Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения межфункционального взаимодействияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Следующий параметр нарушенного развития связан с межфункциональными взаимодействиями. В норме встречается три типа межфункциональных отношений: явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи. 1. Явления временной независимости функций встречаются В патологии временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция лишается влияния со стороны других, стереотипизируется. Изоляции может подвергаться как нарушенная, так и сохранная функция. Так, например, при некоторых видах олигофрении возможна хорошо развитая механическая память, но использование этой функции недостаточно за счет недоразвития мышления. Встречаются также изолированные способности у детей с выраженными формами олигофрении — музыкальный слух, иногда способность к быстрому счету. При патопсихологическом обследовании необходимо комплексное исследование функций психических процессов, так как хорошее развитие механической памяти и подражательной речи может маскировать интеллектуальный дефект при кратковременном общении с ребенком. 2. Второй тип нормальных связей — ассоциативный Ассоциативные связи при органическом поражении нервной системы характеризуются повышенной инертностью. Возникают трудности перехода к другим типам связи, патологический механизм фиксации. В познавательной сфере это выступает как стереотипность мышления, трудности в формировании новых интеллектуальных навыков. Отмечается также фиксация в эмоциональной сфере: фиксация страхов, чувства гнева и т. д. 3. Третий тип связей — иерархический, он характерен для более старшего возраста и формируется в процессе предметной деятельности и общения. В ходе иерархизации выделяются ведущие (регуляторные) и фоновые уровни, с определенной автономностью выполняющие свою задачу. Это позволяет усложнять и усовершенствовать все уровни, успешно компенсировать нарушения, возникающие на одном из фоновых уровней. Новые типы межфункциональных связей возникают в норме в определенной последовательности; в случае же нарушения психического развития возникает явление асинх-ронии развития (Э. Кечмер, Г. Штуте, Р. Заззо, В.В. Лебединский). Явление асинхронии развития может проявляться: 1) в виде ретардации — незавершенность отдельных пе 2) в виде патологической акселерации отдельных функ 3) при сочетании явлений ретардации и акселерации. Дан Асинхрония развития порождает выраженную дисгармонию формирования психических процессов и личности, в связи с чем прежде всего страдают процессы контроля и саморегуляции. В ходе психологического обследования желательно проводить дифференцированное исследование функций психических процессов. Патопсихолог должен стремиться не к усредненному взгляду на нарушения в виде какого-либо ко- эффициента (типа IQ), а к обнаружению механизмов изоляции, патологической фиксации временных и стойких регрессий. Такой подход позволяет находить рациональные методы психологической коррекции, изменений социальной ситуации развития. Контрольные вопросы 1. Как взаимосвязаны отклонения в психическом и личностном разви 2. Дайте определение понятия первичного дефекта. 3. В результате действия каких факторов может возникнуть вторичный 4. Как нарушения частных функций психики влияют на развитие лич 5. Какие состояния можно отнести к нарушениям межфункционально 6. В каких случаях может наблюдаться ретардация развития? 7. Какая из концепций возникновения отклонений в личностном раз ЗАДАЧИ Задача 1. Денис В., 9 лет. Ученик 2-го класса обычной школы. Обратилась учительница с жалобой на неуспеваемость, особенно при выполнении заданий по математике. При патопсихологическом обследовании обнаружены нормативная работоспособность, легкие нарушения концентрации внимания. Успешное механическое запоминание на слух. Мышление и интеллект — в границах возрастной нормы. При более подробном нейро-психологическом обследовании выявлен дефект зрительного восприятия: затруднение и опознание фигур Поппельрейтера, невозможность различения чисел, состоящих из одинаковых цифр (14 и 41; 122 и 212 и т. д.). При этом выполнение счетных операций устно не нарушено, остальные функции мозга сохранны. Какой тип нарушения психических функций имеется в данном случае? Задача 2. Оля С., 8 лет. Ученица 1-го класса. Обратилась мама. Девочка в течение 2 месяцев перенесла операцию аппендицита и пневмонию, долго находилась в больнице. В настоящее время ос- талась температура на уровне 37,1 —37,3 °С. Мать беспокоит то, что девочка утратила интерес к учебе, охотно слушает сказки для более младшего возраста, играет в куклы. Попытки заставить ее «догонять» учебную программу безуспешны: Оля плачет, раздражается. Раньше (до начала болезней) успеваемость была хорошей, интерес к учебе сформирован, девочка готовилась к урокам самостоятельно. При патопсихологическом обследовании ярко выражены черты «детскости» в поведении, быстрая истощаемость по гипостеничес-кому типу. Уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Круг интересов в данный момент соответствует шести годам. Выражена эмоциональная лабильность. Какой тип нарушений психических функций имеется в данном случае? С чем он