ТОП 10:

Клоун», «шут» или любимец семьи



Не все дети на условия жизни в алкогольной семье реа­гируют бунтом, протестом, вызывающим поведением. Ведь защитой от психотравмирующей ситуации может быть не только гнев, но и смех, юмор. Закрыть глаза на неразреши­мые проблемы и непреодолимые трудности, свести все к шутке, отвлечься от неприглядной реальности розыгрыша­ми и хохмами — это тоже защита. Жизнелюбивые, активные

дети находят именно такой способ адаптации в алкоголь­ной семье.

Вот как описывает поведение такого ребенка В.Д. Мос­каленко (1991):

... Когда родители уставали ругать старшего брата, они возвра­щались к своим проблемам. Тогда обстановка в доме становилась такой напряженной, что хоть ножом ее режь. Валера, веселый бой­кий мальчишка, не мог этого долго выдержать. Он не мог перено­сить молчание родителей, непреклонный и неприступный вид папы, заплаканные мамины глаза. Ему хотелось, чтобы всем было хоро­шо и весело. И он пытался это сделать как мог: то вверх ногами станет, то рожу смешную скорчит, то анекдот расскажет. Родите­ли рассмеются, и настроение в доме сразу станет хоть ненадолго светлей. Правда, бывало, что родители, наоборот, сердились на Ва­леру, говорили, что у него глупые шутки, что его выходки не к мес­ту, но он не особенно от этого огорчался. Все равно его цель была достигнута: родители переставали ссориться и обращали внимание на Валеру...

Таков примерно механизм возникновения и упрочения защитной реакции ребенка по типу «клоун» на ситуацию в алкогольной семье. Обычно эту роль берет на себя младший брат (сестра), которого, в силу его возраста, долго не при­нимают всерьез и относятся снисходительно и добродушно. Такая роль может быть и у единственного ребенка, если к нему все еще относятся как к маленькому, хотя он уже по­чти подросток. Этот вариант развития обычно сочетается с импульсивностью как с основной характеристикой поведе­ния. Такие дети не умеют сдерживать свои порывы, жела­ния, они стремятся к немедленному удовлетворению по­требностей. Если же это не удается, то психологическая за­щита срабатывает на обесценивание предмета потребности, а переживание своего неуспеха нейтрализуется юмором, шуткой.

Пожалуй, в каждом классе есть свой «клоун», т. е. уче­ник, который привлекает к себе внимание шутовским по­ведением: дурачится на уроках, передразнивает учителей, всех смешит, подстраивает всякие хохмы, всевозможные ори­гинальные проделки. Учатся такие ребята неровно: если нра­вится предмет, есть настроение, то могут и на «пятерки», а если не хочется — то могут и вовсе забросить учебу.

Учителя, как правило, этих детей не любят. А за что их любить? Несерьезные, безответственные, несобранные, не знаешь, чего от них ожидать в следующий момент. Такие дети неспособны к длительному, волевому усилию, кро­потливому упорному труду, они не хотят и не умеют пре­одолевать трудности.

Происхождение этих недостатков вполне объяснимо сти­лем отношений в алкогольной семье: отсутствием четкой регламентации поведения, размытостью границ дозволен­ного, альтернирующим воспитанием, наконец, неумени­ем родителей преодолевать трудности и отвечать за свои поступки. Не имея перед собой примера адекватного пове­дения в ситуациях затруднения удовлетворения потребнос­тей, ребенок не может научиться преодолевать трудности и находить продуктивный выход в решении жизненных про­блем. Поэтому он предпочитает уйти от сложностей, за­крыть глаза на неприятности и неурядицы, защититься смехом.

Однако, несмотря на то, что внешнее поведение таких детей кажется легкомысленным, беззаботным и веселым, на самом деле они испытывают тяжелые переживания. За шутовской маской скрывается душевная боль, тревога, гнев, жгучий стыд и страх быть разоблаченным. Ведь роль балагура, остроумного весельчака, первого зачинщика смешных проделок в классе ученик играет для того, чтобы никто не узнал секрет их семьи, и как плохо ему на самом деле.

Привычка уходить от решения проблем, скрывать свои истинные переживания, действуя как артист, с годами ук­репляется все больше и распространяется на все сферы жиз­недеятельности. Например, уже будучи подростком, такой ребенок пытается добиться желаемого не собственным тру­дом, активизацией своих усилий, а путем манипулирования другими.

