Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невроз как проявление внутриличностного конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует еще одна группа дисгармонического психического развития личности — неврозы. Неврозы — психогенные вегетосоматические расстройства непсихотического уровня, которые осознаются самим субъектом. Исследованию неврозов как отдельного стиля личностного реагирования на ситуации посвящены труды В.Н. Мя-сищева; как психогенное заболевание личности невроз рассматривается Б.Д Карвасарским (1980). В зарубежных концепциях невроза он представляется как патологическая Зак. 367 C форма компенсации несоответствия уровня притязаний и достижений, заторможенный процесс самореализации. Исследования неврозов в детском и подростковом возрасте отображены в трудах А.И. Захарова (1988), Д.И. Исаева. А.И. Захаров предлагает следующую схему формирования неврозов у детей и подростков. Схема формирования неврозов Склонность (конституционный фактор) Преморбидные особенности личности Острая Психическая травматизация Хроническая I Неблагоприятные жизненные обстоятельства Критическое нарастание психического напряжения I Место наименьшего сопротивления организма Клиника неврозов Биологическими особенностями ребенка, которые увеличивают вероятность формирования невроза, являются наличие невропатии, выраженная доминанта одного из полушарий и т. д. Если объем родительских требований и требований микросоциального окружения (детский садик, школа) не превышает реальных возможностей ребенка, если его воспринимают таким, каким он есть, проявления невропатии исчезают к 9—10 годам. Однако часто родители не учитывают особенностей ребенка, в семье преобладает нерациональный стиль воспитания: повышенная эмоциональность, гиперсоциализация (невосприятие возрастных особенностей, шалостей детей), чрезмерные надежды, которые возлагаются на ребенка, гиперопека, особенно в сочетании с требованиями самостоятельности, завышенная тревога у родителей, супружеские конфликты и противоречия в подходах к воспитанию. Ребенок неосознанно воспринимает нормы и идеалы своих родителей и старается им соответствовать. Если же это противоречит особенностям его нервной системы, темпераменту, интеллектуальным возможностям, возникает несоответствие между желаемыми достижениями и реальным результатом. У ребенка в этой ситуации назревает внутри-личностный конфликт между целями, навязанными извне родителями, и собственными потребностями и мотивами. Можно выделить несколько видов неврозов. Истерический невроз в детском возрасте проявляется весьма разнообразно. Чаще всего встречаются эмоциональные нарушения, фобии, астении, ипохондрические проявления, двигательные расстройства. Психологическим механизмом возникновения этого состояния является противоречие между обостренной потребностью в эмоциональном признании со стороны родителей и невозможностью ее удовлетворения. Это вызывает страх «быть не тем», быть нелюбимым для значимых людей. Страхи и эмоциональные реакции в виде слезливости, раздражительности всегда тесно связаны с конкретной ситуацией, рассчитаны на определенного «зрителя», демонстративны. Страхи не имеют большой стойкости, легко изменяется их содержание. К двигательным нарушениям при истерическом неврозе относятся судорожные припадки, параличи, нарушения походки и чувствительности. Истерические судорожные припадки ситуационно обусловлены, без «зрителей» случаются редко. Ребенок падает на пол, кричит, плачет, размахивает руками и ногами. Наблюдается покраснение лица, шеи, усиленное потоотделе- 7* 195 ниє, иногда спазм гортани с временным прерыванием дыхания. Продолжительность этого состояния может быть от нескольких минут до 2—3 часов. К школьному возрасту эти припадки часто изменяют свой характер и проявляются в виде обмороков или напоминают приступы бронхиальной астмы. Встречается такое проявление как истерическая рвота, не связанная с приемом пищи и возникающая при значительном эмоциональном напряжении, например, утром перед школой, и не встречающаяся в каникулы и выходные дни. Возможны также нарушения движений конечностей — истерический паралич, писчий спазм. Иногда, после значительной психотравмирующей ситуации, возникает истерический мутизм — невозможность говорить. При этом дети охотно пишут или сообщают о своих желаниях жестами. Проявление истерических симптомов связано со стремлением привлечь к себе внимание, наличием условной приятности и желательности нарушения, которое делает возможным избавление от неприятной ситуации. Одним из наиболее частых проявлений невроза в детском возрасте является фобический невроз. Он характеризуется упорным страхом перед чем-либо, что может повредить жизни и здоровью ребенка (страх заражения, острых предметов, смерти). Другой формой страхов является страх деятельности в определенной обстановке (отвечать у доски, общаться с незнакомыми людьми и т. д.). У детей страхи отличаются конкретностью, образностью представлений и ощущений. При неврозе страха основой нарушений является психологическое противоречие — между выраженным инстинктом самосохранения и слабостью защитных механизмов, которое проявляется страхом «быть ничем», не существовать. Возникающий страх сопровождается покраснением либо побледнением лица, дрожью, потоотделением, прекращением действия. Страх возникает после конкретной психотравмирующей ситуации и отчетливо осознается самим ребенком. Эмоциональная реакция на это состояние вызывает «страх страха». Стремление избавиться от него в сочетании с примитивными, символическими формами мышления порождает ритуалы. Ритуалы — определенные действия, совершаемые ребенком с целью избежать переживания страха. Часто трудно понять, каким образом ритуальное действие может повлиять на ситуацию возникновения страха, но оно успокаивает ребенка, снижает напряженность фобии. Так, например, девочка 10 лет боялась «плохих отметок» и чтобы «все в школе было хорошо», она стучала по батареям во всех подъездах по дороге в школу. После этих ритуальных действий она могла успешно отвечать в школе, если же воздерживалась от них, испытывала сильный страх, мешающий отвечать на уроках. Ритуалы могут видоизменяться, расширяться и со временем сами становиться источником тревоги и опасений. Следующую группу неврозов представляет невроз навязчивых состояний. Он может проявляться в виде навязчивых движений, действий, иногда мыслей, счета, сомнений. Противоречие между чувством и долгом, эмоциональными и рациональными страхами вызывает центральный страх изменения, страх «быть не собой», и проявляется в виде навязчивостей, обсессивного невроза. Навязчивые действия и движения, в отличие от ритуалов, не связаны с каким-либо осознанным страхом, ребенок испытывает смутное напряжение, тревогу, которая ослабевает после совершения действия и усиливается, если какое-то время воздерживаться от него. Ребенок понимает чуждость этих действий и иногда стремится воздерживаться от них либо выполнять их незаметно от окружающих. Действия могут быть различными: дотрагивания до предметов, постукивание, многократное одевание и раздевание и т. д. В младшем школьном возрасте возможно появление навязчивых мыслей, представлений, действий и т. п. Ребенок стремится избавиться от них, «переработать», осознать их причины. Навязчивые мысли и действия мешают нормальному развитию ребенка, сужают круг его интересов. Все силы ребенка уходят на борьбу с навязчивостями. При патопсихологическом обследовании детей с неврозами отмечается истощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу. Часто недостаточен объем или переключаемое^ (при неврозе навязчивых состояний) внимания. Механическое и смысловое запоминание — в пределах нормы. Мышление логично, с соответствующим возрасту уровнем интеллектуальных достижений. Часто при обследовании отмечается неравномерность развития полушарий: преобладание функционирования правого (при истерическом и фобическом неврозе) или левого (при ритуалах и навязчивостях) полушария. Это можно обнаружить при исследовании уровня достижений в тестах вербального и невербального интеллекта. Самооценка занижена, часто выражена уверенность в плохой оценке со стороны окружающих. Отмечается хрупкость уровня притязаний. В речи часто встречаются высказывания «должно — не должно», «правильно — неправильно». При выполнении заданий по методике ТАТ в рассказах детей часто встречается описание психотравмирующеи ситуации и проекция невротического конфликта. Итак, мы рассмотрели особенности