V. Методика коррекции оптической дислексии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Методика коррекции оптической дислексии



При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анали­за, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразви­тие пространственного восприятия и пространственных представлений.

В связи с этим при устранении оптической дислек­сии проводится работа в следующих направлениях:

- развитие зрительного восприятия и узнавания (зри­тельного гнозиса), в том числе и буквенного;

- уточнение и расширение объема зрительной памяти (развитие зрительного мнезиса);

 

- формирование пространственного восприятия и представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- формирование речевых обозначений зрительно-про­странственных отношений;

- дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах).

А. Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)

С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

1. Назвать контурные изображения предметов.

2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.

4. Определить, что неправильно нарисовал худож­ник (см. с. 190).

5. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга (по типу фигур Попельрейтера).


 

 


6. Распределить изображенные предметы по величи­не (при реальных соотношениях величин предметов).

 

7. Распределить изображения предметов по их реаль­ной величине (предлагаются одинаковые по величине изоб­ражения предметов, реально различающихся по величи­не).


 

 

8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цве­та: красного, зеленого, желтого, синего, а также картин­ки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурец, лист; цыпленок, репа, дыня; мак, помидор, клубни­ка; слива, василек, синяя лента и др.

9. Игра "Геометрическое лото".

Детям выдаются большие карты. На каждой карте в центре нарисована одна из геометрических фигур:

Кроме того, имеются картинки с изображениями раз­личных предметов. Логопед показывает картинку, дети определяют, на что похож изображенный на ней предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат и т.д.). Картинка кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картин­ки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, кни­га и др. Дается задание по­ложить картинку на свою "лужайку":

 

 

9. Игра "Геометрическое лото".

Детям выдаются большие карты. На каждой карте в центре нарисована одна из геометрических фигур:

 

Кроме того, имеются картинки с изображениями раз­личных предметов. Логопед показывает картинку, дети определяют, на что похож изображенный на ней предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат и т.д.). Картинка кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картин­ки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, кни­га и др.

10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагают­ся полоски, состоящие из двух разноцветных частей: крас­ной и синей, красной и желтой, желтой и синей, синей и красной и т.д. Логопед показывает свою полоску – дети находят аналогичную ей.

11. Определение правой и левой части разноцветных полосок (см. п.10). Предлагаются следующие виды зада­ний:

а) покажи полоску, на которой справа синий цвет; на которой слева синий цвет;

б) назови цвет правой части полоски;

в) найди полоску, где слева красный цвет, а справа - желтый и т.д.

12. Подбор парных карточек с геометрическими фи­гурами.


Сначала детям предлагаются карточки с тремя гео­метрическими фигурами, затем с четырьмя, пятью. В бо­лее простом варианте каждая фигура раскрашена опреде­ленным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зе­леный круг, желтый овал и т.д. В усложненном варианте одна и та же фигура может быть разного цвета (круг крас­ный, или желтый, или зеленый и т.д.). Каждому ребенку дается серия из 3 или 4 карточек. Логопед показывает свою карточку. Дети должны подобрать парную карточку.

13. Нахождение адекватных изображений, состоящих из треугольников и линий.


14. Срисовывание изображений, состоящих из треу­гольников и линий (см. п.13).

15. Срисовывание серий изображений из полуовалов и линий (по С.Борель-Мезонни), сначала из 2-3-х (см. с. 193), далее из 4-5 элементов (см. с. 194).

16. Рисование серии изображений по представлению! (после кратковременной экспозиции).

17. Узнавание серий среди сходных изображений (см.1 п.15).


 

 


 

18. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе пред­ставляет собой зеркально расположенное изображение.

19. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

20. Дорисовывание симметричных изображений.

21. Составление разрезанных на части картинок (на 2,3,4,5,6,7 частей и т.д.).

22. Игра "Открывание окон в домике".

Логопед показывает макет домика, в котором можно открывать окна (см. с. 197). В домике 4 окна - два вверху, два внизу. Детям предлагается открыть правое верхнее окно, открыть нижнее левое окно, верхнее левое окно, закрыть правое нижнее окно и т.д.

В окнах - изображения различных животных: кош­ки, собаки, цыпленка, утки. Дети должны сказать, где сидит кошка, собака, цыпленок, утка. Например: кошка сидит около верхнего левого окошка и т.д.

23. Дополнение рисунка.

Предлагается нарисованный домик. Дается задание дополнить рисунок: например, нарисовать справа вверху солнце, слева от домика - забор, справа от домика - дере­во, слева впереди нарисовать цветы, а справа впереди - лужу и т.д.

24. Выполнение тестов Равена.

Детям предлагаются матрицы Равена с вырезанными частями и несколько вставок (см. с. 198-203). Следует по­добрать соответствующую вставку.

25. Конструирование фигур из спичек или палочек (сначала по образцу, затем по памяти).

26. Конструирование из кубиков Кооса.

На каждом кубике имеются как грани, раскрашен­ные одним цветом, так и грани, разделенные по диагона­ли и раскрашенные двумя разными цветами (например, красным и желтым, синим и белым). Предлагается соста­вить из кубиков различные узоры (из 2,4,8 16 кубиков)


 

 


 



 

 

 

 



 



 

27. Найти различия в двух картинках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.009 с.)