Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ж. Дислексия и нарушения устной речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте У детей с дислексиями очень часто встречаются нарушения устной речи. В литературе отмечается разнообразный характер нарушений устной речи при дислексии: 1) нарушения темпа и ритма речи (заикание, очень быстрая речь); 2) задержка появления речи; 3) недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов); 4) нарушения грамматического строя устной речи; 5) нарушения звукопроизношения; 6) нарушения фонематического развития. Нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь) часто наблюдаются среди переученных левшей и в этом случае являются следствием переученного левшества, не имея прямого отношения к дислексии. Заикание может возникнуть у детей с поздним развитием речи, с нарушением языкового развития при переходе к овладению сложными формами речи (фразовой речью). Речевая функциональная система у таких детей очень хрупкая, ранимая, ослабленная. При излишней нагрузке, при усложнении речевого материала происходит ее перенапряжение, что проявляется в форме заикания. Вместе с тем] недоразвитие языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических) у таких детей приводит и к нарушению овладения чтением, дислексиям. Таким образом, и в этих случаях связь между заиканием и дислексией носит опосредованный характер, хоть и определяется единым патологическим фактором, нарушением речевого развития. Следует отметить, что тонкие специфические механизмы заикания и дислексии будут различными в этих случаях. Более значимым в возникновении дислексии является позднее развитие речи. При дислексиях часто наблюдается задержка речевого развития. В одних случаях это лишь легкое отставание (речь появилась после двух лет), в других - выраженная задержка речевого развития, когда речь появляется после четырех и более лет. У детей, страдающих дислексией, наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них наблюдаются инверсии. Отмечая частоту нарушений устной речи при дислексии, многие авторы (Б.Хальгрен, С.Борель-Мезонни, Р.Е. Левина и др.) считают, что нарушения и устной речи и чтения - это результат воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося причиной нарушения и составляющего его патологический механизм. В легких случаях эти нарушения обнаруживаются только на стадии овладения письменной речью. В трудных случаях прежде всего оказывается нарушенной устная речь, а позднее выявляются нарушения чтения и письма. Авторы указывают и на другие моменты, обусловливающие связь нарушений устной речи и дислексии: фонематическое недоразвитие, нарушение слухового восприятия. Слуховое восприятие при дислексии неустойчиво и мимолетно. Эта мимолетность, как отмечает С.Борель-Мезонни, влечет за собой трудность установления устойчивого соответствия между фонемой и соответствующей графемой. Дети с дислексией плохо различают многие звуки. Р.Е.Левина считает, что в основе нарушений чтения и устной речи лежит сформированность фонематической системы. На начальных этапах овладения чтением при недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей. Наблюдаются неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова). Избирательное неусвоение букв вызывается не слабостью удержания графических начертаний, усвоение которых оказывается нормальным, а несформированностью! обобщения звуков. "Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема - графическое! обозначение фонемы - составляет единицу чтения и письма" (Р.Е.Левина). Если буква не соотносится с обобщенным звуком (фонемой), то ее усвоение будет носить механический характер. Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Когда же звуки плохо различаются на слух, искаженно произносятся или заменяются в произношении другими, обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв затрудняется. Неусвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Таким образом, если у детей затруднено образование фонематических представлений, то у них медленно формируются и представления о графеме (Б.ГАнаньев, Р.Е.Левина, А.Н.Попова, Л.Ф.Спирова). Чрезвычайно затрудненным у таких детей оказывается и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения слогов ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав данный звук от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном звучании данного звука. Слитному произнесению слогов помогает смысловая догадка. Слияние звуков в слоге - это прежде всего произнесение их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происходит с трудом. Нарушения чтения могут быть связаны и с недостаточностью лексико-грамматического развития речи. Так, замена слов при чтении может обусловливаться не только фонетическим их сходством, неправильным произношением или неразличением отдельных звуков, но и трудностями установления синтаксических связей предложения. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, да и сам морфологический анализ затруднен. Так, при чтении фразы Мама моет раму нормальный ребенок, основываясь на существующей связи слов моет и рама, может уже при чтении слова моет догадаться, какое будет окончание в слове рама, так как эти два слова в языке выступают только в сочетании моет раму и никак иначе. В процессе чтения нормальный ребенок начинает догадываться о смысле и грамматической форме последующих слов уже при восприятии предыдущего слова. Смысловая догадка в этом случае опирается на имеющиеся у ребенка представления о закономерностях языка, на "чувство языка". Ребенок с недоразвитием лексико-грамматического строя речи может прочитать приведенное выше предложение как Мама моет рама, так как его смысловая догадка не опирается на точные языковые обобщения, на четкие представления о закономерностях изменения слов и их сочетаемости в предложении. Смысловая догадка в этом случае либо отсутствует, либо играет отрицательную роль, так как является причиной большого количества специфических ошибок. Искажения читаемых слов у детей с недоразвитием грамматического строя речи часто определяются и тем, что морфологическая структура слова недостаточно осознается и в процессе чтения не возникает правильной смысловой догадки. У таких детей при чтении наблюдаются аграмматизмы, обусловленные нарушениями связей слов (у меня -"у мене"), трудностями восприятия тонких грамматических значений (влетал - "влетел"). Аграмматические дислексии чаще всего наблюдаются. У детей с общим недоразвитием речи различного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения. Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного, так как понимание читаемого обусловливался уровнем языкового развития ребенка, степенью и характером овладения не только значением слова, но и пониманием связи слов и предложений.
Дислексия и двуязычие В качестве фактора, определяющего возникновение: дислексии, некоторыми авторами рассматривается конфликт при двуязычии. Первый вариант двуязычия - ребенок дома говорит на одном языке, а в школе, на улице общается на другом. Второй вариант - родители при общении с ребенком пользуются различными языками. Считают, что основным фактором, вызывающим дислексию при двуязычии, чаще является психологический конфликт между тенденцией ребенка к родному языки и необходимостью говорить на другом языке (А.Серту, Ж.Расин, Ж.Мар, М.Гард, А.Хэм), В таком же плане рассматривается возникновение дислексии при семейном двуязычии. Является ли психологический конфликт при двуязычии патогенетическим механизмом дислексии или в основ* нарушений чтения лежат более сложные и многозначных факторы? В условиях двуязычия на возникновение дислексии оказывают влияние и психологические трудности, и трудности формирования речи, и трудности обучения. Однако к дислексии приводит не столько психологический конфликт или аффективные нарушения, сколько особенности экспрессивной речи, развивающейся в условиях двуязычия и характеризующейся многообразными нарушениями: нарушениями произношения, несформированностью лексико-грамматического оформления и понимания речи. Овладение языковыми обобщениями при двуязычии; затруднено. Каждый язык характеризуется своей фонематической системой, определенными закономерностями грамматического строя. В связи с этим в процессе овладения устной речью языковые закономерности одного языка будут как бы вступать в противоречие с еще плохо усвоенными закономерностями другого языка. Таким образом, не психологический конфликт, а нарушения формирования устной речи, трудности усвоения языковых обобщений при двуязычии могут прежде всего обусловливать возникновение дислексии. Вместе с тем психологический конфликт и аффективные нарушения могут усугублять проявление нарушений чтения.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.175 (0.01 с.) |