дисгармонического психического развития личности. Проявления этого вида отклонений весьма разнообразны, а некоторые диаметрально противоположны. Однако первопричина дисгармонического психического развития общая, она кроется в нарушениях функционирования высшей нервной деятельности. Успешность социальной адаптации таких детей во много зависит от взрослых, которые живут вместе с ними (родителей и других родственников), и от тех лиц, которые занимаются их воспитанием профессионально: педагогов, психологов, врачей. Следует отметить, что учащиеся с дисгармоническим психическим развитием есть в каждой обычной школе. Поэтому в задачи школьного психолога входит наблюдение за ними с целью предупреждения декомпенсации, а также помощь педагогам в осуществлении индивидуального подхода к этим ученикам. Контрольные вопросы 1. Какие состояния относятся к дисгармоническому личностному раз 2. В чем состоит связь поведенческих проявлений и базальных уров 3. Какие виды психопатий проявляются уже в дошкольном возрасте? 4. Какие способы компенсации возможны при каждом виде психопатии? 5. В чем состоят психологические механизмы формирования невроза? 6. Какие виды неврозов наблюдаются в детском и подростковом воз ЗАДАЧИ Задача 1. Олег А. Ученик 1-го класса. Обратилась учительница с жалобой на нарушения поведения: отказывается выходить из класса на переменах, участвовать в занятиях физкультурой, иногда не отвечает у доски. Успеваемость неравномерная: хорошо дается математика, чтение, при грамматически правильном письме, устойчиво необычный почерк. Из беседы с родителями выяснилось, что мальчик на неоднократные попытки отдать его в детский сад реагировал крайне болезненно и поэтому воспитывался дома. Рано научился говорить, охотно общается со взрослыми, интересуется астрономией, знает все созвездия. К школе относится с интересом, но до сих пор не знает ни одного из своих одноклассников по имени. Движения неловкие, до сих пор мать помогает ему одеваться, а иногда и кормит. При психологическом иссл.едовании контакт устанавливается не сразу, только после разговора об астрономии. Однако страха, стеснительности испытуемый не проявляет. Отношение к заданиям неравномерное — от некоторых пассивные отказы, некоторые выполняются с интересом. Механическое запоминание успешно. Работоспособность равномерная. Внимание не нарушено. «Исключения» и «обобщения» иногда выполняются по слабым признакам: «Лодка, тачка и велосипед похожи — двигаются при помощи человека, а мотоцикл от них отличается — ему нужен бензин»; с помощью — правильные решения. Описания картин ТАТ эмоционально не насыщены, часто выдвигаются 2 — 3 версии происходящего. «Несуществующее животное» черного цвета на колесах, но не роботообразное. Самооценка {по методике «Лесенка самооценок») слабо дифференцирована, отсутствует представление об отношении к себе со стороны окружающих, выражено негативное отношение к одноклассникам: «Шумят, пристают, толкаются, вообще глупые». Школьная тревожность средняя, возникает в ситуациях ответа на уроке, занятиях на физкультуре. Уроки физкультуры вызывают отвращение и содержанием — трудно выполнять гимнастические упражне- ния, ловить мяч и т. д., и тем, что одноклассники смотрят на него; не нравится и процесс переодевания. Отмечается легкий страх физического контакта. 1. С чем связаны нарушения поведения у Олега? 2. Какие можно рекомендовать мероприятия? Задача 2. Роман В. Ученик 3-го класса. Обратилась мать в связи с непонятным для нее поведением сына. На каникулах ребенок отказывался от некоторых прогулок, экскурсий. Однажды, когда мать купила ему новую рубашку, он разорвал ее на клочья и выбросил в окно. Мальчик не разрешает матери убирать в его комнате, переставлять вещи. По словам учительницы, Роман очень аккуратный, средних способностей, учится неравномерно. В классе охотно выполняет одно общественное поручение — поливает и выращивает растения. Иногда бывают малопонятные вспышки гнева; если дерется с ребятами, с трудом может остановиться. Любит командовать более слабыми и младшими ребятами. При психологическом исследовании отмечается затрудненная врабатываемость, инертность психических процессов. Объем и пе-реключаемость внимания несколько недостаточны. Механическое и смысловое запоминание успешно. Уровень обобщения — возрастная норма. Самооценка несколько завышена. Школьная тревожность низкая. «Несуществующее животное» изображается в виде динозавра с большим количеством шипов и зубов. Испытуемый признает свою любовь к порядку, дисциплине. Свое поведение дома объясняет тем, что мама делает все быстро, не предупреждая его заранее о прогулках, покупках и т. д. Жалуется на иногда возникающую злость, злопамятность. 