Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. Краткий исторически обзор учений О нарушениях чтения

Поиск

Представление о симптоматике, сущности и механиз­мах нарушений чтения складывалось постепенно.

Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и пись­ма.

В этот период патология чтения и письма рассматри­вались как единое расстройство письменной речи. В лите­ратуре конца XIX и начала XX в. распространенным было мнение, что нарушение чтения является симптомом общего слабоумия и наблюдается только у умственно отсталых детей. Такие наблюдения были сделаны Ф.Бахманом и Б.Энглером.

Однако еще в 1896 г. В.Морган описал случай нару­шения чтения у четырнадцатилетнего мальчика с нормаль­ным интеллектом. Мальчик обучался в нормальной школе с семи лет, хорошо справлялся с математикой, но умел читать лишь несколько односложных слов. Морган опреде­лил это расстройство как неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать.

Вслед за В.Морганом и многие другие авторы (А.Кус­смауль, О.Беркан) стали рассматривать нарушение чтения как самостоятельную патологию речевой деятельности, не связанную с умственной отсталостью.

Английские врачи-окулисты Керр и Морган опубли­ковали работы, специально посвященные нарушениям чте­ния и письма у детей. Они являются в сущности родона­чальниками в области теории нарушений чтения.

Несколько позже, в 1900 и 1907 гг., Д.Гиншелызуд, окулист из г.Глазго, описал еще несколько случаев нару­шений чтения у детей с нормальным интеллектом, подтвердив, что эти нарушения не всегда сопровождают ум­ственную отсталость. Д.Гиншельвуд впервые назвал зат­руднения в освоении чтения термином "алексия", обозна­чив им как тяжелые, так и легкие степени расстройства чтения.

Таким образом, в конце XIX и начале XX в. суще­ствовали две противоположные точки зрения. Согласно одной нарушения чтения - это симптом умственной отста­лости; сторонники другой считали, что патология чтения -изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью. Как показывают описанные случаи, наруше­ния встречаются как у умственно отсталых детей, так и при нормальном интеллекте, и даже у умственно одаренных детей. Последняя точка зрения была более прогрессивной, так как позволяла исследовать природу механизмов нару­шений чтения, не ставя их в зависимость от общей диф­фузной недостаточности интеллекта.

Авторы, отстаивающие изолированный, самостоя­тельный характер нарушений чтения, по-разному рассмат­ривали природу этого расстройства. Наиболее распростра­ненной считалась точка зрения, которая утверждала, что в основе патологии чтения лежит неполноценность зритель­ного восприятия. Отсюда механизмом дислексии является нарушение зрительных образов слов и отдельных букв. В связи с этим дефекты чтения и письма стали называть ''врож­денной словесной слепотой". Типичными представителя­ми этого направления были Ф.Варбург и П.Раншбург.

Варбург подробно описал одаренного мальчика, ко­торый страдал "словесной слепотой".

Раншбург провел тщательное тахистоскопическое (тахистоскоп - прибор, позволяющий предъявлять зритель­ное изображение на очень короткое время: кратковременная экспозиция) эк­спериментальное исследование зрительного восприятия букв детьми с нарушениями чтения. В результате длительных тахистоскопических исследований ученый пришел к выво­ду о трудностях узнавания формы слова при "врожденной словесной слепоте". Он исследовал поле зрительного вос­приятия и длительность экспозиции, в течение которой сло­во или буква узнавались. Выяснилось, что у детей с нару­шениями чтения сужено поле восприятия и замедлен про­цесс зрительного узнавания букв и слов. Систематические упражнения в течение многих месяцев позволили сократить время зрительного узнавания букв и слов. Но поле зри­тельного восприятия осталось прежним. В результате этих исследований Раншбург сделал вывод, что в основе пато­логии чтения лежит ограниченное поле зрительного вос­приятия.

Раншбург впервые стал разделять тяжелые и легкие степени нарушения чтения. Легкие степени нарушений чтения он обозначил термином "легастения", в отличие от тяжелых случаев патологии чтения, которые назвал алек­сией. Позднее легкие степени нарушений чтения получи­ли название дислексии.

В дальнейшем происходит и дифференциация поня­тий дислексия и дисграфия, алексия и аграфия.

Постепенно понимание природы нарушений чтения менялось. Некоторые авторы стали рассматривать различ­ные формы нарушений чтения, отличающиеся по своим механизмам и проявлениям. Расстройство чтения уже не определялось как однородное оптическое нарушение.

Так, Е.Иллинг выделяет ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения: 1) овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука; 2) соот­несение звука с буквой; 3) синтез букв в слово; 4) способ­ность расчленять слова на оптические и акустические эле­менты; 5) определение ударения, мелодии слова, изменя­ющихся гласных слова; 6) понимание прочитанного.

