой формой страхов является страх дея­тельности в определенной обстановке (отвечать у доски, общаться с незнакомыми людьми и т. д.). У детей страхи отличаются конкретностью, образностью представлений и ощущений. При неврозе страха основой нарушений являет­ся психологическое противоречие — между выраженным инстинктом самосохранения и слабостью защитных меха­низмов, которое проявляется страхом «быть ничем», не су­ществовать. Возникающий страх сопровождается покрасне­нием либо побледнением лица, дрожью, потоотделением, прекращением действия. Страх возникает после конкретной психотравмирующей ситуации и отчетливо осознается самим ребенком. Эмоциональная реакция на это состояние вызыва­ет «страх страха». Стремление избавиться от него в сочетании с примитивными, символическими формами мышления порождает ритуалы.

Ритуалы — определенные действия, совершаемые ребен­ком с целью избежать переживания страха. Часто трудно понять, каким образом ритуальное действие может повли­ять на ситуацию возникновения страха, но оно успокаивает ребенка, снижает напряженность фобии.

Так, например, девочка 10 лет боялась «плохих отметок» и чтобы «все в школе было хорошо», она стучала по батаре­ям во всех подъездах по дороге в школу. После этих ритуаль­ных действий она могла успешно отвечать в школе, если же воздерживалась от них, испытывала сильный страх, меша­ющий отвечать на уроках. Ритуалы могут видоизменяться, расширяться и со временем сами становиться источником тревоги и опасений.

Следующую группу неврозов представляет невроз навяз­чивых состояний. Он может проявляться в виде навязчивых движений, действий, иногда мыслей, счета, сомнений.

Противоречие между чувством и долгом, эмоциональ­ными и рациональными страхами вызывает центральный страх изменения, страх «быть не собой», и проявляется в виде навязчивостей, обсессивного невроза.

Навязчивые действия и движения, в отличие от ритуа­лов, не связаны с каким-либо осознанным страхом, ребе­нок испытывает смутное напряжение, тревогу, которая ос­лабевает после совершения действия и усиливается, если какое-то время воздерживаться от него. Ребенок понимает чуждость этих действий и иногда стремится воздерживать­ся от них либо выполнять их незаметно от окружающих. Действия могут быть различными: дотрагивания до пред­метов, постукивание, многократное одевание и раздева­ние и т. д.

В младшем школьном возрасте возможно появление на­вязчивых мыслей, представлений, действий и т. п. Ребенок стремится избавиться от них, «переработать», осознать их причины. Навязчивые мысли и действия мешают нормаль­ному развитию ребенка, сужают круг его интересов. Все силы ребенка уходят на борьбу с навязчивостями.

При патопсихологическом обследовании детей с невро­зами отмечается истощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу.

Часто недостаточен объем или переключаемое^ (при неврозе навязчивых состояний) внимания. Механическое и смысловое запоминание — в пределах нормы. Мышление логично, с соответствующим возрасту уровнем интеллекту­альных достижений. Часто при обследовании отмечается не­равномерность развития полушарий: преобладание функци­онирования правого (при истерическом и фобическом не­врозе) или левого (при ритуалах и навязчивостях) полушария. Это можно обнаружить при исследовании уровня достиже­ний в тестах вербального и невербального интеллекта.

Самооценка занижена, часто выражена уверенность в плохой оценке со стороны окружающих. Отмечается хруп­кость уровня притязаний.

В речи часто встречаются высказывания «должно — не должно», «правильно — неправильно». При выполнении за­даний по методике ТАТ в рассказах детей часто встречается описание психотравмирующеи ситуации и проекция невро­тического конфликта.

Итак, мы рассмотрели особенности дисгармонического психического развития личности. Проявления этого вида от­клонений весьма разнообразны, а некоторые диаметрально противоположны. Однако первопричина дисгармоническо­го психического развития общая, она кроется в нарушениях функционирования высшей нервной деятельности.

