Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования нарушений психических процессов↑ Стр 1 из 48Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
и состояний у детей...................................................................... 34 2.1. Особенности исследования психических процессов и состояний у детей.................................................................... 34 2. Патопсихологическое обследование детей 3. Исследование психических процессов у детей 4. Нейропсихологическое обследование детей...................... 60 Методы исследования отклонений в личностном развитии детей.................................................................................... 71 3.1. Методы интегральной оценки личности ребенка в контексте его социальной ситуации развития................. 72 3.2. Методы исследования структурных компонентов Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности.............................................................. 95 1. Причины возникновения отклонений в личностном 2. Первичные и вторичные дефекты........................................ 106 3. Частные и общие нарушения развития.............................. 109 4. Нарушения межфункционального взаимодействия.... 117 4.1............................................................................................................ 5. Нарушения темпа психического развития......................................... 124 1. Задержка психического развития........................................ 124 2. Недоразвитие психических процессов............................... 133 6. Органические нарушения психики.............................................. 149 1. Минимальная мозговая дисфункция................................... 149 2. Нарушения межполушарного взаимодействия............... 151 3. Расстройства речи.................................................................... 153 4. Эпилепсия и эписиндром........................................................ 157 5. Ранний детский аутизм............................................................ 161 7. Дисгармоническое развитие личности.......................................... 174 1. Нарушения эмоциональной регуляции как основа 2. Психологическая структура психопатий................. 176 3. Невроз как проявление внутриличностного Специфика нарушений в психическом развитии у подростков..................................................................................... 205 1. Акцентуации и психопатии................................................... 207 2. Неврозы у подростков............................................................. 213 3. Начальные проявления психических заболеваний........ 218 4. Нарушения влечений............................................................... 225 5. Психологическая помощь в кризисных состояниях.... 233 9. Причины, сущность и формы проявления социальной 9.1. Нарушение взаимоотношений ребенка и взрослого как первоисточник социальной дезадаптации........ 245 2. Новообразования в структуре личности ребенка, 3. Типология социально дезадаптированного поведения 264 4. Делинквентное и криминальное поведение как крайние формы социальной дезадаптации.............. 276 9.4.1. Асоциальные группировки........................................... 279 Ю.Аддиктивное поведение несовершеннолетних............................ 291 10.1. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте........................................................ 292 10.1.1. Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте............................................ 294 J0.2. Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков.......................................................... 297 1. Гиперпротекция.................... 298 2. Гипопротекция..................... 300 ]Q.l 3. Неконгруэнтность в общении; альтернирующее воспитание.................................... 302 10.3. Влияние отклонений в развитии психики ребенка на возникновение аддиктивного поведения...................... 306 10.4. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению................................................... 310 1. Мотивационная сфера................................................. 314 2. Самосознание, образ «Я»........................................... 317 3. Противоречивость самооценки и уровня 10.5. Динамика злоупотребления психотропными веществами 1. Этап первых проб......................................................... 324 2. Поисковый полинаркотизм......................................... 325 3. Фоновый полинаркотизм............................................ 327 11. Особенности формирования личности ребенка в семье, 11.1. Определение понятий: алкогольная семья, созависимость............................................................................ 335 11.1.1. Понятие «созависимость».......................................... 336 11.2. Социальная ситуация развития ребенка в алкогольной семье................................................................. 341 1. Секрет семьи................................................................... 342 2. Непредсказуемость, страх и тревога....................... 343 3. Альтернирующее воспитание. 4. Недостаток внимания к ребенку............................... 346 11.3. Типы реакций детей на алкогольную ситуацию в семье...................................................................... 348 11.3.1. Проблемный ребенок, или «бунтовщик», «козел отпущения»........................................................ 349 2. «Клоун», «шут» или любимец семьи........................ 351 3. «Кроткий» или «потерянный» ребенок................... 355 4. Ответственный ребенок, или «герой семьи».......... 358 Современные методы психологической коррекции и консультирования................................................................. 367 12.1. Цели и принципы консультативно-коррекционной .- работы.......................................................................................... 367 12.2. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция......... 370 1. Групповая психологическая коррекция................. 381 2. Коррекция страхов....................................................... 383 12.3. Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития........................... 393 12.4. Психотренинг............................................................................. 396 Изменение социальной ситуации развития ребенка как один из методов психологической коррекции...... 408 1. Многоаспектность проблемы изменения социальной 2. Система многостороннего оценивания как способ 3. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка путем дифференциации обучения............. 419 13.4. Ранняя профессиональная ориентация как поиск и судебная экспертиза несовершеннолетних........... 