... Когда выяснилось, что Валера прогулял более половины уро­ков по физике, учительница предупредила его, что поставит «двой­ку» в четверти и его не переведут в следующий класс. В первую минуту он был в ярости и смятении. «Этого не может быть! Она не должна так поступать со мной! Ну, я ей покажу! Я подстерегу ее где-нибудь за углом и она у меня получит!» — в отчаянии думал Ва-

Зак. 367 ЭС-J

лерсі. Потом, поразмыслив, он вспомнил, что его старший брат, ко­торый именно так воинственно пытался решать свои проблемы, обычно мало что достигал этим. Окружающие осуждали его агрес­сивное поведение, а он не понимал, за что, считал себя правым и озлоблялся еще больше (надеемся, что внимательный читатель уже догадался, что старший брат Валеры относится к категории проблем­ных детей, т. е. играет роль «бунтовщика», «козла отпущения»).

Тогда Валера решил идти другим путем. «Я пойду к учительнице домой. Я упаду на колени перед ней. Я буду просить прощения за то, что пропустил столько Уроков. Я придумаю самые уважительные причины. Я разжалоблю ее, буду умолять, чтобы она поставила мне «тройку»,—думал Валера... (В.Д.Москаленко, 1991).

Такое манипулятивное поведение может помочь Валере достигнуть желаемых результатов. Действуя подобным обра­зом, он выйдет на какое-то время из затруднительного по­ложения. Механизм действий здесь тот же, что и в исполне­нии роли «клоуна»: тогда он менял настроение родителей с мрачного на веселое, сейчас он хочет поменять настроение учительницы со строгого на снисходительное.

Однако такое поведение не может выручать вечно. Рано или поздно люди «ловят» такого «артиста» и разочаровыва­ются в нем, перестают ему доверять и относиться всерьез. Это, в свою очередь, усиливает неадекватные реакции Ва­леры на жизненные трудности. Он начинает все больше жа­леть себя и искать пути совершенствования манипулятивно-го поведения.

К сожалению, Валере не приходит в голову, что вместо придумывания всяких уловок следовало бы действовать иначе: спокойно и всесторонне рассмотреть ситуацию, оценить трудности и начать преодолевать их. Так, в примере с успе­ваемостью по физике адекватное поведение Валеры означа­ло бы следующее: извинившись за причиненные неприят­ности, спокойно обсудить с учительницей создавшуюся си­туацию; разработать, советуясь с ней, программу, при помощи которой можно наверстать упущенное; интенсивно поработать в установленные сроки, усвоить необходимый объем информации, чтобы педагог имела основание поста­вить удовлетворительную оценку.

Но Валера не знает, каким должно быть адекватное по­ведение. Его этому никто не учил. У него не сформировано

чувство ответственности за себя и свои поступки, а значит, нет и навыка самоанализа и самосовершенствования. По­этому, встречаясь с трудностями, он предпочитает уходить от проблем; сталкиваясь с негативной оценкой окружаю­щих — оправдывать и жалеть себя, сваливать вину на других. Например, Валера может считать, что отец «не дает ему житья», командует им, придирается за то, что Валера не говорит «Доброе утро!», «Спокойной ночи», «Спасибо», ругает, когда Валера приходит домой после двенадцати ча­сов ночи и т. д. При этом Валере невдомек, что в любой нормальной семье к детям предъявляются такие же требо­вания. Он считает, что если уж отец пьет, то его, Валеры, недостатки вполне простительны. По сравнению с пьянством отца, это просто мелочи, на которые не стоит обращать внимания.

Таким образом, ребенок, реагирующий на обстановку в алкогольной семье по типу «клоун», «шут», вырастает чело­веком со сложным характером. Ему так же, как и проблем­ному ребенку, угрожает социальная дезадаптация. Импуль­сивность, безответственность, отсутствие навыков преодо­ления трудностей — все это часто приводит к фрустрации. Возникающие отрицательные эмоциональные состояния усугубляются тем, что подросток не умеет искать продук­тивные выходы из психотравмирующих ситуаций. Поэтому, чтобы снять психологический дискомфорт, он чаще всего прибегает к «испытанному», с детства известному средству — к алкоголю или другим психотропным веществам.

Подростки данной категории легко входят в асоциаль­ные группировки, где их любят за остроумие, шутки, где никто не требует от них ответственности, самокритичности и умения трудиться. Именно здесь они начинают курить, пить, употреблять наркотики, учатся зарабатывать себе на жизнь мошенничеством, воровством и другими противоза­конными способами.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.004 с.)