1. С чем связаны нарушения поведения у Романа? 2. Какие можно дать рекомендации? Задача 3. Лена П. Ученица 5-го класса. Обратился классный руководитель с жалобой на резкое снижение успеваемости, постоянно подавленное настроение и плаксивость девочки. Из беседы с мамой выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. Приблизительно с 7 лет стали проявляться колебания настроения и самочувствия: периоды веселья, высокой работоспособности сменяются спадами активности, жалобами на свое здоровье, снижением настроения. В последнее время эти колебания стали более выраженными и длительными — до 3 — 4 недель. При этом Лена пытает- ся усердно учиться, сидит часами за уроками, часто плачет, жалуется, что стала «тупой», «неспособной». Тяжело переживает появившиеся «2» и «3» по некоторым предметам. При патопсихологическом обследовании отмечается легкое снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторных реакций. Объем и концентрация внимания не нарушены, но привлечь внимание к выполнению заданий достаточно сложно. Механическое запоминание успешно. Уровень обобщения не снижен, искажений мышления не отмечается. При описании картин ТАТ — проекция идей самообвинения. По «шкале дифференцированных эмоций» преобладают эмоции тоски, страха, вины. Самооценка резко занижена, но девочка считает, что окружающие относятся к ней лучше, чем она того заслуживает. 1. С чем связаны нарушения поведения у Лены? 2. Что можно порекомендовать? Задача 4. Таня С. Ученица 3-го класса. Обратилась за консультацией мать девочки. С начала нового учебного года Таня перешла в другую школу, родители сменили квартиру. Девочка тяжело переживала переезд, со страхом ожидала учебного года. С середины сентября появились непонятные действия: девочка стала постукивать по столу во время приготовления уроков, писать только одной и той же ручкой. В последнее время появились жалобы на головную боль, боли в сердце и животе. По характеру, по мнению мамы, девочка спокойная, несколько пугливая. С детства отличается большой аккуратностью, всегда содержит в полном порядке свои вещи, игрушки, учебники. Переживает, если кто-то из близких приходит домой поздно. В школе усидчивая, добросовестная, учится на «4» и «5», тяжело переживает случайные «3». С детьми общается, но близких подруг нет. При патопсихологическом обследовании отмечается равномерно низкий темп сенсомоторики. Работоспособность не снижена. Механическое и смысловое запоминание успешно. Переключаемость и распределение внимания несколько недостаточны. Уровень обобщения соответствует возрастной норме, но иногда имеется 2 — 3 варианта решения с сомнениями в их правильности. Описания картин ТАТ отражают тревогу за состояние здоровья домашних. Отмечается высокая школьная тревожность. Самооценка адекватная, дифференцированная, при некоторых затруднениях в восприятии мнения окружающих. Свое поведение девочка объясняет сильным стра- II ком, возникающим при приготовлении уроков: «Постукиваю всегда 3 раза по дереву, чтобы не получить двойку». Стремится избавиться от этого состояния, хочет стать более уверенной. 1. Каковы причины такого состояния девочки? 2. Что можно порекомендовать? Задача 5. Юля Б. Ученица 4-го класса. Обратилась мама по инициативе классного руководителя в связи с нарушениями поведения. Педагога беспокоит то, что девочка стремится привлечь к себе внимание, рассказывает странные фантастические истории, в которых сама является главной героиней: то ее похищали инопланетяне, то нападают бандиты и шпионы и т. д. Учится девочка неравномерно, в зависимости от интереса к предмету и конкретной теме. Мама Юли также замечает склонность дочки к фантазированию, но жалуется и на то, что с первых лет жизни девочка была нетерпима к требованиям и запретам. Добиваясь своего, падает