Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.



Специальными коррекционными методами называются методы, используемые педагогом для устранения какого-либо недостатка поведения или нарушений, вызванных одной общей причиной. К специальным методам коррекционной работы относят: метод субъективно-прагматический, естественных последствий, возмещения, коррекции через труд («трудовой метод»), взрыва и др.

Субъективно-прагматический метод действует через систему контрактных сделок воспитателей и воспитанников, различного рода договоров и взаимных обязательств. При этом педагоги используют напряженную социально-экономическую ситуацию в воспитательных целях, подчеркивая связь хорошего школьного воспитания и образования учащихся с их будущим социальным и материальным положением.

Данный метод имеет следующие модификации: 1) контракты между воспитателем и воспитанниками с четким указанием обязанностей сторон; 2) личные карточки самосовершенствования, составляемые педагогами и родителями; 3) работа дифференцированных групп по интересам и профилактическая работа с детьми группы риска; 4) мониторинг за поведением и социальным развитием воспитанников с помощью технических средств и ЭВМ; 5) применение тестов воспитанности, социальной зрелости в сочетании с играми, конкурсами; 6) штрафы в баллах и наказания в виде лишения прав и привилегий и др.

Сущность метода естественных последствий состоит в том, что ребенок быстро и наглядно убеждается на практике, к чему ведет то или иное его действие, ибо правильная линия поведения укрепляется только путем наступления всевозможных неприятностей и желания их избежать. Дети должны представлять последствия совершенных действий и тем самым учиться на чужих ошибках и на своих. Ученики под руководством учителя должны усвоить что жизнь – это не удовлетворение своих прихотей, а выполнение установленных норм, необходимость конструктивного сосуществования с другими людьми. В противном случае появляется неизбежность наказания и неприятных последствий для самих же себя. Педагогу следует научить детей устанавливать закономерные жизненные связи, например: водка – самоуничтожение, воровство – тюрьма, курение – болезнь, недоброжелательность – одиночество и др.

Суть метода естественных последствий имеет общее и с сущностью метода возмещения, которую можно выразить так: любой ущерб, нанесенный другому человеку, должен быть возмещен. Это может быть либо материальное возмещение, либо возмещение трудом. Метод возмещения основан на чувстве ответственности и защищенности, которое формируется в процессе соблюдения правил и требований не только ребенком, но и людьми, его окружающими. Детям нужно объяснить, что любую вину требуется искупить – это справедливо по отношению к другим людям и своей собственной совести.

Трудовой метод применяется в коррекционной педагогике и как метод возмещения причиненного отклоняющимся поведением ущерба, и как метод перевоспитания. Значение разумно организованного, посильного для детей труда весьма велико в процессе формирования у них социальных качеств. Дефектологи и психотерапевты считают трудовую деятельность исключительно эффективным методом коррекции поведения. Он может иметь следующие коррекционные формы: создание групп для уборки кабинетов, коридоров, территории; ремонт книг в школьной библиотеке; изготовление наглядных пособий и т.д. В медико-педагогической клинике В.П. Кащенко труд использовался для развития общей работоспособности детей, выработки систематичности и выдержки в работе, воспитания интереса, развития активности.

Метод взрыва – это воздействие на воспитанника, которое должно уничтожить его внутреннюю негативную установку и очистить в душе место для формирования нового качества. «Взрыв» опасен сильным эмоциональным потрясением, поэтому пользоваться им можно лишь в исключительных случаях.

Методы помощи нормальным детям,применяемые педагогом в обычном классе существенно отличаются от методов психической, медицинской, психотерапевтической коррекции, которые используются в лечебно-оздоровительных учреждениях и школах для больных детей.

В.П. Кащенко в книге «Педагогическая коррекция» классифицировал эти методы по признаку отклонений, которые могут быть исправлены с их помощью: ٭методы коррекции активно-волевых дефектов; ٭методы коррекции страхов; ٭метод игнорирования; ٭метод культуры здорового смеха; ٭методы снижения сильного возбуждения ребенка; ٭методы коррекции рассеянности; ٭методы коррекции застенчивости; ٭методы коррекции навязчивых мыслей и действий; ٭метод профессора П.Г. Бельского; ٭методы коррекции бродяжничества; ٭методы самокоррекции; ٭методы коррекции тиков; ٭методы коррекции истерического характера; ٭методы коррекции недостатков поведения единственных в семье детей; ٭методы коррекции нервного характера и др.

Применять эти методы в школьной обстановке без специальной подготовки нельзя. Например, такие методы, как «заставание врасплох», «огорошивание», «игнорирование», «преследование», «подглядывание», «запирание под замок», «изоляция», «аффективная гимнастика», «подавление», гипноз и др. используются только в психологической и медицинской практике. Социальный педагог должен использовать только педагогические методы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.005 с.)