Успешность социальной адаптации таких детей во много зависит от взрослых, которые живут вместе с ними (роди­телей и других родственников), и от тех лиц, которые зани­маются их воспитанием профессионально: педагогов, пси­хологов, врачей. Следует отметить, что учащиеся с дисгар­моническим психическим развитием есть в каждой обычной школе. Поэтому в задачи школьного психолога входит на­блюдение за ними с целью предупреждения декомпенса­ции, а также помощь педагогам в осуществлении индивиду­ального подхода к этим ученикам.

Контрольные вопросы

1. Какие состояния относятся к дисгармоническому личностному раз­
витию?

2. В чем состоит связь поведенческих проявлений и базальных уров­
ней эмоциональной регуляции?

3. Какие виды психопатий проявляются уже в дошкольном возрасте?

4. Какие способы компенсации возможны при каждом виде психопатии?

5. В чем состоят психологические механизмы формирования невроза?

6. Какие виды неврозов наблюдаются в детском и подростковом воз­
расте?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Олег А. Ученик 1-го класса. Обратилась учительница с жалобой на нарушения поведения: отказывается выходить из клас­са на переменах, участвовать в занятиях физкультурой, иногда не отвечает у доски. Успеваемость неравномерная: хорошо дается ма­тематика, чтение, при грамматически правильном письме, устойчи­во необычный почерк.

Из беседы с родителями выяснилось, что мальчик на неодно­кратные попытки отдать его в детский сад реагировал крайне бо­лезненно и поэтому воспитывался дома. Рано научился говорить, охотно общается со взрослыми, интересуется астрономией, знает все созвездия. К школе относится с интересом, но до сих пор не знает ни одного из своих одноклассников по имени. Движения неловкие, до сих пор мать помогает ему одеваться, а иногда и кормит.

При психологическом иссл.едовании контакт устанавливается не сразу, только после разговора об астрономии. Однако страха, стес­нительности испытуемый не проявляет. Отношение к заданиям не­равномерное — от некоторых пассивные отказы, некоторые выпол­няются с интересом. Механическое запоминание успешно. Работо­способность равномерная. Внимание не нарушено. «Исключения» и «обобщения» иногда выполняются по слабым признакам: «Лодка, тачка и велосипед похожи — двигаются при помощи человека, а мотоцикл от них отличается — ему нужен бензин»; с помощью — правильные решения. Описания картин ТАТ эмоционально не на­сыщены, часто выдвигаются 2 — 3 версии происходящего. «Несуще­ствующее животное» черного цвета на колесах, но не роботообраз­ное. Самооценка {по методике «Лесенка самооценок») слабо диф­ференцирована, отсутствует представление об отношении к себе со стороны окружающих, выражено негативное отношение к одно­классникам: «Шумят, пристают, толкаются, вообще глупые». Школь­ная тревожность средняя, возникает в ситуациях ответа на уроке, занятиях на физкультуре. Уроки физкультуры вызывают отвраще­ние и содержанием — трудно выполнять гимнастические упражне-

ния, ловить мяч и т. д., и тем, что одноклассники смотрят на него; не нравится и процесс переодевания. Отмечается легкий страх физи­ческого контакта.

1. С чем связаны нарушения поведения у Олега?

2. Какие можно рекомендовать мероприятия?

Задача 2. Роман В. Ученик 3-го класса. Обратилась мать в связи с непонятным для нее поведением сына. На каникулах ребенок от­казывался от некоторых прогулок, экскурсий. Однажды, когда мать купила ему новую рубашку, он разорвал ее на клочья и выбросил в окно. Мальчик не разрешает матери убирать в его комнате, пере­ставлять вещи. По словам учительницы, Роман очень аккуратный, средних способностей, учится неравномерно. В классе охотно вы­полняет одно общественное поручение — поливает и выращивает растения. Иногда бывают малопонятные вспышки гнева; если де­рется с ребятами, с трудом может остановиться. Любит командо­вать более слабыми и младшими ребятами.

При психологическом исследовании отмечается затрудненная врабатываемость, инертность психических процессов. Объем и пе-реключаемость внимания несколько недостаточны. Механическое и смысловое запоминание успешно. Уровень обобщения — возраст­ная норма. Самооценка несколько завышена. Школьная тревож­ность низкая. «Несуществующее животное» изображается в виде динозавра с большим количеством шипов и зубов. Испытуемый при­знает свою любовь к порядку, дисциплине. Свое поведение дома объясняет тем, что мама делает все быстро, не предупреждая его заранее о прогулках, покупках и т. д. Жалуется на иногда возника­ющую злость, злопамятность.

