Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование словоизменения существительныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие словоизменения существительных проводится в следующем порядке: - дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; - закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания У, А-Я), родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж (со значением орудийности); - предложно-падежные конструкции единственного числа; - формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами. Наиболее трудным для детей является употребление предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. При определении последовательности в работе над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы: 1) родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, а также с предлогами С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля); 2) дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: плывет по реке, идет к дому, 3) винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Например: ставит на стол, кладет в стол, под стол, за стол; 4) творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие (например: лежит за книгой, перед книгой), а также с предлогом С (значение совместности), например: с блюдцем; 5) предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающими местонахождение предмета (лежит на столе). Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, часть пространства, в пределах которого совершается действие, так и его направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложи о-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение (кладет в стол, но - лежит в столе). Исходя из этого при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога В со значением местонахождения (где?), а затем - со значением направления действия (куда?). В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. В связи с этим работа проводится как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (вин.п.) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го склонения, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). В дальнейшем этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладет в книгу, в машину, в сумку, в парту). Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в прилагательных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значение предлога и падежная форма существительного (лежит (где?) в портфеле; кладет (куда?) в портфель). Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов, например: входит в дом (в - в), выходит из дома (вы - из), подходит к дому (под - к), отходит от дерева (от - от). В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога и падежной флексии существительного в словосочетания с глаголом: влетела... (метка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка). Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и работа над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы: После изолированной отработки отдельных предлогов проводится дифференциация нескольких предлогов. С целью уточнения понимания предлогов в импрес-сивной речи рекомендуются такие задания: 1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов - ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом, - а также вопросы к ним: "Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? ложка под стаканом?" Ребенок должен показать соответствующую картинку. 2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: "Положи карандаш а) в пенал, б) под пенал, в) на пенал"; "Положи ручку а) на книгу, б) в книгу, в) под книгу". Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи детям предлагается сказать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клетке; тетрадь на альбоме, в альбоме, под альбомом); назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке; составить предложение из слов в начальной форме например: Мальчик, выпускать, птичка, из, клетка). Рекомендуются следующие игры в лото: 1. Логопед называет предметы. Ребенок закрывает картинку соответствующим предлогом, написанным на карточке. Примерные картинки: птичка под клеткой, книга на столе, цветы в вазе. 2. Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги (голуби на крыше, ложка в стакане, кошка под столом). Логопед называет предлог. Дети закрывают карточку с соответствующей картинкой. Примерный план занятия по дифференциации предлогов В - ИЗ, обозначающих направление движения ТЕМА. Предлоги В - ИЗ, обозначающие направление движения. ЦЕЛИ. Уточнение значений, дифференциация предлогов В - ИЗ в устной и письменной речи, развитие лексики и грамматического строя речи. ОБОРУДОВАНИЕ. Предметы, картинки. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент. 2. Уточнение значения предлога В. Логопед предлагает детям рассмотреть несколько картинок: Люди входят в трамвай. Птичка влетает в метку. Мальчик кладет книгу в портфель. Логопед называет картинки, интонационно выделяя предлог В. - Какое слово повторяется во всех этих предложениях? (В) - На какой вопрос отвечают слова с предлогом В в этих предложениях? (Куда?) Предлагается схема предлога В: Для закрепления значения предлога В используются действия, например: карандаш кладут в пенал, книгу кладут в портфель и т.