ТОП 10:

Б. Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)



Логопедическая работа по дифференциации фонем проводится при устранении фонематической дислексии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, аку­стической дифференциации звуков речи.

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером наруше­ния дифференцировок.

В большинстве случаев при фонематической дислек­сии замены букв при чтении обусловлены нечеткостью слу­хового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ве­дущим нарушением при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на бо­лее сохранное зрительное восприятие, тактильные и кине­стетические ощущения, получаемые от органов артикуля­ции во время произношения звуков речи.

Использование кинестезии при дифференциации зву­ков довольно часто требует предварительной работы по уточ­нению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Способность кинестетического различения отрабаты­вается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произ­ношения звуков речи.

Умение различать положение губ отрабатывается пер­воначально на звуках И-У, поскольку различие в положе­нии губ при произнесении этих звуков значительно.

Упражнения могут быть следующими:

1. Произнести звук И перед зеркалом и сказать, в каком положении при этом находятся губы. При затрудне­ниях в ответе логопед может задать дополнительный воп­рос: "Скажи, при произнесении звука И губы растянуты в улыбке или вытянуты вперед?"

2. Произнести звук У перед зеркалом. Ответить, в каком положении при этом находятся губы.

3. Произнести звуки ИУ слитно. Определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.

4. После самостоятельного произнесения звука И оп­ределить, в каком положении находились губы (не глядя в зеркало).

5. Произнести звук У, определить положение губ при его произнесении (не глядя в зеркало).

6. Произнести последовательно звуки И-У и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.

7. Произнести звуки И-У и определить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед.

8. Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.

9. Определить первый и последний звук по беззвуч­ной артикуляции рядов ИУ, УИ.

Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков И-А, У-О, согласных М (губы сомкнуты) и Л (губы раскрыты) и др.

Умение кинестетически различать положение кончи­ка языка (приподнят или опущен) формируется на звуках: С-Т, А-Д, А-Л, А-Т.

Различия в способе образования звуков (смычка или щель) уточняются в процессе дифференциации звуков Ш-Т, Ж-Д. Обращается внимание на то, что при произнесе­нии звуков Ш и Ж кончик языка приподнят, но не касает­ся альвеол, а при произнесении Т и Д образуется смычка, кончик языка прижимается к верхним альвеолам (к бугор­кам верхних зубов).

Умение кинестетически различать узкий и широкий кончик языка вырабатывается на звуках Н-Л. При произ­несении этих звуков кончик языка приподнят и прижима­ется к альвеолам верхних зубов. Внимание учеников обра­щается на то, что при артикуляции звука Н кончик языка широкий, а при произнесении Л - узкий.

Различие в работе голосовых складок при произно­шении звонких и глухих отрабатывается вначале на звуках, не смешиваемых в произношении. Для этого можно ис­пользовать тактильные ощущения кисти руки, получаемые при вибрации гортани в момент произнесения звонких зву­ков. Логопед предлагает детям приложить к гортани боль­шой и указательный пальцы со стороны ладони или тыль­ную ее сторону. С помощью этих приемов они учатся опре­делять наличие дрожания голосовых складок при произне­сении звонких и отсутствие дрожания гортани - при произ­несении глухих согласных звуков. В последующем детям можно дать задание определить наличие или отсутствие дро­жания гортани при произнесении смешиваемых звонких и глухих звуков.

Такая предварительная работа по развитию кинесте­тических ощущений подготавливает детей к работе по раз­витию слухопроизносительных дифференцировок.

В логопедической работе по дифференциации зву­ков необходимо учитывать, что совершенствование слухопротносительных дифференцировок осуществляется бо­лее успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет он его характер, правильнее дифференцирует звуки речи. Разви­тие функции фонематического анализа способствует, та­ким образом, совершенствованию слухопроизносительной дифференциации.

Наиболее часто при фонематической дислексии у де­тей нарушается дифференциация следующих оппозицион­ных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав (Ц-С, Ч-ТЬ, Ч-Щ), звонких и глухих, особенно смычных (Д-Т, Б-П, Г-К), свистящих 3-С, шипящих Ж-Ш, твердых и мягких, свистящих и шипящих (С-Ш, 3-Ж, Ц-Ч). С учетом постепенного усложнения можно рекомендовать сле­дующую последовательность в работе над звуками: Б-П, Д-Т, Г-К, 3-С, Ж-Ш, С-Ш, 3-Ж, Ц-С, Ч-ТЬ, Ч-Щ.

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый - предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй - этап слухо­вой и произносительной дифференциации смешиваемых зву­ков.

На первом этапе последовательно уточняется про­износительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану.

Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощу­щения.Например, при уточнении правильной артикуляции звука С необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка на­ходится за нижними зубами; с помощью тактильного ощу­щения уточняется, что при произнесении этого звука об разуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Слуховой образ звука сравнивается с нерече­вым звучанием (как будто течет вода из крана).

Выделение звука на фоне слога.Для этого необхо­димо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ,СЫ, ЛУ, СО, СУ). Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук С.

• Формирование умения определять наличие звука в слове.Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со сходными аку­стически и смешиваемыми в произношении звуками. Изу­чаемый звук необходимо связывать с соответствующей бук­вой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква свя­зывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, т.е. с обобщенным представлением о зву­ке. Таким образом, исключается механическая связь бук­вы и изолированно произнесенного звука, которая может служить дополнительной трудностью при формировании прежде всего слитного чтения слогов и слов.

Для формирования умения определять наличие звука в слове предлагаются следующие упражнения: 1. Поднять букву, соответствующую заданному зву­ку.

2. Назвать картинки; отобрать те, в названии кото­рых имеется заданный звук (картинки на смешиваемые зву­ки исключаются). При дифференциации звуков С и Ш, например, на первом этапе включаются только слова со звуком С и без него. Исключаются слова со звуком Ш и другими фонетически сходными звуками (свистящими и шипящими). Примерные картинки: сова, рыба, сумка, парта, лопата, лес, собака.

3. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук (картинки при этом не называются). Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются сходные фонетически и смешиваемые детьми звуки.

Это задание является более сложным, чем предыду­щее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на пред­ставление о нем.

4. Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.

5. Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа сделать прочерк. Логопед произносит различные слова. Если ученик услышит слово с заданным зву­ком, он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, если слово не имеет в своем составе нужного звука, кружок ставится (или записывается слово) там, где сделан прочерк.

Определение места звука в слове:в начале, середи­не, конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

Выделение слова с данным звуком из предложения.Предлагается, например, выделить из предложения слова, включающие заданный звук.

По указанному плану отрабатывается каждый из сме­шиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конк­ретных смешиваемых звуков в произносительном и слухо­вом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слухо­вой и произносительной характеристики каждого звука. Од­нако основная цель этого этапа - различение звуков, по­этому речевой материал должен включать слова со смеши­ваемыми звуками.

В качестве примера предлагается последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.005 с.)