Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Олигофрения и деменция как формы умственной отсталости.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Умственная отсталость включает в себя две основные формы нарушений: ► олигофрению; ► деменцию. Первый из указанных видов умственной отсталости – олигофрения –проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), второй – деменция – на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens – ум, разум). Приобретённое слабоумие (деменция) означает снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня. Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых детей составляют дети с олигофренией (от греч. olygos – «малый», phren – «ум»). Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином. Олигофрения – форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на ранних этапах развития) периоды. Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуетсятотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. При олигофрении органическая недостаточность мозга носитнепрогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями. Существуют несколько гипотез относительноосновного нарушения при олигофрении: ► особенности эмоционально-волевой сферы(К. Левин); ► трудность обобщения и отвлечения (М.С. Певзнер); ► слабость регулирующей роли речи(А.Р. Лурия). Причины олигофрении различны. По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении: 1) обусловленная эндогенными (генетическими, внутренними) факторами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.; 2) обусловленная экзогенными (внешними) факторами, как то: инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития. По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы: ► дебильность (легкая степень); ► имбецильность (средняя степень); ► идиотия (тяжелая степень). Дебильность – наиболее распространенная форма олигофрении. Интеллектуальный дефект выражен негрубо. Имеются способности к обобщению, фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует овладению навыками чтения, письма, счета, усвоению знаний, предусмотренных программой коррекционной школы 8-го вида. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выработку самоконтроля. При правильном обучении и воспитании, своевременном привитии трудовых навыков социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен. Имбецильность – более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего мира, речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно. Нарушены координация движений, ориентировка в пространстве, часто имеются тяжелые нарушения моторики. Крайне трудно и медленно формируются элементарные навыки самообслуживания. В правовом отношении имбецилы, также как и идиоты, являются недееспособными, над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. Они могут воспитываться в специальных детских учреждениях (интернатах). В случае воспитания в условиях семьи они получают пенсию как инвалиды. Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов является классификация, предложенная в 1959 г. советским дефектологомМ.С. Певзнер. Она выделила пять основных форм олигофрении: ► неосложненную (основной вариант); ► с выраженными нейродинамическими нарушениями: а) с преобладанием процессов торможения; б) с преобладанием процессов возбуждения; в) лабильные; ► со снижением функций анализаторов и нарушениями речи: а) с нарушением зрения; б) с нарушениями слуха; в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата; г) с речевыми отклонениями; ► с психопатоподобным поведением; ► с выраженной лобной недостаточностью. К числу основных форм умственной отсталости также относится деменция. Деменция (от лат. dementia – «безумие, слабоумие») – стойкое и, как правило, необратимое ослабление познавательной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы. Слабоумие (деменция) в психиатрии представляет собой врождённое или приобретённое расстройство интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений; изменяется процесс рационального познания, способность к умозаключениям и суждениям, уровень критических способностей. Причинами деменции являются: ► травматические, инфекционные, интоксикационные поражения мозга, дегенеративные заболевания ЦНС; ► нарушения обменных процессов; ► органические заболевания мозга при шизофрении, эпилепсии. Нарушения в деятельности мозга наступают после некоторого периода нормального развития ребенка, когда значительная часть мозговых структур является относительно сформированной. При деменции нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. В зависимости от локализации повреждения одни из интеллектуальных функций могут быть нарушены значительно, другие – оставаться относительно сохранными. Отсутствие типичной для олигофрении иерархичности проявляется в том, что часто более выраженным является недостаточность не мышления в целом, а отдельных интеллектуальных функций, темпа и подвижности психических процессов. Специфика интеллектуального дефекта при деменции заключается в неравномерной недостаточности познавательной функции. Дети, страдающие деменциями, могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не способны воспользоваться ими вследствие нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности. Одно из центральных расстройств при органической деменции – изменения личности, нарушения критичности. Лишь немногие из таких детей переживают из-за своей несостоятельности. Большинство из них не осознает своего дефекта. Они не проявляют интереса к занятиям, равнодушны к оценке, не имеют планов на будущее. Эмоции упрощены, некритичность характерна не только по отношению к собственной личности, но и к окружающим. Значительно чаще, чем при олигофрении, при деменции встречаются явления психической истощаемости, психомоторной расторможенности. Гораздо более ярко проявляется психопатоподобный синдром с повышенными либо извращенными влечениями. По динамике слабоумия различают: ► резидуальную органическую деменцию; ► прогрессирующую деменцию. Резидуальная органическая деменция обусловлена остаточными явлениями после перенесенных органических поражений мозга инфекциями, интоксикациями, травмами. Прогрессирующая деменция связана с текущими органическими процессами в головном мозге (воспалительными, дефектами обмена и др.). При этом виде деменции имеется тенденция к прогрессированию болезненных расстройств. Прогрессирующая деменция может быть вызвана приобретённым заболеванием, например, сенильная деменция (старческое слабоумие – болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга – так называемый психоорганический синдром. По этиологическому критерию различают: ► эпилептическую; ► шизофреническую; ► постэнцифалическую; ► травматическую и другие деменции. Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым. Эпилептическое слабоумие выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи – значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие). На основе специфики клинико-психологической структуры деменцииГ.Е. Сухарева выделяет четыре ее типа, характеризующиеся преобладанием того или иного дефекта: ► низкий уровень обобщений; ► грубые нейродинамические расстройства; ► недостаточность побуждений к деятельности; ► нарушения критики и целенаправленности мышления. Таким образом, различная структура дефекта интеллекта вызывает и различные виды умственной отсталости. Однако как при олигофрении, так и при деменции дети имеют ряд общих характеристик, касающихся их познавательной сферы, социальных и коммуникативных навыков, личностных качеств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.86 (0.009 с.) |