1. С чем связаны нарушения поведения у Романа?

2. Какие можно дать рекомендации?

Задача 3. Лена П. Ученица 5-го класса. Обратился классный ру­ководитель с жалобой на резкое снижение успеваемости, постоян­но подавленное настроение и плаксивость девочки. Из беседы с ма­мой выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. При­близительно с 7 лет стали проявляться колебания настроения и самочувствия: периоды веселья, высокой работоспособности сме­няются спадами активности, жалобами на свое здоровье, снижени­ем настроения. В последнее время эти колебания стали более выра­женными и длительными — до 3 — 4 недель. При этом Лена пытает-

ся усердно учиться, сидит часами за уроками, часто плачет, жалует­ся, что стала «тупой», «неспособной». Тяжело переживает появив­шиеся «2» и «3» по некоторым предметам.

При патопсихологическом обследовании отмечается легкое сни­жение работоспособности, медленный темп сенсомоторных реак­ций. Объем и концентрация внимания не нарушены, но привлечь внимание к выполнению заданий достаточно сложно. Механичес­кое запоминание успешно. Уровень обобщения не снижен, искаже­ний мышления не отмечается. При описании картин ТАТ — проек­ция идей самообвинения. По «шкале дифференцированных эмо­ций» преобладают эмоции тоски, страха, вины. Самооценка резко занижена, но девочка считает, что окружающие относятся к ней лучше, чем она того заслуживает.

1. С чем связаны нарушения поведения у Лены?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 4. Таня С. Ученица 3-го класса. Обратилась за консуль­тацией мать девочки. С начала нового учебного года Таня перешла в другую школу, родители сменили квартиру. Девочка тяжело пере­живала переезд, со страхом ожидала учебного года. С середины сен­тября появились непонятные действия: девочка стала постукивать по столу во время приготовления уроков, писать только одной и той же ручкой. В последнее время появились жалобы на головную боль, боли в сердце и животе. По характеру, по мнению мамы, девочка спокойная, несколько пугливая. С детства отличается большой ак­куратностью, всегда содержит в полном порядке свои вещи, игруш­ки, учебники. Переживает, если кто-то из близких приходит домой поздно. В школе усидчивая, добросовестная, учится на «4» и «5», тяжело переживает случайные «3». С детьми общается, но близких подруг нет.

При патопсихологическом обследовании отмечается равномерно низкий темп сенсомоторики. Работоспособность не снижена. Меха­ническое и смысловое запоминание успешно. Переключаемость и распределение внимания несколько недостаточны. Уровень обобще­ния соответствует возрастной норме, но иногда имеется 2 — 3 вари­анта решения с сомнениями в их правильности. Описания картин ТАТ отражают тревогу за состояние здоровья домашних. Отмеча­ется высокая школьная тревожность. Самооценка адекватная, диф­ференцированная, при некоторых затруднениях в восприятии мне­ния окружающих. Свое поведение девочка объясняет сильным стра-

II

ком, возникающим при приготовлении уроков: «Постукиваю все­гда 3 раза по дереву, чтобы не получить двойку». Стремится изба­виться от этого состояния, хочет стать более уверенной.

1. Каковы причины такого состояния девочки?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 5. Юля Б. Ученица 4-го класса. Обратилась мама по ини­циативе классного руководителя в связи с нарушениями поведения. Педагога беспокоит то, что девочка стремится привлечь к себе вни­мание, рассказывает странные фантастические истории, в которых сама является главной героиней: то ее похищали инопланетяне, то нападают бандиты и шпионы и т. д. Учится девочка неравномерно, в зависимости от интереса к предмету и конкретной теме. Мама Юли также замечает склонность дочки к фантазированию, но жалуется и на то, что с первых лет жизни девочка была нетерпима к требова­ниям и запретам. Добиваясь своего, падает на пол, кричит, стучит ногами и руками. Такие реакции сохранились и в школьном возра­сте. Часто на любые требования реагирует громким плачем. Любит привлекать к себе внимание гостей, поет, танцует, рассказывает о своих успехах в школе.

