Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения речи у детей. Коррекция нарушений артикуляционной моторики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нарушение речи у дошкольников. Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека — потребность в общении. В период дошкольного возраста у ребенка происходит социализация, т.е. ориентированность на общество. В возрасте от года до трех лет среда общения ребенка — семья. Далее круг общения расширяется, и, более того, основной массой коммуникации становятся сверстники. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведет к нарушению социальных ролей, так как именно в данном возрасте у ребенка формируются и отрабатываются на практике поведенческие клише. Существует огромное множество причин, вызывающих нарушение речи у детей. Сюда включаются травмы, полученные в период вынашивания ребенка, в течение родовой деятельности и в период после родов. Основная проблема своевременной диагностики данных проблем заключается в том, что в большинстве случаев патология не является очевидной, так как полноценная речь развивается у ребенка только к трем годам. В настоящее время существует разделение речевых нарушений на клинико-психологические и психолого-педагогические. Данная классификация ориентирована на решение одной и той же проблемы с разных позиций. Клинико-психологический подход основывается на принципе от общего к частному, на систематизации полученных научных и практических знаний с применением медицинского вмешательства в случае необходимости. У детей дошкольного возраста чаще встречается расстройство устной речи (так как в силу возраста письменная еще не развита). Наибо-лее типичными нарушениями в этот период считаются проблемы внешнего оформления высказывания, такие как заикание, дислалия (картавость), общие нарушения голоса (полная или частичная потеря голоса в резуль-тате воспаления или переутомления органов речи, инфекционных заболе-ваний и стрессовых ситуаций). Последние могут возникнуть практически в любом возрасте. Все перечисленные типы чаще всего не требуют специального медицинского вмешательства, но необходима серьезная помощь логопеда, а в особо тяжелых случаях — помощь психолога. Существуют и более тяжелые поражения, где нарушение речи лишь проявление неполноценной деятельности центральной нервной системы в целом или неправильного анатомического строения речевого аппарата. К последнему относится ринолалия — «заячья губа». Это заболевание легко исправляется хирургическим путем. Самыми тяжелыми нарушениями считаются нарушения речи, связанные с недостаточным функциони-рованием мозга, такие как дизартрия, где поражается нервная система. Степень тяжести данного заболевания варьируется от едва ощутимой невнятности до полной невозможности произносить значимые фонемы. Одно из самых тяжелых нарушений — алалия, когда возникает поражение коры головного мозга в течение внутриутробного периода или после рождения. Характеризуется невозможностью формирования языковых средств. При моторной алалии не формируется звуковой образ слова. При сенсорной алалии не воспринимается чужая речь на родном языке, хотя органы слуха не повреждены. Нарушение речи у детей школьного возраста. Приобретенные навыки общения со сверстниками продолжают формирование и в школьные годы. Речь начинает играть все более важную роль, так как связана уже не просто с процессом познания окружающего мира, но и с процессом обучения. Проблемы с речью, не решенные в дошкольном возрасте, усугубляются по мере взросления ребенка. Более того, к ним могут присоединиться и другие дефекты. Расстройства письменной речи чаще всего проявляются именно в это время. Классификация этого типа нарушений основывается на сенсорно-продуктивной деятельности ребенка. Выделяют дислексию и дисграфию. Дислексия характеризуется неадекватностью процесса чтения и проявляется в виде повторяющихся ошибок и замен одних языковых единиц на другие. Причина заключается в незрелости психических функций, отвечающих за процесс чтения. Различают следующие формы дислексии: фонематическая (не воспринимаются звуки слова, не работают функции фонематического анализа и синтеза), семантическая (отсутствуют процессы звукослогового синтеза и разграничения смысловых связей слов в предложении), аграмматическая (не воспринимаются грамматические аспекты законченных высказываний), мнестическая (отсутствует связь между самой буквой и ее звучанием) и оптическая (путаются и взаимозаменяются сходные по написанию буквенные символы). Дисграфия — полное или частичное нарушение процесса письма. Симптомами считаются нестабильные образы букв, их пропуски, повторяющиеся ошибки в написании предложений. Чаще всего дисграфия тесным образом связана с дефектами устной речи и обусловлена отсутствием концентрации внимания и незрелостью функций звукового анализа. Выделяют следующие виды дисграфии: артикуляционно-акустическая (неадекватность восприятия фонем, искажение звукоряда при воспроизведении), акустическая (только неадекватность восприятия фонем), дисграфия, связанная с нарушением функций языкового анализа и синтеза, аграмматическая (невозможность правильно построить согласованное предложение) и оптическая. В школьном возрасте также могут возникнуть и нарушения устной речи, такие как афазия (в результате воспаления коры головного мозга нарушается процесс восприятия или формирования речи), брадилалия (патологически замедленный темп речи) и тахилалия (патологически ускоренный темп речи). С педагогической точки зрения нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения в их применении. К первым относятся проблемы с речью в целом, а вторые включают в себя патологически неправильное употребление языковых единиц. Психолого-педагогический подход в качестве коррекции предлагает организованную логопедическую помощь, в то время как клинико-психо-логический рассматривает механизмы образования проблемы и симптоматику. Кроме того, можно говорить о возникновении речевых патологий в период школьного возраста по причине перенесенного стресса, что отражает воздействие на центральную нервную систему в целом. Таким образом, нарушение речи чаще служит симптомом более серьезной проблемы и поводом обращения в первую очередь к психологу, а уже потом к логопеду. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. Диагностикой речевых патологий и их коррекцией занимается логопедия. Речевые нарушения чаще всего бывают проявлением более серьезных проблем (например, заболеваний центральной нервной системы), поэтому очень часто дети с подобными отклонениями имеют слабое здоровье в целом, подвержены головокружениям, приступам слабости, перепадам артериального давления. Соответственно, процесс обучения затрудняется сниженным восприятием. В задачи коррекционной педагогики входят такие, как своевременное выявление и исправление нарушений, обучение родителей и педагогов общим понятиям логопедии. В течение коррекционных занятий происходит стимулирование познавательных потребностей ребенка, корректирование патологий и помощь в овладении процессом умственной работы, которая, в свою очередь, необходима для продуктивного освоения языка. Речевая активность также нуждается в повышенной стимуляции, так как дети с нарушениями вербализации своих высказыва-ний отличаются пониженным коммуникативным уровнем. Для этого производится стимуляция не только речевой, но и речемыслительной деятельности ученика, куда включается мотивированность высказывания, предвидение конечного результата, обучение отбору лексических, грамматических, синтаксических форм выражения своих мыслей. Особенности проведения коррекционно-педагогической работы с такими детьми заключается в том, что их психофизическое состояние крайне неустойчиво, следовательно, постоянно меняется их настрой на работу, возникает рассеивание внимания, быстрая утомляемость. Следует помнить и о том, что восприятие оценок и замечаний педагогов крайне обострено. Принимая во внимание все вышесказанное, при коррекционной работе рекомендуется облегченный режим обучения. Облегченный режим обучения характеризуется индивидуальным подходом и особым психологическим климатом. Педагог должен мягко и корректно указывать на ошибки ученика, более детально и подробно излагать свои инструкции, обращая внимание на манеру собственной речи. Речь преподавателя должна быть четкой, внятной, выразительной, а предложения — короткими, без сложных оборотов. Например, заикающихся детей рекомендуется опрашивать с места, не в первую очередь или после занятий, не заменяя устный ответ письменным. В случае более тяжелых нарушений предлагается перевод ребенка в специальную школу, где существует две разновидности классов — для детей с тяжелой степенью заикания и поражениями центральной нервной системы (например, афазией). Учебная программа в таких школах более растянута во времени (12 лет обучения) и имеет ряд специфических коррекционных приемов. Характерна и низкая численность учащихся в классе (не более 12 человек). После окончания такой школы дети получают аттестат о неполном среднем образовании. В образовательных программах таких школ предусмотрено среднее специальное образование. При этом образовательная работа сочетается с лечебно-оздоровительными мероприятиями, соблюдается единство коррекции речи, общей жизнедеятельности организма и психических процессов. Работа с вокабулярием детей направлена на расширение пассивного и активного словарного запаса, умение оперировать лексическими единицами с полным осознанием семантики для построения связного и точного высказывания. Речевая терапия основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.), направленными на развитие двигательных функций. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, а иногда и врача ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением об анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца. Очень важна стимуляция двигательно-кинестетического анали-затора, что позволит сформировать управление артикуляционным прак-сисом (умение выполнять целенаправленные артикуляционные движения), развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок. При этом необходима опора на другие анализаторы (зрительный — выполнение артикуляционных упражнений перед зерка-лом; слуховой — сопровождение движений четкой речевой инструкцией). При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией целесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия: • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий). • Зондовый, точечный, мануальный, щеточный массаж язычной мускулатуры. • Пассивная и активная артикуляционная гимнастика. • Дыхательные и голосовые упражнения. • Искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии). • Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. После логопедического массажа осущест-вляется массаж язычной мускулатуры. Пассивная и активная артикуляционная гимнастика. Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Ее целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: таким образом происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Постепенно, если ребенок самостоятельно может выполнить необходимые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их, переходят к активной артикуляционной гимнастике. Искусственная локальная контрастотермия. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных агентов (термомассаж). В качестве низкотемпе-ратурных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных — горячая вода или настой трав. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора, контрастотермаль-ное воздействие можно применять не только на артикуляционную муску-латуру, но и на мышцы верхних конечностей (кисти рук). Дыхательная гимнастика. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Коррекция нарушений звукопроизношения. При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода. Важно выявить компенсаторные возможности ребенка, т.е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно. В первую очередь для коррекции выбираются те звуки, которые у ребенка максимально приближены к правильному произнесению или те, артикуляционные уклады которых наиболее просты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.01 с.) |