ТОП 10:

НАРУШЕНИЯ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



Следующий параметр нарушенного развития связан с межфункциональными взаимодействиями. В норме встречает­ся три типа межфункциональных отношений: явления вре­менной независимости функций, ассоциативные и иерар­хические связи.

1. Явления временной независимости функций встречаются
в раннем возрасте (до двух лет). Так, например, на раннем
этапе становления речи наблюдается независимое развитие
фонетической и смысловой функций, что имеет относитель­
ный характер и достаточно быстро прекращается.

В патологии временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция лишается влияния со сто­роны других, стереотипизируется. Изоляции может подвер­гаться как нарушенная, так и сохранная функция. Так, на­пример, при некоторых видах олигофрении возможна хоро­шо развитая механическая память, но использование этой функции недостаточно за счет недоразвития мышления. Встречаются также изолированные способности у детей с выраженными формами олигофрении — музыкальный слух, иногда способность к быстрому счету. При патопсихологи­ческом обследовании необходимо комплексное исследова­ние функций психических процессов, так как хорошее раз­витие механической памяти и подражательной речи может маскировать интеллектуальный дефект при кратковремен­ном общении с ребенком.

2. Второй тип нормальных связей — ассоциативный
(Н.А. Берштейн). В качестве ведущего он также встречается
в первые годы жизни. При этом типе взаимодействия раз­
розненные чувственные впечатления объединяются на ос­
нове временно-пространственной близости. Эти ассоциатив­
ные комплексы могут быть различной степени сложности,
но их всех отличает малая дифференцированность психи­
ческих процессов.

Ассоциативные связи при органическом поражении не­рвной системы характеризуются повышенной инертностью. Возникают трудности перехода к другим типам связи, пато­логический механизм фиксации. В познавательной сфере это

выступает как стереотипность мышления, трудности в фор­мировании новых интеллектуальных навыков. Отмечается также фиксация в эмоциональной сфере: фиксация стра­хов, чувства гнева и т. д.

3. Третий тип связей — иерархический, он характерен для более старшего возраста и формируется в процессе пред­метной деятельности и общения.

В ходе иерархизации выделяются ведущие (регуляторные) и фоновые уровни, с определенной автономностью выпол­няющие свою задачу. Это позволяет усложнять и усовершен­ствовать все уровни, успешно компенсировать нарушения, возникающие на одном из фоновых уровней.

Новые типы межфункциональных связей возникают в норме в определенной последовательности; в случае же на­рушения психического развития возникает явление асинх-ронии развития (Э. Кечмер, Г. Штуте, Р. Заззо, В.В. Лебе­динский).

Явление асинхронии развития может проявляться:

1) в виде ретардации — незавершенность отдельных пе­
риодов развития, сохранение более ранних форм. Ретарда­
ция характерна для олигофрении и задержки психического
развития. Возможна также ретардация, затрагивающая от­
дельные функции: это отмечается при недоразвитии речи,
эмоционально-мотивационной незрелости в рамках инфан­
тилизма и т. д.;

2) в виде патологической акселерации отдельных функ­
ций, например, раннее проявление сексуального влечения
при преждевременном половом созревании органов;

3) при сочетании явлений ретардации и акселерации. Дан­
ное явление характерно для различных нарушений, но преж­
де всего встречается при раннем детском аутизме, дисгар­
моническом инфантилизме, психопатии.

Асинхрония развития порождает выраженную дисгармо­нию формирования психических процессов и личности, в связи с чем прежде всего страдают процессы контроля и саморегуляции.

В ходе психологического обследования желательно про­водить дифференцированное исследование функций психи­ческих процессов. Патопсихолог должен стремиться не к ус­редненному взгляду на нарушения в виде какого-либо ко-

эффициента (типа IQ), а к обнаружению механизмов изо­ляции, патологической фиксации временных и стойких рег­рессий. Такой подход позволяет находить рациональные ме­тоды психологической коррекции, изменений социальной ситуации развития.

Контрольные вопросы

1. Как взаимосвязаны отклонения в психическом и личностном разви­
тии у ребенка?

2. Дайте определение понятия первичного дефекта.

3. В результате действия каких факторов может возникнуть вторичный
дефект?

4. Как нарушения частных функций психики влияют на развитие лич­
ности ребенка в целом? Приведите примеры.

5. Какие состояния можно отнести к нарушениям межфункционально­
го взаимодействия?

6. В каких случаях может наблюдаться ретардация развития?

7. Какая из концепций возникновения отклонений в личностном раз­
витии вам кажется наиболее обоснованной и почему?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Денис В., 9 лет. Ученик 2-го класса обычной школы. Обратилась учительница с жалобой на неуспеваемость, особенно при выполнении заданий по математике.

При патопсихологическом обследовании обнаружены норматив­ная работоспособность, легкие нарушения концентрации внимания. Успешное механическое запоминание на слух. Мышление и интел­лект — в границах возрастной нормы. При более подробном нейро-психологическом обследовании выявлен дефект зрительного вос­приятия: затруднение и опознание фигур Поппельрейтера, невоз­можность различения чисел, состоящих из одинаковых цифр (14 и 41; 122 и 212 и т. д.). При этом выполнение счетных операций устно не нарушено, остальные функции мозга сохранны.

Какой тип нарушения психических функций имеется в данном случае?

Задача 2. Оля С., 8 лет. Ученица 1-го класса. Обратилась мама. Девочка в течение 2 месяцев перенесла операцию аппендицита и пневмонию, долго находилась в больнице. В настоящее время ос-

талась температура на уровне 37,1 —37,3 °С. Мать беспокоит то, что девочка утратила интерес к учебе, охотно слушает сказки для бо­лее младшего возраста, играет в куклы. Попытки заставить ее «до­гонять» учебную программу безуспешны: Оля плачет, раздража­ется. Раньше (до начала болезней) успеваемость была хорошей, интерес к учебе сформирован, девочка готовилась к урокам само­стоятельно.