При патопсихологическом обследовании отмечается быстрый темп сенсомоторики. Высокая работоспособность сочетается с яв­лениями пресыщаемое™. Объем, переключение и распределение внимания — высокая норма, произвольная концентрация несколь­ко затруднена. Механическая память — в пределах нормы. «Исклю­чения» и «обобщения» производятся на основании существенных признаков, однако есть субъективно-значимые решения. Самооцен­ка завышена, но выражена неуверенность в отношении к себе со стороны учителей и одноклассников. Отмечается высокий, неустой­чивый уровень притязаний.

1. В чем причины нарушений поведения у Юли?

1. Что можно порекомендовать?

Задача 6. Ян 3. Учащийся 2-го класса. Обратился отец по иници­ативе учительницы в связи с нарушениями поведения сына. Ребе­нок учится хорошо, легко справляется с программой, но внезапные вспышки гнева, драки препятствуют его пребыванию в школе. В последнее время Ян избил 2 одноклассников (один из них попал в больницу), порвал дневник, уходил несколько раз с уроков. Дома поведение тоже не лучшее: кричит, бросает на пол посуду, рвет кни-

ги и учебники. После этого огорчается, обещает исправиться. Та­кие особенности характера стали проявляться примерно с 3 лет, до этого ребенок рос и развивался нормально: ходить, говорить начал своевременно. В детском саду также постоянно были жалобы на нарушения поведения: драки, рискованные поступки (ходил по кры­ше детского сада и т. п.).

При патопсихологическом обследовании испытуемый быстро вступает в контакт, отношение к заданиям несколько избиратель­ное. Выражена пресыщаемость. Темп сенсомоторики ускорен. Объем, переключаемость внимания — высокая норма. Механичес­кое запоминание успешно, мышление логично, с опорой на суще­ственные признаки. При исследовании личности отмечается диф­ференцированная самооценка, испытуемый отмечает у себя раздра­жительность, вспыльчивость. Жалуется на то, что не может остановиться во время вспышки гнева.

1. В чем причины нарушений поведения Яна?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 7. Зоя Л. Ученица 3-го класса. Обратилась мама с жало­бой на навязчивые движения у дочери — стремление выдергивать волосы. Учится девочка хорошо, в школе поведение примерное. Со слов мамы, родилась девочка недоношенной, в течение первого года жизни состояла на учете у невропатолога. Росла несколько медли­тельной, однако все навыки осваивала своевременно. Тяжело пере­живала поступление в детский сад, долго привыкала. С детьми об­щительная, но обидчивая, долго не может помириться после ссоры. В школу пошла вовремя, учится хорошо, стремится к лидерству, но некоторая медлительность и обидчивость не позволяют занять же­лаемое положение в классе. В последнее время появились навязчи­вые движения — выдергивание волос, которое усиливается при просмотре волнующих ее телепередач, тревогах.

При патопсихологическом обследовании отмечается снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторики, истощаемость по гипостеническому типу. Объем внимания и переключаемость несколько недостаточны. Механическое запоминание — в границах нормы. Мышление логично, последовательно. Отмечается некото­рая инертность эмоциональных состояний. Самооценка адекватная. Отмечается внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязаний и страхом быть не на высоте.

1. В чем причина указанного состояния Зои?

2. Какие можно дать рекомендации?

Рекомендуемая литература

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964.

Гроисман А.Л. Акцентуации характера и неврозы у школьников // Пси-

хол. журн. 1984. № 5. С. 127-136. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,

1980. Диагностика и лечение истерического невроза и невроза навязчивых

состояний у детей и подростков: Метод, рекомендации. Л., 1977. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Л., 1980. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ

В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

У ПОДРОСТКОВ

Для подросткового возраста характерны некоторые спе­цифические отклонения в психическом развитии. Если ка­кое-либо нарушение психического развития отмечалось в младшем возрасте, к подростковому оно может несколько видоизмениться. К подростковому возрасту относится пери­од от 11 до 14 лет (±2 года). В это время происходит много­уровневая перестройка организма, завершается формирова­ние личности. На гормональном уровне происходит активи­зация работы гипофиза, половых желез, щитовидной железы. Это приводит к значительному увеличению роста и массы тела, появлению вторичных половых признаков. В этом воз­расте происходит дальнейшее развитие памяти, особенно смысловой, произвольного внимания, моторики. Активно развивается логическое и абстрактное мышление. Подрос­ток уже вполне способен к восприятию математических, физических и философских абстрактных понятий.