на пол, кричит, стучит ногами и руками. Такие реакции сохранились и в школьном возрасте. Часто на любые требования реагирует громким плачем. Любит привлекать к себе внимание гостей, поет, танцует, рассказывает о своих успехах в школе. При патопсихологическом обследовании отмечается быстрый темп сенсомоторики. Высокая работоспособность сочетается с явлениями пресыщаемое™. Объем, переключение и распределение внимания — высокая норма, произвольная концентрация несколько затруднена. Механическая память — в пределах нормы. «Исключения» и «обобщения» производятся на основании существенных признаков, однако есть субъективно-значимые решения. Самооценка завышена, но выражена неуверенность в отношении к себе со стороны учителей и одноклассников. Отмечается высокий, неустойчивый уровень притязаний. 1. В чем причины нарушений поведения у Юли? 1. Что можно порекомендовать? Задача 6. Ян 3. Учащийся 2-го класса. Обратился отец по инициативе учительницы в связи с нарушениями поведения сына. Ребенок учится хорошо, легко справляется с программой, но внезапные вспышки гнева, драки препятствуют его пребыванию в школе. В последнее время Ян избил 2 одноклассников (один из них попал в больницу), порвал дневник, уходил несколько раз с уроков. Дома поведение тоже не лучшее: кричит, бросает на пол посуду, рвет кни- ги и учебники. После этого огорчается, обещает исправиться. Такие особенности характера стали проявляться примерно с 3 лет, до этого ребенок рос и развивался нормально: ходить, говорить начал своевременно. В детском саду также постоянно были жалобы на нарушения поведения: драки, рискованные поступки (ходил по крыше детского сада и т. п.). При патопсихологическом обследовании испытуемый быстро вступает в контакт, отношение к заданиям несколько избирательное. Выражена пресыщаемость. Темп сенсомоторики ускорен. Объем, переключаемость внимания — высокая норма. Механическое запоминание успешно, мышление логично, с опорой на существенные признаки. При исследовании личности отмечается дифференцированная самооценка, испытуемый отмечает у себя раздражительность, вспыльчивость. Жалуется на то, что не может остановиться во время вспышки гнева. 1. В чем причины нарушений поведения Яна? 2. Что можно порекомендовать? Задача 7. Зоя Л. Ученица 3-го класса. Обратилась мама с жалобой на навязчивые движения у дочери — стремление выдергивать волосы. Учится девочка хорошо, в школе поведение примерное. Со слов мамы, родилась девочка недоношенной, в течение первого года жизни состояла на учете у невропатолога. Росла несколько медлительной, однако все навыки осваивала своевременно. Тяжело переживала поступление в детский сад, долго привыкала. С детьми общительная, но обидчивая, долго не может помириться после ссоры. В школу пошла вовремя, учится хорошо, стремится к лидерству, но некоторая медлительность и обидчивость не позволяют занять желаемое положение в классе. В последнее время появились навязчивые движения — выдергивание волос, которое усиливается при просмотре волнующих ее телепередач, тревогах. При патопсихологическом обследовании отмечается снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторики, истощаемость по гипостеническому типу. Объем внимания и переключаемость несколько недостаточны. Механическое запоминание — в границах нормы. Мышление логично, последовательно. Отмечается некоторая инертность эмоциональных состояний. Самооценка адекватная. Отмечается внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязаний и страхом быть не на высоте. 1. В чем причина указанного состояния Зои? 2. Какие можно дать рекомендации? Рекомендуемая литература Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964. Гроисман А.Л. Акцентуации характера и неврозы у школьников // Пси- хол. журн. 1984. № 5. С. 127-136. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980. Диагностика и лечение истерического невроза и невроза навязчивых состояний у детей и подростков: Метод, рекомендации. Л., 1977. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Л., 1980. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990. СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ У ПОДРОСТКОВ Для подросткового возраста характерны некоторые специфические отклонения в психическом развитии. Если какое-либо нарушение психического развития отмечалось в младшем возрасте, к подростковому оно может несколько видоизмениться. К подростковому возрасту относится период от 11 до 14 лет (±2 года). В это время происходит многоуровневая перестройка организма, завершается формирование личности. На гормональном уровне происходит активизация работы гипофиза, половых желез, щитовидной железы. Это приводит к значительному увеличению роста и массы тела, появлению вторичных половых признаков. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие памяти, особенно смысловой, произвольного внимания, моторики. Активно развивается логическое и абстрактное мышление. Подросток уже вполне способен к восприятию математических, физических и философских абстрактных понятий. Происходят изменения со стороны мотивационной сферы личности, — наряду с учебной мотивацией на первый план начинает выступать потребность в общении со сверстниками, усвоение ценностей и норм подростковой среды. По отношению к родителям проявляются признаки реакции эмансипации в диапазоне от отстаивания своей точки зрения по тем или иным вопросам до побегов из дома. В связи с активным формированием личности в этот период заостряются особенности характера, его акцентуации. Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходит интенсивное формирование как организма, так и личности, целью которого является переход из детского состояния во взрослое. Зависимость от родителей и других взрослых постепенно сменяется ориентацией на сверстников, а в дальнейшем — на самого себя. I Эта трансформация предъявляет большие требования как к центральной нервной системе подростка, так и к системе его ценностей, норм и убеждений, сформировавшейся ранее. У подростков с дебильностью к подростковому возрасту улучшается житейская ориентированность, формирование навыков самообслуживания и труда. В то же время может быть и декомпенсация — сексуальная расторможенность, агрессивность, участие (в качестве исполнителя) в группах делинквентных подростков. Задержки психического развития обычно компенсируются; могут оставаться только незрелость личности и мотивации при инфантилизме; у подростков с психофизическим инфантилизмом может быть задержка темпов полового созревания. У подростков с органическим поражением ЦНС наступает относительная компенсация интеллектуальных нарушений, но могут усиливаться явления астении и нарушения поведения. Если ребенок болел с детства эпилепсией, то (при несвоевременном лечении) к подростковому возрасту у него нарастают интеллектуальный дефект, изменения личности, усиливаются проявления жестокости. При патопсихологическом обследовании подростков следует уделять большое внимание выявлению уровня развития интеллекта, особенностям структуры мышления, личностным особенностям. Это особенно важно в тех случаях, когда перед психологом, обследующим подростка, поставлены вопросы судебно-психологической, военной и трудовой экспертизы. При патопсихологическом обследовании подростков с акцентуациями и психопатическим развитием следует уделять особое внимание диагностике типа акцентуации, определению вероятности ее перерастания в психопатию, склонность к делинквентности и алкоголизации. Необходимо также изучение самооценки испытуемого, его уровня притязаний, особенностей прогноза дальнейшего развития своей личности и планирования своего жизненного пути. Желательно выявить особенности реакций в ситуации фрустрации, наличие признаков тревожности и агрессии. В беседе с родителями уточняется тип семейного воспитания, наличие психотравмирующих факторов. Это позволяет провести дифференциальную диагностику акцентуации и психопатии и наметить пути дальнейшей коррекционной работы. АКЦЕНТУАЦИИ И ПСИХОПАТИИ Акцентуация характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом у подростков отмечается повышенная чувствительность к определенным психотравмирующим воздействиям при хорошей устойчивости к другим. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, в отличие от других типов, «слабые места». Акцентуации обычно проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера и несколько сглаживаются по мере взросления. Исследованию акцентуаций посвящены труды К. Леонгарда, А.Е. Личко, А.