связан? Задача 3. Вася Л., 13 лет. Ученик 6-го класса. Обратились мама и классный руководитель. Ребенок родился в срок, рос и развивался соответственно возрасту. В школу пошел с 7-ми лет-и_учился на «4» и «5». В течение последних двух месяцев после перенесенного ОРЗ резко ухудшилась успеваемость по всем предметам. Дома готовится к урокам, но стал обращаться к родителям за помощью при выполнении элементарных арифметических действий, иногда забывает начертание букв, не запоминает только что выученный материал. На уроках сонлив, часто жалуется на головную боль. При патопсихологическом обследовании отмечается затрудненная врабатываемрсть, гипостеническая истощаемость. Резкое сужение объема внимания. Механическое запоминание затруднено, отсроченное воспроизведение одного слова из десяти. Нарушена функция зрительного синтеза, а в результате этого — навыки чтения и письма. Вася не осознает происходящие с ним изменения и относится к ним с безразличием или смехом. Нарушена целенаправленность деятельности, при сохранности стереотипных действий: сам ест, одевается, но может положить в портфель не те учебники, а иногда и посторонние вещи. 1. Какой тип нарушений психических функций имеется в данном 2. Какие экстренные мероприятия необходимы? Задача 4. Таня О., 8 лет. Ученица 2-го класса. Обратилась учительница с жалобой на непонятные ошибки при письме. Из беседы с мамой выяснилось, что у девочки была задержка формирования речи, слова появились только к трем, а фразовая речь — к пяти годам. До сих пор отмечаются нарушения в произношении отдельных звуков: б, п, с, л, р. При анализе выполненных Таней письменных заданий отмечаются замены этих букв, особенно выраженные при письме под диктовку, слабее — при переписывании текста. Затруднены фонематический анализ и синтез слова. Интеллект — в границах возрастной нормы. 1. К какому типу относится нарушение письма в данном случае? 2. Консультация какого специалиста обязательна? Задача 5. Ростислав С., 11 лет. Учащийся 4-го класса. Обратилась классный руководитель в связи с нарушениями поведения: оскорбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая. Мальчик страдает легкой формой детского церебрального паралича, что привело к нарушению ходьбы и некоторой асимметрии лица. С первого класса продолжаются конфликты с детьми: его дразнят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году мальчик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно. Из беседы со Славой выяснилось, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: «Чтоб боялись и не приставали». Какой тип нарушений имеется в данном случае? Задача 6. Вова М., 7 лет. Обратилась мама с мальчиком на предмет выявления школьной готовности. Ребенок состоит на учете у психиатра с раннего возраста с диагнозом «болезнь Дауна». Ходить начал с 1,5 лет, речь — с 3 лет. В настоящее время отмечается фразовая речь, но в основном это повторение слышанных выражений без понимания их смысла. При патопсихологическом обследовании отмечается хорошая механическая память, опосредование ухудшает запоминание. Мышление конкретное: испытуемый называет цифры до 100, знает отдельные английские слова. Ручная моторика недостаточна, выполнение графических проб крайне затруднено. Нарушена целенаправленность, выражена двигательная расторможенность. 1. Каков тип нарушений развития? 2. Возможно ли обучение в обычной школе? Задача 7. Миша 3., 3 года. Обратилась мама с мальчиком по совету знакомых. Маму беспокоит своеобразное развитие ребенка. Отдельные слова появились в 7 месяцев, фразовая речь —• к году. Сейчас у ребенка фразовая речь со своеобразными, не соответствующими содержанию интонациями. Формирование двигательных навыков задержано: ходить ребёнок начал с 1,5 лет. До настоящего момента самостоятельно не ест, но одевается. Ходит на носочках, размахивая руками. Игровые интересы не выражены, может часами сидеть и перекладывать шнурок, крышку от бутылки и т. п. с места на место. Знает цифры и интересуется ими: запоминает номера троллейбусов, проезжающих машин. Какие нарушения имеются в данном случае? Задача 8. Таня М., 7 лет. Обратилась учительница с жалобой на своеобразное поведение девочки. В отсутствие педагога она стремится занять учительский стул, строго следит за дисциплиной в классе. В то же время, если учительница пытается сделать замечание Тане на уроке, та может заплакать, выбежать из класса, отказаться вообще работать и выполнять задания. В целом, девочка справляется с программой, не страдает особыми нарушениями поведения. 1. Как можно объяснить поведение Тани с позиций трансакци- 2. Ас позиции теории Адлера? , Рекомендуемая литература Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т. 3, 5. Граф С. За пределами мозга. М., 1992. Грэхем Дж. Как стать родителем самому себе. М., 1993. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971. Зимбардо Ф. Застенчивость /Пер. с англ. М., 1991. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М., 1985. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974. Физиология человека /Под ред. П.И. Косицкого. М., 1985. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ, ст. М.Г. Ярошевский. М., 1990. Эйдемиплер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.014 с.) |