Происходят изменения со стороны мотивационной сфе­ры личности, — наряду с учебной мотивацией на первый план начинает выступать потребность в общении со сверст­никами, усвоение ценностей и норм подростковой среды. По отношению к родителям проявляются признаки реак­ции эмансипации в диапазоне от отстаивания своей точки зрения по тем или иным вопросам до побегов из дома. В связи с активным формированием личности в этот период заостряются особенности характера, его акцентуации. Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходит ин­тенсивное формирование как организма, так и личности, целью которого является переход из детского состояния во взрослое. Зависимость от родителей и других взрослых по­степенно сменяется ориентацией на сверстников, а в даль­нейшем — на самого себя.

I

Эта трансформация предъявляет большие требования как к центральной нервной системе подростка, так и к систе­ме его ценностей, норм и убеждений, сформировавшейся ранее.

У подростков с дебильностью к подростковому возрасту улучшается житейская ориентированность, формирование навыков самообслуживания и труда. В то же время может быть и декомпенсация — сексуальная расторможенность, агрессивность, участие (в качестве исполнителя) в группах делинквентных подростков. Задержки психического разви­тия обычно компенсируются; могут оставаться только не­зрелость личности и мотивации при инфантилизме; у под­ростков с психофизическим инфантилизмом может быть за­держка темпов полового созревания.

У подростков с органическим поражением ЦНС насту­пает относительная компенсация интеллектуальных нару­шений, но могут усиливаться явления астении и наруше­ния поведения. Если ребенок болел с детства эпилепсией, то (при несвоевременном лечении) к подростковому возра­сту у него нарастают интеллектуальный дефект, изменения личности, усиливаются проявления жестокости.

При патопсихологическом обследовании подростков сле­дует уделять большое внимание выявлению уровня разви­тия интеллекта, особенностям структуры мышления, лич­ностным особенностям. Это особенно важно в тех случаях, когда перед психологом, обследующим подростка, постав­лены вопросы судебно-психологической, военной и трудо­вой экспертизы.

При патопсихологическом обследовании подростков с акцентуациями и психопатическим развитием следует уде­лять особое внимание диагностике типа акцентуации, оп­ределению вероятности ее перерастания в психопатию, склонность к делинквентности и алкоголизации. Необходи­мо также изучение самооценки испытуемого, его уровня при­тязаний, особенностей прогноза дальнейшего развития своей личности и планирования своего жизненного пути. Жела­тельно выявить особенности реакций в ситуации фрустра­ции, наличие признаков тревожности и агрессии. В беседе с родителями уточняется тип семейного воспитания, нали­чие психотравмирующих факторов. Это позволяет провести

дифференциальную диагностику акцентуации и психопатии и наметить пути дальнейшей коррекционной работы.

АКЦЕНТУАЦИИ И ПСИХОПАТИИ

Акцентуация характера — это крайние варианты нор­мы, при которых отдельные черты характера чрезмерно уси­лены.

При этом у подростков отмечается повышенная чувстви­тельность к определенным психотравмирующим воздействи­ям при хорошей устойчивости к другим. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, в отличие от других типов, «слабые места».

Акцентуации обычно проявляются в подростковом воз­расте, в период становления характера и несколько сглажи­ваются по мере взросления. Исследованию акцентуаций по­священы труды К. Леонгарда, А.Е. Личко, А.А. Александ­рова и др. Частота встречаемости акцентуаций у подростков различна. Среди учащихся обычных школ количество ак­центуированных подростков колеблется от 42 до 62%. Среди подростков с отклоняющимся поведением акцентуанты со­ставляют 66%, а среди подростков, совершивших правона­рушения, — 87% (исследования Н.Я. Иванова, А.К. Вдови­ченко и др.).