д. 3. Уточнение значения предлога ИЗ. Логопед предлагает детям картинки: Люди выходят из трамвая. Птичка вылетела из клетки. Мальчик вынимает книгу из портфеля. Аналогичным образом в этих названиях выделяется предлог ИЗ, который соотносится с графической схемой: 4. Сравнение предлогов В - ИЗ. Работа ведется в виде вопросов логопеда и ответов учеников. - Разложите картинки парами. Назовите предложения по каждой паре картинок. - Люди входят в трамвай. - Какие слова разные в этих предложениях? - В - ИЗ. - В чем отличие этих картинок? - На картинках изображены противоположные действия. - Значит, слова В - ИЗ являются предлогами противоположного значения. 5. Работа с графическими схемами предлогов В, ИЗ: а) поднять графическую схему соответствующего предлога после прочтения логопедом предложения; б) подобрать картинки к схемам предлогов; в) подобрать к картинке схему предлога; г) придумать предложение к графической схеме каждого предлога. 6. Работа по сюжетной картинке. Дети составляют рассказ по сюжетной картинке. Из рассказа выделяют предложения сначала с предлогом В, затем с предлогом ИЗ. Логопед дает задание изменить в предложении предлог В на ИЗ, и наоборот. 7. Закрепление правильного употребления предлогов В и ИЗ в письменной речи (при чтении и на письме). а) Дополнить предложения словосочетанием с предлогом вместо картинки. Например: Мама вынимает письмо Бабушка вдевает нитку Петя кладет грибы
б) Вставить в предложения пропущенные предлоги В и ИЗ (задавая вопросы): Дети идут... школу. Люди выходят... автобуса. Мама вынимает огурцы... банки. Мышка влезла... норку. Весной медведь вылезает... берлоги. Пчелы влетели... улей. Птенчик, выпал... гнезда. Дети пришли... рощу. 8. Повторение значения предлогов В и ИЗ. Повторение предложений с предлогом В, с предлогом ИЗ. 9. Подведение итогов занятия. Примерный план занятия по дифференциации предлогов В - НА, обозначающих местонахождение ТЕМА. Дифференциация предлогов В - НА (со значением местонахождения). ЦЕЛИ. Уточнение семантики предлогов В' и НА, их сходства и различия; закрепление употребления этих предлогов в экспрессивной речи; дифференциация предлогов В и НА на письме; развитие анализа структуры предложения на слова, фонематического анализа и синтеза. ход занятия 1. Организационный момент. 2. Выделение предлога В из речи и уточнение его значения. Логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы грибы в корзине, ложка в стакане, цветы в вазе, птица в гнезде, карандаши в пенале; называет картинки, интонационно выделяя предлог В. - Какое слово повторялось при назывании картинок? - В. - Что обозначает слово В? - Оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета: грибы внутри корзины, ложка внутри стакана, цветы внутри вазы, птица внутри гнезда, карандаши внутри пенала. Дети повторяют: "Слово В значит ВНУТРИ". - А теперь я буду называть картинки и употреблять слово ВНУТРИ. А вы будете заменять слово ВНУТРИ словом В. Например, я скажу: "Грибы внутри корзины", а вы скажете: "Грибы в корзине". На доске делается запись: В - ВНУТРИ. - Нарисуйте точку в квадрате. Это и будет графическая схема предлога В. 3. Выделение предлога НА из речи, уточнение его значения. Логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы голуби на крыше, книга на полке, карандаш на книге, тетрадь на парте, ваза на столе. Логопед называет картинки, интонационно выделяя предлог НА. - Какое слово повторялось при назывании картинок? - Слово НА. - Что обозначает слово НА? - Оно обозначает, что один предмет находится сверху другого предмета: голуби сверху крыши, книга сверху полки, карандаш сверху книги, тетрадь сверху парты, ваза сверху стола. Дети повторяют: "Слово НА значит СВЕРХУ". На доске делается запись: НА - СВЕРХУ. - Нарисуйте точку на квадрате. Это и будет графическая схема предлога НА. 4. Выполнение действий с предметами: положить карандаш в книгу, тетрадь на книгу, ручку в тетрадь, карандаш на тетрадь, карандаш на книгу, тетрадь в книгу, ручку на тетрадь, карандаш в тетрадь, книгу на тетрадь, тетрадь на ручку, книгу на карандаш. 5. Разложить картинки под графическими схемами предлогов. Предлагаются картинки: белка на дереве, кубики в коробке, огурцы на грядке, вода в стакане, книги в шкафу, картина на стене, рыбки в аквариуме, чашка на блюдце. 6. Придумывание по картинкам словосочетаний с предлогами В и НА и запись их под графическими схема ми в тетрадях. 7. Игра в лото. Детям выдаются карточки с картинками, на которых один предмет находится либо сверху, либо внутри другого предмета. Логопед называет пары предметов (ложка и стакан, чашка и блюдце и т.д.). Дети должны назвать местоположение предметов по отношению друг к другу (ложка в стакане, чашка на блюдце и т.д.) и закрыть картинку соответствующим предлогом. 8. Составление словосочетаний из букв разрезной азбуки. 9. Запись пропущенных в предложениях предлогов В и НА. Птица сидит клетке. Ваза стоит столе. Лиса живет норе. Пальто висит шкафу. Яблоко лежит тарелке, клумбе расцвели цветы. Книга лежит парте. Рыбки плавают аквариуме. 10. Подведение итогов занятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.13.127 (0.01 с.) |