А. Александрова и др. Частота встречаемости акцентуаций у подростков различна. Среди учащихся обычных школ количество акцентуированных подростков колеблется от 42 до 62%. Среди подростков с отклоняющимся поведением акцентуанты составляют 66%, а среди подростков, совершивших правонарушения, — 87% (исследования Н.Я. Иванова, А.К. Вдовиченко и др.). В отличие от психопатий, акцентуации не являются заболеваниями, а относятся к вариантам нормы. Критериями, различающими акцентуацию и психопатию, могут быть следующие признаки: 1) акцентуации ярко проявляются только в подростко 2) проявление особенностей характера при акцентуаци 3) при акцентуации редко возникает социальная дез 4) при акцентуации нарушения поведения, декомпенса I Для диагностики акцентуаций в подростковом возрасте желательно использование методики психодиагностического опросника (ПДО) (А.Е. Личко), но возможно и применение методики Шмишека'. Типы подростковых акцентуаций характера по ПДО: 0 Гипертимный. 1 Циклоидный. 2 Лабильный. 3 Астено-невротический. 4 Сенситивный. 5 Психастенический. 6 Шизоидный. 7 Эпилептоидный. 8 Истероидный. 9 Неустойчивый. 10 Конформный. Типы акцентуированных личностей по К. Леонгарду: 11 Гипертимический. 12 Аффективно-лабильный. 13 Аффективно-экзальтированный. 14 Эмотивный. 15 Тревожный. 16 Педантичный. 17 Интровертированный. 18 Возбудимый. 19 Демонстративный. 20 Экстравертированный. 21 Застревающий. 22 Дистимический. Возможно существование смешанных типов акцентуаций: гипертимно-циклоидный, лабильно-сенситивный, астено-истероидный и т. д. У А.Е. Личко вычленяется 20 вариантов таких смешанных типов. Приведем краткие характеристики каждого из основных типов акцентуаций. Гипертимный тип. Подростки с этой акцентуацией отличаются хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, неудержимой активностью. У них сильно выражены экстраверсия, стремление к неформальному лидерству в ком-
Разработана на основе концепции К. Леонгарда. пании сверстников. Высокая подвижность нервных процессов приводит к тому, что они легко адаптируются к новой и быстро меняющейся обстановке. Самооценка несколько завышена, планы на будущее оптимистичны и быстро меняются. Нарушения адаптации возникают при попытке ввести таких подростков в строго регламентированный режим, ограничить их активность, а также при выполнении монотонной деятельности в одиночестве, и проявляются в побегах, нарушениях поведения. Циклоидный тип. Характеризуется обычно кратковременными (1—2 недели) колебаниями настроения— от повышенного к депрессивному. В фазе пониженного настроения отмечается снижение работоспособности, потеря интереса к школе, увлечениям, компании. Неудачи и мелкие конфликты тяжело переживаются и могут привести к мыслям о своей виновности, неполноценности. В этой фазе плохо переносится изменение жизненных стереотипов (переезд, смена школы и т. п.). В маниакальной фазе циклоидные подростки похожи на гипертимных. Самооценка может показаться на первый взгляд противоречивой: подросток оценивает себя как активного и пассивного, общительного и замкнутого одновременно. При более тщательном опросе выясняется продолжительность перепадов настроения. Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое может изменяться несколько раз в течение дня по ничтожным и незаметным для окружающих поводам. Подростки этого типа точно чувствуют отношение к себе со стороны других людей и остро на него реагируют. У них высокая потребность в сочувствии, сопереживании со стороны близких. К лидерству эти подростки не стремятся, предпочитают теплые эмоциональные контакты с небольшой группой друзей. К декомпенсации может привести эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, утрата родственников. Декомпенсация проявляется в усилении эмоциональной лабильности, приступах плача, спадах настроения, возможны попытки самоубийства, уходы из дома. Сенситивный тип. У этого типа две главные черты — большая впечатлительность и заниженная самооценка. Среди посторонних, в непривычной обстановке проявляются замкнутость, тревожность. С незнакомыми трудны даже поверхностные, формальные контакты. Со знакомыми бывают достаточно общительными и откровенными. При самооценке подростки этого типа находят в себе множество