В отличие от психопатий, акцентуации не являются за­болеваниями, а относятся к вариантам нормы. Критериями, различающими акцентуацию и психопатию, могут быть сле­дующие признаки:

1) акцентуации ярко проявляются только в подростко­
вом возрасте, а психопатии — в течение всей жизни;

2) проявление особенностей характера при акцентуаци­
ях бывает в определенных ситуациях, а при психопатиях —
независимо от ситуаций;

3) при акцентуации редко возникает социальная дез­
адаптация и возможен возврат к норме; при психопатии со­
циальная дезадаптация бывает значительно чаще;

4) при акцентуации нарушения поведения, декомпенса­
ции возникают как ответ на строго определенный тип пси-
хотравмирующей ситуации, при психопатии — при любых
психотравмах, а иногда и без видимых причин.

I

Для диагностики акцентуаций в подростковом возрасте желательно использование методики психодиагностическо­го опросника (ПДО) (А.Е. Личко), но возможно и приме­нение методики Шмишека'.

Типы подростковых акцентуаций характера по ПДО:

0 Гипертимный.

1 Циклоидный.

2 Лабильный.

3 Астено-невротический.

4 Сенситивный.

5 Психастенический.

6 Шизоидный.

7 Эпилептоидный.

8 Истероидный.

9 Неустойчивый.

10 Конформный.

Типы акцентуированных личностей по К. Леонгарду:

11 Гипертимический.

12 Аффективно-лабильный.

13 Аффективно-экзальтированный.

14 Эмотивный.

15 Тревожный.

16 Педантичный.

17 Интровертированный.

18 Возбудимый.

19 Демонстративный.

20 Экстравертированный.

21 Застревающий.

22 Дистимический.

Возможно существование смешанных типов акцентуаций: гипертимно-циклоидный, лабильно-сенситивный, астено-истероидный и т. д. У А.Е. Личко вычленяется 20 вариантов таких смешанных типов. Приведем краткие характеристики каждого из основных типов акцентуаций.

Гипертимный тип. Подростки с этой акцентуацией отли­чаются хорошим настроением, высоким жизненным тону­сом, неудержимой активностью. У них сильно выражены эк­страверсия, стремление к неформальному лидерству в ком-

 

Разработана на основе концепции К. Леонгарда.

пании сверстников. Высокая подвижность нервных процес­сов приводит к тому, что они легко адаптируются к новой и быстро меняющейся обстановке. Самооценка несколько за­вышена, планы на будущее оптимистичны и быстро меня­ются.

Нарушения адаптации возникают при попытке ввести таких подростков в строго регламентированный режим, ог­раничить их активность, а также при выполнении монотон­ной деятельности в одиночестве, и проявляются в побегах, нарушениях поведения.

Циклоидный тип. Характеризуется обычно кратковремен­ными (1—2 недели) колебаниями настроения— от повы­шенного к депрессивному. В фазе пониженного настроения отмечается снижение работоспособности, потеря интереса к школе, увлечениям, компании. Неудачи и мелкие конф­ликты тяжело переживаются и могут привести к мыслям о своей виновности, неполноценности. В этой фазе плохо пе­реносится изменение жизненных стереотипов (переезд, сме­на школы и т. п.). В маниакальной фазе циклоидные подро­стки похожи на гипертимных. Самооценка может показать­ся на первый взгляд противоречивой: подросток оценивает себя как активного и пассивного, общительного и замкну­того одновременно. При более тщательном опросе выясня­ется продолжительность перепадов настроения.

Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя из­менчивость настроения, которое может изменяться несколь­ко раз в течение дня по ничтожным и незаметным для окру­жающих поводам. Подростки этого типа точно чувствуют от­ношение к себе со стороны других людей и остро на него реагируют. У них высокая потребность в сочувствии, сопе­реживании со стороны близких. К лидерству эти подростки не стремятся, предпочитают теплые эмоциональные кон­такты с небольшой группой друзей. К декомпенсации мо­жет привести эмоциональное отвержение со стороны зна­чимых лиц, утрата родственников. Декомпенсация проявля­ется в усилении эмоциональной лабильности, приступах плача, спадах настроения, возможны попытки самоубий­ства, уходы из дома.