Е.Иллинг считал главным в картине алексии труд­ность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы.

Большой интерес для своего времени представляло исследование О.Ортона, который в 1937 г. опубликовал работу, посвященную расстройствам чтения, письма и речи у детей. Ортон отмечал, что у детей нарушения чтения до­вольно распространены. Он указывал и на то, что не сле­дует путать затруднения в чтении у детей при обучении гра­моте с нарушениями чтения у взрослых при различных по­вреждениях мозга. Ортон подчеркивал, что в основе нару­шения чтения у детей лежит неспособность составить из букв слова. Он назвал эти затруднения алексией развития. Тер­мин "алексия развития", или "эволюционная дислексия", больше соответствовал описываемым в литературе случаям нарушения чтения у детей с задержкой развития некоторых психических функций. Ортон сделал вывод, что алексия развития у детей вызывается не только моторными затруд­нениями, но и нарушениями сенсорного характера. Нару­шения чтения чаще всего Ортон наблюдал у детей с мотор­ными недостатками, у левшей и у тех детей, у которых поздно осуществляется выделение ведущей руки, а также у детей с нарушениями слуха и зрения.

Из ранних работ отечественных авторов следует оста­новиться на работах клиницистов-невропатологов Р.А.Тка­чева и С.С.Мнухина.

Анализируя наблюдения над детьми с врожденными нарушениями чтения, Р.А.Ткачев сделал вывод, что в ос­нове алексии лежат мнестические нарушения, т.е. нару­шения памяти. Ребенок с алексией плохо запоминает бук­вы, слоги, не может соотнести буквы с определенными звуками. Особенно нарушено воспроизведение начала сло­на. Если последние слоги слова ребенок удерживает в па­мяти, то первые слоги он забывает, искажает, заменяет. Ткачев объясняет проявление алексии слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слухо­выми образами соответствующих звуков. При этом интел­лект является сохранным. Это нарушение, по мнению Тка­чева, вызывается влиянием наследственных факторов.

В работе С.С.Мнухина "О врожденной алексии и аг­рафии" говорится о том, что нарушения чтения встречают­ся как у интеллектуально полноценных, так и у умственно отсталых детей. При различных степенях умственной от­сталости алексии встречаются заметно чаще, чем у нор­мальных детей.

Исходя из собственных наблюдений и наблюдений других авторов, Мнухин делает вывод о том, что наруше­ния чтения не являются изолированным расстройством, а сопровождаются целым рядом других нарушений. Так, все наблюдаемые дети не могли перечислить месяцы, дни не­дели, алфавит по порядку, хотя все эти элементы они зна­ли и в беспорядочном виде воспроизводили данный ряд полностью. Ошибки отмечались и после многократного повторения этих рядов.

Дети не могли также справиться с заданием воспро­извести штриховку в определенном ритме:

111-11111-1111-11-

Заучивание стихотворения для наблюдаемых детей оказалось гораздо более трудным процессом, чем для нор­мальных детей. Воспроизведение же рассказа, не требо­вавшее передачи событий точно по порядку, проходило без затруднений, т.е. так же, как и у нормальных детей.

Автор указывает, что при алексиях в процессе чтения отмечаются следующие нарушения:

неспособность сосчитать количество букв в слове;

неумение составить слова из букв этого слова, дан­ных в беспорядке;

неумение прочитать даже короткое и хорошо знако­мое слово, в котором пропущены или переставлены буквы (п-ро, цалпя).

В результате анализа наблюдений Мнухин сделал вывод, что при врожденной алексии отмечается целый ряд и других расстройств, которые не являются случайными, а возникают на общей с нарушениями чтения и письма психопатологической основе.

Такой обшей психопатологической основой, по мне­нию автора, является нарушение функции структурообразования. Алексия и аграфия - более сложные проявления этого нарушения, а более элементарные проявления - это расстройства "рядоговорения", механического воспроизве­дения рядов (порядковый счет, называние по порядку дней недели, Месяцев в году и т.д.).

Мнухин считал, что в подавляющем большинстве описанных им случаев алексии и аграфии наблюдается на­следственная отягощенность различной степени выражен­ности, алкоголизм, психопатии и эпилепсия родителей, тяжелые роды, родовые травмы. Описаны и семейные слу­чаи этого нарушения.

В 30-х гг. XX столетия вопросы нарушения чтения привлекли внимание психологов, педагогов, дефектологов. В этот период подчеркивалась определенная зависимость между нарушениями чтения, с одной стороны, и дефекта­ми устной речи и слуха - с другой (Ф.А.Рау, Р.М.Боскис, Р.Е.Левина).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.011 с.)