При патопсихологическом обследовании ярко выражены черты «детскости» в поведении, быстрая истощаемость по гипостеничес-кому типу. Уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Круг интересов в данный момент соответствует шести годам. Выра­жена эмоциональная лабильность.

Какой тип нарушений психических функций имеется в данном случае? С чем он связан?

Задача 3. Вася Л., 13 лет. Ученик 6-го класса. Обратились мама и классный руководитель. Ребенок родился в срок, рос и развивался соответственно возрасту. В школу пошел с 7-ми лет-и_учился на «4» и «5». В течение последних двух месяцев после перенесенного ОРЗ резко ухудшилась успеваемость по всем предметам. Дома готовит­ся к урокам, но стал обращаться к родителям за помощью при вы­полнении элементарных арифметических действий, иногда забы­вает начертание букв, не запоминает только что выученный мате­риал. На уроках сонлив, часто жалуется на головную боль.

При патопсихологическом обследовании отмечается затруднен­ная врабатываемрсть, гипостеническая истощаемость. Резкое суже­ние объема внимания. Механическое запоминание затруднено, от­сроченное воспроизведение одного слова из десяти. Нарушена фун­кция зрительного синтеза, а в результате этого — навыки чтения и письма. Вася не осознает происходящие с ним изменения и отно­сится к ним с безразличием или смехом. Нарушена целенаправлен­ность деятельности, при сохранности стереотипных действий: сам ест, одевается, но может положить в портфель не те учебники, а иногда и посторонние вещи.

1. Какой тип нарушений психических функций имеется в данном
случае?

2. Какие экстренные мероприятия необходимы?

Задача 4. Таня О., 8 лет. Ученица 2-го класса. Обратилась учи­тельница с жалобой на непонятные ошибки при письме. Из беседы

с мамой выяснилось, что у девочки была задержка формирования речи, слова появились только к трем, а фразовая речь — к пяти го­дам. До сих пор отмечаются нарушения в произношении отдельных звуков: б, п, с, л, р. При анализе выполненных Таней письменных заданий отмечаются замены этих букв, особенно выраженные при письме под диктовку, слабее — при переписывании текста. Затруд­нены фонематический анализ и синтез слова. Интеллект — в гра­ницах возрастной нормы.

1. К какому типу относится нарушение письма в данном случае?

2. Консультация какого специалиста обязательна?

Задача 5. Ростислав С., 11 лет. Учащийся 4-го класса. Обрати­лась классный руководитель в связи с нарушениями поведения: ос­корбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая.

Мальчик страдает легкой формой детского церебрального пара­лича, что привело к нарушению ходьбы и некоторой асимметрии лица. С первого класса продолжаются конфликты с детьми: его драз­нят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году маль­чик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно.

Из беседы со Славой выяснилось, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: «Чтоб боялись и не приста­вали».

Какой тип нарушений имеется в данном случае?

Задача 6. Вова М., 7 лет. Обратилась мама с мальчиком на пред­мет выявления школьной готовности. Ребенок состоит на учете у психиатра с раннего возраста с диагнозом «болезнь Дауна». Ходить начал с 1,5 лет, речь — с 3 лет. В настоящее время отмечается фра­зовая речь, но в основном это повторение слышанных выражений без понимания их смысла.

При патопсихологическом обследовании отмечается хорошая механическая память, опосредование ухудшает запоминание. Мыш­ление конкретное: испытуемый называет цифры до 100, знает от­дельные английские слова. Ручная моторика недостаточна, выпол­нение графических проб крайне затруднено. Нарушена целенаправ­ленность, выражена двигательная расторможенность.

1. Каков тип нарушений развития?

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

Задача 7. Миша 3., 3 года. Обратилась мама с мальчиком по со­вету знакомых. Маму беспокоит своеобразное развитие ребенка. Отдельные слова появились в 7 месяцев, фразовая речь —• к году. Сейчас у ребенка фразовая речь со своеобразными, не соответству­ющими содержанию интонациями. Формирование двигательных навыков задержано: ходить ребёнок начал с 1,5 лет. До настоящего момента самостоятельно не ест, но одевается. Ходит на носочках, размахивая руками. Игровые интересы не выражены, может часа­ми сидеть и перекладывать шнурок, крышку от бутылки и т. п. с места на место. Знает цифры и интересуется ими: запоминает но­мера троллейбусов, проезжающих машин.

Какие нарушения имеются в данном случае?

Задача 8. Таня М., 7 лет. Обратилась учительница с жалобой на своеобразное поведение девочки. В отсутствие педагога она стремится занять учительский стул, строго следит за дисциплиной в классе. В то же время, если учительница пытается сделать заме­чание Тане на уроке, та может заплакать, выбежать из класса, от­казаться вообще работать и выполнять задания. В целом, девочка справляется с программой, не страдает особыми нарушениями поведения.

1. Как можно объяснить поведение Тани с позиций трансакци-
онного анализа?

2. Ас позиции теории Адлера?

, Рекомендуемая литература

Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т. 3, 5. Граф С. За пределами мозга. М., 1992. Грэхем Дж. Как стать родителем самому себе. М., 1993. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971. Зимбардо Ф. Застенчивость /Пер. с англ. М., 1991. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М., 1985. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.

Физиология человека /Под ред. П.И. Косицкого. М., 1985.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч.

ред., авт. вступ, ст. М.Г. Ярошевский. М., 1990. Эйдемиплер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.008 с.)