Сенситивный тип. У этого типа две главные черты — боль­шая впечатлительность и заниженная самооценка. Среди

посторонних, в непривычной обстановке проявляются зам­кнутость, тревожность. С незнакомыми трудны даже поверх­ностные, формальные контакты. Со знакомыми бывают до­статочно общительными и откровенными. При самооценке подростки этого типа находят в себе множество разнообраз­ных недостатков, особенно в области волевых качеств. К декомпенсации может привести ситуация несправедливого обвинения, неблагожелательного внимания со стороны ок­ружающих. Это приводит к депрессивным переживаниям, иногда нарушениям поведения.

Психастенический тип. Подросткам этого типа свойствен­ны нерешительность, склонность к рассуждательству (т. е. к длительным и бесплодным рассуждениям), опасения за бу­дущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу. Нерешительность проявляется особенно сильно, когда надо сделать самостоятельный выбор. К декомпенсации приводит необходимость принимать быстрые решения, отвечать за других (назначение старостой, руководителем группы свер­стников). При усилении тревоги легко возникают навязчи­вости и ритуалы (см. гл. 7). Самооценка несколько заниже­на, иногда противоречива — включаются не только реаль­ные черты, но и желанные.

Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность, тревога о состоянии своего здоровья. Утомляемость особенно прояв­ляется при умственных нагрузках и в обстановке соревно­ваний. К декомпенсации приводит необходимость дости­гать высоких результатов (занятия в престижных лицеях, гимназиях). При утомлении наступают вспышки раздражи­тельности по ничтожному поводу, усиливается беспокой­ство о состоянии своего здоровья, может возникнуть не­вроз.

Шизоидный тип. Отмечается замкнутостью и недостатком интуиции в процессе общения. Трудно установить нефор­мальный эмоциональный контакт, особенно со сверстни­ками. Эмпатия развита недостаточно. Внутренний мир под­ростка почти всегда закрыт для других и заполнен фантази­ями, увлечениями.

Труднее всего переносятся ситуации, связанные с необ­ходимостью установления эмоциональных неформальных

контактов (пребывание в оздоровительном лагере, санато­рии) либо со стремлением родителей вторгнуться во внут­ренний мир подростка или ограничить его увлечения.

Самооценка адекватна. В отличие от психопатии, никог­да не отмечаются расстройства мышления.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к постепенному накоплению раздражения и поиску объек­та, на котором можно было бы сорвать зло. Бывают присту­пы злобно-тоскливого настроения. Эмоциональные взрывы частые и продолжительные. Лидерство проявляется как стрем­ление властвовать над сверстниками. Инертность психичес­ких процессов проявляется во всех видах деятельности. В ка­честве компенсации инертности может возникать педантич­ность, склонность к повышенной аккуратности.

К декомпенсации может привести смена обстановки (из­менение места жительства, школы), рождение младших де­тей в семье. Декомпенсация часто проявляется в усилении жестокости, ревности к младшим членам семьи.

Истероидный тип. Основными чертами являются жажда внимания, восхищения, эгоцентризм. Внешняя выразитель­ность, театральность переживаний не всегда соответствуют реальной интенсивности чувств. У подростков с истероид-ной акцентуацией часто встречается избыточное фантази­рование, как попытка привлечь к себе внимание. Декомпен­сация возникает при игнорировании таких подростков со стороны взрослых и сверстников и проявляется в виде нару­шений поведения, иногда самооговоров, демонстративных побегов из дома.

Неустойчивый тип. Главная черта этого типа — постоян­ное стремление к развлечениям, удовольствиям, смене впе­чатлений. При необходимости исполнения обязанностей, долга, достижения целей (поставленных родителями) от­мечается недостаточность настойчивости. Неустойчивые под­ростки часто попадают в делинквентные компании, в кото­рых занимают подчиненное положение. К своему будуще­му эти подростки равнодушны, у них нарушена способность к прогнозу дальнейшего развития ситуации. Выраженная декомпенсация и нарушения поведения возникают в усло­виях безнадзорности и проявляются в бродяжничестве, про­гулах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.084 с.)