разнообразных недостатков, особенно в области волевых качеств. К декомпенсации может привести ситуация несправедливого обвинения, неблагожелательного внимания со стороны окружающих. Это приводит к депрессивным переживаниям, иногда нарушениям поведения. Психастенический тип. Подросткам этого типа свойственны нерешительность, склонность к рассуждательству (т. е. к длительным и бесплодным рассуждениям), опасения за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу. Нерешительность проявляется особенно сильно, когда надо сделать самостоятельный выбор. К декомпенсации приводит необходимость принимать быстрые решения, отвечать за других (назначение старостой, руководителем группы сверстников). При усилении тревоги легко возникают навязчивости и ритуалы (см. гл. 7). Самооценка несколько занижена, иногда противоречива — включаются не только реальные черты, но и желанные. Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность, тревога о состоянии своего здоровья. Утомляемость особенно проявляется при умственных нагрузках и в обстановке соревнований. К декомпенсации приводит необходимость достигать высоких результатов (занятия в престижных лицеях, гимназиях). При утомлении наступают вспышки раздражительности по ничтожному поводу, усиливается беспокойство о состоянии своего здоровья, может возникнуть невроз. Шизоидный тип. Отмечается замкнутостью и недостатком интуиции в процессе общения. Трудно установить неформальный эмоциональный контакт, особенно со сверстниками. Эмпатия развита недостаточно. Внутренний мир подростка почти всегда закрыт для других и заполнен фантазиями, увлечениями. Труднее всего переносятся ситуации, связанные с необходимостью установления эмоциональных неформальных контактов (пребывание в оздоровительном лагере, санатории) либо со стремлением родителей вторгнуться во внутренний мир подростка или ограничить его увлечения. Самооценка адекватна. В отличие от психопатии, никогда не отмечаются расстройства мышления. Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к постепенному накоплению раздражения и поиску объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Бывают приступы злобно-тоскливого настроения. Эмоциональные взрывы частые и продолжительные. Лидерство проявляется как стремление властвовать над сверстниками. Инертность психических процессов проявляется во всех видах деятельности. В качестве компенсации инертности может возникать педантичность, склонность к повышенной аккуратности. К декомпенсации может привести смена обстановки (изменение места жительства, школы), рождение младших детей в семье. Декомпенсация часто проявляется в усилении жестокости, ревности к младшим членам семьи. Истероидный тип. Основными чертами являются жажда внимания, восхищения, эгоцентризм. Внешняя выразительность, театральность переживаний не всегда соответствуют реальной интенсивности чувств. У подростков с истероид-ной акцентуацией часто встречается избыточное фантазирование, как попытка привлечь к себе внимание. Декомпенсация возникает при игнорировании таких подростков со стороны взрослых и сверстников и проявляется в виде нарушений поведения, иногда самооговоров, демонстративных побегов из дома. Неустойчивый тип. Главная черта этого типа — постоянное стремление к развлечениям, удовольствиям, смене впечатлений. При необходимости исполнения обязанностей, долга, достижения целей (поставленных родителями) отмечается недостаточность настойчивости. Неустойчивые подростки часто попадают в делинквентные компании, в которых занимают подчиненное положение. К своему будущему эти подростки равнодушны, у них нарушена способность к прогнозу дальнейшего развития ситуации. Выраженная декомпенсация и нарушения поведения возникают в условиях безнадзорности и проявляются в бродяжничестве, прогулах. Конформный тип. Подростки этого типа стремятся к чрезмерному приспособлению к окружающему. Они живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», ничем не выделяться из среды сверстников. Декомпенсация наступает, если подросток попадает в делинквентную среду. Они с трудом переносят новое окружение, крутую ломку жизненных стереотипов; самооценочные суждения доступны им только с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.015 с.) |