426 Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации........................................................ 446 1. Тренинги, повышающие адаптивность к различной 2. Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие 3. Коррекция развития отдельных функций............... 477 Послесловие........................................................................................ 490 Приложения........................................................................................ 492 1. Ответы к задачам..................................................... 492 2. Примеры выполнения заданий обследуемыми.......... 505 3. Стимульные материалы и описание методик............ 510 ПРЕДИСЛОВИЕ Готовясь к работе с детьми, будущие педагоги, психологи, врачи представляют себе доверчивые глаза, улыбчивые лица ребят, которые будут слушаться и уважать своих наставников. В значительной степени эти ожидания оправдываются, но бывает и иначе. Каждый специалист, имеющий опыт работы в школе, детском саду или детском медицинском учреждении, знает, что бывают дети, к которым очень трудно найти правильный подход, поскольку действия воспитателя вызывают у ребенка совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал взрослый. Например, на заботу и внимание такие дети отвечают настороженным недоверием; доброту взрослого воспринимают как его слабость и начинают манипулировать им; на попытки воспитателя ограничить их поведение общепринятыми нормами отвечают скрытым или явным сопротивлением. Такие дети агрессивные, конфликтуют с ровесниками, бывают неуправляемы либо наоборот — пассивные, замкнутые, болезненно застенчивые, нелюдимые. «Трудные» дети часто любят делать «назло», так что создается впечатление, что только наказания могут заставить их вести себя в соответствии с требованиями взрослого. Однако довольно скоро выясняется, что и наказания не помогают. Естественно, что случаи сопротивления детей педагогическим воздействиям вызывают у молодого специалиста недоумение, растерянность и беспокойство. Однако причиной педагогических неудач может быть не только недостаточная квалификация начинающего специалиста, а и тот факт, что ребенок действительно сложный. С такими детьми трудно работать, и даже опытные воспитатели не сразу могут найти правильные пути взаимодействия с ними. Низкая эффективность воспитательных воздействий на «трудных» детей обусловлена в основном тем, что взрослые не знают объективных причин нарушений в поведении ребенка. Задача воспитателя — выявить эти причины, и, исходя из них, найти ключ к решению проблемы. Наш опыт работы показывает, что в подавляющем большинстве случаев первопричиной отклоняющегося поведения детей являются нарушения в их познавательной сфере и личностном развитии. Владея методами диагностики этих нарушений и опираясь на знания основ детской патопсихологии, практический психолог сможет научно обоснованно решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием «трудных» детей. Основной акцент в данном учебном пособии направлен на рассмотрение случаев пограничных расстройств психической деятельности детей; здесь нет подробных описаний синдромов психических заболеваний, относящихся к грубой патологии; нет информации о требованиях к патопсихологическому заключению (обязательной для клинического патопсихолога), о патопсихологической семиотике и т. д. В то же время большое внимание уделяется изучению тех нарушений в психической деятельности, которые приводят к учебной неуспеваемости, нарушениям дисциплины, агрессивности, асоциальным проявлениям, адциктивному поведению. Поскольку изучение детской патопсихологии целесообразно начинать после того, как студенты уже освоили курс общей психологии, психологии личности, возрастной и педагогической психологии, в данном учебном пособии нет специальных глав, посвященных этим вопросам. Излагая материал об отклонениях в психическом развитии, о личностных девиациях, социально дезадаптированном поведении детей, мы упоминаем о «норме» лишь в сравнительном аспекте. Содержание учебного пособия можно разделить на три части: в первой рассматриваются теоретические вопросы и излагаются методы диагностики отклонений в психическом и личностном развитии ребенка; во второй представлены сведения об основных нарушениях психического развития детей; в третьей части речь идет о формах работы и методах психологической помощи «трудным» детям. Рассматривая методы исследования психической деятельности ребенка, мы в большинстве случаев излагали лишь суть методик, указывая при этом литературу, где методика приведена полностью. Исключение составляли: методики, модифицированные нами; методики, изложенные в малодоступной литературе; методики, не требующие объемного изложения, а также те, по которым (на основании нашего эмпирического опыта) выведены нормы. В списках рекомендуемой литературы, заключающих каждую главу, естественно, указаны не все источники, использованные при написании учебного пособия. Учитывая то, что основной адресат — студенты и практические работники, мы не включали в этот список малодоступную литературу и литературу на иностранных языках. Помимо основного материала, в учебном пособии даны: контрольные вопросы и задачи, которые, с одной стороны, иллюстрируют излагаемый материал, а с другой — позволяют сориентироваться, насколько усвоена информация; приложения, в которых даны образцы стимульного материала, способы обработки результатов, ответы на задачи, а также примеры выполнения заданий испытуемыми. СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ АСВ — анализ семейного воспитания (методика) AT — аутогенная тренировка ВК — вынесение конфликта ВИД — высшая нервная деятельность ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ВТК — воспитательно-трудовая колония ДЦП — детский церебральный паралич ЗПР — задержка психического развития КРС — кинетический рисунок семьи ЛФК — лечебная физкультура МДП — маниакально-депрессивный психоз ММД — минимальные мозговые дисфункции НЛП — нейролингвистическое программирование НРЧ — неразвитость родительских чувств ОРО — опросник родительского отношения ПДК — предельно допустимая концентрация ПДО — психодиагностический опросник (для подростков) ПЖК — предпочтение женских качеств ПМК — предпочтение мужских качеств ПМПК — психолого-медико-педагогическая консультация ПНД — психоневрологический диспансер ПНК — проекция нежелательных качеств ПТУ — профессионально-техническое училище РДА — ранний детский аутизм CAT — апперцептивный тест для детей СПНД — специализированный психоневрологический диспансер СПЭ — судебно-психологическая экспертиза СПЭК^ — судебно-психиатрическая экспертиза СТР — совместный тест Роршаха ТАТ — тематический апперцептивный тест УД — уровень депрессии ЦНС — центральная нервная система ЦТО — цветовой тест отношений ЧМТ — черепно-мозговая травма ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.013 с.) |